
В середине 19 века редкий житель Тулы после наступления сумерек решался в одиночку пройтись по таким улицам, как Серебрянская, Никитская или Мотякинская. Там был, как сейчас говорят, «неблагополучный район». Городские трущобы, где запросто могли поколотить, а то и ограбить. Лишь один человек в любое время суток ходил по этим улицам без страха. Больше того — каждый встречный, будь то честный бедняк или разбойник, низко ему кланялся. Ведь многим из них когда-то помог этот человек — Викентий Игнатьевич Смидович. Доктор, которого знал и любил весь город. Его сын, знаменитый писатель и тоже врач Викентий Вересаев, признавался, что хотел бы когда-нибудь снискать такую людскую любовь, какой пользовался его отец.
Смидович начал практиковать в Туле в 1860 году. К тому времени он окончил медицинский факультет Императорского Московского университета. Первым его рабочим местом стала больница городского Приказа общественного призрения. То есть — социальная, рассчитанная на малообеспеченные слои населения. При этом клиника была не бесплатной, хотя, по сравнению с другими, и дешёвой. Однако большинство пациентов были попросту нищими. Часто им приходилось выкладывать за визит к доктору свои последние гроши. Викентий Игнатьевич не мог смотреть на это равнодушно. Он стал принимать таких больных бесплатно. То есть, попросту вносил за них в кассу собственные деньги. Обращался за поддержкой и к городским властям. Сохранилась его записка к одному из чиновников: «Больная Зиновьева ведёт жизнь весьма бедственную, едва добывает скудное пропитание, и поэтому совершенно не имеет средств, требуемых с неё к уплате за лечение в больнице — семи рублей пятидесяти копеек». Смидович просил помочь с платой. И часто добивался благосклонности чиновников. Стоит ли говорить, что очень скоро тульские бедняки готовы были на руках носить своего доктора.
В 1862 году Викентий Игнатьевич организовал «Общество тульских врачей». Организация занималась как научной, так и общественной деятельностью. В частности, помогала нуждающимся горожанам. Например, под эгидой Общества по инициативе Смидовича была открыта Лечебница для приходящих больных — «с даровой медицинской помощью», как обозначалось в учредительных документах. То есть — бесплатная. Викентий Игнатьевич стал её директором.
Впрочем, медициной его помощь не ограничивалась. Смидович был активным членом тульского благотворительного общества «Милосердие». Опекал детей из малообеспеченных семей — помогал приобрести школьную форму, учебники. При его участии в Туле открылась бесплатная столовая для неимущих. Прихожане Александро-Невской церкви избрали Викентия Игнатьевича руководителем приходского попечительства о бедных. А как любили доброго врача тульские ребятишки! Для каждого маленького пациента в кармане у доктора непременно находилась конфета.
В конце 90-х годов 19 века в Туле разразилась эпидемия тифа. Викентий Смидович бесстрашно бросился на борьбу с болезнью. В 1894-м, навещая пациента, он заразился. Прекрасно осознавая, что умирает, собственноручно скрупулёзно описывал течение своей болезни. На десятые сутки Викентий Игнатьевич скончался. Спустя некоторое время, сын самоотверженного доктора Смидовича, Викентий Викентьевич Вересаев, написал о нём такие слова: «До последних дней он кипел, искал, бросался в работу. Всегда готовый поделиться с ближним, приветливый, добрый, бескорыстный. Таков он был».
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело