Традиции празднования Воздвижения Честного Креста Господня складывались постепенно. Долгое время праздник оставался как бы в тени другого торжества — Обновления, то есть освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Его строительство велось десять лет. Оно началось в триста двадцать шестом году, сразу после экспедиции в Святую Землю императрицы Елены. Её поиски земных свидетельств Евангельских событий увенчались успехом. В Иерусалиме были найдены пещера Гроба Господня, место Распятия Спасителя, Истинное Древо Честного Креста и другие святыни.
Сын Елены, император Константин, немедленно распорядился воздвигнуть храм, посвящённый Воскресению Христову. Его освятили тринадцатого сентября триста тридцать пятого года. Один из приделов был воздвигнут на месте обретения Честного и Животворящего Креста Господня.
Ежегодное воспоминания дня Обновления или освящения храма Воскресения Христова стало значимым событием для Иерусалима. В одном из ценных исторических источников того времени, записках паломницы Эгерии, рассказывается о том, как проходил этот праздник в четвёртом веке. По масштабам он уступал лишь Пасхе и Богоявлению. Торжества длилось восемь дней. Церкви города пышно украшались. К этому событию старались приурочить крещение новообращённых христиан. На второй день праздника Обновления народу для поклонения выносили Честный Крест и вспоминали его обретение. В это время в Иерусалим съезжались паломники со всех уголков Ближнего Востока, Византии и Западного мира. Именно на такой праздник отправилась однажды из Александрии будущая святая Мария Египетская.
В шестьсот четырнадцатом году Иерусалим был захвачен и разграблен персами. Завоеватели забрали с собой многие святыни города, в числе которых и Крест Господень.
Через четырнадцать лет византийский император Ираклий одержал крупную победу над персами и добился возвращения Честного Креста. По преданию, Ираклий в царском венце и порфире лично понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот базилики император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. По преданию царю явился Ангел, который объяснил, что Спаситель шёл искупить грехи мира, его унижали и били, он был в рубище, на котором запеклась кровь... Тогда Ираклий снял царские регалии и венец. Он надел простую одежду и только тогда смог беспрепятственно внести Крест Христов в храм. И снова, как и при Елене, Честной Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся народ мог увидеть орудие нашего спасения.
К девятому веку в столице империи, Константинополе, сложилась своя традиция поклонения Истинному Древу Честного Креста. А чин воздвижения Креста почти без изменений дошёл до наших дней. В это же время появилась практика строгого поста в день Крестовоздвижения, в память о Крестных страданиях Спасителя.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.