
— Добрый день, Владимир Николаевич! Я смотрю, у вас маленький филиал читального зала на лавочке. Обложились литературой — здесь и книги, и художественные журналы, и какие-то вырезки с чертежами.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да вот, хочу дома уголок с иконами обустроить. Изучаю теорию на свежем воздухе!
— Вот как! Неожиданно!
— А что ж тут неожиданного. У меня до сих пор один образок на стене висел, от мамы ещё остался. А я как в церковь стал ходить, решил сделать всё по правилам. Я ведь, как вы знаете, человек военный, люблю, чтоб порядок был.
— И что же вам удалось узнать?
— Узнал немало! Нашёл чертёж как полочку подходящую изготовить. Прочитал, что, оказывается, место в доме, где размещаются иконы, называется красным углом! Разбираюсь, почему так.
— Красный в данном случае означает красивый. Под образа православные всегда отводили лучшее место в комнате. Так, в крестьянской избе это, как правило, был угол с восточной стороны между двумя окнами — самый светлый, солнечный.
— Как на картине Василия Максимова! Она так и называется — «Красный угол в избе». Там изображены два окна, а между ними иконы. В центре — большая, в массивной оправе, а вокруг неё поменьше — и писаные, и металлические, литые. Да что я рассказываю, у меня же в журнале есть репродукция — вот, взгляните.
— Я видела это полотно в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Василий Максимов написал его в 1869 году, во время учебы в Императорской академии художеств. Работа студенческая, но очень выразительная. Мне тогда показалось, что от неё словно жар исходит.
— Да! Точно! Я тоже как будто согрелся, когда смотрел на картину. Казалось бы, горит одна лампадка, а всё вокруг сияет! На окнах пляшут золотые блики. На оконных рамах, лавках и деревянных половицах — тёплый медовый отсвет. А центральная икона и вовсе пламенеет. Она как будто не отражает, а источает свечение.
— Да, эта икона на картине Василия Максимова — словно третье окно, в мир иной и прекрасный. И из него льётся свет.
— А что это за икона, Маргарита Константиновна?
— Художник представил её достаточно схематично. Но, судя по композиции, это образ праздника Преображения Господня. Помните евангельское событие, когда Христос поднялся с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и предстал перед ними в нетварном, неземном свете?
— Помню, да! Пётр тогда ещё воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!»
— Может быть, эти самые слова держал в сердце и Василий Максимов, когда писал картину «Красный угол в избе». Потому ещё так тепло на душе от его работы.
— Вполне вероятно! Ведь только искренне верующий человек мог написать такую картину.
— Вера во Христа занимала особое место в жизни Максимова. Он в шесть лет потерял отца, а в десять лишился и матери. Мальчика отдали на воспитание в Николаевский монастырь в Старой Ладоге, где его опекал иеромонах Антоний Бочков. Став взрослым, Василий добрым словом вспоминал своего наставника за то, что тот помог пережить утрату, научил находить утешение и опору в общении с Богом.
— Может быть, те детские воспоминания и подтолкнули Василия Максимова написать картину «Красный угол в избе».
— Написать, чтобы поделиться сокровенной мыслью — соприкосновение в молитве с Горним миром преображает жизнь, насыщает её светом и радостью.
— Непременно хочу увидеть это полотно своими глазами! Где, вы говорите, оно хранится?
— В Русском музее в Санкт-Петербурге.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер