
Фото: Jennie Razumnaya / Unsplash
— Андрей Борисович! Идите скорее сюда!
— Тише, Олег! Кажется, тебя сейчас весь Нижегородский художественный музей услышал.
— Ой, правда! Совсем забылся. Просто я увидел картину, которая меня очень удивила. Посмотрите, Андрей Борисович!
— Виктор Михайлович Васнецов. «Крещение князя Владимира». Великолепное полотно. Очень известная работа художника. А чем она тебя удивила?
— Ну... Ведь «Крещение князя Владимира» — это фреска, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Я не знал, что у Васнецова есть ещё и такая картина.
— Олег, ответ на твоё недоумение очень прост. Ну, посуди сам: художник ведь не сразу пишет набело. Он тщательно готовится, делает наброски, эскизы, этюды.
— Точно! То есть, наша картина — один из этапов работы над великой фреской?
— Совершенно верно! Перед нами — финальный этюд Васнецова к фреске «Крещение святого Владимира». От росписи в киевском храме он практически не отличается.
— А как Васнецов готовился к росписи Владимирского собора? Ну, помимо того, что рисовал этюды. Ведь нужно было, наверное, столько всего узнать! И о сюжете, который он собирался запечатлеть, и о технике письма.
— Знаешь, сколько занял у Васнецова подготовительный этап? Целых одиннадцать лет — с 1885 по 1896 годы. Виктор Михайлович подробно исследовал древние рукописи. Кстати, в них он нашёл описание внешности князя Владимира. И постарался, насколько это, конечно, возможно, добиться портретного сходства. Историческую линию сюжета Васнецов выстраивал в соответствии с «Повестью временных лет» монаха Нестора.
— Художник изобразил на картине момент крещения русского князя в византийском Херсонесе. Руины древнего города находятся на территории современного Севастополя. Там сейчас музей под открытым небом. В нём, кстати, можно увидеть остатки каменной купели, в которой князь принял православную веру. Они сохранились до наших дней!
— Да, и я не раз там бывал. Но давай вернёмся к картине. Некоторые искусствоведы считают — и я с ними, пожалуй, соглашусь — что Васнецов изобразил не только момент крещения, но и момент прозрения князя Владимира. Ты, наверное, помнишь, что накануне события Владимир ослеп? Но после того как он окунулся в святую купель, зрение к нему возвратилось.
— Конечно, помню! А ведь и правда, на картине Васнецова глаза у князя широко открыты. Он смотрит так, как будто видит мир впервые!
— Да ведь так оно и было. После крещения Владимир прозрел не только физически, но и духовно. Жестокий в прошлом, он совершенно преобразился. Вот как он сам о себе сказал: «Я был зверь, а стал человеком».
— На картине священник простирает над князем руку. Что это означает?
— Этим жестом священник призывает на того, кто принимает крещение, Благодать Божию. Возлагая на крещаемого руку, он произносит молитву, в которой просит Господа удалить из сердца человека все его прежние заблуждения и наполнить его верой, надеждой и любовью. Именно это, как мы только что говорили, и произошло с князем Владимиром.
— Полотно такое торжественное и радостное!
— А как же иначе! Ведь вслед за князем просветится радостью веры православной и вся Русь. Глядя на картину «Крещение князя Владимира» возникает ощущение духовной чистоты, близости Бога. Кстати, сам Васнецов говорил, что во время росписи киевского храма испытывал подлинное счастье.
— И кусочек этого счастья великого художника есть в Нижегородском художественном музее!
Картину Виктора Васнецова «Крещение князя Владимира» можно увидеть в Нижегородском государственном художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема