2 Сол., 277 зач., III, 6-18.
Глава 3.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Некоторые из христиан города Салоники были уверены в том, что Второе Пришествие Христа произойдёт со дня на день. Ничего плохого в такой уверенности нет. Ведь вера в то, что история закончится возвращением Спасителя, — это общая вера Церкви. А поскольку точного времени этого события никто не знает, то Сам Господь в Евангелии призывает нас ожидать его постоянно. В противном случае человек может расслабиться, разлениться и впасть в беспечность. И лишь тот, кто понимает, что суд может настигнуть его в любую минуту, находится в состоянии непрестанного бодрствования. Поэтому у святых христианской Церкви есть такая поговорка: «помни о смерти и никогда не согрешишь». Однако всё было она иначе с теми христианами, о которых говорит сегодня апостол Павел. Ожидая скорого возвращения Спасителя, они оставили своё ремесло и всякий другой труд, перестали заботится о потребностях будничной жизни и находились в состоянии возбуждённого безделья. Именно для них апостол приводит в пример свою собственную жизнь. Очевидно, его нельзя было упрекнуть в том, что он не думает о последних днях. Каждый его день был как последний. Он был готов и ко Второму Пришествию, и, если потребуется, к собственной смерти и встрече с Творцом. Однако при этом он постоянно трудился не покладая рук. Этот навык был привит ему с детства. Такова была традиция иудеев. По их представлениям, Земля Обетованная принадлежала всему народу Израиля, и каждый должен был иметь ремесло, чтобы трудиться на ней. Поэтому даже богатые аристократы не пренебрегали исполнять простую работу наравне с обыкновенными людьми. Так, например, апостолы Иоанн Богослов и его брат Иаков, несмотря на то что были знатного происхождения, вместе со своим отцом занимались рыбной ловлей. Сейчас бы мы сказали, что у них был свой семейный бизнес на Галилейском море. Своя артель с лодками, снастями и работниками. Есть предположение, что они поставляли рыбу ко двору первосвященника в Иерусалим. Именно этим объясняют тот факт, что Иоанна знала прислуга, и он смог провести апостола Петра во двор первосвященника в ночь, когда Иисус был предан на суд. Уметь заработать себе на жизнь должны были также и раввины, к числу которых изначально принадлежал Павел. Учителя народа не должны были брать за свое учение во славу Божию никакой платы. А потому многие из них были плотниками, каменщиками, пекарями, парикмахерами, портными и т.д. У Павла, как мы знаем, тоже было ремесло. Он шил палатки. Поэтому он и приводит поговорку: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Безусловно, примером в этом ему был Сам Спаситель. Мы знаем, что Господь был плотником. Есть такое предание, что Он делал лучшие ярма, т.е. деревянные хомуты, для волов. Так что к Нему приходили люди со всей Святой Земли.
Подобное отношение к жизни может решить множество и наших проблем. Мы не должны чрезмерно увлекаться ни завтрашним днём, ни тем, на что мы реально никак не можем повлиять, прыгая с сайта на сайт в интернете или с картинки на картинку в собственной голове. Всё, что в наших руках, так это настоящий момент. Именно работа на пользу тем, кто нас окружает, — один из самых действенных инструментов, который помогает нам сосредоточиться на этом моменте и не отвлекаться на то, что мы не в силах проконтролировать или изменить. Если человек действительно трудится, у него нет времени на пустые разговоры. У него нет времени на то, чтобы парить в облаках, предаваться тоске, унынию или пустым фантазиям. Всё, на что его хватает, так это на то, чтобы, как говорит апостол, в безмолвии есть свой хлеб. То есть получать удовлетворение, выполнив те задачи, которые он реально мог решить сегодня. Святые христианской Церкви на основании этого сформулировали универсальный принцип, которым руководствовались в своей повседневной жизни: oro et laboro, то есть трудись и молись. Иными словами, делай, что можешь и должен здесь и сейчас, а остальное препоручи Богу. Он же, в Свою очередь, за это твое доверие, устроит всё, на что ты не можешь повлиять наилучшим образом.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов