
Пётр Колосов
Место колоколов на колокольне, не правда ли? Это сейчас так. А вот раньше...
Известно, что советская власть колокольный звон не жаловала. Огромное число колоколов было сброшено и утрачено навсегда. А те, что остались, смолкли. Лишь в немногих московских храмах сохранялся звон, подчас в экзотической форме. Чтобы вывести колокольный звон из-под запрета, колокола помещали внутрь храма, и звонили внутри.
Приходишь, бывало, ко всенощной в Богоявленский кафедральный собор, известный у москвичей как «Елоховский», — тебя встречает тишина, запах ладана, впитавшийся в стены за многие десятилетия, мерцание лампад... И вдруг сверху удар колокола! Акустика собора усиливает звук, умножает его, и он еще долго отскакивает от стен, как футбольный мяч. От удивления раскрываешь рот, и тут — второй удар, за ним третий, а дальше — благовест, всё по уставу. А церковные бабушки не реагируют на этот вселенский гул и грохот — привыкли.
Или в храме пророка Илии, обыденном, в том, что напротив бассейна «Москва», колокола, конечно, не такие большие, как в Елоховском соборе, висели в окне при входе. Колокольня при этом была пуста. Перед службой окно раскрывалось, и оттуда шел звон. Звонарил молодой парень, и очень неплохо. Этот звон распространялся не далее соседних переулков, но сколько радости он приносил во время крестного хода на Пасху!
Были храмы и с нормальным звоном с колокольни. Например, храм Успения в Гончарах, храм Покрова на Лыщиковой горе, колокольня Новодевичьего монастыря, на которой сохранились исторические колокола...
Но вряд ли кому в наше время известно то чувство трепета, тревоги и даже страха, которое испытывал я перед всякой службой: будут звонить или нет? А вдруг запретили? И ждешь, и на часы смотришь... время, время уже, а колокол молчит! Вот, наконец!..
Будем же благодарны Богу за возвращение нормальной церковной жизни.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.