
В старинном городе Архангельске, в былые времена бывшем главным морским портом средневековой России, мне довелось познакомиться с удивительным человеком: Василием Матониным, легендой этих славных поморских мест.
...Историк и мореход, этнограф и культуролог, издатель и педагог, наконец, автор-исполнитель песен, прозаик и тонкий лирический поэт. Не могу не сказать, что Матонин — ещё и выдающийся «соловчанин», основатель Морского музея на Соловках, бессменный главный редактор альманаха «Соловецкое море»...
Сейчас мы будем читать стихи из его одиннадцатой книги «стихов, афоризмов, наблюдений и рассказов» (это жанровые автоопределения); из сборника «Штрихи дождя», изданного в 2022 году Товариществом Северного Мореходства.
В обращении к читателю Матонин сообщает, что «книга — цитирую — родилась из склонности автора к исследованию истории в человеке и человека в истории», —именуя созданное, как «повседневную рефлексию о вечном».
Мне жизнь дана как милость,
но, быть может,
Мои грехи она ещё умножит?
Лучом рассвета теплится надежда.
Всё остальное брошено, забыто.
Есть прошлое (уже не то, что прежде),
Желанье жить и отрицанье быта.
Есть ожиданье праздника и вера
В спасительное, радостное чудо.
Пусть без меня уходят флибустьеры:
«Любовь» и «кровь» я рифмовать не буду,
И за удачей гнаться не приучен.
Мне встречный ветер открывает двери.
Сегодня хуже, завтра будет лучше,
Конечно, если в лучшее поверю.
Василий Матонин, из книги «Штрихи дождя», Архангельск, 2022 год
Словцо «флибустьеры» напоминает нам о морских разбойниках прошлых веков.
К сожалению, мне не довелось видеть Василия Николаевича в роли преподавателя (я много слышал о его таланте педагога), зато побывал у него дома. А живёт лауреат премий имени Николая Рубцова и Бориса Шергина в том же самом здании, где располагается Архангельский литературный музей, чуть ли не через стену.
Мне показалось, что я попал в картинную галерею, краеведческий музей и каюту капитана дальнего плавания.
А ещё посчастливилось погостить на верфи, где Матонин вместе со своими подвижниками строит старинные северные корабли — поморские кочи, шняки и карбасы, то есть то, из чего и вырос русский флот.
Но мало того, что они строят корабли, они выходят на этих судах на воду, чтобы пройти из Архангельска в Западную Сибирь...
Но о проекте «Мангазейский морской ход» надо бы говорить отдельно, а я возвращаюсь к стихам Матонина: прозрачным, философским, исповедально-покаянным, переполненным восхищением перед красотой Божьего мира.
Замечу ещё, что все они — лаконично-миниатюрны.
Как написал сам Василий Николаевич: «Автор слишком буквально понял слова Чехова о том, что искусство писать — это искусство сокращать...»
Прощенье струится рекой,
И небо нисходит на землю.
Хрустальная призрачность дней,
Прозрачных, как дни Беловодья,
Пронзительней, чище, видней
Пред завтрашней бурей — сегодня.
...И давайте, друзья, на прощание, прочитаем ещё один северный этюд доброго и мудрого Василия Матонина, поморского лирика и мастера-труженика:
Распахнуты объятья
У ели и ольхи.
В лесу — меньшие братья.
И валуны, и мхи.
На берегу скалистом —
Часовня, а кругом —
Сиянье в небе чистом
И в море голубом.
Что человеку надо?
Куда ему спешить?
Не отвести бы взгляда,
Не выдохнуть души.
Василий Матонин, из книги «Штрихи дождя», Архангельск, 2022 год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер