
Традиции празднования Воздвижения Честного Креста Господня складывались постепенно. Долгое время праздник оставался как бы в тени другого торжества — Обновления, то есть освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Его строительство велось десять лет. Оно началось в триста двадцать шестом году, сразу после экспедиции в Святую Землю императрицы Елены. Её поиски земных свидетельств Евангельских событий увенчались успехом. В Иерусалиме были найдены пещера Гроба Господня, место Распятия Спасителя, Истинное Древо Честного Креста и другие святыни.
Сын Елены, император Константин, немедленно распорядился воздвигнуть храм, посвящённый Воскресению Христову. Его освятили тринадцатого сентября триста тридцать пятого года. Один из приделов был воздвигнут на месте обретения Честного и Животворящего Креста Господня.
Ежегодное воспоминания дня Обновления или освящения храма Воскресения Христова стало значимым событием для Иерусалима. В одном из ценных исторических источников того времени, записках паломницы Эгерии, рассказывается о том, как проходил этот праздник в четвёртом веке. По масштабам он уступал лишь Пасхе и Богоявлению. Торжества длилось восемь дней. Церкви города пышно украшались. К этому событию старались приурочить крещение новообращённых христиан. На второй день праздника Обновления народу для поклонения выносили Честный Крест и вспоминали его обретение. В это время в Иерусалим съезжались паломники со всех уголков Ближнего Востока, Византии и Западного мира. Именно на такой праздник отправилась однажды из Александрии будущая святая Мария Египетская.
В шестьсот четырнадцатом году Иерусалим был захвачен и разграблен персами. Завоеватели забрали с собой многие святыни города, в числе которых и Крест Господень.
Через четырнадцать лет византийский император Ираклий одержал крупную победу над персами и добился возвращения Честного Креста. По преданию, Ираклий в царском венце и порфире лично понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот базилики император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. По преданию царю явился Ангел, который объяснил, что Спаситель шёл искупить грехи мира, его унижали и били, он был в рубище, на котором запеклась кровь... Тогда Ираклий снял царские регалии и венец. Он надел простую одежду и только тогда смог беспрепятственно внести Крест Христов в храм. И снова, как и при Елене, Честной Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся народ мог увидеть орудие нашего спасения.
К девятому веку в столице империи, Константинополе, сложилась своя традиция поклонения Истинному Древу Честного Креста. А чин воздвижения Креста почти без изменений дошёл до наших дней. В это же время появилась практика строгого поста в день Крестовоздвижения, в память о Крестных страданиях Спасителя.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер