«Первое, что представилось взору моему, есть гора, увенчанная огромными каменными зданиями, и с величием, подобающим гордой столице Сибири, взирающая на полдень. Она, казалось, состоит из двух гор, соединенных огромнейшими каменными воротами, над коими построен дом для Архивы... далее церкви и проч. Кажется, что сии здания нарочно и в одно время строены для того, чтоб дать блистательный вид украшаемой ими горе. Какая симметрия! Какая пропорция!» Мы привели цитату из журнала 1802 года, из произведения под названием "Путешествие по Сибири г-на Трунина".
А относится сия цитата к описанию Тобольского кремля.
Известно, что Тобольск был основан в 1587 году и стал вторым после Тюмени русским городом в Сибири. А в 17-м веке Тобольск стал столицей Сибири. А в 18-м - центром самой большой в России Тобольской губернии.
Однако столице сибирской надлежит и вид иметь подобающий. И в 1683—1686 году московские и устюжские каменщики начали возведение Софийско-Успенского собора. По окончании строительства собора с колокольнею эти же мастера приступили к возведению каменных стен и башен кремля, построили несколько, увы, не дошедших до нас зданий - Троицкий собор, архиерейский дом, Святые ворота с церковью Сергия Радонежского и колокольню. Руководил строительством сибирский митрополит Павел. Был он до назначения в Тобольск архимандритом Чудова монастыря в Московском Кремле. Оттого и соборные церкви, построенные под его руководством, имели традиционную крестово-купольную структуру и завершались не менее традиционным пятиглавием.
Несколько позже, в конце XVII века, строил в кремле по своему проекту Семен Ульянович Ремезов – личность поистине уникальная, но ему мы посвятим отдельную программу. У южного обрыва горы он строит Приказную палату. В северо-западном углу кремля возводит Гостиный двор. Кремль Ремезова задумывался не только как духовный, но и как административный центр Сибири. Однако многие планы его остались незавершенными.
А в 1782 году губернский архитектор Гучев разработал новый генеральный план города и проект его перестройки. Попал под перестройку и Тобольский кремль, который попытались превратить в открытый публичный центр. Поэтому крепостные стены и башни начали разрушать. При этом возвели каменные подпорные стены Софийского оврага и построили новую многоярусную колокольню - самое высокое сооружение города. Впрочем, и это начинание до завершения не довели.
В 1990-е годы часть памятников Тобольского кремля возвратили Русской православной церкви. В храмах начались богослужения. Вновь открылась Тобольская духовная семинария, основанная около 300 лет назад. Сегодня кремль находится в совместном ведении Тобольско-Тюменской епархии и Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
И по прежнему остается самым, наверно, красивым памятником архитектуры в Сибири.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема