— Простите, у вас билетик упал!
— Спасибо, милая барышня. Засмотрелся на картины, и обронил... Вы посещаете Тульский музей изобразительных искусств в одиночестве, как я вижу?
— Да, я одна сюда прихожу. Живу неподалёку. Меня Маша зовут.
— Рад познакомиться с тобой, Маша! А меня зовут Андрей Борисович. Я смотрю, у тебя в руках альбом и карандаши. Занимаешься рисованием?
— Да, учусь в художественной школе. Когда есть вдохновение, беру с собой всё необходимое и рисую прямо здесь. Мне разрешают сотрудники. А иногда просто прихожу полюбоваться на работы мастеров. Хотите, я вам свою самую любимую картину покажу? Пойдёмте!
— С удовольствием посмотрю!
— Вот она! Владимир Маковский. «В сельской школе».
— Какая хорошая, светлая работа! Мне тоже нравятся картины Владимира Маковского. Они добрые, искренние, настоящие... Про жизнь, про людей... Он сам был добрым человеком. О Маковском говорили, что в городе, в котором он жил, он знает все богадельни, все приюты...
— А почему про него так говорили?
— Он часто бывал там, где много бедных и страждущих людей. Помогал им. Его волновали судьбы простых людей, стариков и детворы. Крестьянские дети часто становились героями его работ.
— Как и на моей любимой картине! Художник нарисовал детей в крестьянской избе. Посреди комнаты стоит большой деревянный стол и лавки. Это сельская школа. За столом сидят дети. Много детей разных возрастов. Я вот только не пойму, почему они все учатся в одном классе.
— В конце 19-го века (а эта работа написана в 1883 году) школы были не во всех сёлах. И если удавалось открыть в селе школу, то для неё выделялась одна изба, как правило, с одним просторным помещением. К тому же, у детей разных возрастов тогда был примерно одинаковый уровень знаний. Вот и учились все вместе. Изучали арифметику, учились читать и писать, изучали Закон Божий.
— Девочки на картине справа, у окна, кажется, учатся читать. Школьникам помогают две учительницы. Одна из них склонилась над девочкой, которая выводит буквы в тетрадке, а вторая что-то объясняет двум ученицам у доски. В классе как-то уютно, радостно. Даже хочется туда попасть.
— Такое радостное, уютное настроение художник создаёт с помощью светлых пятен. Через большие окна в помещение льётся свет, падая на лица и головы детей. А в центральной части работы, в углу комнаты виднеется икона. Все эти детали важны для художника. Он подчёркивает, что познание — это Божий дар, данный человеку. Как в поговорке: ученье — свет. И каждый герой на картине стремится к этому свету.
— И стремится по-своему. У каждого — свой характер, это видно по лицам учеников. Кто-то нахмурился. Кто-то задумчиво улыбается... Наверное, что-то важное понял. А вот на картине слева художник изобразил двух малышей.
— Эти ребятишки ещё малы, чтобы учиться. Вероятно, они ждут своих братьев или сестёр. И потихоньку приобщаются к учёбе. Скоро они подрастут и тоже начнут заниматься. А что тебе в этой картине нравится больше всего?
— Мне нравятся сами ученики. Как им интересно учиться! Они думают над задачами, соображают, может быть, им даже трудно! Но они стараются, стремятся к знаниям! Вот бы и мне так!
— А я думаю, эта картина как раз про тебя! Девушку, которая любит узнавать что-то новое, развиваться, заниматься творчеством! Я очень рад, что познакомился с тобой, Маша.
— Я тоже рада, Андрей Борисович! Я много нового от вас узнала и ещё больше полюбила картину «В сельской школе».
Картину Владимира Маковского «В сельской школе» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 257 зач., III, 4-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди, особенно молодые, стремятся стать известными и мечтают о славе. В то же время, христианский подход, как кажется, предполагает, что к славе стремиться опасно, так как она тщетна и мешает человеку правильно оценить своё духовное состояние. Но могут ли верующие стремиться к славе и в чём эта слава должна заключаться? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колосянам.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Порой на публичных встречах с людьми мы обсуждаем современные представления о смысле и целях жизни. Каковы они для современного человека? Взрослые обычно говорят о семье, детях, о самореализации. Но недавно я встречался с подростками, и они очень чётко выделили то, что можно было бы назвать современными трендами: люди больше всего стремятся к богатству, славе и власти. Кажется, ничего необычного, ведь это вещи практически очевидные. Но понимаем ли мы опасность такого подхода, ведь все не могут быть богатыми, все не могут быть знаменитыми или обладать властью... А если это так, получается, что по определению все не могут быть счастливыми, не могут достичь цели, к которой стремятся.
Но вот в начале сегодняшнего чтения апостол Павел говорит христианам: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. То есть сама по себе прославленность не плоха, вопрос только в том, чем человек прославляется и как это воспринимает. В чём особенность светского понимания славы? Сегодня для нас она связана с исключительностью, ведь нельзя прославиться чем-то обычным. Слава даёт человеку ощущение превосходства над другими людьми в той или иной сфере, позволяет ему гордиться, смотреть на других свысока. Кроме того, человек, который чем-то прославился, воспринимает славу на свой счёт, считает, что он прославился в первую очередь благодаря себе. У него могут быть учителя, тренеры, наставники, но славы добился именно он. В итоге, в таком понимании славы ярко проявляются последствия грехопадения, в которых человек ревниво закрывается от всех. В чём же специфика христианского понимания славы? Во-первых, она самым глубоким образом связана с Богом как источником человеческой жизни и тех даров, которыми мы обладаем. И, во-вторых, слава заключается не просто в чём-то особенном и выдающемся, но в раскрытии тех даров, которые дал нам Бог. Можно даже сказать, что в первую очередь христиане говорят о славе Божией, которая проявляется в мире через человека, достигшего полноты духовной жизни.
Понимая это, апостол Павел не просто предрекает ученикам явление их во славе вместе со Христом. Он подробно говорит о том, как они этой славы могут достигнуть. Оказывается, что для того, чтобы прославиться в подлинном смысле слова человеку нужно умертвить в себе грех: отказаться от всего, что связано с блудом и нечистотой, а также накоплением богатств, в котором человек служит себе как идолу. Для современной цивилизации, в основе которой лежит гипертрофированное внимание к теме пола и богатства, уже это может быть настоящим вызовом, но апостол продолжает. Оказывается, нужно не только навести порядок в телесных и душевных желаниях, но и прекратить всякие распри, связанные с гневом, яростью, злобой, злоречием и ложью. Иными словами, человек призван нравственно обновиться и возрастать в познании воли Божией о себе. Достигая подлинной славы, он не будет противопоставлять себя другим людям, не будет стремиться возвыситься над ними, но будет стремиться к подлинному единству с ними во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Писатели около церковных стен». Интервью с А. Теслей
Гость программы — Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (Калининград), руководитель центра изучения русской философии и культуры.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Ижевск. Собор Александра Невского
В начале девятнадцатого века город Ижевск был рабочим посёлком при оружейном заводе. В 1810 году здесь случился страшный пожар. Огонь уничтожил деревянные церкви — Ильинскую и Троицкую. И заводчане приняли решение строить каменный храм. Ижевский архитектор Семён Дудин спроектировал монументальный собор с тремя приделами. Петербургские начальники завода попросили адаптировать проект к стеснённым денежным обстоятельствам. Зодчий заменил гранитные архитектурные детали на чугунные, которые можно было изготовить на месте. И тем самым сделал храм уникальным! Главный престол собора освятили во имя благоверного князя Александра Невского — оружейники особо почитали святого воина. Церковь стала средоточием жизни в посёлке. Прихожане заботились о бедных, открывали больницы и школы, содержали богадельню. После революции 1917 года безбожники закрыли собор Александра Невского, и много лет он разрушался. Но уцелел и был восстановлен! В третье тысячелетие старинный ижевский храм вошёл в прежнем великолепии.
Радио ВЕРА в Ижевске можно слушать на частоте 97,0 FM