
— Простите, у вас билетик упал!
— Спасибо, милая барышня. Засмотрелся на картины, и обронил... Вы посещаете Тульский музей изобразительных искусств в одиночестве, как я вижу?
— Да, я одна сюда прихожу. Живу неподалёку. Меня Маша зовут.
— Рад познакомиться с тобой, Маша! А меня зовут Андрей Борисович. Я смотрю, у тебя в руках альбом и карандаши. Занимаешься рисованием?
— Да, учусь в художественной школе. Когда есть вдохновение, беру с собой всё необходимое и рисую прямо здесь. Мне разрешают сотрудники. А иногда просто прихожу полюбоваться на работы мастеров. Хотите, я вам свою самую любимую картину покажу? Пойдёмте!
— С удовольствием посмотрю!
— Вот она! Владимир Маковский. «В сельской школе».
— Какая хорошая, светлая работа! Мне тоже нравятся картины Владимира Маковского. Они добрые, искренние, настоящие... Про жизнь, про людей... Он сам был добрым человеком. О Маковском говорили, что в городе, в котором он жил, он знает все богадельни, все приюты...
— А почему про него так говорили?
— Он часто бывал там, где много бедных и страждущих людей. Помогал им. Его волновали судьбы простых людей, стариков и детворы. Крестьянские дети часто становились героями его работ.
— Как и на моей любимой картине! Художник нарисовал детей в крестьянской избе. Посреди комнаты стоит большой деревянный стол и лавки. Это сельская школа. За столом сидят дети. Много детей разных возрастов. Я вот только не пойму, почему они все учатся в одном классе.
— В конце 19-го века (а эта работа написана в 1883 году) школы были не во всех сёлах. И если удавалось открыть в селе школу, то для неё выделялась одна изба, как правило, с одним просторным помещением. К тому же, у детей разных возрастов тогда был примерно одинаковый уровень знаний. Вот и учились все вместе. Изучали арифметику, учились читать и писать, изучали Закон Божий.
— Девочки на картине справа, у окна, кажется, учатся читать. Школьникам помогают две учительницы. Одна из них склонилась над девочкой, которая выводит буквы в тетрадке, а вторая что-то объясняет двум ученицам у доски. В классе как-то уютно, радостно. Даже хочется туда попасть.
— Такое радостное, уютное настроение художник создаёт с помощью светлых пятен. Через большие окна в помещение льётся свет, падая на лица и головы детей. А в центральной части работы, в углу комнаты виднеется икона. Все эти детали важны для художника. Он подчёркивает, что познание — это Божий дар, данный человеку. Как в поговорке: ученье — свет. И каждый герой на картине стремится к этому свету.
— И стремится по-своему. У каждого — свой характер, это видно по лицам учеников. Кто-то нахмурился. Кто-то задумчиво улыбается... Наверное, что-то важное понял. А вот на картине слева художник изобразил двух малышей.
— Эти ребятишки ещё малы, чтобы учиться. Вероятно, они ждут своих братьев или сестёр. И потихоньку приобщаются к учёбе. Скоро они подрастут и тоже начнут заниматься. А что тебе в этой картине нравится больше всего?
— Мне нравятся сами ученики. Как им интересно учиться! Они думают над задачами, соображают, может быть, им даже трудно! Но они стараются, стремятся к знаниям! Вот бы и мне так!
— А я думаю, эта картина как раз про тебя! Девушку, которая любит узнавать что-то новое, развиваться, заниматься творчеством! Я очень рад, что познакомился с тобой, Маша.
— Я тоже рада, Андрей Борисович! Я много нового от вас узнала и ещё больше полюбила картину «В сельской школе».
Картину Владимира Маковского «В сельской школе» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер