«Воля человека и воля Бога». Священник Анатолий Главацкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Воля человека и воля Бога». Священник Анатолий Главацкий

«Воля человека и воля Бога». Священник Анатолий Главацкий
Поделиться Поделиться
Книжная полка

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион», посвященные проблеме соотношения человеческой свободы и Божественного Промысла.

Разговор шел о том, как можно понять, идешь ли ты против воли Бога, чем опасен самообман с духовной точки зрения и как он соотносится со своеволием, а также есть ли связь между нарушением заповедей и происходящими в жизни различными трудностями.

Ведущая: Кира Лаврентьева


К. Лаврентьева

— Добрый вечер, дорогие наши слушатели! Меня зовут Кира Лаврентьева и в студии у нас священник Никольского храма в Тушине Анатолий Главацкий. Здравствуйте, отче.

о. Анатолий

— Здравствуйте.

К. Лаврентьева

— Сегодня мы будем читать книгу святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей». Сразу нужно пояснить: во-первых, что святитель Иоанн Тобольский не равно святитель Иоанн Шанхайский, это два разных человека, но однофамильцы — путаются люди как раз на фамилии. Даже мы разбирались какое-то время, потому что Максимович там и там.

о. Анатолий

— Да, святитель Иоанн Тобольский, годы жизни с 1651-го по 1715-й, то есть он святитель второй половины XVII — начала XVIII века и очень был известным миссионером в Сибири. Произведение, которое мы сегодня будем читать — «Илиотропион», переводится на русский язык как «подсолнечник». Название как раз и говорит о том, как сообразовать человеческую волю с Божественной волей, то есть как подсолнечник смотрит на солнце, ориентируется на солнце, так человек должен ориентировать свою волю на волю Божественную. Как сделать так, чтобы была синергия, чтобы была созвучность и человеку действительно не было тяжело искать волю Божью, чтобы с ней сообразоваться и настроить себя, свою душу на то, чтобы воля Божья откликалась в душе человека.

К. Лаврентьева

— Это очень интересно, давайте начинать читать.

о. Анатолий

— «Начало всего учения, преданного нам Божественной высочайшей Премудростью Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы, верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волей Божественной. Спаситель учил нас этому в течение всей Своей земной жизни словами и делами, простыми речами и притчами, наконец, в Самом Себе оставил нам образ христианской жизни, да, по силе своей последуем Ему. Для изъяснения этого Господня учения вместе с богословами принимаем два основания.

1. Все преуспеяние наше в жизни христианской зависит от того, как собственную нашу волю мы будем покорять волей Божией. Чем искреннее наша покорность Божественной воле, тем преуспеяние христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим. Известно, что совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. Все книги Священного Писания преисполнены свидетельствами об этом: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой, всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф, 22 глава). „А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше“ (1 Кор. 13 глава). „Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства“ (Кол. 3 глава). — Словом, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему: так и мы должны всегда поступать во всех наших отношениях к Богу и ко всем людям. В этом-то и состоит „сообразование воли человеческой с волей Божественной“: чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви! Это мнение блаженного Иеронима и других мудрых мужей».

К. Лаврентьева

— Ну, сразу миллион вопросов, конечно, да? Все равно же мы живем в полной свободе. Без свободы вера, послушание Божественной воле, сообразование, синергия были бы все равно совершенно невозможны. Но вот для человека, который, например, впервые услышит вот этот текст и эту фразу: «чего Он не хочет, того и я не хочу, чего Бог хочет, того и я хочу», будто бы это какая-то несвобода. Отче, что имеет в виду здесь святитель Иоанн?

о. Анатолий

— Ну, смотри, есть друзья, они договариваются, как будут что-то делать вместе, и для того, чтобы их дело двигалось, они же садятся и договариваются, то есть их стремление должно быть одинаковым. Так и здесь, если человек хочет, чтобы его в душе был порядок, было хорошо, комфортно, то, соответственно, он должен прислушиваться к более опытному, к Отцу Небесному, Он нам рекомендует, как и что лучше делать. Заповеди Божии — это рекомендации духовной жизни, как человек может сохранить целостность своей души, чтобы там не было раздрая между тем, что он хочет, и тем, что он делает. То есть здесь должна быть созвучность некоторая, ее назовем по-русски, вот эту синергию. И здесь святитель говорит как раз о том, что сообразность с волей Божией, жизнь по воле Божией — это не что-то сложное, а здесь, наоборот, это хорошо для того человека, который правильно для себя это понимает. В семейных отношениях же тоже важно, когда супруги не тянут на себя одеяло, а когда они вместе сели, договорились, и видим, как в их жизни все складывается. А если они не могут договориться, мы видим, что происходит разлад. И здесь святитель обращает внимание на очень важное состояние нашей души. Он говорит: чем искреннее человек стремится познать волю Божью, тем успешнее идет дело его христианской жизни. Здесь для человека нужно чётко понимать, что он это воспринимает как любовь, как заботу, вот те же заповеди Божии. Он не воспринимает их, как наказание: «Ой, нужно в храм идти...» «Ой, столько заповедей Божьих. Сколько, десять их? Хорошо, что я не знал, что их десять».

2. «Ничего, кроме одних грехов, в мире не происходит без воли Божией. Случай фортуна), благоприятный или печальный, не есть что-нибудь существенное, но сонное мечтание язычников, выдумавших, по неразумию своему, некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться чередованиями счастья или несчастья в жизни людей и целых народов. Блаженный Августин, дивясь неразумию язычников, спрашивал их: „Что за причина, что богиня ваша Фортуна иногда бывает добра, а иногда зла? Быть может, когда она злится, то перестает уже быть богиней и превращается в злобного демона?“ Мудрость христианская отвергает такое божество совершенно: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Это явствует до очевидности из Священного Писания».

К. Лаврентьева

— Буквально вчера я разговаривала с близким человеком, он верующий, но в храм не ходит. И он мне говорит: «Вы понимаете, что у вас, православных, как-то все очень странно. Вы, значит, что-то не то делаете, откровенно неправильно поступаете и говорите: «Ну, Господь все управит. Ну, на все воля Божия. Ну, вот уже как есть, так и есть, я буду сидеть и ждать, на все воля Божия». Я говорю: «Слушай, я очень хорошо понимаю, о чем ты говоришь: ты говоришь о личной ответственности, ее никто вообще не отменял. И безволие вот это — сидеть, непонятно что делать, а потом надеяться на волю Божию — это, конечно, просто странно. С другой стороны, всянаша жизнь — это череда каких-то падений, ошибок, мы же не живем безгрешно и праведно. Понятное дело, что Господь все равно помогает нам их поправить». Отче, вот где эта грань личной ответственности и все-таки, действительно, сообразование с волей Божией?

о. Анатолий

— В твоем вопросе я услышал несколько моментов. Первый — то, что человек, должен делать, вот мы просим: «Благословен еси Господи, научи меня оправданием Твоим» о том, что мы призываемся делать, призываемся творить, это и есть некое делегирование Богом вот этой творческой своей способности. То есть в Священном Писании есть вещи, которые подчиняются Богу, такие как Солнце, Луна, погода, они человеку не подчинены, но есть животные, есть наши отношения, которые подчинены нам, и мы должны, действительно, брать ответственность за то, что происходит в жизни человека. И как раз Господь Иисус Христос нам не говорит о том, что Он освобождает нас от какой-то нашей обязанности, от нашей какой-то деятельности, которую мы должны исполнять. Другое дело, когда состояние у человека такое, что он не может ничего делать. И мы знаем о том, что последствием греха является как раз то, что человек лишается силы творить что-то, делать, даже изменять и исправлять свою жизнь. Очень важно то, почему Святая Церковь рекомендует воздерживаться от греха — чтобы не потерять силу, чтобы потом изменять и исправлять себя. И святые отцы нам говорят о том, что у Бога нет прошлого, нет будущего, а есть настоящее, Он всегда смотрит — а какой я есть на самом деле. И слова «В чем застану, в том и сужу» говорят о том, что человек сейчас делает, в каком он состоянии сейчас находится — в изменении, исправлении себя, или он ждет, что как-то без него все сделается и решится.

К. Лаврентьева

— Мы продолжаем чтение книги святителя Иоанна Тобольского (Максимовича) «Илиотропион (что значит „подсолнечник“), или сообразование человеческой воли с Божественной волей», глава «О познании воли Божией». Чтение сегодня непростое, как и сам разговор, но, опять же, дорогие друзья, святые отцы — это, конечно, наше все и при регулярном их чтении — как мы все время с отцом Анатолием рассуждаем и говорим, как батюшка нам рассказывает, — душа человека все равно неизбежно начинает меняться. Поэтому мы читаем здесь короткие отрывки, какую-то малую часть, а у вас в доступе буквально вся святоотеческая библиотека, все это есть в интернете, все это есть в храмах — пожалуйста, читайте, знакомьтесь, изучайте. Это, конечно, тоже определенное делание, определенная аскетика, которая помогает нашей душе расти.

«Все в мире, даже по виду злое, — продолжает святитель Иоанн, — кроме греха, происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким образом. Начало зла (в собственном значении) есть грех. В каждом грехе заключается: 1) причина, его производящая, и 2) — ее неизбежные последствия, исправление угрозой, наказанием и, наконец, казнью. Причина греха — лживость, или своеволие горделивого грешника; наказания же вообще, будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения оного. Итак, если мы из понятия греха отбросим его причину (лживость и своеволие), то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы Богу неугодно. Как горести греховные (частного человека), так и общемирские бедствия, обыкновенно называемые естественными: голод, засуха, эпидемии и тому подобное, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху частного лица, происходят по воле Божией. А потому все эти беды случаются ради достижения праведных целей Промысла Божия; один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы. Эта попускающая (грех) воля Божия называется еще домостроительством или Промыслом Божиим. Все же то, что мы называем в обыкновенном значении злом (кроме греха — зла в точном значении), происходит по воле Божией по смыслу богословия».

К. Лаврентьева

— Ох, тяжко, тяжко. Тема, конечно, очень тяжелая, и, наверное, нужно ее бы отдельно разбирать, но вот мы столкнулись с этими словами святителя Иоанна.

о. Анатолий

— Смотри, Кира, на что обращает наше внимание сегодня святитель — на своеволие. Очень часто люди спрашивают: «А могу ли я вот так сделать? А могу ли я сделать сяк? А могу ли я наперекосяк?» То есть людям всем интересно, где вот эти границы свободы, где человек может делать и что он может делать. Но здесь основная проблема в том, чтобы не было греха. Какие последствия греха — это лживость, это лукавство. Святитель говорит: проблема в том, что очень часто человек не понимает, что он в этом своеволии начинает заниматься самообманом. Вот люди, которые страдают от греха, любой страстью, когда им со стороны кто-то говорит: «Слушай, а у тебя здесь уже зависимость, а вот здесь уже что-то не так происходит», то первое, что человек говорит: «У меня всё нормально, у меня всё под контролем». Соответственно, первый этап — когда человек начинает говорить, что у него всё хорошо, что у него всё нормально, это некая лакмусовая бумажечка, где нужно действительно быть осторожнее. Когда человек перестаёт слышать другого человека. Жена, допустим, мужу говорит: «Что-то ты уже долго сидишь у телевизора или возле компьютера, или в телефоне». Он говорит: «Нет, всё нормально, всё под контролем». Или: «Ты не думаешь, что ты уж слишком пристрастился каждый вечер пить пиво?» А он говорит: «Нет, у меня всё под контролем, это ничего страшного, там буквально пять градусов». А суть-то она в том, что зависимость так и формируется, по чуть-чуть. А для чего по чуть-чуть? Потому что притупляется, то есть когда человек не пил, а потом напился, он чувствует разницу. А когда это по чуть-чуть, по чуть-чуть, то кажется, что ничего страшного. И любая страсть таким вот образом открывает душу потом для более тяжкого греха. Поэтому святитель и говорит: будьте осторожны, чтобы через вот это своеволие не проложить сначала тропинку, а потом целое шоссе для какого-то греха не появилось на месте этой тропиночки. Я думаю, что цитата, которую мы сейчас прочитали, именно об этом говорит, о первом шажочке не в ту сторону, где человек уже думает: а нужно ли так крутиться? Нужно ли это Богу? Вот крутится подсолнух каждый день за солнцем, а так ли это необходимо, неужели это так важно для Бога? На Его Божественность это как-то влияет? Нет. Ну, значит, нет уж такой необходимости в этом. И вот это первое лукавство, эта хитрость, которая является потом крючком и ниточкой уже для других страстей.

К. Лаврентьева

«Таково основное положение, которое должно твёрдо содержать в уме; ибо весьма благоразумно, благопотребно и благочестиво рассуждать, что всякое зло или несчастье является для нас спасительным наказанием, посылаемым Богом; но не Бог — причина нашей вины, то есть греха нашего, неизбежно влекущего за собой наказание по правде Божией. Отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему, или Его всесвятейшей воле. И тем самым сообразовывать нашу волю с Его Божественной волей, не полагаясь ни в чём на случай, подобно древним язычникам. Омрачённые тьмой многобожия, они приписывали человеческое благополучие или особенным божествам, или слепому случаю, или, наконец, небрежности и злому человеческому умыслу как первоначальной причине своего счастья или несчастья. Подобные чудовищные представления древних христианам весьма неприличны и должны быть нами отвергаемы. „Это или то приключилось со мной потому, что тот или другой возненавидел меня или же навредил мне оговорами, клеветою; всё было бы иначе, если бы такой-то был ко мне благорасположен, похлопотал бы об этом деле, не жалея трудов“. Тщетны такие жалобы, неразумны и бесполезны такие сожаления! Напротив, умнее истиннее и благочестивее думать и говорить обо всём произошедшем: „Господь так устроил“; ибо всё доброе и недоброе, как замечено нами выше, происходит по воле Божией».

К. Лаврентьева

— То есть святитель Иоанн говорит о том, что и беззакония наши каким-то образом исцеляются и излечиваются скорбями, какими-то неприятными ситуациями жизненными, может быть, болезнями. Вывод такой: грешить надо меньше, чтобы потом за это бесконечно не отвечать. А с другой стороны, отец Анатолий, тут возникает вопрос: а святые люди? Старец Амвросий, он же просто лежал практически всю жизнь, он очень страдал от своих болезней.

о. Анатолий

— Святитель в этой цитате акцентирует внимание на том, что христианину нужно искать воли Божьей, а не винить других людей. Вот есть такое у нас явление, слышали мы: «Кто-то сглазил». Вот человек проговорил, что-то он хотел сделать, а другие люди его сглазили. Вот не нужно так думать. Никто не сглазил, не пожелал зла, и это сбылось. А нужно не переставать искать воли Божьей и в том, что происходит, видеть волю Божью. Это не значит, что кто-то плохой, или ты плохой, если что-то там не получилось, но прежде всего нужно искать воли Божьей, а всё остальное нам приложится, как в Евангелии говорится. Так и здесь, не нужно никого искать виноватого, не нужно потом рассказывать, что вот этот человек виноват. Это же тоже целая цепочка, в этом и есть лукавство, что вот этот человек сглазил, а вот потом и другим тоже надо посоветовать, чтобы подальше от этого человека держаться, а тот ещё кому-то скажет, и потом рождается миф о том, какой тот или иной человек плохой. Поэтому здесь святитель нас бережёт от хитрости лукавства, которое не должно в нас развиваться, и кого-то виновного в своих неудачах не нужно искать, просто бери и делай. Для чего искать волю Божью? Вот раз не получилось, попробуй сделать по-другому. Господь тебе говорит, что то, как ты хочешь сделать, так не получится, или можно, конечно, но с каким-то кругом лишним, который не нужен, он энергозатратный. Постарайся по-другому сделать, подумай, эту задачу можно решить по-другому. Как раньше в школе говорили: более рациональным способом её можно решить. То есть нужно видеть вот эту любовь, что Бог подсказывает: попробуй на эту ситуацию посмотреть другим способом и решить эту задачу более рационально, будет выгодно и для тебя, не так энергозатратно, и для других.

К. Лаврентьева

— Да, есть о чём подумать.

о. Анатолий

— Спросит кто-либо: если верно, что все бедствия постигают нас по воле Божией, то, может быть, не стоит нам противиться Его святой воле? Не тщетно ли употреблять лекарства в болезнях? Зачем вести вооруженные полки против нападающего неприятеля? Почему добровольно не подносим ему ключей от крепостей наших, не пускаем его охотно в наши земли для нашей же погибели? Зачем не подражаем блаженнейшему архиерею Луппу, который приветствовал Аттилу такими словами «Приветствую тебя, Аттила, бич Божий!»? Вопрошающим меня, об этом отвечаю словами апостола Павла: «Не думайте о себе (о таких предметах) более, нежели должно думать; но думайте скромно (то есть не по понятиям мира сего, но по смиренному разумению и рассмотрению высшего порядка Промысла)» (Рим. 12 глава). В духе сего целомудрия постараемся разрешать наши недоразумения и мнимые противоречия. Что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божьей, дело ясное (как заметили мы выше); но отсюда не следует, что не должно ни вооружиться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией«.

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, вот такой вопрос: а если человек уверен, что он живет по воле Божьей, а он живет не по воле Божьей, вот правда, все вроде в его жизни правильно складывается, все как будто бы и хорошо, и греха особого такого явного нет, но вот приходит он к старцу какому-нибудь, а тот говорит: «Ты против воли Божьей живешь». Вот как не совершать таких ошибок, потому что мы же всех хотим о себе какой-то замысел Божий исполнить?

о. Анатолий

— Ты правильно сказала: человеку кажется, что он живет по воле Божьей. Вот это очень интересный момент — понимать, что человеку не кажется, что происходит, а действительно это происходит по воле Божьей. Я думаю, что Господь нас любит, и Он обязательно человеку подсказывает через разные сферы его жизни — где-то по здоровью, что человек что-то тащит не то, что-то происходит не то; очень часто бывает, на работе у человека не складывается, не складывается в личных отношениях, не складывается в финансовой сфере, то есть разные сферы мы можем брать, и если человек действительно ищет воли Божьей, то он получает ответ, что тут или тут нужно что-то подкорректировать, если человек внимателен. А если человек, знаешь, как лошадка, ему глаза закрыли, чтобы он ничего не видел, и вот он просто идёт к своей какой-то цели и думает: вот я туда прибегу, и там всё наладится. Мы можем человека встретить в какой-то период, когда он идёт, но мы видим только со стороны, мы не знаем никаких внутренних процессов, что с человеком происходит, можем только внешне видеть, есть ли какие-то проблемы или нет. Человек вроде бы хорошо одет, всё нормально, но внутренние процессы, которые происходят, может отследить только он сам. Я могу сказать, что даже на исповеди, когда люди приходят, вот то, о чём сегодня говорит святитель, это реальность и это то, что он видел в своей пастырской деятельности: когда человек закрыт, и он идёт вот туда, даже на исповеди батюшка подсказывает человеку, говорит: «Вы знаете, это не туда, нужно подкорректировать направление вашего движения». Человек не слышит. Ты ему говоришь ещё раз, немножко с другой стороны, уже более обширно, но человек не слышит. Он говорит: «Батюшка, это вы меня не понимаете». И уже напрямую говоришь человеку: «Ну не будет пользы от ваших действий ни вам, ни вашим близким». — «Вы не понимаете, не знаете, вы же ещё молодой священник». И думаешь: ну хорошо, пожалуйста, это ваше право. Бывает, пытаешься помочь человеку, подкорректировать, но человек, правда, не слышит. Поэтому здесь очень важно то, на что обращает сегодня наше внимание святитель, что мы действительно должны искать воли Божьей, мы должны соизмерять и те какие-то процессы, которые происходят в нашей жизни, воспринимать как подсказку, что Бог нам говорит: «Слушай, ну, что-то не так», потому что сначала Бог нам подсказывает очень корректно, очень так заботливо, а если уж мы совсем упираемся, и Он понимает, что потом будет еще хуже, Он уже применяет другие методы, пытается нас уже по-другому остановить.

К. Лаврентьева

— Еще раз здравствуйте, дорогие наши слушатели. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем книгу святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион» (что значит «подсолнечник»), или Сообразование воли человеческой с Божественной волей«. Меня зовут Кира Лаврентьева, давайте продолжим читать.

«Богословы-схоластики различали две стороны воли Божьей: 1) воля знамения, 2) воля благоволения. О первой (воле) не стану распространяться: достаточно нам и того, что сказано о ней в вышеизложенном. Совершенно иначе должно думать о воле благоволения Божия: пока продолжается самый факт ее, мы не можем знать подлинного намерения Божьего о нас, а узнаем об этом впоследствии. Объясним это на примере болезни: по какой бы причине она ни началась, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а поэтому ему не воспрещается прибегать к различным средствам исцеления; и когда уже он после употребления их не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы терпеть ему продолжительнейшую и тягчайшую болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя в болезни; но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то можешь безгрешно прибегать к средствам врачевания для выздоровления».

К. Лаврентьева

— Вот так. Потому что в моменте, наверное, тяжело находиться в болезни или в какой-то скорби, и тебе говорят: «ну вот когда-нибудь ты узнаешь, зачем это тебе было нужно», или «когда-нибудь это закончится», но ты точно не знаешь, закончится или нет. И вот здесь, конечно, начинается экзамен на веру, экзамен на доверие, и это такой тяжелый экзамен.

о. Анатолий

— У блаженного Феофилакта, епископа Болгарского, есть очень интересная мысль, он говорит, что «болезни — это слуги Божьи», то есть они вовремя направляют и подсказывают человеку, что он идет не туда. И здесь то, о чем мы начали говорить, очень важный момент о том, что одним из направлений таких, где человек может получить ответ, это его здоровье. Когда человеку кажется, что он в том направлении, идет куда нужно, и он вроде бы уже почти дошел до цели, но у него начинаются проблемы со здоровьем, значит, он должен внести какие-то корректировки сам. И здесь, конечно, он должен пронаблюдать, где и что он делает не так, то есть не обвинять волю Божью, не роптать на нее, а постараться поразмышлять над тем, почему это с ним происходит. По пастырской практике могу сказать, очень часто так бывает, что человек не обращает внимания на физическое состояние своего здоровья, и получается так, что, когда человек говорит, что у него нет времени на духовную жизнь, вот потом будет время, он помолится, и Бог смотрит, что человек-то времени в своем расписании не находит, поэтому и посылает своих «слуг», которые называются болезнью, чтобы человек остановился, полежал. Вот я прихожу человека исповедовать и причащать, мы разговариваем, и оказывается, что человек так и сформулировал: когда буду дома лежать, будет время, тогда и буду молиться. Говорю: «Видите, Бог на ваш запрос и ответил, вот вы лежите, соответственно, не телевизор надо смотреть, не с подругами созваниваться, а вы сами говорили, что когда будете лежать и будет время, то будете молиться, вот и молитесь, и совершенно по-другому время проводите, потому что для этого Бог и дает вам время. Человек должен размышлять: а почему так? Иногда даже просят, чтобы потом, когда будут у меня определенные возможности, тогда и буду духовные потребности свои закрывать. Господь и помогает в этом человеку, и правильно еще видеть нужно то, что сформулировал человек, и то, что он получает. Давайте продолжим чтение.

«Безгрешность лечения доказывается и тем еще, что если Богу не угодно исцелить тебя, то Он может лишить всякое средство врачебной силы. Таким же образом должно рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно попускал неприятелям покорить израильский народ с тем, чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем; и израильтяне, пока не сознавали на то волю Божией, сопротивлялись своим врагам; но они поступили иначе, когда порок Иеремия возвестил им волю Божию покориться царю Навуходоносору. Так и начавшийся пожар, если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, то явно, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божиих и в наказание врагов. Подобным образом должно рассуждать о воле благоволения Божия и во всех других наших злоключениях».

К. Лаврентьева

«С другой стороны, безгрешность самосохранения доказывается примерами мирской опытности. Отец, желая узнать успехи своего сына в изучении фехтования, дает ему деревянную рапиру и велит сражаться с собою: здесь не сын восстает против отца, но ратник противостоит своему противнику. Равным образом тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь, сопротивляется не Божественной воле, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его и которую ненавидит Сам Бог: дом подожжен по злобе, ненависти или корыстолюбию. Все эти побуждения к поджогу виновны и грешны: сопротивляться им всякому невозбранно. Кто врачует болезнь, тот не воле Божией сопротивляется, но человеческому страданию, ибо едва ли приключается какая-либо болезнь, которая не была бы следствием обжорства, невоздержания, неопрятностей и тому подобного; значит, сопротивляется причинам болезнетворным. Так же и кто оружием сопротивляется врагу, противится не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну. Во всех подобных происшествиях защищать себя невозбранно и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу».

К. Лаврентьева

— Видите, вот здесь он уже перешел к собственной ответственности. Чтобы не было, как в той притче, когда человек тонул, и вот мимо него один плод проплыл, вторая деревяшка, а он говорит: «Да нет, нет, меня Бог спасёт». И не ухватился ни за то, ни за это.

о. Анатолий

— А потом пришёл к Богу и спрашивает: «Что же Ты меня не спас?», стал возмущаться. Господь говорит: «Ну сколько раз Я тебя спасал, сколько Я тебе подавал раз возможностей».

К. Лаврентьева

— Да, точно. То есть ухватываться всё-таки за них надо и в болезни, и в скорбях. Если они есть, за них надо ухватываться.

о. Анатолий

— Конечно, Бог посылает нам, даёт возможность. И у человека есть тоже личная ответственность за то, что происходит в его жизни. Ведь то, что человек скажет, он же решает по итогу, что и как он произнесёт, это же решение его самого. И в жизни тоже — например, что он употребляет пищу, это его ответственность, потому что одно дело, когда человек может питаться правильно, здоро́во, а другое дело, когда человек всё время ест бургеры и думает, что ничего не произойдёт, а потом начинает бороться с последствиями, говорит: «Бог меня наказал».

К. Лаврентьева

— Или: «За что мне это?»

о. Анатолий

— Начинает ещё и роптать на Бога, недовольство высказывать.

К. Лаврентьева

— Ну ладно, если бургер, а иногда ведь болезни являются следствием духовных каких-то таких привычек, да?

о. Анатолий

— Мы не берём есть сейчас вот эту сферу, а берём именно то, что направление, когда человек безответственно относится к своему здоровью, не только физическому, но и ментальному тоже: то, что он смотрит, то, что он читает, он думает, что это бесследно пропадает. А потом человек говорит: «Ой, мне что-то вот такие книги читать не хочется духовные, в Библии что-то не так написано», ещё что-то ему не нравится. Конечно же, листать в интернете всякие видео намного проще и легче человеку. Соответственно, за ментальное наше здоровье мы тоже несём ответственность, потому что это же тоже образ мысли, то, как человек мыслит, это системно или не системно? За редким исключением, такие видео бывают именно системные, дают человеку какое-то системное знание, видение и понимание того или иного вопроса. В основном, эти видео о каком-то факте или сенсации. Люди любят какие-то горячие факты, а когда они вырваны из контекста, они теряют некую целостность, почему человек так поступил. Их подгоняют под определённый интерес: видите, как человек поступил (прецедент какой-то), значит, и всем можно тоже так поступать. Или о каком-то человеке негативные факты подобрали, подбили. Да, бывает и такое, но это не значит, что человек был плохой, мы же не знаем всей ситуации. Почему святые отцы, всегда говорят: никого ни за что не осуждай, ты не знаешь обстоятельств полных, почему так произошло. Возможно, человек вынужден был даже был так поступить.

«Неправые сердцем, то есть развратившиеся в сердце своём, держатся трёх ложных мнений: 1) или что нет Бога; 2) или Бог неправеден, когда Ему всё то (о чём обыкновенно говорят развращённые) благоугодно и любо и Он это допускает; 3) или Бог не управляет делами людей и не имеет никакого о них попечения или заботливости. Эти три мнения ложны и составляют величайшее нечестие против Бога. Продолжим, братия возлюбленные, нашу речь о правых сердцем. Тот правый сердцем, или в сердце своём, кто в счастье и в несчастье благодарит Бога, говоря словами праведного Иова: «Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось;) Да будет имя Господне благословенно!» (Иов, 1).

К. Лаврентьева

«Заметьте, любезные братья, чтобы вы никогда не говорили: „Это мне дьявол сделал“. но всё, что случается с тобой, доброе и злое, приписывай Богу своему, зная, что дьявол не может ничего, если Вышний Бог, имеющий власть над жизнью и смертью, не попустил ему чего-либо учинить для твоей казни или исправления: казни попускает Бог для нечестивых (безбожников, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину), исправление же попускает для погрешивших в чём-либо сыновей: „бьёт же всякого сына, которого принимает“. И ты не надейся остаться без наказания, если только не думаешь быть отчуждённым от Небесного наследства: бьёт же всякого сына, которого принимает (признаёт наследником). Так ли? Всякого ли? Где ты хотел скрыться от наказания? Всякого бьёт непременно; никто не избежит наказания: да будет тебе известно, что Сам Единородный Сын Божий, не совершивший никакого греха, не был изъят от наказания».

К. Лаврентьева

— Ну, вы знаете, очень сложные цитаты. Мне, например, даже сложно читать, что вот Господь бьёт или казнит, или наказывает. Понятно, что у нас есть Ветхий Завет, где эти термины все употребляются, так и было и, возможно, сейчас так и есть. Но мне кажется, что взаимоотношения человека и Бога не поддаются никаким словесным изъяснениям. Никакое слово не может определить, что Господь с нами делает, чтобы нашу душу исправить к лучшему. И вот эти средства речевые, которые у нас есть, вот, наверное, они так звучат, но мне всё равно тяжело это читать, непросто.

о. Анатолий

— В еврейском языке «наказывать» и «отвечать» — однокоренные слова. То есть мы можем сказать о том, что, с одной стороны, Бог бьёт или наказывает, а с другой стороны, как понятие, мы можем воспринять как ответ нам. Я думаю, что в Ветхом Завете Господь, имея в виду культурное состояние людей на тот момент, очень часто у всех богатых людей были стада. То есть для того, чтобы стадо вести, его периодически нужно с одной стороны подбить, направить, и с другой стороны. И вот здесь, я думаю, что «бьёт» подразумевает — направлять человека в нужном направлении. Иногда барашек, если мы говорим про стадо, упрётся и идёт не туда, ну попробовал его пастух чуть-чуть направить — он не понимает, потом сильнее направляет — он не понимает, приходится его как-то сильнее бить, чтобы он понял, в каком направлении нужно двигаться. Так и человек, когда двигается не в том направлении, «Пастух» его направляет туда, куда нужно. И есть упёртые люди, а есть те, кто побыстрее понимает. Я думаю, что здесь само вот это бьёт, оно не подразумевает желание, как людям кажется, поиздеваться. А вопрос в другом, в том, что человек не понимает сначала по-хорошему, по-доброму, не слышит, что он не туда идёт, и тогда, вот владыка сегодня обращается к медицине — давайте тоже возьмем пример из медицины — хирург. С одной стороны, он берёт, человека распарывает, проникает в его брюшную полость, делает какие-то манипуляции, но с другой стороны, он спасает человека. У человека потом температура, ещё что-то, и кто-то будет смотреть какую-то запись, скажет: «Зачем так? А почему так плохо, не могли как-то по-другому? Может, таблеточки ему достаточно было бы?» Но есть какие-то обстоятельства, в которых нужно даже срочное хирургическое вмешательство, чтобы помочь человеку, продлить ему жизнь или избавить от какой-то тяжёлой болезни. И здесь происходит то же самое: человеку не причиняют вред, над ним никто не хочет издеваться, это человек сам себе так трактует. А суть заключается в том, что человека направляют, Бог отвечает на какой-то его запрос. Понимаешь, у нас очень часто, когда мы говорим, какие-то жизненные ситуации вырваны из контекста. Мы не знаем внутреннего состояния человека, насколько он упёрт в каких-то моментах, в семье, например. Он приходит, или мы его встречаем, в храме батюшка встречает, общаемся, и он такой белый, пушистый, расскажет, что «вот, как-то меня не слышат, меня обижают». А на самом деле, там человек тоже даёт угля — мелкого, но много. Поэтому здесь Господь-то и подсказывает, Он отвечает конкретно человеку на его какие-то обстоятельства. Иногда приходится где-то приложить чуть больше усилия для того, чтобы остановить человека. Вот кто-то пытается уйти — жена, например. И мужу иногда приходится прикладывать больше усилий для того, чтобы её остановить, показать, что она ему нужна, он её любит. Соответственно, иногда нужно прикладывать больше усилия для того, чтобы остановить человека. Также и Бог иногда прикладывает больше сил для того, чтобы человека остановить от более худших последствий. И человеку кажется, что — да, его наказывают, ему же не дают идти в том направлении, в котором он хочет, легко и комфортно. А его останавливает Бог, говорит: «Посмотри, вообще не то направление, ты куда?» Человек приходит к священнику, рассказывает свою ситуацию, а священник говорит: «А ты не видишь, что как в аду живёшь? Как ты жила в принципе эти двадцать лет?» — «Я не знаю, как-то так вот получилось». — «Ну, а как оно могло так вот получиться? Ты же давала своё даже молчаливое согласие на то, что вот так происходит». — «Ну, наверное». И думаешь: ну как так, человек очевидных вещей не видит. Соответственно, Бог тоже прикладывает больше сил для того, чтобы человека остановить, а человеку кажется, что его наказывают, не дают легко и комфортно идти в ад.

К. Лаврентьева

— Да, это совсем не та казнь и не то наказание, которое мы имеем в виду. Не об этом речь, не это значение мы в это вкладываем, когда читаем.

о. Анатолий

— Конечно, нужно на эту ситуацию человеку самому посмотреть со стороны, что его никто не наказывает, а его просто уже схватили и говорят: «Ты куда? Остановись!»

К. Лаврентьева

— Или, допустим, если это наказание всё же в той или иной степени, то я у другого какого-то святого отца читала, что это самый лёгкий вариант из всех возможных наказаний, которые вообще возможны для этого человека. Самый лёгкий Господь выбирает, что только может человек сам понести.

о. Анатолий

— Я уже сегодня приводил пример, когда человек сам сказал: «Господи, ну, когда будут у меня обстоятельства, я буду дома и у меня не будет никакой занятости, тогда я буду лежать и молиться». Пожалуйста, через месяц она лежит и смотрит телевизор.

К. Лаврентьева

— Но это страшно. Лучше нам, конечно, аккуратнее обращаться со своей речью и Господи помилуй, не дай бог.

о. Анатолий

— Поэтому здесь вопрос наказания как определить, это наказание или это ответ на какой-то запрос конкретный человека? То есть это человек должен понять, вернуться и проанализировать, почему он получил такой результат. А так, конечно же, ему проще сказать, что кто-то ему пожелал плохого, его сглазил, а Бог его наказал.

К. Лаврентьева

— Ну или всё равно мне на исповедь идти, всё скопом исповедовать, посмотрю ещё одну серию. Ну, правда, есть же такой момент, тебя уговаривает как бы и лукавый, и твой мозг ленивый тут же, что всё равно я буду рассказывать, что смотрел сериал, так одной серией больше, одной меньше... А это, кстати, такая опасная ловушка, потому что вот эта ещё одна серия, которая с твоего же молчаливого согласия тебе самому разрешена, как раз она тебя может подвести.

о. Анатолий

— А ты досмотришь вот эту серию следующую, потом вспомнишь, что завтра выходной и можно ещё одну посмотреть.

К. Лаврентьева

— Только другой вопрос, что ты же слепнешь, пока ты себе вот это всё позволяешь, теряешь чувствительность к греху, к покаянию, ты уже потом не можешь каяться, как если бы ты покаялся, если бы немного переборщил, а вот когда ты уже переборщил по полной программе, покаяние, мне кажется, уже другое должно быть. И будет ли оно? Вот вопрос.

о. Анатолий

— Вполне возможно, что и не будет такого прямо раскаяния. А нужно же ещё вторую часть посмотреть, потом третью, и выйдет скоро четвёртая, поэтому человек уже совершенно по-другому это всё видит. Он уже договорился с со своей совестью, что он её посмотрит, уже нужно посмотреть. Все подруги посмотрели, как это она не посмотрит?

К. Лаврентьева

-Кстати говоря, очень тяжёлый момент с этими сериалами и фильмами, потому что там, сейчас особенно, стали проскакивать какие-то вещи такие эзотерические, какой-то шаманизм, колдовство, всё это на уровне шутки, но мы же понимаем, что шутка с бесом — это история очень опасная. И ещё тем более какое-нибудь богохульство, я замечала, что в зарубежных это есть переводах, и приходится выключать.

о. Анатолий

— Дело в том, что когда вводят в сериал колдуний, эзотерику, ещё что-то, они обязательно показывают, что это действенно, это работает. Вот человек сходил в храм, помолился, постоял, а ничего не произошло. А тут он видит, что человек что-то там сказал, и что-то произошло, и у него откладывается, что это действительно работает. И потом, на что обращает сегодня святитель внимание: что потом человек так и думает, что кто-то ему там пожелал зла, что-то там наколдовал ему, языческое мышление начинается — конечно же, это лукавство, которое причиняет душе христианина вред.

"Множество людей сильно заблуждаются, — пишет святитель Иоанн Тобольский, — смешивая попущение Божие с попущением человеческим. Первое неизмеримо разнится от последнего по причинам своего происхождения: человеческое попущение происходит от бездеятельности попустителя, который и служит непосредственной причиной появления множества зол физических и моральных при нежелании предупредить или пресечь их в самом начале; иногда, впрочем, происходит это попущение от того, что попуститель не имел возможности предотвратить какое-либо зло. При таком воззрении и на попущение Божие в случаях, когда мы, считая своего противника злодеем и виновником наших злоключений, терзаем его не только словами, но и действием, рождается в душе наша мысль, будто бы Всеведущий Бог не смотрит на нас и, имея возможность возбранить, попускает наносить нам тяжкие обиды.

Для исправления этой преступной мысли необходимо рассмотреть попущение воли Божией в трех отношениях: а) со стороны желания Божия попустить что-либо; б) со стороны причины Божия попущения; и в) со стороны содействия воли Божией в совершении попускаемого дела. Для лучшего понимания означенных сторон попущения Божия необходимо различить два рода попускаемых зол.

Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесения обид или бесчестия, как, например, обнищание, заключение в тюрьме, изгнание (ссылка) — всё это не может быть даже названо в прямом смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания. (Вот это, кстати, очень интересный момент). Второй род зол, называемый в собственном смысле злом: это наши грехи (преступления против Божиих заповедей). Первого рода зло попускает Бог по желанию Своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов (и дщерей). О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что совершения их желает Бог, но только попускает. Всё, что действительно существует в мире, пребывает в нём по желанию и Слову Божию, по воле Которого всё существует и произошло, и без Него ничто не получило бытия или действительного существования. Но грех не есть нечто жизненное (реальное), а только призрачная противоположность действительности, её призрак, тень, ничто: грех существует по одному именованию несовершенства лжи и лукавства неповинующихся Богу сотворенных Им существ, разумно свободных; потому грех и произошёл первоначально, и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению«.

К. Лаврентьева

— То есть, есть воля Божия, а есть Божие попущение. Грех — это Божие попущение, потому что Он видит, что мы по своей свободной воле творим уже сами не знаем что. А воля Божия — это нанесение обид, тяготы и болезни, обнищание, заключение в тюрьме. Понятно, что не только это воля Божия, но и прекрасные, удивительные события нашей жизни, рождение детей, радости, милости, все неисчерпаемые блага, которые посылает нам Господь — это тоже воля Божия. Наверное, вот это важно проговорить. Святитель Иоанн по монашеский строг, но мы не будем забывать о том, что вся наша жизнь, все радости в ней — это вот Божья любовь, которая изливается на нас огромными потоками. А вот болезни, тяготы, огорчения разные — это уже «лекарства», говорит нам святитель Иоанн Тобольский. Так, отец Анатолий?

о. Анатолий

— Да, всё верно ты подметила. Действительно есть очень интересная мысль у святителя о том, что есть лекарства, через которые Бог нас лечит, лечит наши слабости, наши недочёты, которые нам нужно сейчас подкорректировать. И есть такое, как мы говорим, что «наказывает» Бог тем, что неприятно для нашей воли и что является помощью уже в более тяжёлой какой-то форме упущения или запущения самого человека.

К. Лаврентьева

— Отче, а вот интересно по поводу попущения греха, сразу возникает мысль: а зачем попускать грех? Ведь можно как-то предупредить, остановить, не допустить греха. Но, с другой стороны, Господь же всё знает наше будущее и понимает, что, может быть, человеку иногда и полезно в какой-то грех впасть, если уж он сам к нему так стремится, чтобы потом этот грех каждый раз обжигал его своим воспоминанием, и он уже не допускал худшего зла в своей жизни. Может быть такое?

о. Анатолий

— Изначально, конечно же, Бога нет, где есть грех, и замысла Божьего в том, чтобы человек пожил в этом грехе, нет. Это решение самого человека, это слабость души самого человека — то, о чём говорит нам сегодня святитель. Это маленькая дорожка, такая вот тропиночка, которую человек сам попускает, которая через какое-то время, если вовремя он не реагирует, становится таким большим проспектом для множества разных грехов в нашу душу, и выйти оттуда уже очень тяжело. Здесь очень важно сказать о том, что есть свобода воли человека. То есть для Бога что нужно? Решение самого человека, желание самого человека жить с Богом. Вот это очень важно, то, о чём говорят святые отцы, что человек хочет сам жить, потому что именно в этом возможна любовь к Богу и возможно ощущать любовь от Бога к нам.

К. Лаврентьева

— Аминь. Спасибо огромное отче. Дорогие друзья, этот сложный разговор, но глубокий и интересный, сегодня у нас был благодаря книге святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей». Читайте сами обязательных святых отцов, читайте их вместе с нами. Сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким это всё читали, обсуждали. Меня зовут Кира Ваврентьева. Мы прощаемся с вами до будущих встреч. Вам, отче, огромное спасибо. Всего доброго и до свидания.

о. Анатолий

— Всего доброго, с Богом.


Все выпуски программы Почитаем святых отцов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем