
Апостол Павел. Мозаика
2 Сол., 277 зач., III, 6-18.
Глава 3.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Некоторые из христиан города Салоники были уверены в том, что Второе Пришествие Христа произойдёт со дня на день. Ничего плохого в такой уверенности нет. Ведь вера в то, что история закончится возвращением Спасителя, — это общая вера Церкви. А поскольку точного времени этого события никто не знает, то Сам Господь в Евангелии призывает нас ожидать его постоянно. В противном случае человек может расслабиться, разлениться и впасть в беспечность. И лишь тот, кто понимает, что суд может настигнуть его в любую минуту, находится в состоянии непрестанного бодрствования. Поэтому у святых христианской Церкви есть такая поговорка: «помни о смерти и никогда не согрешишь». Однако всё было она иначе с теми христианами, о которых говорит сегодня апостол Павел. Ожидая скорого возвращения Спасителя, они оставили своё ремесло и всякий другой труд, перестали заботится о потребностях будничной жизни и находились в состоянии возбуждённого безделья. Именно для них апостол приводит в пример свою собственную жизнь. Очевидно, его нельзя было упрекнуть в том, что он не думает о последних днях. Каждый его день был как последний. Он был готов и ко Второму Пришествию, и, если потребуется, к собственной смерти и встрече с Творцом. Однако при этом он постоянно трудился не покладая рук. Этот навык был привит ему с детства. Такова была традиция иудеев. По их представлениям, Земля Обетованная принадлежала всему народу Израиля, и каждый должен был иметь ремесло, чтобы трудиться на ней. Поэтому даже богатые аристократы не пренебрегали исполнять простую работу наравне с обыкновенными людьми. Так, например, апостолы Иоанн Богослов и его брат Иаков, несмотря на то что были знатного происхождения, вместе со своим отцом занимались рыбной ловлей. Сейчас бы мы сказали, что у них был свой семейный бизнес на Галилейском море. Своя артель с лодками, снастями и работниками. Есть предположение, что они поставляли рыбу ко двору первосвященника в Иерусалим. Именно этим объясняют тот факт, что Иоанна знала прислуга, и он смог провести апостола Петра во двор первосвященника в ночь, когда Иисус был предан на суд. Уметь заработать себе на жизнь должны были также и раввины, к числу которых изначально принадлежал Павел. Учителя народа не должны были брать за свое учение во славу Божию никакой платы. А потому многие из них были плотниками, каменщиками, пекарями, парикмахерами, портными и т.д. У Павла, как мы знаем, тоже было ремесло. Он шил палатки. Поэтому он и приводит поговорку: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Безусловно, примером в этом ему был Сам Спаситель. Мы знаем, что Господь был плотником. Есть такое предание, что Он делал лучшие ярма, т.е. деревянные хомуты, для волов. Так что к Нему приходили люди со всей Святой Земли.
Подобное отношение к жизни может решить множество и наших проблем. Мы не должны чрезмерно увлекаться ни завтрашним днём, ни тем, на что мы реально никак не можем повлиять, прыгая с сайта на сайт в интернете или с картинки на картинку в собственной голове. Всё, что в наших руках, так это настоящий момент. Именно работа на пользу тем, кто нас окружает, — один из самых действенных инструментов, который помогает нам сосредоточиться на этом моменте и не отвлекаться на то, что мы не в силах проконтролировать или изменить. Если человек действительно трудится, у него нет времени на пустые разговоры. У него нет времени на то, чтобы парить в облаках, предаваться тоске, унынию или пустым фантазиям. Всё, на что его хватает, так это на то, чтобы, как говорит апостол, в безмолвии есть свой хлеб. То есть получать удовлетворение, выполнив те задачи, которые он реально мог решить сегодня. Святые христианской Церкви на основании этого сформулировали универсальный принцип, которым руководствовались в своей повседневной жизни: oro et laboro, то есть трудись и молись. Иными словами, делай, что можешь и должен здесь и сейчас, а остальное препоручи Богу. Он же, в Свою очередь, за это твое доверие, устроит всё, на что ты не можешь повлиять наилучшим образом.
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







