Сурова природа северного Заволжья! Полгода длится здесь зима, в самые лютые морозы стрелки термометров опускаются до сорока, сорока пяти градусов – кажется, сам воздух того и гляди застынет, зазвенит, покроется узорами, как стекло. Весной разливается привольно Ветлуга, подтапливая берега, питая окрестные леса обильной влагой. Летом ягод, грибов в тайге – хоть косой коси. Но нелегко даются лесные трофеи – мошкора одолевает.
Каких-нибудь пятьсот–шестьсот лет назад здесь, на Ветлуге, было совсем безлюдно. Лишь небольшие поселения марийцев были разбросаны по течению реки. Да в поисках молитвенного уединения устремлялись сюда, подальше от людской суеты, иные монахи. Одним из таких отшельников был преподобный Варнава, поселившийся в пятнадцатом веке на высоком ветлужском берегу, прозванном позднее Красной горой.
О жизни этого праведника известно совсем немного. В древнем литературном памятнике – исчезнувшем при большевиках рукописном «Житии Варнавы Ветлужского чудотворца», было сказано лишь, что в дикий лесной край он прибыл из Великого Устюга. 28 лет прожил монах в таежной глуши, в убогой продуваемой ветрами избушке, питаясь лишь тем, что дарил ему лес – грибами да ягодами, травой да желудями. Как ему удавалось претерпевать суровые условия северного леса? Непрестанная молитва согревала монаха, в общении с Богом черпал он силы и радость.
Когда Варнава был уже в преклонных годах, рядом с ним поселились ученики. Благодаря им и сохранились сведения о том, что преподобный был высок ростом, и благообразен, а также необычайно добр и приветлив. Записали единомышленники Варнавы и такие удивительные факты о своем наставнике – дикие звери приходили к избушке святого, и вели себя с ним совсем как домашние.
Постепенно слава о таежном подвижнике распространилась на сотни верст вокруг. Марийцы из дальних сел потянулись в лесную глушь к заветной избушке. Язычники искали утешения в общении со старцем, ждали от него мудрых советов, а вместе с тем обретали свет христианской веры. После кончины преподобного на том месте, где он жил, образовался монастырь – Свято-Троицкая Варнавина пустынь, вокруг которого постепенно выросло поселение, также названное по имени святого – Варнавино. День памяти подвижника – 24 июня, стал для его жителей одним из важнейших праздников в году.
Почитать Варнаву как святого стали сразу после его кончины – на могиле подвижника происходили многочисленные исцеления больных, он откликался на молитвы, обращенные к нему, чудесным образом подавая помощь. В семнадцатом веке старец, проживший безвестным отшельником, был причислен к лику святых. Народная любовь к нему росла с каждым годом – на Варнавину годину в поселок стекалось множество паломников. В 1908 году на празднике побывал писатель Михаил Пришвини оставил теплые воспоминания об этом в своем дневнике.
А в 1912-ом произошло нечаянное обретение мощей преподобного. Ветлуга подмыла крутой берег - Красную гору. Никольский храм, стоявший на ней, оказался под угрозой обрушения. И тогда было принято решение перенести честные останки Варнавы в Троицкую церковь, которая стояла на безопасном месте. Богомольцев в Варнавино стало приезжать еще больше - верующие со всей России отправлялись в путь, чтобы поклониться мощам отзывчивого святого. Казалось, этот людской поток никогда не иссякнет.
Но наступил роковой 1917 год, перевернувший жизнь в стране. В Варнавино все церкви были закрыты, а затем и разрушены. Православная вера, которую принес на эту землю святой Варнава, оказалась под запретом, и само имя преподобного перестали упоминать. Словно вырвали несколько драгоценных страниц из летописи родного края.
Лишь в 1988 году земляки вновь вспомнили о преподобном Варнаве. Отрадные перемены начались благодаря случаю. Молодой живописец Николай Бурдастов получил задание от художественного фонда Союза художников написать историческое полотно для Варнавинского краеведческого музея. Поселковые власти встретили художника радушно и тут же предложили тему для будущей картины.
Представитель поселковой власти:
Как нам кажется, Николай Юрьевич, вы должны посвятить свое полотно установлению советской власти в Варнавино. Тема эта интересная, мы предоставим фотографии, архивные документы, воспоминания очевидцев.
Бурдастов:
Что ж, почему бы и нет. Вот только…
Представитель поселковой власти:
Вас что-то смущает?
Бурдастов:
Пожалуй… Я обратил внимание, что практически все экспозиции поселкового краеведческого музея посвящены революционной тематике. Но ведь история Варнавино началась не в семнадцатом году?
Представитель поселковой власти:
Что вы, конечно же нет! Варнавино - селение старинное, первое упоминание в летописях о нем относится к пятнадцатому веку. Здесь некогда жил старец-монах, святой Варнава – в честь него и поселок наш назван.
Бурдастов:
Так, может быть, обратимся к истокам истории? Давайте, я напишу картину из жизни преподобного Варнавы?
Представитель поселковой власти:
Ну что ж… Почему бы и нет. Только, давайте, без религиозной агитации.
Картина получилась живой и правдивой. В ней не было агитации, но дышала подлинная жизнь, объединяющая земное и небесное. Изображение преподобного Варнавы вызвало искренний отклик в сердцах жителей поселка. Увидев на картине фигуру святого на высоком берегу Ветлуги – на фоне привычного, родного для каждого сельчанина пейзажа, люди осознали, что вот так же просто Варнава может войти в жизнь каждого из них.
С этого момента стало по крупицам возвращаться утраченное наследие. На месте разрушенной церкви в 1999 году поставили храм, посвященный Варнаве Ветлужскому. И как некогда встарь, 24 июня, в день памяти святого стали съезжаться сюда многочисленные паломники.
Для варнавинцев сегодня святой Варнава – родной, близкий человек, чье ходатайство к Богу выручает в нужде.
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия












