— Обрати внимание, Андрей, какая барышня очаровательная на картине Владимира Боровиковского! Написано — Мария Фёдоровна Барятинская. Смотрит так мягко, спокойно и в то же время уверенно. А типаж у неё не здешний, не северный — тёмные глаза, нос с горбинкой. Не знаешь, откуда портрет этой южанки здесь у нас, в Псковском музее-заповеднике?
— Знаю, Стёпа. В Псков картина поступила в 1930 году из коллекции Русского музея Санкт-Петербурга. А родом Мария Фёдоровна вовсе не с юга, внешность, как видишь, может быть обманчива. Эта дама — дочь немецкого дипломата, её девичья фамилия — фон Келлер.
— Девичья фамилия фон Келлер, на портрете написано — Барятинская. Получается, она здесь уже замужем?
— Не просто замужем, перед нами — двадцатисемилетняя мать троих детей. Картину искусствоведы датируют 1817 годом, а бракосочетание Марии фон Келлер и русского князя Ивана Ивановича Барятинского состоялось четырьмя годами ранее.
— Интересно, а как могли познакомиться немецкая барышня и русский князь?
— Иван Иванович служил послом в Германии. Он был вдовцом, жениться не собирался. Но на одном из посольских званых обедов обратил внимание на очаровательную дочь немецкого дипломата, сделал ей предложение и получил согласие. Они повенчались. Князь души не чаял в своей молодой жене и старался сделать всё, чтобы сделать Марию счастливой.
— Что, например?
— Супруги много путешествовали. Свою усадьбу в Курской области Иван Иванович обустроил по европейскому образцу и назвал в честь жены — Марьино. К услугам княгини Барятинской были лучшие портные и ювелиры, это видно и по портрету. На Марии Фёдоровне изящное жемчужно-серое платье из тончайшего шёлка и красная кашемировая шаль. Да и сам портрет говорит о статусе модели, ведь его выполнил не простой художник, а академик живописи.
— Но разве в этом счастье?
— Счастье видеть, как близкий человек старается тебя порадовать. Кроме того, князь Барятинский был красив, умён, добродушен. И двенадцать лет брака Мария Фёдоровна называла самыми счастливыми в своей жизни.
— Всего двенадцать?
— Да, Иван Барятинский скончался в 1825 году.
— И княгиня больше не вышла замуж?
— Нет, хотя ей не раз делали предложения. Смыслом жизни Марии Барятинской стало воспитание детей, их у неё было семеро. А после того, как скоропостижно умерла от лихорадки одна из дочерей, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительности. В 1843 году она учредила в Санкт-Петербурге приют для вдов, оставшихся без попечения. Его назвали по имени устроительницы Мариинским. Трудами княгини Барятинской в столице появились община сестёр милосердия, интернат дневного пребывания для детей из малоимущих семей, школа рукоделия для бедных девочек.
— Надо же, как удивительно княгиня прожила жизнь. Пришла к ней в юности любовь — она радовалась семейному счастью. Овдовела — не унывала, о детях заботилась. Ещё одно горе стряслось — делами милосердия боль лечила.
— Верно. Смотрит на нас юная княгиня Мария Фёдоровна Барятинская чистыми глазами с портрета Боровиковского, словно хочет сказать: «Отчего столько суеты в вашем двадцать первом веке? К чему Господь призывает, то и следует принимать». В этом есть смирение и мудрость.
«Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской кисти Владимира Боровиковского можно увидеть в Псковском музее-заповеднике».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер