
Бывало, накрывают меня мысли, как темные волны: вот я — забитая, зашоренная, вечно чем-то недовольная, среда обитания: дом-храм-работа-поликлиника, или больница — это как повезёт. Больше ничего у меня нет. Все мои подруги и знакомые давным-давно успели создать семьи. Со многими потеряла связь — люди теперь занятые, семейные. Некогда! На их фоне я казалась себе неудачницей, а вопросы коллег по работе: «Как на личном фронте?» всё больше и больше выводили из себя. Темные волны еще больше накатывали:
— Вот у Даши — я понимаю! Полная чаша! Любящий муж, дети. А у меня не семьи, не детей, даже друзей не осталось — ничего!
Так сетовала я, лишь только находилось свободное время подумать о своём, наболевшем. Но однажды, снова погрузившись в эти свои эмоции совсем глубоко, заметила, что в душе стала подниматься уже просто какая-то муть. Уже не было конкретных мыслей, просто дурное общее ощущение.
— Что это?! — недоумевала я — что за странные, непонятные неприятные чувства? Ни на что не похоже...
А потом поняла: недовольство жизнью — ропот на Бога.
Я была совершенно изумлена, если не шокирована, что ропот — это не обязательно только слова или мысли, произнесённые вслух или про себя. Оказывается, бывает чувство ропота! Невероятно! Я ещё ни слова не произнесла, а в душе поднялась целая буря какого-то негодования и горечи!
Это тот же ропот! И нечего себя оправдывать, что я всё принимаю по жизни и грехом ропота не болею. Сердце не обманешь!
Безмолвный ропот. Это как молитва без слов, только наоборот! В первом случае душа стремится к Богу, а во втором — противится Творцу.
После такого неприятного открытия я не могла успокоиться: анализировала то, что со мной происходит. Очень хотелось выбраться из этого капкана, в который я сама себя и загнала.
И вот, в воскресенье, возвращаясь со службы, присела на остановке — ждать автобуса. Его долго нет. Ну и пусть! Зато есть время подумать, разобраться в себе. Я сижу на высокой лавочке, свесив ноги. Солнце в дымке. Надо мной каждые две минуты летают самолёты. Рядом аэропорт.
— Счастливые люди! По миру летают! — я мечтательно улыбаюсь — Да! Вот бы и мне так путешествовать!
Затем, оборачиваюсь и, долго смотрю в сторону нашего храма. Сердце замирает.
— Вот оно! Вот оно, моё счастье! Я смотрела на других, на то, чего бы мне хотелось, на видимый блеск, хотя откуда мне знать, что там внутри! А вот своего счастья почему-то не замечала. Вот же оно! Рядом! В шаговой доступности!
Неприятно было осознавать тот факт, что я чего-то требовала от Бога. Не просто просила, требовала. Зачем? Нужно ли мне это? Полезно ли? По силам ли мне такая ноша? Я об этом прежде не задумывалась.
Ведь у меня все было, что необходимо, именно то, что для меня, именно для меня приготовил любящий Бог. Любимое дело, дорогие сердцу люди, многие из них пришли в мою жизнь в самые трудные минуты.
Почему я принимала это как должное? Ведь это — бесценный дар Божий, за который нужно благодарить каждую минуту своей жизни!
Вот так, вышла после службы и получила все ответы, получила утешение в том солнечно свете на остановке. Господь рядом. И всегда дает нам лучшее для нас! Лучшее.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер