2 Кор., 180 зач., V, 15-21.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Я живу в долг. Я не безумец. Я наконец-то понял, что должен делать», — такие слова говорит «Железный человек» — Тони Старк, в корне переосмысливший свою жизнь после различных испытаний. Именно Старк, в конце концов, пожертвует собой, чтобы воскресить тех, кто погиб от беспощадной руки жестокого Таноса. Слушатели спросят — почему на радио «Вера» вдруг заговорили о популярных теперь комиксах? Вовсе не для их популяризации — поверьте. А для того, чтобы показать — самые яркие и пронзительные сюжеты из блокбастеров, которыми восхищается мир, позаимствованы, на самом деле, из евангельской истории.
Подтверждение мы можем найти, например, в сегодняшнем чтении из второго послания апостола Павла к коринфянам. Великий проповедник христианства, в частности, говорит о том, что человечество находится в долгу у Бога, пославшего в наш мир Своего Сына, через Его смерть и воскресение вернувшего людям Царство Небесное. Пришествие Спасителя коренным образом изменило историю людей. Или как говорит Павел: «кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь всё новое».
Не преувеличивает ли апостол, произнося эти громкие слова? Ведь в мире всё так же царствуют страсти, а люди вместо милосердия руководствуются завистью, тщеславием и властолюбием. Здесь мы снова встаём перед сложной проблемой согласования промысла Божия и свободы воли человека. Благодаря Христу мы получили от Господа всё необходимое для того, чтобы на земле царил мир, а люди жили в гармонии друг с другом. Спаситель изгладил греховное прошлое человечества, дал нам возможность начать историю с чистого листа. Вот почему, например, подсчёт лет мы ведём от Рождества Христова.
Но Бог не программирует нас на следование Его воле. Потому что согласие без абсолютной свободы не значит ничего. Любовь и прочие добродетели, совершаемые вынужденно, не имеют реальной ценности. Отец Небесный хочет, чтобы мы свободно следовали за Его Сыном, через Него примирили свои мятущиеся души с заповедями Божиими и тем самым обрели мир и покой. Возможно ли это? Пример христианских подвижников даёт нам возможность однозначно ответить — да.
Святые, укрепляемые благодатью Божией, нашли в себе силы не идти путём греха. Несмотря на различные искушения, испытания и даже принуждение со стороны окружающих, они сделали выбор в пользу верности Господу, не променяли мир, дарованный Духом Святым, на призрачные преимущества жизни по страстям. Далось ли святым это решение легко? Безусловно, нет.
Всякий, кто решился строить жизнь на основании чистой совести и заповедей Божиих, знает, о чём идёт речь. Такой человек для окружающих становится «белой вороной», которой постоянно адресуются реплики удивления. «Как же ты так живёшь? Все вокруг врут, воруют, изменяют! А ты так не поступаешь? Как-то ты странно и скучно живёшь!» Но познавший радость Божию, уже не сможет её ни с чем спутать, а, утратив, окажется неспособен компенсировать её отсутствие никакими развлечениями или материальными ценностями. Попытка заполнить пустоту ушедшей благодати страстями и утехами будет похожа на желание затушить костер бензином. Чем больше льёшь — тем больше разгорается.
И, в итоге, останется только один выход. Осознать, подобно Тони Старку, что живёшь в долг. Но который, что поразительно, не нужно отдавать. За него следует, в первую очередь, благодарить — благодарить Бога, пославшего в наш мир Сына Своего — Иисуса Христа, бескорыстно открывшего нам Царство Небесное. Этот дар мы можем сделать своим, если, наконец, поймём и уясним, что, на самом деле, призваны делать ежедневно. Не идти на поводу у греха, но своими словами и поступками свидетельствовать о вере в Бога, Который любит каждого человека и желает ему спастись.
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
В 1929 году советская власть стала массово арестовывать духовенство и прихожан. Священник Сергий Мечёв был взят осенью с несколькими прихожанами своего храма. Обвинение всем предъявили стандартное — активная церковная деятельность. Осуждённых приговорили к трём годам ссылки. Отец Сергий получил направление в Кадников — небольшой городок Вологодской области. В заключении он продолжил помогать свои прихожанам. Писал им письма, призывал не падать духом, двигаться по пути покаяния. В одном из посланий батюшки Сергия Мечёва есть такие слова:
«Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни»
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Благодарность. Наталья Сазонова
Как-то раз в проповеди священника услышала мысль о том, что Бог всегда присутствует в нашей жизни. И каждый по-своему ощущает присутствие Бога. Кто в радости, кто в утешении, кто в покаянном чувстве, кто-в молитве.
Мне хочется поделиться своим переживанием присутствия Бога.
Начало девяностых. Я — выпускница православного медицинского училища. Нас готовят как сестёр милосердия. Это значит — мы призваны оказывать не только медицинскую помощь. Но духовно поддерживать пациентов. Говорить с ними о вере, о Боге. Если просят, помочь подготовиться к исповеди, пригласить священника.
И вот, с полным осознанием своей миссии, я переступила порог реанимационного отделения, куда устроилась на работу.
Реанимация... Там как на фронте. Там два лагеря. В одном — тяжело больные, в другом мы — медики. Нет сил ни у тех ни у других. Все на пределе. Одних истощает страдание, другие выкладываются, спасая. Всем нужно помочь. Объём работы запредельный. Бессонные ночи выматывают. Все мысли в одном направлении; всё сделать правильно, вовремя, ничего не забыть.
Так проходили мои дежурства в реанимации. А дома я переживала, что снова ни с кем из пациентов не удалось поговорить о вере, о Христе. А как же моя миссия сестры милосердия?
И вот, прихожу в очередное дежурство на работу, а в палате — новый больной. Мужчина средних лет. Он был подключён к аппарату ИВЛ. Не мог самостоятельно дышать, но находился в сознании. Мне нужно было его помыть. Любое движение вызывало у мужчины сильный кашель от трубки в трахеи. Но он стал помогать мне менять под ним бельё, поворачивать его сбоку на бок. А ведь как тяжело ему это давалось!
Я закончила все процедуры и хотела отойти. Тут он аккуратно взял меня за руку и произнес одними губами, беззвучно: «Спасибо, спасибо. Дай Бог Вам здоровья».
Представляете! Такие страдания! Ни говорить не может, ни повернуться без посторонней помощи, а нашёл в себе силы меня поблагодарить.
Знаете, в этот самый момент, я почувствовала что Бог здесь, в этой реанимационной палате.
Потекли слезы. Пришлось опускать голову пониже, чтобы больной их не заметил. Мне больше не хотелось думать о своей высокой миссии спасения кого-то. Была просто благодарность Богу за то, что показал мне истинно христианский поступок.
Нет! Это не я помогаю им. Это они, болящие, помогают мне. Помогли теперь, когда во мне стала остывать любовь. Потому что моё безразличие к чужой просьбе, нежелание помочь и поддержать вытесняют из сердца Христа.
Теперь я спешу в больницу с молитвой: «Господи, разогрей во мне желание служить ближнему!» Я спешу к своим пациентам. Посмотреть им в глаза. А я смогла бы жить с такой болью?! И в их глазах я вижу Христа!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен