Сойдя с автобуса. Я увидел пред собой длинное и узкое шоссе, по которому мне предстояло идти к храму. Была теплая осень 2000 года. Осень десятилетия со дня мученической кончины священника Александра Меня. Голубое небо и мирное безлюдье на дороге будто приглашали меня: иди, вдыхай этот чистый деревенский воздух... а долог ли, короток будет твой путь — это неважно, ты иди в смирении и придешь в храм. Вдруг я почувствовал такую легкость, словно помолодел лет на двадцать. Так вот они — знаменитые пушкинские «покой и воля»! В них заключена тайна молодости. И я пошел, оставляя за собой серые деревенские домики с палисадниками, яблонями, телевизионными антеннами в виде буквы «Т» на крышах. Мне казалось, что я иду не спеша, а на самом деле шаг мой постепенно ускорялся и, уже подходя к храму, я почти бежал. Так всегда бывает, когда идешь к незнакомому, но желанному храму. А вот и храм! Их даже два: новый из красного кирпича и старый, деревянный, в котором служил отец Александр.
Настоятель, отец Владимир, встретил меня просто и радушно, и немедленно проводил на колокольню нового храма. Она показалась такой маленькой по сравнению с моей Андреевской и была прилеплена прямо к стене нового храма. Сумею ли развернуться? Сомнения напрасны: все хорошо приспособлено для звона. Попробовав колокола, я нашел, что они звучат вполне прилично. Теперь остается ждать приезда владыки Ювеналия...
Приехал! Народ валом повалил навстречу владыке, а я вдарил «во вся» торжественный встречный звон.
Потом была Литургия, и Крестный ход. Я в храм не спускался: мне подавали знаки, когда звонить. Прихожане с удивлением высматривали чужого звонаря на их колокольне и даже махали мне руками во время Крестного хода. Наконец, панихида, проникновенное слово владыки над притихшим народом, над теми, кто знал и любил, нет — любит отца Александра. И опять голубое небо, вольные птицы, проводной звон на отъезд владыки...
Спускаясь с колокольни, я неожиданно осознал, что печали-то не было! Была христианская радость за ушедшего к Спасителю дорогого батюшку. Была искренняя вера в его молитву за всех нас. В этом заключается глубинный смысл православного поминовения усопших, особенно таких, как отец Александр Мень.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема