«Воскресения день, просветимся, людие»(ирмосы Пасхи) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Воскресения день, просветимся, людие»(ирмосы Пасхи)

Поделиться Поделиться

Фото: PxHere

Тем, кто хоть раз побывал на ночной пасхальной службе, наверняка знакомо необъяснимое ощущение внутреннего ликования. Когда после крестного хода все собираются у закрытых дверей храма и священник возглашает «Христос воскресе!». Тогда двери открываются, прихожане заполняют храм, и молчаливое трепетное ожидание Воскресения Христова сменяется общей радостью прихожан. Кульминацией ночной пасхальной службы является Пасхальный канон, церковное песнопение, состоящее из нескольких песней и исполняемое на каждом вечернем богослужении до Праздника Вознесения. Автор Пасхального канонаИоанн Дамаскин, философ и богослов, почитаемый в лике преподобных.

Пасхальный канон состоит из восьми песней, пронумерованных с 1-й по 9-ю. 2-я песнь отсутствует, потому что в соответствии с богослужебным уставом вторая песнь любого канона носит особый покаянный характер и исполняется только во время Великого поста.

Каждую из восьми песен Пасхального канона предваряют особые припевы, или ирмосы, прославляющие Воскресение Христово.

Давайте попробуем разобраться, о чём эти песнопения:

Первый ирмос звучит так: «Воскресения день! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог привёл нас, поющих песнь победную».

Вот как первый ирмос звучит на церковнославянском языке: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Послушаем первый ирмос Пасхи в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:

В третьем ирмосе Пасхального канона выражена мысль, отсылающая к древнему чуду, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извёл воду из скалы. Подобно и из каменного гроба Христа истекает источник нетления. Четвёртый ирмос отсылает нас к видению пророка Аввакума, которое автор канона связал с явлением Ангела, возвещающего о Воскресении Христовом. Пятый ирмос напоминает о женах-мироносицах, женщинах, рано утром пришедших ко Гробу воскресшего Христа. В шестом ирмосе Иоанн Дамаскин соотносит погружение пророка Ионы на дно морское с сошествием Христа во ад, а освобождение пророка из чрева кита спустя три дня — с Воскресением Христовым. Седьмой и восьмой ирмосы отсылают нас к образам трёх еврейских юношей — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь за непоклонение языческому идолу. Чудо их сохранения невредимыми в огне раскалённой печи автор канона соединяет с темой Воскресения Христова. В девятом ирмосе преподобный Иоанн Дамаскин сравнивает день Воскресения Христова с плодом винограда от нового урожая и призывает вкусить от него. Приглашает всех приобщиться Христову Царству.

Предлагаю вместе послушать ирмосы Пасхи в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:

Автор: Алёна Рыпова


Все выпуски программы: Голоса и гласы

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем