Сурова природа северного Заволжья! Полгода длится здесь зима, в самые лютые морозы стрелки термометров опускаются до сорока, сорока пяти градусов – кажется, сам воздух того и гляди застынет, зазвенит, покроется узорами, как стекло. Весной разливается привольно Ветлуга, подтапливая берега, питая окрестные леса обильной влагой. Летом ягод, грибов в тайге – хоть косой коси. Но нелегко даются лесные трофеи – мошкора одолевает.
Каких-нибудь пятьсот–шестьсот лет назад здесь, на Ветлуге, было совсем безлюдно. Лишь небольшие поселения марийцев были разбросаны по течению реки. Да в поисках молитвенного уединения устремлялись сюда, подальше от людской суеты, иные монахи. Одним из таких отшельников был преподобный Варнава, поселившийся в пятнадцатом веке на высоком ветлужском берегу, прозванном позднее Красной горой.
О жизни этого праведника известно совсем немного. В древнем литературном памятнике – исчезнувшем при большевиках рукописном «Житии Варнавы Ветлужского чудотворца», было сказано лишь, что в дикий лесной край он прибыл из Великого Устюга. 28 лет прожил монах в таежной глуши, в убогой продуваемой ветрами избушке, питаясь лишь тем, что дарил ему лес – грибами да ягодами, травой да желудями. Как ему удавалось претерпевать суровые условия северного леса? Непрестанная молитва согревала монаха, в общении с Богом черпал он силы и радость.
Когда Варнава был уже в преклонных годах, рядом с ним поселились ученики. Благодаря им и сохранились сведения о том, что преподобный был высок ростом, и благообразен, а также необычайно добр и приветлив. Записали единомышленники Варнавы и такие удивительные факты о своем наставнике – дикие звери приходили к избушке святого, и вели себя с ним совсем как домашние.
Постепенно слава о таежном подвижнике распространилась на сотни верст вокруг. Марийцы из дальних сел потянулись в лесную глушь к заветной избушке. Язычники искали утешения в общении со старцем, ждали от него мудрых советов, а вместе с тем обретали свет христианской веры. После кончины преподобного на том месте, где он жил, образовался монастырь – Свято-Троицкая Варнавина пустынь, вокруг которого постепенно выросло поселение, также названное по имени святого – Варнавино. День памяти подвижника – 24 июня, стал для его жителей одним из важнейших праздников в году.
Почитать Варнаву как святого стали сразу после его кончины – на могиле подвижника происходили многочисленные исцеления больных, он откликался на молитвы, обращенные к нему, чудесным образом подавая помощь. В семнадцатом веке старец, проживший безвестным отшельником, был причислен к лику святых. Народная любовь к нему росла с каждым годом – на Варнавину годину в поселок стекалось множество паломников. В 1908 году на празднике побывал писатель Михаил Пришвини оставил теплые воспоминания об этом в своем дневнике.
А в 1912-ом произошло нечаянное обретение мощей преподобного. Ветлуга подмыла крутой берег - Красную гору. Никольский храм, стоявший на ней, оказался под угрозой обрушения. И тогда было принято решение перенести честные останки Варнавы в Троицкую церковь, которая стояла на безопасном месте. Богомольцев в Варнавино стало приезжать еще больше - верующие со всей России отправлялись в путь, чтобы поклониться мощам отзывчивого святого. Казалось, этот людской поток никогда не иссякнет.
Но наступил роковой 1917 год, перевернувший жизнь в стране. В Варнавино все церкви были закрыты, а затем и разрушены. Православная вера, которую принес на эту землю святой Варнава, оказалась под запретом, и само имя преподобного перестали упоминать. Словно вырвали несколько драгоценных страниц из летописи родного края.
Лишь в 1988 году земляки вновь вспомнили о преподобном Варнаве. Отрадные перемены начались благодаря случаю. Молодой живописец Николай Бурдастов получил задание от художественного фонда Союза художников написать историческое полотно для Варнавинского краеведческого музея. Поселковые власти встретили художника радушно и тут же предложили тему для будущей картины.
Представитель поселковой власти:
Как нам кажется, Николай Юрьевич, вы должны посвятить свое полотно установлению советской власти в Варнавино. Тема эта интересная, мы предоставим фотографии, архивные документы, воспоминания очевидцев.
Бурдастов:
Что ж, почему бы и нет. Вот только…
Представитель поселковой власти:
Вас что-то смущает?
Бурдастов:
Пожалуй… Я обратил внимание, что практически все экспозиции поселкового краеведческого музея посвящены революционной тематике. Но ведь история Варнавино началась не в семнадцатом году?
Представитель поселковой власти:
Что вы, конечно же нет! Варнавино - селение старинное, первое упоминание в летописях о нем относится к пятнадцатому веку. Здесь некогда жил старец-монах, святой Варнава – в честь него и поселок наш назван.
Бурдастов:
Так, может быть, обратимся к истокам истории? Давайте, я напишу картину из жизни преподобного Варнавы?
Представитель поселковой власти:
Ну что ж… Почему бы и нет. Только, давайте, без религиозной агитации.
Картина получилась живой и правдивой. В ней не было агитации, но дышала подлинная жизнь, объединяющая земное и небесное. Изображение преподобного Варнавы вызвало искренний отклик в сердцах жителей поселка. Увидев на картине фигуру святого на высоком берегу Ветлуги – на фоне привычного, родного для каждого сельчанина пейзажа, люди осознали, что вот так же просто Варнава может войти в жизнь каждого из них.
С этого момента стало по крупицам возвращаться утраченное наследие. На месте разрушенной церкви в 1999 году поставили храм, посвященный Варнаве Ветлужскому. И как некогда встарь, 24 июня, в день памяти святого стали съезжаться сюда многочисленные паломники.
Для варнавинцев сегодня святой Варнава – родной, близкий человек, чье ходатайство к Богу выручает в нужде.
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема