
Тот, кто бывал в храме на вечернем богослужении, сразу же узнает этот псалом — 5-й псалом Давида. Он буквально «застревает в мозге» — и это — неспроста. Давайте послушаем — и потом поразмышляем о словах этого псалма.
Псалом 5.
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Только что прозвучавший псалом каждый раз читается в самом конце вечернего богослужения, на 1-м часе. С точки зрения богослужебного ритма, уже брезжит рассвет нового дня — и неудивительно, что 5-й псалом — именно об этом!
Для сурового скептика такой подход Церкви может показаться... мягко говоря, странным: ещё только поздний вечер — а вы уже «утреннюете»! Однако здесь есть свой глубокий смысл.
О чём прежде всего поёт в своём псалме Давид? Он предвкушает, как войдёт в храм Божий, принесёт с первыми лучами солнца свою жертву — причём контекст этой жертвы — негативный: вокруг — враги, злопыхатели, жаждущие увидеть погибель Давида; рядом с ним буквально клубится злоба и ненависть. Её так много, что для самих носителей вражды участь Давида кажется совершенно предрешённой: ничто не сможет их остановить, никакие — даже небесные силы! — не могут оказаться сильнее исполнения уже вынесенного человеческим судом осуждения Давида. И сам Давид это прекрасно понимает: только Бог, Он Один, может перевернуть ситуацию самым решительным образом! Вот почему и мысли его — даже среди глубокой ночи — уже о рассвете, о молитве, о жертве — одним словом, обо всём том, что снова и снова подтверждает близость Бога к Давиду. И завершают эту молитву слова псалмопевца о «венчании» праведника божественным благословением, как непреодолимым щитом, — для которого никакая злоба врагов уже не опасна!
Вот какой посыл предлагает Церковь нам перед тем, как мы выйдем из храмового пространства в «мир сей»: не пугаться его греховности и порочности, не впадать в ужас и ступор перед лицом агрессии греха и неприятия нас, христиан. Это всё — всего лишь ночь, которая должна быть: но чем она глубже, тем ярче воссияет утренний луч солнца Божественной правды — воссияет неизбежно, не потому, что мы такие замечательные, а только потому, что Бог — хороший!..
Псалом 5. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 5. (Церковно-славянский перевод)
«Любовь и дружба в семейных отношениях». Протоиерей Федор Бородин, Лев Усов

Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин и аспирант Московского инженерно-физического института Лев Усов.
Мы говорили о взгляде современных молодых людей на семью, а также о том, на чем основывается любовь и уважение в семейной жизни и может ли между супругами присутствовать дружба.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Важность изучения Библии». Игумен Иоанн (Рубин), Леонид Радченко

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостями программы «Пайдейя» были заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Иоанн (Рубин) и координатор Патриаршей программы изучения Библии Леонид Радченко.
Разговор шел о том, какие сегодня есть возможности для изучения Библии и как погружение в Священное Писание может влиять не только на духовную, но и на многие остальные стороны жизни человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Епископ Иосиф Чепиговский. Владикавказ

Епископ Иосиф (Чепиговский) сыграл особую роль в истории Северной Осетии. Хотя появился на свет далеко от Кавказа! Будущий архипастырь родился в степном краю в северном Причерноморье, под Херсоном, в 1821 году. Окончил духовную академию в Киеве и по распределению прибыл в Тифлис — современный Тбилиси, столицу Грузии. Все эти города в девятнадцатом веке были частью Российской империи. Чепиговский женился на грузинке, стал священником. Супруга подарила молодому иерею двоих детей, но вскоре скончалась. Он принял монашество и получил от священноначалия поручение управлять церковными приходами в окрестностях Владикавказской крепости близ Дарьяльского ущелья.
Здесь жили осетины, потомки аланов-христиан, истреблённых монгольскими завоевателями в тринадцатом веке. Уцелевшая часть этого славного народа несколько столетий обитала в горах и утратила церковность. Русским миссионерам предстояло вернуть осетинам былые традиции. Тридцатишестилетний иеромонах Иосиф (Чепиговский) посвятил этой деятельности всего себя. Он жил в разъездах по Осетии — посещал отдалённые аулы, чтобы лучше понять нужды местных жителей. Отец Иосиф безупречно владел осетинским языком, что помогло ему сблизиться с паствой.
Молодой миссионер ясно осознавал, что и проповедь, и молитвы должны звучать во Владикавказе и его окрестностях на местном наречии. Он начал работать над составлением русско-осетинского словаря и усовершенствованием осетинского алфавита. Разработал и издал букварь, по которому горцы постигали грамоту.
В 1875 году Иосиф (Чепиговский) стал епископом Владикавказским. Он продолжил трудиться над переводами Священного писания и богослужебных книг и вдохновлял на это первых осетинских священников. Заботами святителя в епархии был издан целый свод церковной литературы. В годы правления владыки Иосифа в Северной Осетии открылись храмы, школы и два духовных училища.
Самоотверженное служение подорвало здоровье епископа. Он попросился на покой. Последние годы своей жизни провёл в молитвенном уединении в Новоспасском монастыре в Москве. Там и был похоронен. Кладбище этой обители разрушили вандалы после революции 1917 года и могила епископа Иосифа (Чепиговского) не сохранилась. Уже в наши дни на предполагаемом месте захоронения подвижника был установлен памятник с надписью «Апостол Осетии».
Все выпуски программы ПроСтранствия