
— Добрый день, Владимир Николаевич! Я смотрю, у вас маленький филиал читального зала на лавочке. Обложились литературой — здесь и книги, и художественные журналы, и какие-то вырезки с чертежами.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да вот, хочу дома уголок с иконами обустроить. Изучаю теорию на свежем воздухе!
— Вот как! Неожиданно!
— А что ж тут неожиданного. У меня до сих пор один образок на стене висел, от мамы ещё остался. А я как в церковь стал ходить, решил сделать всё по правилам. Я ведь, как вы знаете, человек военный, люблю, чтоб порядок был.
— И что же вам удалось узнать?
— Узнал немало! Нашёл чертёж как полочку подходящую изготовить. Прочитал, что, оказывается, место в доме, где размещаются иконы, называется красным углом! Разбираюсь, почему так.
— Красный в данном случае означает красивый. Под образа православные всегда отводили лучшее место в комнате. Так, в крестьянской избе это, как правило, был угол с восточной стороны между двумя окнами — самый светлый, солнечный.
— Как на картине Василия Максимова! Она так и называется — «Красный угол в избе». Там изображены два окна, а между ними иконы. В центре — большая, в массивной оправе, а вокруг неё поменьше — и писаные, и металлические, литые. Да что я рассказываю, у меня же в журнале есть репродукция — вот, взгляните.
— Я видела это полотно в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Василий Максимов написал его в 1869 году, во время учебы в Императорской академии художеств. Работа студенческая, но очень выразительная. Мне тогда показалось, что от неё словно жар исходит.
— Да! Точно! Я тоже как будто согрелся, когда смотрел на картину. Казалось бы, горит одна лампадка, а всё вокруг сияет! На окнах пляшут золотые блики. На оконных рамах, лавках и деревянных половицах — тёплый медовый отсвет. А центральная икона и вовсе пламенеет. Она как будто не отражает, а источает свечение.
— Да, эта икона на картине Василия Максимова — словно третье окно, в мир иной и прекрасный. И из него льётся свет.
— А что это за икона, Маргарита Константиновна?
— Художник представил её достаточно схематично. Но, судя по композиции, это образ праздника Преображения Господня. Помните евангельское событие, когда Христос поднялся с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и предстал перед ними в нетварном, неземном свете?
— Помню, да! Пётр тогда ещё воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!»
— Может быть, эти самые слова держал в сердце и Василий Максимов, когда писал картину «Красный угол в избе». Потому ещё так тепло на душе от его работы.
— Вполне вероятно! Ведь только искренне верующий человек мог написать такую картину.
— Вера во Христа занимала особое место в жизни Максимова. Он в шесть лет потерял отца, а в десять лишился и матери. Мальчика отдали на воспитание в Николаевский монастырь в Старой Ладоге, где его опекал иеромонах Антоний Бочков. Став взрослым, Василий добрым словом вспоминал своего наставника за то, что тот помог пережить утрату, научил находить утешение и опору в общении с Богом.
— Может быть, те детские воспоминания и подтолкнули Василия Максимова написать картину «Красный угол в избе».
— Написать, чтобы поделиться сокровенной мыслью — соприкосновение в молитве с Горним миром преображает жизнь, насыщает её светом и радостью.
— Непременно хочу увидеть это полотно своими глазами! Где, вы говорите, оно хранится?
— В Русском музее в Санкт-Петербурге.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема