
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Проснулась я утром в воскресенье. Весь дом ещё спит, и муж, и пёс, и кошки. Тихо так, спокойно на душе. И кажется, что будет сегодня что-то чудное в этом дне. Лежу и думаю: а где оно будет, это чудо?
Слышно, как за оком дворник лопатой снег загребает: ширк-ширк-ширк. Значит, снега за ночь много выпало. Лень, конечно, из-под одеяла вылезать, а всё же любопытно — что там за окном, в воскресном утре? Выглянула — а во дворе всё белое — пребелое! И снег валит. Так густо он с неба сыплет, что дома напротив не видно почти. А нахохлившийся дворник Захид гребёт-гребёт, а его самого и тротуар тут же опять засыпает.... Остановился он, на лопату опёрся, в небо посмотрел... И опять начал грести.
Хлопья ровно опускаются, пуховые, медленные. Ни города не слышно за этой пеленой, ни машин. Совсем тишина.
И вдруг — тихонько: «Дзынь...» — колокол церковный тонко пропел. И ещё — «Дзынь...» — будто совсем издалека. А церковь-то прямо рядом тут, в переулке нашем. Только снег так воздух укрыл, что слышится колокольный звон еле-еле... И звонит он так, как на море в густом тумане на кораблях звонят — грустно и просительно. Словно потерялись они, моряки те, зовут, зовут...
Вот и колокол наш так зовёт. Помолчит-помолчит и снова «дзынь...» И опять ждёт молча. Будто прямо ко мне обращается. Надо идти. Оделась я. Осторожно, чтоб никого не разбудить, из дому выскользнула .
Во дворе пусто, Захид уж, видно, отчаялся, ушёл. Лопата в сугробе торчит. Иду сквозь белую пелену в переулок, к храму. На улице совсем никого. Только у ограды церковной бездомные бродяги стоят, трое их.
Стоят-не шевелятся, на плечах и шапках — целые сугробы выросли. Милостыню они ждут. И чего ждать? Нет же ни души. Бедолаги...
Порылась я в кармане, горсть мелочи сгребла, отдала им. Встряхнулись, заблагодарили, что-то доброе вслед прогудели.
Вошла в церковь. Служба ещё не началась. Хотела я, было, две свечки купить, — ан нет! — деньги-то бумажные второпях дома забыла. А мелочь раздала всю. Домой возвращаться? Перебужу всех...
Решила я к тем бездомным вернуться. Они ж меня знают, местные они, наши.
Подошла к ним, говорю:
— Теперь уж вы меня выручите, мне 20 рублей надо, на две свечки...
Они по карманам зашарили: «Сейчас-сейчас, сестра, как же не помочь...» Насыпали мне в горсть двадцать рублей, хотели ещё дать, да не к чему мне.
Вернулась в церковь, купила свечки, поставила. Постояла службу.
А как из храма вышла, смотрю — нет моих бродяг. Видно пошли туда, где народу побольше.
Снег всё сыпет и сыпет. Спешить домой не хочется, уютно брести по белому переулочку. Иду я медленно, а сама думаю:
«Так что же получается? Кто же кому милостыню подал, в результате? Я им монетками рублей пятнадцать отдала. А они мне — двадцать.... Так выходит — это они мне милостыню подали?! Во как...»
Вот так оно и случилось — чудное в снежном дне.
И ведь как не хотелось вставать, в Храм идти под снегопадом... А теперь — надолго во мне чудо поселилось, и радость. Запомнить бы это, на будущее...
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер