
У нас в гостях были режиссер Алексей Свиридов и певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили о том, как сегодня через художественные постановки, музыку, кино можно говорить о важных семейных и христианских ценностях.
Ведущая: Анна Леонтьева
Анна Леонтьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Светлана Феодулова, оперная певица, мама восьмерых детей, любимый гость на Радио ВЕРА. Добрый вечер, Светлана.
Светлана Феодулова
— Добрый вечер.
Анна Леонтьева
— И Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс». Добрый вечер.
Алексей Свиридов
— Здравствуйте.
Анна Леонтьева
— Классное название «Апостол Филмс», когда прочитала, порадовалась.
Алексей Свиридов
— Спасибо.
Анна Леонтьева
— Вместе этих людей собрало событие, которое состоялось 18 мая, в «Вегас Сити Холле» в Москве состоялся епархиальный социальный концерт-спектакль «Полёт одуванчиков» по произведениям Натальи Сухининой. Где Светлана Феодулова, там всегда музыка, там всегда огромный масштаб и шоу. Режиссером, я так поняла, были вы, Алексей. Я сегодня выступаю в такой роли: я не читала книгу, но хочу сказать; я не смотрела концерт, но хочу сказать. Я действительно эту книгу Натальи Сухининой не успела прочитать, но я знаю, о чем она. Мой вопрос без спойлеров, чтобы не испортить удовольствие тем, кто захочет ее прочитать, все-таки там сюжет довольно непростой. Там говорится о том, как семья готова распасться. Опять же не говорю, чем всё это закончилось, но для концерта о семейных ценностях взять такой сюжет, как вы это сделали? Почему?
Алексей Свиридов
— С Натальей Евгеньевной мы сколько-то лет назад, даже боюсь вспомнить, сколько, может быть, семь лет назад... Я когда прочитал это произведение, мне дала его матушка Елена Смертина, и сказала, посмотри. Я ставил Вакулу, где отец Валериан Кречетов, протоиерей Игорь Смертин, я там ставил много спектаклей. Матушка Елена мне дала: вот, почитай книжку, может быть, поставишь. Я прочитал и говорю, это поставить сложно, было бы классно кино снять по этой истории, она большая, 200 страниц практически.
Анна Леонтьева
— Она большая и драматическая.
Алексей Свиридов
— Драматическая и для спектакля она сложная, конечно. Это всё перевести надо на сценический язык, в кино было бы легче здесь разбежаться. Я с Натальей Евгеньевной поговорил, они с их агентом были не против. Потом я на питчинг несколько раз показал эту историю.
Анна Леонтьева
— Питчинг, для тех, кто не знает, это когда презентуют фильмы и все начинают его критиковать.
Алексей Свиридов
— Да. И здесь, типа, вот такая тема, что, зачем, семейные ценности какие-то. В кино больше просили тогда экшена какого-то, детективы. И как-то бюджет я не успел найти, оно лежит у меня в одном из золотых запасов, которое, знаю, где-то созреет. И вот приходит Пасха, уже столько произведений поставили, думаю, что-то опять надо ставить, а что? Был год семейных ценностей, он прошел, сейчас этот год. И вдруг пришла мысль, одно из произведений — «Полёт одуванчиков». Я думаю, как это поставить, это же не как пьеса написано, это совершенно разные жанры.
Анна Леонтьева
— Художественное, да.
Алексей Свиридов
— Делать компиляцию, чтобы смысла не потерять, а монтаж как делать сценический, это всегда очень сложно. Нас в ГИТИСе этому учили, но это одно из самых сложных — делать монтаж. Очень быстро меняются сцены и здесь нужно темпоритмы удерживать. Со Светланой созвонились нашей, Феодуловой. Я сейчас просто рукой показываю на Светлану, зрители не видят, я понимаю, что надо озвучивать. Тоже созвонились, я говорю: Света, вот такая идея. Света говорит: что за история там? Я присылаю, я переживаю, что она такая серьезная, драматическая, а Света человек такой легкий, воздушный, вокруг дети, сказки,
Анна Леонтьева
— Да, да, да.
Алексей Свиридов
— Я понимаю, что Светино настроение это совсем другая история.
Анна Леонтьева
— Точно.
Алексей Свиридов
— Я ей подкидываю такую историю, которая действительно драматическая, сложная, вроде бы пасхальное настроение должно быть, мы должны людям дать праздник. И Света, я чувствую, переживает за этот момент, и я понимаю, почему. Света сама по себе человек, это вообще не ее история, ее жизнь сама как свет, как сердце, как душа, как радость, и вдруг такая история, ей конечно тяжело это. Я говорю: ладно понял, Света, но ты не переживай, я буду делать это иначе, будет юмор, добавлю легкости, добавлю какой-то энергии. Я переживания тоже учел, понимаю, что ответственность большая. Но как оправдал я, что именно это произведение. Пасха и День Победы. Мы помним, что в 45-м году Пасха была 6 мая, это было воскресенье, и День Победы был на Светлой седмице, совпали эти два великих праздника победы. И здесь тоже мы решили объединить эти два праздника. Я подумал, что если мы покажем какую-то хорошую сказку или какой-то сюжет, да, мы смотрим, но часто, я заметил как режиссер, что люди, когда смотрят на сказки, принимают это как некую метафору. Вроде классно, как пословица какая-то, и пусть она живет сама по себе, мне приятно, что она есть и ладно. Себя они не до конца отождествляют с этими героями, А тут история сегодняшнего дня, про нас, там столько инсайтов. Инсайт — сразу буду говорить, когда такие слова, чтобы точно все понимали, как питчинг.
Светлана Феодулова
— Делаем словарики.
Алексей Свиридов
— Инсайт — это что-то, что мы знаем, но никто об этом не говорит, это внутренние истории. Есть внутрицерковный, когда все знают какие-то шутки, мы говорим, у нас есть свой сленг, мы просто его уже не замечаем. А когда люди светские: что это, вы о чем вообще говорите?
Анна Леонтьева
— Да, да.
Алексей Свиридов
— Там много инсайтов православных, я видел по аудитории, много было православных зрителей, они смеялись в те моменты, когда узнают себя.
Анна Леонтьева
— По-нашему.
Алексей Свиридов
— Это по-нашему. А что, всё батюшка, батюшка во всем виноват, смиряйся — какие-то такие вещи. Почему эта тема? Подумал, когда еще поговорить, ради чего были эти победы. Что Пасха, что 9 мая. А для чего эти победы были нам даны? Чтобы мы жили, ценили и жили правильно, по правде, по истине, по любви. И этот спектакль — это как раз то, ради чего эти победы созданы, это явилось для меня внутренним оправданием, почему этот спектакль должен здесь прозвучать. Чтобы мы в эти дни вспомнили, ради чего эти победы были. Концерт, который обрамлял наш спектакль. Вначале начинался концерт, потом шел спектакль, и завершали хоры наши, от епархии много детских хоров было, очень красивых. Это получилась композиция, в которой есть и прочувствованные через музыку, через слова песни образы, потом есть смысловая нагрузка, и потом завершается всё праздничным довершением красивым. Эта композиция так вот родилась. Поэтому люди получили всевозможные радости, смыслы, переживания, была полноценная драматургическая партитура, в которой люди почувствовали всю гамму эмоций. Эти чувства помогают нам осмысливать, понять эти победы, понять свою ответственность перед этими великими победами — Пасха и 9 мая.
Анна Леонтьева
— То, что вы говорите, и то, что мы только, так сказать, постфактум можем ощутить, что произошло это событие, но я думаю, что уже многие радиослушатели испытали большой интерес к самой книге «Полёт одуванчиков». Она как раз про нас, я тоже обязательно ее прочитаю. Она с острым моментом, когда мужчина встречает другую женщину и практически находится на выходе из семьи. К сожалению, это то, о чем мы...
Алексей Свиридов
— Если бы я вас слушал сейчас, Анна, как зритель, я понимаю, о чем бы я подумал.
Анна Леонтьева
— Так.
Алексей Свиридов
— Наталья Евгеньевна мне рассказывала, что это реальная история, основана на реальных событиях. Она умеет передать, найти в жизни эти ситуации, там еще другие книги она мне рекомендовала, я читал про тюремное заключение, про «Дельфин».
Анна Леонтьева
— «Какого цвета боль».
Алексей Свиридов
— Много. Она умеет, как настоящий драматург, увидеть в жизни эти истории, перенести их в книгу и драматургически очень правильно их построить. Тут нельзя сказать, что мужчина встретил женщину, что это явилось каким-то толчком к нарушению семейного баланса. Там огромная совокупность, и там вообще не было встречи с женщиной, в привычном понимании. Это был просто некий друг, который вдруг появился, с кем можно пошутить, посмеяться. Там совершенно не было соблазнительной встречи, о чем могут подумать, там не было так плоско и однозначно. Да, рекомендуем прочитать книгу Натальи Евгеньевны, это действительно хорошее, гениальное произведение, я его считаю наравне — я это тоже говорил со сцены — у нас есть «Мам, я вырасту», мы точно знаем, что он спас много жизней. Посмотрев этот фильм, многие девочки не сделали аборт. К нам приходили девочки, священники и люди, которые в этих центрах работают, говорят: мы показываем этот фильм и это работает, принимают решение за то, чтобы родить ребенка. Хотя он игровой, очень светлый и легкий. А вот этот спектакль, я уверен, и эта книга, сама эта история тоже спасет много семей, когда люди прочитают, она имеет такую силу спасти много семей от неправильных шагов. Я тоже считаю, что это большое важное дело, несет творческий заряд в этой книге.
Анна Леонтьева
— Я прочитала в одном из отзывов, если уж мы заканчиваем говорить о книге, что это та самая книга, которую нужно давать выходящим из ЗАГСа, чтобы предотвратить какие-то вещи.
Алексей Свиридов
— Прочитать да в какой-то момент жизни. Очень интересно было наблюдать, я как режиссер выстраивал кульминации, кто знает, о чем речь. Один из самых важных монологов идет с героиней, которая вообще попала в эту историю, как вот девочка маленькая шла с шариком и вдруг шторм, она вообще тут не причем, она не виновата, что шторм начался, она даже не знала, что что-то нельзя, куда-то ступить. Девочка совершенно невинная попала во всю эту история, встретилась с православием, сразу во всех ипостасях, что она может вот так — ву-ух, надо какие-то выборы делать, а ты не делал преднамеренно ничего плохого. Она как бы дозревает. Эта девочка является больше героиней по замыслу. Был момент, когда она принимает любовь Христову, когда она готова пожертвовать своей любовью, не плача, а радуясь за другого, что сохранится семья. Она готова это принять и радоваться. И когда этот момент произносится, когда мы понимаем, что она не на словах, а в сердце готова сейчас волевым усилием — ведь нам многие добрые вещи даются через волю, да, мы вкус имеем, но всегда есть борьба с эго — она это делает. И когда она это произносит, я многие оценки уже наперед знаю, что где-то зритель будет плакать, где-то будет смеяться, но что будут аплодировать в этот момент, я не знал. Для меня было открытием, что люди зааплодировали, я впервые увидел на спектакле, не игре актера, а смыслу, который дает эта девочка. Они зааплодировали смыслу. Это было так мощно, торжественно для понимания, что все в единстве хотят этой любви, хотят научиться этой жертвенной любви, когда ты за других можешь радоваться и отдать от себя. Ты не будешь получать радость и удовольствие — грубо говоря, не ты мороженое получишь, ты отдал и так можешь порадоваться, что другой будет его есть.
Анна Леонтьева
— Что это вкусней, чем мороженое.
Алексей Свиридов
— Ты отдаешь возможность быть счастливым с светской точки зрения ради любви высшей. Этому очень трудно научиться, этот персонаж это делает. Я говорю, люди стали аплодировать, для меня это было неожиданно, как для режиссера, потому что я эту оценку не ожидал. Я знал, что здесь будет важно, но что они зааплодируют — это было мощно.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Светлана Феодулова, оперная певица, мама восьмерых детей, и Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс». Светлана, у меня такой к вам вопрос. Я посмотрела перед программой, просто успела короткометражный фильм посмотреть Алексей, который называется «Сикера». Я не начинающий сценарист, но я лежу в этом направлении головой, мне интересна эта тема, для меня это был такой пример. В этом фильме из всего христианского, православного только название. Сикера — это я вспоминаю эпизод из Евангелия, когда святая Анна, мамочка Иоанна Богослова стояла в синагоге, и священник Илий, поскольку она изливала свою скорбь Господу, шевелила губами, сказал: протрезвись и выйди из храма. Она сказала: я не пила ни вина и сикеры. В этом фильме есть христианского только это название, а дальше идет довольно жесткое, во всяком случае, такое экшен-экшен, тем не менее, этот фильм христианский. Нам, как начинающим православным сценаристам, хочется поместить какую-то символику христианскую в сценарий. Но мы понимаем, сейчас уже понимаем, что это делание назидательное, то есть как straight forward, на русский можно перевести «прямо в нос» когда ты прямо в нос свои ценности предлагаешь, то, скорее всего, это вызовет негативную реакцию или просто не вызовет никакой реакции. Мы сегодня, наверное, говорим о том, как по-другому, как не назидательно, а через творчество, через искусство направлять. Мы, наверное, говорим о молодежи, потому что это наше будущее — сказала Анна и вздохнула.
Светлана Феодулова
— Вообще искусство само по себе: музыка, театр, кино, книги — это, конечно, мощнейшие ресурсы, которые могут направлять определенный вектор на размышления. Интересно всегда, когда книжка, как спектакль данный, вызывает некоторые размышления. Не просто так, и ты уже — мне сказали так. А почему и что? А здесь есть некоторое размышления, переоценка каких-то моментов своей жизни. Это очень важно — вызывать подобные чувства. В принципе то, что вы сейчас сказали, мы делаем таким же способом в наших сказках. У нас тоже не напрямую в «Рождество в Музыколандии» с самого начала, от начала до конца только православная тематика. Нет, там и Дед Мороз появляется, но при этом многодетная семья, при этом много разных других форм, которые мы предлагаем обществу, я не разделяю, дети взрослые, потому что и мамочки и бабушки приходят, эта форма фиксируется, она хорошая, она прекрасная. А заканчивается всё волхвами. И главное финальную точку поставить, для меня всегда было, ты идешь-идешь-идешь, через приключения, я по-сказочному могу сказать, через мой опыт посмотреть на это. Вы правильно сказали, здесь очень хорошо, когда косвенно заходит какая-то тема, ты на нее начинаешь размышлять, это получается выбор каждого человека, он сам выбирает пойти каким-то определенным путем, а нам только направить. По крайней мере, наши сказки, которые мы задумывали и продолжаем делать, я всегда говорила, чтобы это был как первый шажочек, то есть это рассчитано на аудиторию, которая никогда не задумывалась о выборе веры или как-то далека бывала от этой темы. Чтобы посеять первое семечко, а дальше Господь приведет, дай Бог. По крайней мере, мы даем некоторое направление и почву для размышления. Я думаю, и данная история тоже, «Полёт одуванчиков», хоть в ней много напитано православными моментами, но при всем при этом, не навязывая. Показано, что вот она жизнь. Мне очень понравилось, как главная героиня, когда умирает матушка у батюшки, вдруг понимает: у меня ведь всё хорошо, у меня детки здоровы, мама, папа, у меня руки, ноги, всё есть, на таком примере. И мурашки по коже, когда она это говорит: я себя всегда считала православной такой, паломнические поездки, а я даже ею не была, у меня в душе я только осуждала. И эта ее переоценка, такой небольшой самосуд произошел. Нас, мне кажется, и жизнь иногда направляет на такие переоценки каких-то вещей, на размышления, а порой и музыка, кино, театр — это мощнейшие ресурсы, через которые не то что можно говорить, через которые нужно говорить. А сейчас, в наше время, так как в принципе окружает и детей и молодежь и каждого человека интернет, к сожалению, от этого не уйти, очень много информации идет. Я молюсь, радею, хочу, чтобы как можно было больше позитивного, хорошего контента. Ну, как позитивного? Правильного, который и через драматические ходы и через жизненные какие-то ситуации заставляет нас задуматься и уже принимать какие-то решения. Иногда действительно, к сожалению, так бывает, ты смотришь, произошла какая-нибудь трагедия и думаешь: Господи, слава...
Анна Леонтьева
— Начинаешь ценить то, что...
Светлана Феодулова
— Начинаешь ценить то, что у тебя сейчас есть. А проснулся, может быть, с мыслями, вот, плохо. А потом попалась какая-то информация. Поэтому хорошо, когда есть почва для размышлений и когда есть возможность ее преподносить правильно.
Алексей Свиридов
— Ты правильно говоришь, Света, про позитивный контент, просто так как я работаю постоянно с этим позитивным контентом, с молодежью, многие думают... Светлана сказала, позитивный контент, потом поправилась правильный контент, потому что думает Светлана: а можно ли назвать позитивным контент, когда там драма и семья распадается? А на самом деле это позитивный контент. Евангелие — это позитивный контент?
Анна Леонтьева
— Да, там в общем всё...
Алексей Свиридов
— Сколько там драм, сколько там боли, сколько там предательства. А это позитивный контент. Какой контент можно назвать позитивным? Тот, в котором в конце, в финале есть зерно, которое посеет позитив, свет, добро, надежду. Это и есть позитивный контент. Человек должен воспринять это зерно, потому что если будет просто развлекательный контент, он будет легким, вроде бы позитивным по форме.
Светлана Феодулова
— Совершенно согласна.
Алексей Свиридов
— Но он не даст ничего, он даст просто отдохновение. Такое пирожное съел с булочкой, пошел, телек посмотрел. Что это позитивно? На самом деле, нет. Это пусто, это пустота, это времяпрепровождение, сжигание нашего времени жизненного. А его у нас очень мало.
Светлана Феодулова
— Совершенно верно.
Анна Леонтьева
— А я к Светлане, как раз хотела, как к матери, обратиться. Я сказала, что мы не можем прямо назидать, когда дети маленькие, как раз очень даже можем, потому что они смотрят на нас, мы для них всё, они нас слушают. Они идут к причастию, понимают, что как делают родители, так надо. Потом наступает период, когда они понимают, что так, как делают родители, не надо, родители теряют на время свой авторитет. Про этот возраст, 14+ или 12+ и до зрелого возраста, я об этом говорю, что невозможно донести уже родительским авторитетом.
Светлана Феодулова
— Мне сейчас очень нравится, я нашла такой подход для детей, на жизненных ситуациях показывать.
Анна Леонтьева
— Тут я отошлю наших радиослушателей к нашим архивам, потому что Светлана очень здорово об это рассказывала.
Светлана Феодулова
— На жизненных ситуациях рассказывать о Боге, показывать, вот как есть. У меня даже дети сейчас иногда рассуждают, не успела на светофоре проехать, как не успела, красный, торопимся, я нервничаю, а у меня дети говорят: мам, не переживай, значит, так надо.
Анна Леонтьева
— Уложилось в душе.
Светлана Феодулова
— Уложилось в душе, что везде Бог, и Он знает, как нужно, доверься Ему. Как мы к этому пришли? Мы к этому пришли таким образом, что мы сами начали обращать внимание, наша жизнь наполнена чудесами, буквально если каждый сделает с утра некоторый анализ, можно заметить сколько разных ситуаций складывается, и они не просто так случились. Я стала с детьми обращать на это внимание. Говорю: посмотрите, как Господь управил, а посмотрите, как вот здесь. А тут вот видишь, всё тайное становится явным, решила утаить, а всё рано мы об этом узнали, потому что Господь всё видит, он всё равно управит так, что родители узнают, и всё тайное явным становится. Шутками-прибаутками, но каждый раз показываешь, что Господь есть, Он здесь, рядом, близко, это Друг. Мне очень хочется, чтобы они подружились, именно так душой. Они так в принципе сейчас и воспринимают, как я в детстве, я тоже в детстве именно так воспринимала веру, Приходила в храм именно к Другу.
Анна Леонтьева
— А не наказующему Богу.
Светлана Феодулова
— С открытым сердцем. Конечно, причастие, просфорочки, потом бабушки конфетками угощают. У меня дети маленькие: мама, мы сегодня в храм идем, ура! Мне так нравится, что в таком возрасте у них такое восприятие. Хотя да, где-то нужно постоять, где-то нужно себя тихо вести. Конечно, какие-то моменты были пресечены, но здесь вот так. Для того чтобы дети перенесли это в жизнь, а не просто как традиция, как надо, вот надо. Конечно, с одной стороны хорошо, когда надо каждый выходной, мы тоже каждые выходные стараемся посещать храм и воскресную школу, если только кто-то не заболел. Но когда это уже входит в некий образ жизни, проведения времени всей семьей вместе. Меня детки всегда меня обнимают в храме, я их обнимаю, то есть у нас всегда... после службы мы обнимаемся, это объединяет. Своим опытом если поделиться, как говорить о Боге с детьми, в разном возрасте... даже взрослым детям я говорила, пожалуйста, мне нужна ваша помощь. Можете помолиться, у нас сейчас очень сложное мероприятие или какие-то сложные моменты, этапы, можете помочь мне молитвенно? И когда мама просит, мама, это же мама, и вдруг она к ребенку приходит: пожалуйста, помолись за меня, мне сейчас нужна твоя молитвенная помощь.
Анна Леонтьева
— Это очень трогательно.
Светлана Феодулова
— И дети вот так воспринимают, не то что пошли туда, надо вот здесь читать каждый день -. помолись за меня сегодня, мне нужна твоя помощь, или давай вместе со мной помолимся, твоя молитва сейчас очень нужна. Дети так искренне к этому относятся, они так открываются. А потом и сами начинают: мам, ну как у тебя сегодня прошел, я за тебя молилась. Это уж потом в процессе у них. И вот Бог для них Такой становится.
Анна Леонтьева
— Совсем рядышком.
Светлана Феодулова
— Совсем рядышком, да.
Анна Леонтьева
— Я думаю, что сейчас уместно послушать песню «Малыш». Уже, по-моему, она звучала в радиоэфире, но она такая необыкновенно трогательная. Написал ее отец Федор Лукьянов, и написал от всей души. А Светлана исполнила. Я уже всё сама сказала.
Алексей Свиридов
— Вы всё сказали. Могу сказать, что на концерте она прозвучала, это практически было премьерное звучание?
Светлана Феодулова
— Да.
Алексей Свиридов
— Зрители, там было больше тысячи человек, услышали эту песню со сцены. Ты слышишь хит, а когда он душевный, духовный — это сразу до мурашек. И ты понимаешь, там есть важные слова, я сегодня как раз Свете с Андреем, с ее мужем, говорил, что я просто как зерно сразу цепляю, что в этой песне. Там есть «малыш» и «быть».
Светлана Феодулова
— Будь, малыш.
Анна Леонтьева
— Будь, будь малыш.
Алексей Свиридов
— Будь. Быть я имею в виду, что жизни его быть.
Анна Леонтьева
— Очень ёмкое слово — быть.
Алексей Свиридов
— Естественное такое, я вижу что вот малыш, и его жизнь одухотворена, и ей всё дано, потому что есть рядом Бог. Да, это очень погружает, волшебная песня, исполнение. Я не умаляю талант отца Федора, но исполнение, могу сказать, дало жизнь этим словам.
Анна Леонтьева
— Конечно.
Алексей Свиридов
— Когда от сердца исполнение идет, это сразу чувствуется, поэтому прекрасная песня.
Светлана Феодулова
— Я как мама ее спела.
Алексей Свиридов
— Действительно, это человек, который проживает эту песню.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Светлана Феодулова, оперная певица, мама восьмерых детей, и Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства под прекрасным названием «Апостол Филмс». У микрофона Анна Леонтьева. Мы послушаем песню и вернемся к вам.
Звучит песня
Анна Леонтьева
— Сегодня с нами и с вами Светлана Феодулова, оперная певица, обладательница самого высокого в мире сопрано, записанного в книгу рекордов Гиннесса, мама восьмерых детей. Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс». Продолжим тему, которую мы подняли в первой части нашей программы о тех ценностях, которые мы можем какими-то творческими путями донести. Зацепили меня какие-то моменты в интервью, которое Алексей давал уже на Радио ВЕРА. Если я правильно понимаю, светская профессия режиссера очень сильно завязана на психологии, потому что мы должны цеплять зрителя, мы должны постоянно поддерживать градус эмоциональный. Не буду рассказывать всё, что мне рассказали на моих курсах, но вы сказали, что вы относитесь к психологии скептически. Почему, Алексей?
Алексей Свиридов
— Потому что мне кажется, что психология ограничена в каких-то вещах. Есть духовные аспекты, их трудно объяснить, их просто надо уметь почувствовать. Гордыня — это вообще, наверное, самое тонкое искушение, самое тонкое проявление эгоизма нашего. Я сейчас многие вещи разбираю, ситуации, пьесы, сценарии фильмов, могу сказать, что это очень трудная история. Трудно в кино это воспроизвести, потому что мы сами не до конца понимаем, это такой тонкий меч. До какого бы уровня святости человек ни поднялся, но гордость это вещь, которая может проникнуть на любом уровне. Психологией там ничего не объяснишь. Психология — это в основном закрывашки каких-то наших неудобств.
Анна Леонтьева
— Правда, гордость не объяснишь.
Алексей Свиридов
— Как тебе быть уверенным, как тебе не переживать, то есть про что-то про другое, а духовная история тоньше психологии. Хотя психе — это душа, но я имею в виду психология с точки зрения современной. Конечно, это же наука о душе, это и есть то, чем мы занимаемся, мы изучаем свою душу. Но психология в понимании современном, как наука, которая стала светской, учителя о которой сидят в кресле с чашечкой кофе и что-то там тебе говорят. Но это уже другое. Психолог настоящий, священники это психологи уже высшей категории. И мамы, Света мне подсказывает, потому что мамы это... Света это пример, я бы радовался, если бы все мамы учились у нее. Светлане надо книжку написать, я уверен, по тому, как общаться с детьми.
Анна Леонтьева
— Да, Светлана.
Алексей Свиридов
— Сколько я знаю историй, я был у ребят дома и видел, как реально в практике происходят эти взаимоотношения, могу сказать, смирение, терпение, но это всё с любовью. Даже если какое-то маленькое замечание с любовью, это очень трудно, сделать замечание с любовью, попробуй сделать замечание с любовью. Не с тем, чтобы человек построился, ребенок испугался, весь напрягся. Нет, с любовью. И то, что Света сказала, попросить помолиться, я эту технологию использую, если можно так сказать использую, это слово сразу делает более плоским, этот прием тоже не могу сказать.
Анна Леонтьева
— Да, мне тоже хотелось сказать слово прием.
Алексей Свиридов
— Это действие у меня есть в методике киновоспитания, то, что мы с молодежью взаимодействуем, фильмы показываем, разборы делаем, анализы, потом ребят учим снимать фильмы сценарии. За счет чего они включаются и перестают курить, заикаться, ругаться матом? Потому что мы их включаем, они становятся в нашей команде. Как Света просит помолиться, мы их просим: ребята, включайтесь в добрую историю. И они включаются и чувствуют, что они вместе с нами, мы их не ругаем, не наставляем, они включены в эту историю, они сами ее создают, и сами хотят создавать светлую историю, становиться светлее. Они не могут не становиться светлее, потому что они уже в этом внутри. Это был бы обман тогда, если я делаю добрый проект, но сам не буду добрым — это никак уже не сделать. Сердце уже говорит: ты что, это не правильно, не буду так делать. Я говорю, что Свете нужно написать книжку, это должны мамы все знать.
Анна Леонтьева
— Книжку ноу-хау православной мам.
Алексей Свиридов
— Это тонкий момент, как взаимодействовать с детьми. Количество детей — это тоже огромный показатель, это смирение. С одним многие не могут справиться, а когда шесть человек у тебя бегают, это колоссальный труд и умение удержать. Сколько с Андреем у них работы, просветительские песни, выступают, благотворительных сколько историй. Это огромнейший руд, и дети здесь не являются препятствием, они являются помогателями, такими ангелочками, которые молятся за маму. Поэтому предполагаю, что Свете нужно написать книжку. Возвращаюсь к вопросу. Мы на следующем эфире про книжку поговорим.
Светлана Феодулова
— Встречаемся на следующем эфире.
Алексей Свиридов
— Про психологию возвращаюсь к вопросу, я помню, как режиссер, что я должен вернуться к вопросу и ответить на него, а не размыть. Законы драматургии строятся на истинной психологии, знании души, Евангелия. Когда я написал диссертацию по законам драматургии, настолько там по атомам разобрал, чтобы понимать, как, откуда, чего. Даже чеховские истории у Антона Павловича — это уже новая драматургия и там всё сложнее, потому что там герои одно чувствуют, другое думают, третье поступают. Да, как нормальные люди в жизни, и ты не понимаешь, откуда ноги растут, может быть, из детства. И когда спрашивал, где кульминация в Евангелии, я спрашивал у священников, у тех, кто в теме, никто не может ответить. А закон драматургии позволяет даже в Евангелии найти кульминацию. Евангелие это идеальная драматургия, потому что она Божественная. Это для того, чтобы мы через свою немощь прошли и осознали, Крест это не... Как некоторые говорят, Крест это страдания, нет, Крест — это и есть высшая любовь. Если ты не можешь принять крест, значит, ты не готов. Пока тебе хорошо, ты говоришь, я тебя люблю, а есть ли у тебя запас жертвенности, и если придет ситуация, когда крест в твоей жизни, ты готов будешь? Скажешь: нет, пока нам хорошо, мы любим друг друга, а когда не хорошо, зачем нам, мы пойдем рушить семью. Я просто по-другому стал смотреть, когда всё это осознавал. Это действительно высшее проявление любви. Крест — это любовь наивысшая, которая только может быть. Поэтому смотрю на нее не просто как на жертву, а как на любовь, которая беспредельна, которая пронизывает всё. Поэтому здесь какое-то другое ощущение начало складываться, когда я это осознал.
Анна Леонтьева
— Переосмыслил.
Алексей Свиридов
— Если хотите, я сейчас могу сказать кульминацию Евангелия, потому что я знаю, что это. Многие спрашивают.
Анна Леонтьева
— Если уж вы поставили так вопрос, то придется на него ответить.
Алексей Свиридов
— Или в следующей программе. Это называется интрига в следующую серию. Что такое кульминация? Это самый напряженный момент. Анна, так как вы уже тоже человек сценарный.
Анна Леонтьева
— В теме.
Алексей Свиридов
— Да, в теме. Это самый напряденный момент, и он обязательно должен быть. Говорят, что Крест — это кульминация. В каком-то смысле, да, потому что это сцена и есть самая напряженная — Крест. Но там есть момент кульминационный, с Крестом связанный. Там же на Кресте происходит очень много всего. Господь прощает врагов, Он любит, там много благословений идет. Но самый важный момент, кульминационный, когда Он говорит, почему Ты оставил Меня, Богооставленность и есть самый напряженный момент, когда Сам Господь говорит: почему Ты оставил Меня? Про это даже есть фильм у Ингмара Бергмана, если не ошибаюсь, про этот момент, про Богооставленность целый фильм. Его пережить нам, если такое испытание выпадает, как Иов, он прошел этот момент, как будто Богом оставленный, это самое высшее напряжение.
Анна Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Светлана Феодулова, оперная певица. Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс». Еще один важный момент, Алексей, в вашем интервью был такой: любить — это значит, передавать ценности. Светлана, что вы скажете на эту тему?
Светлана Феодулова
— Любовь — это вообще самое главное чувство.
Анна Леонтьева
— Я, наверное, не правильно поставила вопрос. Не «значит», не знак равенства.
Светлана Феодулова
— Да, я не поняла тоже.
Анна Леонтьева
— Предполагается, что если ты любишь своих детей, человека, то ты стараешься передать свои ценности.
Светлана Феодулова
— Мне кажется, когда ты любишь человека, ты вообще в принципе стараешься во всем, не только ценности передать, но и всего себя ты передаешь. Естественно, если говорить про детей, то хочется заложить в них всё самое лучшее. И очень хочется, чтобы они нашли себя в этой жизни. Не только из них слепить то, что ты хочешь, я от этого стараюсь уходить, но мне проще, у меня их много. Был бы один, я бы справилась.
Анна Леонтьева
— Мне проще, у меня их много, это, конечно...
Светлана Феодулова
— Правда, потому что когда вектор концентрации идет, у тебя один, и ты на нем... И потом всё неизвестно как, мне кажется, это очень сложно. А когда все-таки много детей, как недавно батюшка Федор Лукьянов сказал очень хорошо, он говорит: как прекрасно было, когда раньше Россия была многодетная, было очень много многодетных семей, прямо практически каждая семья — это 10-12 детей. И как всё выстраивалось, и женщины реализованы полностью, она нарожалась. А сейчас, он говорит, есть такой момент, не до конца реализовывается, не дорожали, и потом начинается — в семью влезть, здесь такая любовь возникает эгоистическая, как же сыночек или дочка любимая, а здесь теперь кто-то и начинается вырывание, много моментов. Он очень хорошо сказал такую точку зрения, он говорит: на мой взгляд это как раз эта недореализованность. Потому что когда 10 детей, даже пять, уже наоборот, ты полностью реализован, и ты уже даешь им свободу, возможность самим реализовываться, ты помогаешь во сем, вкладываешь. Но, с другой стороны, нет такого эгоистического подхода, что всё при мне. Это очень важный момент, потому что любовь такое непростое чувство. Бывает родительская любовь эгоистическая, таких примеров много. Мне кажется, меня это минует, потому что мне проще, у меня их много, поэтому оно обволакивает всю семью, я очень счастлива от этого. Меня недавно в школе спросили, у одного ребенка не получается математика, сложно с математикой. Говорит: а что вы в дальнейшем думаете касательно образования этого ребенка. Я говорю: знаете, что я думаю, я вижу, она прекрасная девочка, она очень добрая, такое редкое сейчас качество, настолько добрая девочка у нас есть в семье, она всё отдаст. Даже когда у нее зуб, она пишет зубной фее, принеси мне два киндер сюрприза. Я говорю: а почему два? А потому что мне и еще братику, ему тоже захочется, она уже сразу учитывает. У нее всегда в душе столько доброты. Я говорю, посмотрите, сколько у нее качеств таких. Мне очень хочется, чтобы ей встретился хороший спутник жизни, чтобы у нее семья реализовалась, у нее прекрасные гены в этом отношении. Может быть, она родит, пополнит ряды нашей стране, демографический подъем будет и реализуется как мама, и, может быть, ей вообще не нужна будет математика, только разве в магазин сходить и правильно посчитать.
Анна Леонтьева
— Я представляю лицо учительницы математики при этом.
Светлана Феодулова
— Нет, мы очень хорошо эту тему обсудили, она говорит: вы правы. Мне очень важно, чтобы дети напитались правильными, не то чтобы ценностями, ценности это очень узкая...
Анна Леонтьева
— Такое официальное слово.
Светлана Феодулова
— Какое-то официальное название. Просто чтобы в их сердцах было как можно больше доброты, чтобы их сердце как можно чаще, наверное, невозможно постоянно, работало на любовь, просто генерировало эту любовь. И чтобы они научились в принципе выбирать такой путь, чтобы всё делать с любовью. Это очень важно и в профессии, и в жизни, и в выборе друзей, спутника жизни, вообще окружения. Чувствовать так тонко. Когда ты с любовью даже посуду моешь, ты не устаешь от этих вещей, тебе это нравится. Иногда спрашивают, вы не устаете в таком графике? Нет, потому что мне это настолько нравится, наоборот подпитка, это как розетка, я хожу с аккумулятором и подпитываюсь. Мне бы хотелось в первую очередь, и научить и вложить в них эти ценности, эти смыслы, чтобы они умели в жизни путь выбирать такой правильный не потому, что мама сказала, так нужно, а по сердцу. Еще учу детей делать для людей. Чтобы вообще всё, что ты делаешь, было осмысленно, не для галочки, а именно от души, от сердца, для людей. Даже если это дома, вытереть со стола, не просто вниз смахнуть и всё, заметит — не заметит, а сделать с любовью, потому что это наш общий дом, это наша семья, здесь мама-папа, им будет приятно, сделать это для того, чтобы всем было хорошо. Я это очень часто проговаривала, сейчас это уже как-то отработано, у нас как-то в принципе зафиксировано, но это, мне кажется, очень важно воспитывать в молодежи, в школах, в детках, в будущем поколении, чтобы было неравнодушие к любому делу, от мелочи до великих, грандиозных дел. Тогда всё будет хорошо в нашем мире и вообще в принципе. Вот, собственно говоря, такие цели, и задачи, и ценности расширяются в моем понимании, потому что это всё. А любовь это вообще всё. Это даже не то, чтобы привить ценности какие-то, правильные пути, дорожки, векторы расставить, а и поругать правильно с любовью. Неравнодушие в этом тоже кроется, когда ты делаешь замечание, это всегда неприятно в какой-то степени. Не то, что неприятно...
Анна Леонтьева
— Неприятно.
Светлана Феодулова
— Все равно это уже другие чувства, хочется в радости, а здесь нужно... Я понимаю, что нужно, обязательно объяснить сейчас, рассказать. Мне нравится, когда в угол раньше ставили под иконы, не потому что наказание психологически замкнуть, закрыть. Как сейчас говорят, в угол, вы что? А на самом деле это под иконы ставили, и благодать на ребенка сходит, помолится постоит.
Анна Леонтьева
— Какое интересное замечание, я только сейчас подумала.
Светлана Феодулова
— Да. Когда я узнала об этом, что вообще по традиции в России ставили в угол не потому, что в угол, а нас самом деле ставили, где иконы.
Алексей Свиридов
— В Красный угол.
Светлана Феодулова
— В Красный угол ставили под иконы.
Анна Леонтьева
— Потрясающе.
Светлана Феодулова
— Чтобы ребенка вразумил Господь, чтобы ребенку открылось. Он стоит под иконами, он помолится и прощения попросит, такой был смысл. Я тоже, конечно, иногда дома, редко, могу сказать, в угол. Меня один раз дочка спросила: мам, а ты меня что, не любишь? Я говорю: очень люблю, но ты наказана, поэтому стой в углу. — А я стою, и я тебя так люблю. — Я мама я не могу тебя не любить, я всё равно тебя люблю. Но правильно ведь, ты сама как считаешь. Она: да, я не права. И как-то с юмором, разбираем много ситуаций, проговариваем с детьми.
Алексей Свиридов
— Это из второй главы твоей будущей книжки.
Анна Леонтьева
— Я должна сказать, что Светлана уже просто несколько, как говорят, лайфхаков озвучила. Первое — разговор с учителем математики, до глубины души, Светлана, спасибо. И второе про угол, и про люблю. Это всё просто потрясающе. Я думаю, что мы плавно подошли к песне, которая называется «Улетай», поэтому можно сказать о ней несколько слов и послушать.
Алексей Свиридов
— Песню «Улетай» мы тоже услышали на концерте. Мне понравилось, что Светлана сделала там новые куплеты, и они дали совершенно другой смысл. Припев мы все знаем: Улетай, та-ра-та. Это одна из моих любимых песен, и когда Света изменила куплет, то она приобрела совершенно другой ракурс. Оригинал все знают, девочки были невольницы, куда-то сосланы, немножко драматический неприятный контекст. А тут стало всё про землю, про родину.
Светлана Феодулова
— Патриотическая.
Алексей Свиридов
— Патриотическая стала песня, и она такая классная. Я этот вариант полюбил сразу. И, конечно, исполнение Светы, это уже хвалить нельзя, уже слишком много, мы знаем, что это опасно, Света и так знает. Да, песня шикарная. Я думаю, что эти песни, что «Малыш», что «Улетай» это прекрасные саундтреки и видео будущие есть у этих песен, образы у них шикарнейшие. Как мы говорили, не через прямую...
Анна Леонтьева
— А через образы.
Алексей Свиридов
— А именно через образ. Господь говорил образно, Он говорил притчами. И в этих притчах есть образное мышление и композиционное, оно правильно сложено. Я думаю, мы должны следовать примеру и так же говорить с людьми через искусство, в котором открывается и смысл жизни, смысл веры и любви.
Анна Леонтьева
— Алексей, как вы замечательно подытожили нашу беседу. Напомню, что сегодня с нами и с вами была Светлана Феодулова, оперная дива, мама восьмерых детей, и Алексей Свиридов, актер, режиссер, руководитель Центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс». Давайте послушаем песню. Спасибо вам большое за это разговор.
Алексей Свиридов
— Спасибо большое.
Светлана Феодулова
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Священник Павел Флоренский». Аркадий Малер
- «20-летие телеканала «СПАС». Борис Корчевников
- «Богослов священник Сергий Булгаков». Алексей Козырев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Зимнее утро»

«Зимнее утро». Россия, режиссёр Николай Лебедев
— В середине 20 века отрезаны от всего света, насильственно отодвигают назад чуть ли не в ледниковый период. И вот вопрос: можно таким образом превратить современных людей в троглодитов? Останемся ли мы людьми во всём? Понимаете — во всём! И ответить на этот вопрос должен каждый.
Глубокий философский монолог звучит зимой 1941-го, под разрывы вражеских снарядов, в бомбоубежище блокадного Ленинграда. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «Зимнее утро». Ленту о том, как жил, стоял и не сдавался осаждённый немцами город, снял в 1967-м году режиссёр Николай Лебедев по мотивам произведения Тамары Цинберг. Повесть эта тоже родилась в ленинградском бомбоубежище — во время артиллерийских обстрелов, чтобы отвлечь маленького сына, писательница рассказывала ему истории, которые придумывала сама. Одну из них Тамара Цинберг впоследствии издала под названием «Седьмая симфония». Она и стала сценарием для фильма «Зимнее утро» — по мнению кинокритиков, одной из лучших картин о ленинградской блокаде.
Признаюсь, был немного удивлён, когда узнал, что на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969-м лента завоевала Золотой приз как лучший детский фильм. Безусловно, смотреть его с детьми можно и даже нужно. И в то же время он затрагивает такие глубокие вопросы человеческого бытия, что, пожалуй, любой взрослый после просмотра крепко призадумается. Впрочем, победила картина «Зимнее утро» в 1969-м году и в другой номинации фестиваля — «Самый добрый фильм». Это была заслуженная награда: лента действительно необыкновенно светлая несмотря на то, что повествует о трагической странице нашей истории.
Однако вернёмся к сюжету. Двенадцатилетняя Катя Никанорова живёт в осаждённом Ленинграде без родителей. Мать умерла от истощения. Отец погиб на фронте. Голод, холод и безысходность настолько измотали девочку, что она даже перестала прятаться от бомбёжек. Когда во время воздушной тревоги все бежали в укрытие, она оставалась в квартире и под грохот орудий читала книгу. Но однажды соседке удалось убедить Катю выйти. Она попросила девочку поскорее отнести в убежище какого-то ребёнка, а сама тем временем побежала обходить оставшиеся квартиры. Чей это малыш, откуда он — рассказать не успела. Через несколько минут немецкий снаряд уничтожил Катин дом и всех, кто там остался. Так в блокадную зиму Катя осталась без крыши над головой и с незнакомым маленьким мальчиком на руках. Девочка называет его Серёжей. Вместе они пытаются выжить в новых обстоятельствах.
Не вдаваясь в детали, чтобы зрители могли увидеть всё сами, хотелось бы сказать о картине, наверное, самое главное. Режиссёр Николай Лебедев снял не просто военную драму. Он рассказал о том, что помогало человеку оставаться человеком в те страшные годы. Не позволяло ему сломаться, давало волю к жизни. Об этом в одном из эпизодов говорит Катя своему знакомому, капитану Алексею Петровичу Воронову.
— Правда-правда, Алексей Петрович. Если бы не он, не Серёжа, меня бы тоже на Пескарёвку свезли. Ничего не стала бы делать для себя. Я тогда очень устала...
Спасая Серёжу, Катя, сама того не сознавая, спасала и саму себя. И не только себя. Фильм «Зимнее утро» раскрывает перед нами чудо любви, которая сильна всё преодолеть. Кстати, Катю потрясающе искренне сыграла Таня Солдатёнкова — непрофессиональная актриса, советская школьница. Многие актёры, занятые в картине, знали не понаслышке, что такое война. Фронтовиком был исполнитель роли капитана Воронова, Николай Тимофеев. Лилии Гуровой, сыгравшей его супругу, довелось побывать в оккупации. А режиссёр фильма Николай Лебедев — кавалер ордена Красной Звезды, он воевал на Ленинградском фронте.
Мне запомнился эпизод, в котором беседуют двое немцев-наводчиков на наблюдательном пункте. Кончается зима, которую, по всем расчётам фашистов, ленинградцы не должны были пережить. Но случилось иначе...
— Почему в предутренние часы встревожили фашистских офицеров всполохи над осаждённым городом? Это пожары, — сказал младший. — Нет, не пожары, — ответил ему старший. — В том-то и дело, что не пожары. Это пошли трамваи. И после такой-то зимы... Непостижимый народ эти русские...
Да, для врага мы были непостижимы. Потому что перед лицом огромной беды стояли не каждый сам за себя, а все вместе — за родную землю. Потому что не выживали, а жили, помогая друг другу. Потому что не было чужих — а были братья и сёстры. Режиссёр-фронтовик Николай Лебедев видел это своими глазами. И показал нам в своей картине «Зимнее утро».
Псалом 75. Богослужебные чтения

В жизни человека окружают не только любимые, родные и друзья. Нередко мы живём в окружении тех, кто к нам равнодушен или даже враждебен. Какое же оружие Господь разрешает нам использовать против своих врагов и недругов? Ответ на этот вопрос можно найти в 75-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 75.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицом Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетённых земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Только что прозвучавший псалом — это песнь победы. Бог здесь представлен как грозный воин. Чтобы Его охарактеризовать, псалмопевец использует такие эпитеты, как «славный», «могущественный», «страшный». В древневосточной литературе, традиции которой заимствует и Священное Писание, эти титулы обыкновенно относятся к царям-победителям. Да и весь псалом пропитан воинскими образами и символикой. Здесь говорится о сокрушении врагов, о луке и стрелах, о мече и защите, о конях и колесницах, о сражениях и поверженных, о победителях и трофеях.
Вероятно, поводом для написания 75-го псалма является какая-то важная битва. Учёные предполагают, что речь может идти или об одной из побед царя Давида над могущественными язычниками, каких в ту пору вокруг Израиля было множество. Или же это может быть победа, которую евреи одержали в 701 г. до Р.Х. над ассирийским войском во главе с царём Сеннахиримом. Как бы то ни было, победа приписывается не людям, а Богу.
Псалмопевец говорит, что Он «могущественнее гор хищнических», то есть Он искуснее, чем самые умелые охотники, или же опаснее, чем самые хищные звери, которые обитают в горах. Его добычей становятся даже «крепкие сердцем», то есть самые отважные и твёрдые воины. Как говорится в псалме, перед Господом они «уснули сном своим». Другими словами, они были так парализованы страхом, что вели себя, будто во сне. Их сила, умения, навыки оказались бесполезными. Поэтому и пишет автор псалма: «не нашли все мужи силы рук своих». Не только люди, но и наиболее грозная мощь древних армий, «колесницы и кони» «вздремали», то есть так же оцепенели перед Богом.
В итоге Господь как царь-победитель правит в Иерусалиме, который здесь назван Салимом и Сионом. Его имя известно всем людям земли. И к нему на поклон и на суд приходят правители всех народов. И заканчивает автор псалом призывом к каждому своему слушателю и читателю: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному».
Эти весьма кровожадные древневосточные образы получают кардинальное переосмысление в свете Евангелия Христова. Действительно, в руках Бога находится самое грозное оружие на земле. Этим оружием Он сокрушил врагов и покорил Себе целые царства. Однако это не грубая физическая сила. Она не имеет ничего общего ни с явным насилием, ни с тонкими манипуляциями. Сила Бога — это сила жертвенной любви вплоть до Самоуничижения. Бог завоевал сердца людей, прислуживая им кротко и смиренно, как самый последний слуга. Он служит нам, как любящий родитель служит своему непутёвому ребёнку. Лишь такая сила способна растопить самое жестокое сердце и повернуть к себе лицом даже самых злейших врагов. А потому всех нас, подобно псалмопевцу, Господь призывает в Своём Евангелии прийти к Нему и получить этот дар. Взять на вооружение заповедь о служении ближним. Ежедневно воспитывать в себе этот не простой, но духовно необходимый навык. Если решимся на это и наберёмся терпения, тогда победа Бога над нашими недругами и противниками станет всего лишь вопросом времени.
Псалом 75. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 75. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.