— Обрати внимание, Андрей, какая барышня очаровательная на картине Владимира Боровиковского! Написано — Мария Фёдоровна Барятинская. Смотрит так мягко, спокойно и в то же время уверенно. А типаж у неё не здешний, не северный — тёмные глаза, нос с горбинкой. Не знаешь, откуда портрет этой южанки здесь у нас, в Псковском музее-заповеднике?
— Знаю, Стёпа. В Псков картина поступила в 1930 году из коллекции Русского музея Санкт-Петербурга. А родом Мария Фёдоровна вовсе не с юга, внешность, как видишь, может быть обманчива. Эта дама — дочь немецкого дипломата, её девичья фамилия — фон Келлер.
— Девичья фамилия фон Келлер, на портрете написано — Барятинская. Получается, она здесь уже замужем?
— Не просто замужем, перед нами — двадцатисемилетняя мать троих детей. Картину искусствоведы датируют 1817 годом, а бракосочетание Марии фон Келлер и русского князя Ивана Ивановича Барятинского состоялось четырьмя годами ранее.
— Интересно, а как могли познакомиться немецкая барышня и русский князь?
— Иван Иванович служил послом в Германии. Он был вдовцом, жениться не собирался. Но на одном из посольских званых обедов обратил внимание на очаровательную дочь немецкого дипломата, сделал ей предложение и получил согласие. Они повенчались. Князь души не чаял в своей молодой жене и старался сделать всё, чтобы сделать Марию счастливой.
— Что, например?
— Супруги много путешествовали. Свою усадьбу в Курской области Иван Иванович обустроил по европейскому образцу и назвал в честь жены — Марьино. К услугам княгини Барятинской были лучшие портные и ювелиры, это видно и по портрету. На Марии Фёдоровне изящное жемчужно-серое платье из тончайшего шёлка и красная кашемировая шаль. Да и сам портрет говорит о статусе модели, ведь его выполнил не простой художник, а академик живописи.
— Но разве в этом счастье?
— Счастье видеть, как близкий человек старается тебя порадовать. Кроме того, князь Барятинский был красив, умён, добродушен. И двенадцать лет брака Мария Фёдоровна называла самыми счастливыми в своей жизни.
— Всего двенадцать?
— Да, Иван Барятинский скончался в 1825 году.
— И княгиня больше не вышла замуж?
— Нет, хотя ей не раз делали предложения. Смыслом жизни Марии Барятинской стало воспитание детей, их у неё было семеро. А после того, как скоропостижно умерла от лихорадки одна из дочерей, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительности. В 1843 году она учредила в Санкт-Петербурге приют для вдов, оставшихся без попечения. Его назвали по имени устроительницы Мариинским. Трудами княгини Барятинской в столице появились община сестёр милосердия, интернат дневного пребывания для детей из малоимущих семей, школа рукоделия для бедных девочек.
— Надо же, как удивительно княгиня прожила жизнь. Пришла к ней в юности любовь — она радовалась семейному счастью. Овдовела — не унывала, о детях заботилась. Ещё одно горе стряслось — делами милосердия боль лечила.
— Верно. Смотрит на нас юная княгиня Мария Фёдоровна Барятинская чистыми глазами с портрета Боровиковского, словно хочет сказать: «Отчего столько суеты в вашем двадцать первом веке? К чему Господь призывает, то и следует принимать». В этом есть смирение и мудрость.
«Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской кисти Владимира Боровиковского можно увидеть в Псковском музее-заповеднике».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.