
Бывало, накрывают меня мысли, как темные волны: вот я — забитая, зашоренная, вечно чем-то недовольная, среда обитания: дом-храм-работа-поликлиника, или больница — это как повезёт. Больше ничего у меня нет. Все мои подруги и знакомые давным-давно успели создать семьи. Со многими потеряла связь — люди теперь занятые, семейные. Некогда! На их фоне я казалась себе неудачницей, а вопросы коллег по работе: «Как на личном фронте?» всё больше и больше выводили из себя. Темные волны еще больше накатывали:
— Вот у Даши — я понимаю! Полная чаша! Любящий муж, дети. А у меня не семьи, не детей, даже друзей не осталось — ничего!
Так сетовала я, лишь только находилось свободное время подумать о своём, наболевшем. Но однажды, снова погрузившись в эти свои эмоции совсем глубоко, заметила, что в душе стала подниматься уже просто какая-то муть. Уже не было конкретных мыслей, просто дурное общее ощущение.
— Что это?! — недоумевала я — что за странные, непонятные неприятные чувства? Ни на что не похоже...
А потом поняла: недовольство жизнью — ропот на Бога.
Я была совершенно изумлена, если не шокирована, что ропот — это не обязательно только слова или мысли, произнесённые вслух или про себя. Оказывается, бывает чувство ропота! Невероятно! Я ещё ни слова не произнесла, а в душе поднялась целая буря какого-то негодования и горечи!
Это тот же ропот! И нечего себя оправдывать, что я всё принимаю по жизни и грехом ропота не болею. Сердце не обманешь!
Безмолвный ропот. Это как молитва без слов, только наоборот! В первом случае душа стремится к Богу, а во втором — противится Творцу.
После такого неприятного открытия я не могла успокоиться: анализировала то, что со мной происходит. Очень хотелось выбраться из этого капкана, в который я сама себя и загнала.
И вот, в воскресенье, возвращаясь со службы, присела на остановке — ждать автобуса. Его долго нет. Ну и пусть! Зато есть время подумать, разобраться в себе. Я сижу на высокой лавочке, свесив ноги. Солнце в дымке. Надо мной каждые две минуты летают самолёты. Рядом аэропорт.
— Счастливые люди! По миру летают! — я мечтательно улыбаюсь — Да! Вот бы и мне так путешествовать!
Затем, оборачиваюсь и, долго смотрю в сторону нашего храма. Сердце замирает.
— Вот оно! Вот оно, моё счастье! Я смотрела на других, на то, чего бы мне хотелось, на видимый блеск, хотя откуда мне знать, что там внутри! А вот своего счастья почему-то не замечала. Вот же оно! Рядом! В шаговой доступности!
Неприятно было осознавать тот факт, что я чего-то требовала от Бога. Не просто просила, требовала. Зачем? Нужно ли мне это? Полезно ли? По силам ли мне такая ноша? Я об этом прежде не задумывалась.
Ведь у меня все было, что необходимо, именно то, что для меня, именно для меня приготовил любящий Бог. Любимое дело, дорогие сердцу люди, многие из них пришли в мою жизнь в самые трудные минуты.
Почему я принимала это как должное? Ведь это — бесценный дар Божий, за который нужно благодарить каждую минуту своей жизни!
Вот так, вышла после службы и получила все ответы, получила утешение в том солнечно свете на остановке. Господь рядом. И всегда дает нам лучшее для нас! Лучшее.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема