Весна 1914 года в Крыму была дружной и жаркой. Российский император Николай Александрович Романов стоял у открытого окна в Ливадийском Белом дворце. Морской бриз доносил ароматы цветущего сада, такие знакомые с детства. Монарх грустно улыбался, оглядываясь на прожитые годы. 1894-й был особенным в их череде. Тогда наконец-то было получено согласие родителей на брак с принцессой Алисой Гессенской. Время текло в предвкушении счастья, но и в предчувствии скорби – отец, Александр Третий, находился при смерти, и надежды на то, что он поправится, не оставалось. 20 октября, причастившись в последний раз, он скончался. Отпевание совершилось в Ливадии в Крестовоздвиженском храме. А на следующей день в этой же церкви Алиса Гессенская приняла православие с именем Александра Федоровна.
Несмотря на траур, свадьбу наследника престола решили не откладывать, и семейная жизнь Николая началась одновременно с его императорским служением. На тот момент ему было всего двадцать шесть лет. Через год у царственной четы родилась первая дочь, Ольга, а вслед за ней – еще три чудесные девочки. Когда же на свет появился наследник, Алеша, оказалось, что он болен гемофилией. Этот неизлечимый недуг не только причинял мальчику страдания, но и саму его жизнь ставил под угрозу.
Но всё же надежды Николая и Александры на счастье оправдались. Нежность друг к другу супруги пронесли через всю жизнь, а взаимопонимание, единомыслие, которое царило между ними, укрепляло чувство, насыщало его особым смыслом. С благодарностью они принимали каждый благополучный день, и особенную радость доставляло время, проведенное в Крыму, в Ливадии. Но когда в мае 1914 года Николай Александрович Романов стоял у окна, окидывая минувшее мысленным взором, он еще не знал, что это его последняя крымская весна.
В августе началась первая мировая война. Австро-Венгрия напала на Сербию, Россия вступилась за братский народ. Император лично возглавил верховное командование, однако, события развивались вопреки неимоверным усилиям, которые он предпринимал. Царские приказы не выполнялись. Дума организовала временное правительство. Генералы обратились к главнокомандующему с настойчивыми советами «отречься от Престола ради блага России».
28 февраля 1917 года Николай Второй был блокирован заговорщиками в своем поезде. Рядом с ним не оказалось никого, кто мог бы его поддержать. «Кругом измена, трусость и обман», - написал монарх в своем дневнике накануне рокового решения.
С подписанием отречения от Престола для императорской семьи начались новые испытания. Последовал домашний арест во дворце Царского села, а вслед за ним – ссылка в Сибирь, сначала в Тобольск, затем в Екатеринбург. Там, в доме Ипатьева, условия содержания были невыносимыми. Царственному семейству переносить издевательства и подчиняться требованиям охранников, в числе которых были бывшие уголовные преступники.
Крайне редко Романовым выпадало такое утешение, как богослужение.В последний раз соборно помолиться Богу царственным узникам довелось 14 июля, за три дня до смерти. Священник Иоанн Сторожев, совершавший ту службу, позднее эмигрировал в Харбин, где его навестил следователь Николай Соколов, который всю жизнь собирал сведения о последних днях императора Николая Романова и его близких.
Николай Соколов:
- Значит, вы помните, что на богослужении присутствовали все члены царской семьи?
Священник Иоанн Сторожев:
-Да, именно так. Когда я вошел в зал для служения, там уже находилась Александра Федоровна с двумя дочерьми и сыном, Алексеем Николаевичем, который сидел в кресле-качалке – на нем была куртка с матросским воротником. Затем из внутренних комнат появился Николай Александрович с двумя дочками.
Николай Соколов:
- Узники выглядели угнетенными?
Священник Иоанн Сторожев:
- Не сказал бы. Скорее, они были утомлены. Николай Александрович и девочки были особенно бледны, государыня держалась бодрее.
Николай Соколов:
- Было ли в том богослужении что-то особенное?
Священник Иоанн Сторожев:
- Особенное? Вы знаете, было. По чину обедницы, который мы совершали, в определенном месте положено прочесть молитвословие «Со святыми упокой». А в этот раз дьякон, вместо прочтения вдруг запел молитву. Немного смущенный таким отступлением от устава, я тоже стал петь. И услышал, что стоящие позади нас узники опустились на колени. В этот момент стало явно ощутимо духовное утешение, которое дает разделённая молитва.
В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, царскую семью разбудили.Узников привели в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все были спокойны, поскольку привыкли к ночным побудкам и перемещениям. Однако, слова, которые прозвучали в гулкой тишине подвала, оказались чудовищными: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». И безумный приговор тут же был исполнен.
В одном из екатеринбургских писем старшей дочери императора, великой княжны Ольги Николаевны, есть такие строки: «Отец просил передать, что Он всех простил и за всех молится, и что не зло победит зло, а только любовь». Эти слова последнего русского царя, страстотерпца Николая Романова можно считать его отеческим завещанием и нам, ныне живущим.
«О тех, кого помню и люблю»

«О тех, кого помню и люблю». Россия, режиссёры Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко
— Здравствуйте, товарищи!
— Здравствуйте.
— Вот ваш командир и наставник, младший лейтенант Васильев. Его приказы вы должны выполнять чётко и беспрекословно. Как того и требует воинская дисциплина. Действуйте, товарищ Васильев!
Неожиданную должность получил младший лейтенант Егор Васильев в 1942-м году, после возвращения на фронт из госпиталя, где находился по ранению. Его назначили командиром сапёрного батальона. Но не обычного, а женского! И вот перед Васильевым в нестройной шеренге — его новые подопечные. Девушки-добровольцы из блокадного Ленинграда. Они пока ещё в штатской одежде, кто-то даже с модными серёжками в ушах. Но командир строг и требователен. Заявляет сходу: в армии — никаких поблажек, даже для женщин! Но в глубине души задаётся вопросом: откуда в этих хрупких созданиях такая сила духа? Что побудило их, переживших блокадную зиму, стать солдатами Великой Отечественной? Сапёрами, которые, как известно, ошибаются один раз в жизни...
На этот вопрос отвечает кинофильм «О тех, кого помню и люблю», снятый в 1973 году режиссёрами Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко. Фильм снят на студии «Ленфильм». В основу картины легла документальная повесть писателей-фронтовиков Петра Заводчикова и Сергея Самойлова «Девичья команда». Произведение посвящено 34-му отдельному инженерному женскому сапёрному батальону, который в 1943-м году был сформирован на Ленинградском фронте. По данным журнала «Советский экран» в год выхода ленты в прокат её посмотрел 31 миллион кинозрителей. И всё же она по каким-то причинам осталась в тени таких, например, знаменитых военных драм, как «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие». Тем не менее, фильм «О тех, кого помню и люблю» безо всяких сомнений можно поставить в один ряд с этими бессмертными киношедеврами. Тихо и светло рассказывает он о подвиге, стойкости и внутренней силе тех, кого обычно принято называть слабой половиной человечества.
На наших глазах девушки-сапёры проживают жизнь в реалиях войны — горькую, полную потерь и лишений. Чего стоит, к примеру, эпизод фронтовой свадьбы одной из героинь, Кати Меньшиковой. С супругом, солдатом из батальона, стоявшего по соседству, они успели только расписаться — и он уехал на передовую. В блиндаже, за импровизированным праздничным столом, невеста принимала поздравления боевых товарищей одна. И не знала, увидит ли мужа когда-нибудь снова. И всё же, несмотря на это, режиссёры фильма «О тех, кого помню и люблю», Наталья Трощенко и Анатолий Вехотко показали нам фильм, наполненный человеческой теплотой. А ещё — надеждой. В одном из эпизодов картины женский сапёрный батальон разминирует деревенские поля. После выполнения задания помощник командира, Зина Горюнова, разговаривает с местными женщинами, которые собрались на кладбище.
— Тёть Маш, а у вас престольный праздник что ли?
— Ты про этих? Это наши солдатки. Они похоронки получили, а могилы неизвестно, где. Им охота погоревать, поплакать вместе со всеми.
— Вы меня простите, бабы, может, я не в своё дело лезу... Зачем же вы? Война ещё не кончилась. Всякое может случиться. Зачем же вы... Может, вы живых поминаете.
— Я им тоже говорила. Меня не слушаете, хоть девушку военную послушайте.
— А ты, может, что знаешь, милая? Скажи, не томи.
— Да что ж я знаю-то? Я знаю, что ждать нужно, бабы. До самого конца.
До самого конца пройдут Великую Отечественную хрупкие девушки из сапёрного батальона. А рядом с ними — их командир, лейтенант Васильев, честный, добрый, мужественный человек. Эту роль не просто исполнил, а прожил всем сердцем, актёр Валерий Золотухин. Глазами его героя мы будем смотреть на происходящее, болеть душой за каждую из девушек. И всё же, не только о том, что у войны — не женское лицо, картина Натальи Трощенко и Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Прежде всего, она о теплоте, заботе, товариществе, самопожертвовании — обо всех лучших качествах человеческой души, благодаря которым стала возможна Великая Победа.
Липецк. (путешествие по городу)

Город Липецк находится в северной части Центрально-Чернозёмного района России. Эти места, расположенные вдоль русла реки Дон, ещё называют Верхним Подоньем. Здешние жители ещё в двенадцатом веке исповедовали православие. В Липецке и его окрестностях сохранились пещеры, в которых, по данным археологов, совершались богослужения в то далёкое время. Однако, к четырнадцатому столетию ордынские набеги превратили Верхнее Подонье в безлюдное Дикое поле. Спустя три века оно стало частью Белгородской засечной черты, созданной для защиты южных границ России. Тогда же на реке Липовка в районе современного Липецка началась разработка месторождений железной руды. В 1703 году здесь открылись Липские железоделательные заводы. Вокруг них образовалось селение, которое в 1779 году получило статус города с названием Липецк. Он развивался ещё и как курорт с железистыми минеральными источниками. К началу двадцатого века здесь работали больницы, несколько училищ и библиотек, действовало двенадцать церквей. После революции 1917 года богослужения продолжали совершаться лишь в двух липецких храмах. А в конце двадцатого века настало время возрождения духовности и над городом вновь засияли многочисленные купола с крестами. Сегодня Липецк — центр православной епархии.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема