Человек, которого знала и любила вся Тула, — Викентий Игнатьевич Смидович — самоотверженно трудился на благо людей в качестве врача и общественного деятеля.
Окончив медицинский факультет Императорского Московского университета, Викентий Игнатьевич начал врачебную деятельность в Туле в 1860 году. Сначала он работал в больнице городского Приказа общественного призрения, где, несмотря на наличие платных услуг, Смидович стал принимать нищих бесплатно, выкладывая за приём свои собственные деньги. В 1862 году Викентий Игнатьевич организовал «Общество тульских врачей», которое помогало нуждающимся гражданам. Смидович также был активным членом тульского благотворительного общества «Милосердие». В 1894 году, навещая пациента, он заразился тифом, из-за чего скончался на десятые сутки. Викентий Игнатьевич, которого бедняки готовы были на руках носить, снискал настоящую людскую любовь, оставив добрую память.
Что написал о Викентии Игнатьевиче Смидовиче его сын?

В середине XIX века редкий житель Тулы после наступления сумерек решался в одиночку пройтись по таким улицам, как Серебрянская, Никитская или Мотякинская. Там был, как сейчас говорят, «неблагополучный район»: городские трущобы, где запросто могли поколотить, а то и ограбить. Лишь один человек в любое время суток ходил по этим улицам без страха. Более того, каждый встречный, будь то честный бедняк или разбойник, низко ему кланялся, ведь многим из них когда-то помог этот человек — Викентий Игнатьевич Смидович, доктор, которого знал и любил весь город. Его сын, знаменитый писатель и тоже врач Викентий Вересаев, признавался, что хотел бы когда-нибудь снискать такую людскую любовь, какой пользовался его отец.
Смидович начал практиковать врачебную деятельность в Туле в 1860 году. К тому времени он окончил медицинский факультет Императорского Московского университета. Первым его местом работы стала больница городского Приказа общественного призрения, то есть социальная, рассчитанная на малообеспеченные слои населения. При этом клиника была не бесплатной, хотя, по сравнению с другими, и дешёвой. Однако большинство пациентов были попросту нищими, часто им приходилось выкладывать за визит к доктору свои последние гроши. Викентий Игнатьевич не мог смотреть на это равнодушно. Он стал принимать таких больных бесплатно, то есть попросту вносил за них в кассу собственные деньги. Обращался за поддержкой и к городским властям, сохранилась его записка к одному из чиновников: «Больная Зиновьева ведёт жизнь весьма бедственную, едва добывает скудное пропитание, и поэтому совершенно не имеет средств, требуемых с неё к уплате за лечение в больнице, — семи рублей пятидесяти копеек». Смидович просил помочь с платой и часто добивался благосклонности чиновников. Стоит ли говорить, что очень скоро тульские бедняки готовы были на руках носить своего доктора.
В 1862 году Викентий Игнатьевич организовал «Общество тульских врачей». Организация занималась как научной, так и общественной деятельностью. В частности, помогала нуждающимся горожанам. Например, под эгидой Общества по инициативе Смидовича была открыта Лечебница для приходящих больных — «с даровой медицинской помощью», как обозначалось в учредительных документах, то есть бесплатная. Викентий Игнатьевич стал её директором.
Впрочем, медициной его помощь не ограничивалась. Смидович был активным членом тульского благотворительного общества «Милосердие», опекал детей из малообеспеченных семей — помогал приобрести школьную форму, учебники. При его участии в Туле открылась бесплатная столовая для неимущих. Прихожане Александро-Невской церкви избрали Викентия Игнатьевича руководителем приходского попечительства о бедных. А как любили доброго врача тульские ребятишки! Для каждого маленького пациента в кармане у доктора непременно находилась конфета.
В конце 90-х годов XIX века в Туле разразилась эпидемия тифа. Викентий Смидович бесстрашно бросился на борьбу с болезнью. В 1894 году, навещая пациента, он заразился. Прекрасно осознавая, что умирает, собственноручно скрупулёзно описывал течение своей болезни. На десятые сутки Викентий Игнатьевич скончался. Спустя некоторое время сын самоотверженного доктора Смидовича, Викентий Викентьевич Вересаев, написал о нём такие слова: «До последних дней он кипел, искал, бросался в работу. Всегда готовый поделиться с ближним, приветливый, добрый, бескорыстный. Таков он был».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







