Бывало, накрывают меня мысли, как темные волны: вот я — забитая, зашоренная, вечно чем-то недовольная, среда обитания: дом-храм-работа-поликлиника, или больница — это как повезёт. Больше ничего у меня нет. Все мои подруги и знакомые давным-давно успели создать семьи. Со многими потеряла связь — люди теперь занятые, семейные. Некогда! На их фоне я казалась себе неудачницей, а вопросы коллег по работе: «Как на личном фронте?» всё больше и больше выводили из себя. Темные волны еще больше накатывали:
— Вот у Даши — я понимаю! Полная чаша! Любящий муж, дети. А у меня не семьи, не детей, даже друзей не осталось — ничего!
Так сетовала я, лишь только находилось свободное время подумать о своём, наболевшем. Но однажды, снова погрузившись в эти свои эмоции совсем глубоко, заметила, что в душе стала подниматься уже просто какая-то муть. Уже не было конкретных мыслей, просто дурное общее ощущение.
— Что это?! — недоумевала я — что за странные, непонятные неприятные чувства? Ни на что не похоже...
А потом поняла: недовольство жизнью — ропот на Бога.
Я была совершенно изумлена, если не шокирована, что ропот — это не обязательно только слова или мысли, произнесённые вслух или про себя. Оказывается, бывает чувство ропота! Невероятно! Я ещё ни слова не произнесла, а в душе поднялась целая буря какого-то негодования и горечи!
Это тот же ропот! И нечего себя оправдывать, что я всё принимаю по жизни и грехом ропота не болею. Сердце не обманешь!
Безмолвный ропот. Это как молитва без слов, только наоборот! В первом случае душа стремится к Богу, а во втором — противится Творцу.
После такого неприятного открытия я не могла успокоиться: анализировала то, что со мной происходит. Очень хотелось выбраться из этого капкана, в который я сама себя и загнала.
И вот, в воскресенье, возвращаясь со службы, присела на остановке — ждать автобуса. Его долго нет. Ну и пусть! Зато есть время подумать, разобраться в себе. Я сижу на высокой лавочке, свесив ноги. Солнце в дымке. Надо мной каждые две минуты летают самолёты. Рядом аэропорт.
— Счастливые люди! По миру летают! — я мечтательно улыбаюсь — Да! Вот бы и мне так путешествовать!
Затем, оборачиваюсь и, долго смотрю в сторону нашего храма. Сердце замирает.
— Вот оно! Вот оно, моё счастье! Я смотрела на других, на то, чего бы мне хотелось, на видимый блеск, хотя откуда мне знать, что там внутри! А вот своего счастья почему-то не замечала. Вот же оно! Рядом! В шаговой доступности!
Неприятно было осознавать тот факт, что я чего-то требовала от Бога. Не просто просила, требовала. Зачем? Нужно ли мне это? Полезно ли? По силам ли мне такая ноша? Я об этом прежде не задумывалась.
Ведь у меня все было, что необходимо, именно то, что для меня, именно для меня приготовил любящий Бог. Любимое дело, дорогие сердцу люди, многие из них пришли в мою жизнь в самые трудные минуты.
Почему я принимала это как должное? Ведь это — бесценный дар Божий, за который нужно благодарить каждую минуту своей жизни!
Вот так, вышла после службы и получила все ответы, получила утешение в том солнечно свете на остановке. Господь рядом. И всегда дает нам лучшее для нас! Лучшее.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM