— Обрати внимание, Андрей, какая барышня очаровательная на картине Владимира Боровиковского! Написано — Мария Фёдоровна Барятинская. Смотрит так мягко, спокойно и в то же время уверенно. А типаж у неё не здешний, не северный — тёмные глаза, нос с горбинкой. Не знаешь, откуда портрет этой южанки здесь у нас, в Псковском музее-заповеднике?
— Знаю, Стёпа. В Псков картина поступила в 1930 году из коллекции Русского музея Санкт-Петербурга. А родом Мария Фёдоровна вовсе не с юга, внешность, как видишь, может быть обманчива. Эта дама — дочь немецкого дипломата, её девичья фамилия — фон Келлер.
— Девичья фамилия фон Келлер, на портрете написано — Барятинская. Получается, она здесь уже замужем?
— Не просто замужем, перед нами — двадцатисемилетняя мать троих детей. Картину искусствоведы датируют 1817 годом, а бракосочетание Марии фон Келлер и русского князя Ивана Ивановича Барятинского состоялось четырьмя годами ранее.
— Интересно, а как могли познакомиться немецкая барышня и русский князь?
— Иван Иванович служил послом в Германии. Он был вдовцом, жениться не собирался. Но на одном из посольских званых обедов обратил внимание на очаровательную дочь немецкого дипломата, сделал ей предложение и получил согласие. Они повенчались. Князь души не чаял в своей молодой жене и старался сделать всё, чтобы сделать Марию счастливой.
— Что, например?
— Супруги много путешествовали. Свою усадьбу в Курской области Иван Иванович обустроил по европейскому образцу и назвал в честь жены — Марьино. К услугам княгини Барятинской были лучшие портные и ювелиры, это видно и по портрету. На Марии Фёдоровне изящное жемчужно-серое платье из тончайшего шёлка и красная кашемировая шаль. Да и сам портрет говорит о статусе модели, ведь его выполнил не простой художник, а академик живописи.
— Но разве в этом счастье?
— Счастье видеть, как близкий человек старается тебя порадовать. Кроме того, князь Барятинский был красив, умён, добродушен. И двенадцать лет брака Мария Фёдоровна называла самыми счастливыми в своей жизни.
— Всего двенадцать?
— Да, Иван Барятинский скончался в 1825 году.
— И княгиня больше не вышла замуж?
— Нет, хотя ей не раз делали предложения. Смыслом жизни Марии Барятинской стало воспитание детей, их у неё было семеро. А после того, как скоропостижно умерла от лихорадки одна из дочерей, Мария Фёдоровна посвятила себя благотворительности. В 1843 году она учредила в Санкт-Петербурге приют для вдов, оставшихся без попечения. Его назвали по имени устроительницы Мариинским. Трудами княгини Барятинской в столице появились община сестёр милосердия, интернат дневного пребывания для детей из малоимущих семей, школа рукоделия для бедных девочек.
— Надо же, как удивительно княгиня прожила жизнь. Пришла к ней в юности любовь — она радовалась семейному счастью. Овдовела — не унывала, о детях заботилась. Ещё одно горе стряслось — делами милосердия боль лечила.
— Верно. Смотрит на нас юная княгиня Мария Фёдоровна Барятинская чистыми глазами с портрета Боровиковского, словно хочет сказать: «Отчего столько суеты в вашем двадцать первом веке? К чему Господь призывает, то и следует принимать». В этом есть смирение и мудрость.
«Портрет княгини Марии Фёдоровны Барятинской кисти Владимира Боровиковского можно увидеть в Псковском музее-заповеднике».
15 мая. Об истории Путивльской иконы Богородицы

Сегодня 15 мая. Церковь чтит Путивльскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Андрей Ефанов.
Удивительно, как заступничество Пресвятой Богородицы христианскому роду может проявляться на протяжении многих поколений! 400 лет отделяют друг от друга два явления иконы Пресвятой Богородицы «Путивльская». Каждый раз это чудо было связано с тяжёлыми событиями в Путивле. В 30-х годах XIII века это было монголо-татарское нашествие, а в XVII веке — трагические события смутного времени. То, что перестаёт быть важным в жизни христиан, нередко ими утрачивается. Так случилось и с Путивльской иконой Пресвятой Богородицы, которая не сохранилась в огне богоборчества XX века. Лишь по иллюстрациям образ был заново написан. На иконе Спаситель держит в руках символ вседержавной власти, а у Царицы Небесная лестница, как знак того, что Христос, возводящий человечество на небеса и до ныне сохраняет для нас возможность духовно преобразиться и войти в Царство Небесного Отца.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О трудах Ильи Мечникова

Сегодня 15 мая. В этот день в 1845 году родился биолог Илья Мечников.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Илья Ильич — пример жертвенного служения нового направления науки. Это служение выразилось в открытиях, сделанных в области эмбриологии. Он считается отцом теории врожденного иммунитета. Он один из первых иммунологов. Илья Ильич, потеряв первую супругу, она болела туберкулезом, посвящает всю свою жизнь борьбе с инфекциями. Он создатель первой в России бактериологической станции. Илья Ильич строил теорию о здоровом образе жизни, о продлении человеческой жизни по части соматики, почему его и называют отцом геронтологии. Думаю, что нашим радиослушателям интересно познакомиться с этим представителем древней династии Мечниковых. И что мы можем от него позаимствовать? Целеустремленность, жертвенность, преданность науке во имя здоровья человечества, умение преодолевать личную трагедию, частное горе, сознавая себя нужным, востребованным для служения.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 мая. О творчестве Данте Алигьери

Сегодня 15 мая. В этот день в 1265 году родился итальянский поэт и богослов Данте Алигьери.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Данте Алигьери — великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Его трактаты «Пир», «О народной речи», «Послания» стали первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке. В 1292 году Данте написал поэму «Новая жизнь», ставшую автобиографическим произведением. Юношеская любовь к Беатриче Портинари и внезапная смерть возлюбленной оставили глубокую рану в сердце поэта. Этим воспоминанием пронизана лирика Данте в течение всей его жизни. Вершиной творческого пути Данте стала поэма «Божественная комедия», созданная им в период с 1306 по 1321 годы. Изначально свое сочинение поэт назвал просто «комедия», а эпитет «Божественная» был добавлен в 1360 году Джованни Боккаччо, первым биографом Алигьери. «Божественную комедию» можно назвать средневековой энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. Поэма делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33 песен. Российский поэт Осип Мандельштам говорил, что для чтения комедии следует запастись парой башмаков с гвоздями. Так он предупреждал читателя о том, сколько душевных сил нужно затратить, чтобы пройти вслед за Данте и попытаться понять смысл этого произведения. Творчество Данте Алигьери до наших дней остается источником вдохновения для поэтов, скульпторов, музыкантов, художников.
Все выпуски программы Актуальная тема