«Технологический прогресс и благотворительность». Карина Дрыганова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Технологический прогресс и благотворительность». Карина Дрыганова

* Поделиться

У нас в гостях была директор Службы Христианского Милосердия, пресс-секретарь Мелекесской епархии Карина Дрыганова.

Разговор шел о том, какие вызовы в сфере высокий технологий стоят сегодня перед человеком, и насколько технологический прогресс может способствовать развитию благотворительности и социального служения.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин:

—Дорогие слушатели, здравствуйте! Это «Светлый вечер» на Светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. И сегодня в этой студии, вместе с нами и вместе с вами в ближайший час, эту часть «Светлого вечера» проведёт Карина Дрыганова, директор христианской службы «Милосердие» и пресс-секретарь Мелекесской епархии. Добрый вечер.

К. Дрыганова:

—Добрый вечер, Алексей.

А. Пичугин:

—Интересно, что сегодня мы постараемся поговорить о совмещении каких-то вызовов технологических и милосердия, благотворительности, наши «Рождественские Чтения», как раз, были посвящены глобальным вызовам и, когда мы говорим о глобальных вызовах, здесь имеется в виду не только сиюминутная новостная повестка, но и возможные обсуждения перспектив будущего, связанных с развитием технологий, с развитием человечества. Мы обо всём этом любим иногда поговорить в смысле взаимодействия христианского мира и высоких технологий: насколько христианский мир может взаимодействовать с этим миром? Конечно же, когда мы говорим о христианстве, мы неизбежно касаемся темы служения ближним и благотворительности. Вот, в Димитровграде, в Ульяновской области сложилась такая служба христианского милосердия, и с руководителем этой службы, с Кариной Дрыгановой мы решили поговорить о том, как совмещается идея мира высоких технологий, идея мира, в котором человек играет хоть и главенствующую, но далеко не единственную роль с миром благотворительности. Итак, Карина, пожалуйста.

К. Дрыганова:

—Благодарю вас, Алексей, за такое интересное введение. Я действительно хотела бы сегодня рассмотреть, какие на данный момент стоят глобальные вызовы перед человечеством, возможно, остановиться подробнее на теме искусственного интеллекта и цифровизации, тем более, что я сама очень глубоко изучаю эту тему: машинное обучение, искусственный интеллект, программирование, также поговорить о возможности цивилизационного развития, разобраться также в тёмных сторонах этого процесса, исследовать, возможно, как это связано с концепцией духа, разобраться в онтологическом статусе, скажем так, бытийном статусе человека в современном мире, поразмышлять над его назначением и местом в мире будущего, понять главные ориентиры, которые сейчас стоят перед человеком и, что самое главное, из какого состояния сознания делаются правильные выборы и принимаются решения. Отсюда мы выйдем на тему важности Церкви в жизни каждого из нас и перейдем к теме милосердия как деятельному проявлению любви к Богу.

А. Пичугин:

—Итак, всё-таки, как мы видим развитие нашего мира? Понятное дело, что мы можем только конструировать некоторые его обращения. У нас есть и новостная повестка, и развивается все нелинейно всегда, но есть какая-то футурология, есть представление о том, как он может развиваться, если технологии, которые у нас есть, будут развивать запрограммированные изменения? И как вы сами связываете с этим понятие служения ближнему, как вы связываете здесь понятие какого-то, действительно, служение человеку в христианском смысле?

К. Дрыганова:

—Наше христианство исходит, прежде всего, от нашего состояния духа и состояния чистого сердца, и, чтобы подойти ближе к этой теме, я хотела бы рассмотреть те моменты, которые происходят сейчас, прямо на наших глазах. Ведь цифровизация — это глобальная тенденция, которой следуют все страны, и прорывные технологии предоставляют уникальные возможности для развития цивилизации, и при этом мы отмечаем и обратную сторону цифрового технологического прогресса, ведь происходят, в том числн, разрушительные и опасные процессы. Необходимо разобраться в глубинных причинах этих явлений, тогда мы сможем предложить какие-то достойные пути решения, и направить эти изобретения на служение человеку, во благо человечества и на прославление Творца, Который и заложил в нас все эти творческие таланты. О тёмной стороне цифровизации не молчат даже в Кремниевой Долине. И мы видим, что всё чаще встречается тип человека с закрытыми глазами, который даже не задумывается об указанных категориях и демонстрирует отсутствие целостного мировоззрения. Это я считаю большой проблемой. И среди всех глобальных вызовов я бы назвала кризис идеи человека одним из самых важных для рассмотрения.

А. Пичугин:

—Ну, а как мы понимаем кризис идеи человека? Человек никуда не денется, он все равно будет. Даже если наш мир будет меняться так, что самые смелые фантастические книги и фильмы оправдаются — это уже не совсем мир человека, а мир робота. И концепция человека, вспомните даже основы робототехники, всё равно, концепция человека стоит на первом месте. Человек, вероятнее всего, уже никуда не исчезнет.

К. Дрыганова:

—Я имею в виду факторы, которые касаются самосознания человека, того, как человек сам себя ощущает, что из этого есть он лично, а что навязано ему извне, как он это интерпретирует и как несёт себя миру. И вот этот кризис идеи человека среди глобальных вызовов современности, как я сказала, является одним из самых главных, хотя это не выставляется активно на повестку, то есть, не идентифицируется, как проблема. И тогда можно поднять вопрос: что же вообще такое человек, каков его статус, кто он, когда теряет свой онтологический, бытийный статус. И человек, как мне видится, уменьшается, точнее, его уменьшают до тех размеров, которые хотят преподать в этой лавине информации. То есть, а искусственный интеллект становится уже не просто технологией, а целой идеологией. И, как мы видим, искусственный интеллект очень многие функции может заменить. То есть, искусственный интеллект может сделать что-либо в разы лучше узкого специалиста.

А. Пичугин:

—Давайте теперь приведем пример из нашей реальности, вряд ли мы в России в обозримом будущем к такому придём, но, к примеру, пришли. И вот, есть моногород. Люди, которые всю жизнь работали на одном предприятии: они пережили распад этого предприятия в 1990-е годы, какое-то его возрождение, но большинство жителей города работают на этом заводе, поэтому и возник город. Там жили поколения людей — и работали на этом заводе, всё было построено так, что для процесса производства того, что выпускает этот завод, необходимо участие десятков тысяч человек. Началась автоматизация производства, и все эти десятки тысяч человек стали автоматически никому не нужны, потому что 200 челрвек вполне справляются с тем, что раньше делали десятки тысяч. А еще тысяч пять жителей города обеспечивали жизнедеятельность этих десятков тысяч. А теперь для того, чтобы предприятие работало, нужны 200 человек, и что делать? И вот, безработица. Некоторые страны уже постулируют, что они пойдут по простому пути и будут платить людям зарплату за то, что они — граждане своего государства. Понятно, что с точки зрения представлений о будущем это — не самая проработанная идея, поскольку человек сам должен производить что-то, но кто знает, как это будет развиваться в планетарном масштабе, вполне возможно, что это — единственно возможная идея. С другой стороны, веловек не может не работать. Этот современный человек, тот, который в первой половине 21-го века живёт на планете Земля, он не может не рпботать постольку, поскольку от этого зависит его ментальное состояние.

К. Дрыганова:

—Соглашусь полностью, Алексей. И, так как человек призван и к развитию — мы же все созданы по образу Божию — а, соответственно, в нас заложена возможность и стремление к развитию, к творчеству, к возрастанию. Я считаю, что сейчас такой этап, когда мы можем показать самим себе и миру весь наш потенциал, потому что человек — это намного больше, чем выполнение каких-то функций на заводе, хотя и это — квалифицированный, очень нужный и очень сложный труд, но человек может стать ещё сложнее, наше сознание может развиваться дальше, мы можем трудиться, чтобы создавать новые формы тех же самых роботов, которые будут выполнять рутинные функции. Можно развиваться дальше и в творчестве, и в различной профессиональной деятельности. И ещё, мне близка концепция, когда человек — полимат, то есть, он обладает междисциплинарными знаниями, и вот такой человек, более сложный по задачам, он будет сложнее заменим искусственным интеллектом, но будет более востребован.

А. Пичугин:

—Но мы же не можем всех таким образом развивать. В целом, в нас заложено что-то, вспомним притчу о талантах: одному человеку Бог дал один талант, другому — другой, одному — больше, другому- меньше. Хотя тут речь, мне кажется, не о том, больше или меньше, тут речь, скорее, о самореализации и саморазвитии. Да, мы в любом случае должны уметь подстраиваться, человек тем и отличается от животного, что умеет подстраивается под разные ситуации. Это не значит быть приспособленцем, это значит подстраиваться под определённые социальные и экономические ситуации, чтобы продолжать жить и трудиться на благо.

К. Дрыганова:

—Согласна, с этим тоже согласна. В этом-то и суть, что мы создаём, совершенствуя искусственный интеллект, и к чему мы придём? Кто эти люди, которые создают новые технологии, и ради чего они это делают? Ради порабощения людей, допустим, или наоборот — ради того, чтобы людям улучшить жизнь на Земле. Например, на Западе уже обязательно в лаборатории вводится такая профессия, как философ. Потому что без философа сложно определять уже будущие концепции даже в технологических проектах.

А. Пичугин:

—Это, всё равно, некоторое возвращение. Потому что, если мы возьмём прошлый опыт, у нас есть кандидат или доктор исторических наук, кандидат физико-математических наук, а на Западе это все равно будет PhD, то есть, степень по философии в области истории, степень по философии в области физики и тут это, наверное, просто некий откат, возвращение к истокам.

К. Дрыганова:

—Хорошо бы, чтобы те люди, которые дают идеологию на производство технологий, были ведомы Духом Святым. Тогда у нас есть все шансы на победу в этом мире и на правильный вектор развития.

А. Пичугин:

—Друзья, напоминаю, что в гостях у Светлого радио сегодня Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии и директор христианской службы «Милосердие». Ну, вот вы говорите — ведомы Духом Святым. Но мы же не можем сказать, что все те люди, которые занимаются проблемами развития человечества, пробоемами будущего, они — христиане или вообще относят себя к тому или иному религиозному течению?

К. Дрыганова:

—Да, к сожалению, это так. А если бы все были христианами, как мы к тому и призваны — достичь подобия Божьего, у нас бы, действительно, всё развивалось на благо, а не на собственный эгоизм.

А. Пичугин:

—Хорошо. Вот тут, действительно, интересно поговорить о том, как, с точки зрения предельного, дистиллированного христианского взгляда вы видите развитие мира? Как эти технологии христианизировать?

К. Дрыганова:

—Прежде всего, работать с сознанием человека, начиная с самого детства. Образование. Что из нас сейчас формируют? Какой образ или чей образ?

А. Пичугин:

—Ну, хорошо, образование — образованием, воспитание — воспитанием, но Христос нам говорит: вы — малое стадо, то есть это уже априори нас подводит к мысли, что в планетарном масштабе христианами мы не станем. Да, Евангелие будет проповедано всем народам. Можно сказать, что Евангелие уже проповедано всем народам. Мы в космос летали, видели Землю из космоса и понимаем, что Евангелие, действительно, проповедано всем народам. Может быть, есть какие-то небольшие племена, но и туда добирались миссионеры неоднократно, и добираются. А уж там, воспримут они это или не воспримут — речь о другом: мы — малое стадо. И, соответственно, мы должны исходить из того — уж извините, что я своё мнение представляю — что никогда, до скончания мира христиан не будет очень много. Здесь даже речь не об элитарности, а о том, что христиан никогда очень много не будет.

К. Дрыганова:

—Я считаю, что это личная ответственность каждого человека, какой путь он выбирает, чьего подобия он хочет достичь, чей образ он несет и, в конце концов, каков будет итог его жизни, ради чего вообще была эта жизнь. Понятно, что все не могут выбирать один путь: для этого нужно трудиться, очищать сердце, узнавать истину. Понятно, что это очень сложно, но хотя бы какие-то азы нужно откуда-то взять. Хотя эти азы сейчас можно легко найти, благодаря Интернету, Евангелие доступно практически всюду. Мы знаем, что человек — это венец творения, но до сих пор сложно определить, что же такое человек. И в эту цифровую эпоху, которая уже начинает называться пост-человеческой, в мире умных машин и искусственного интеллекта, границы технологий и биологии могут стереться. И это, как раз, тот момент, когда нужно вспомнить о назначении человека. Он имеет особое место в мире, он создан по образу Божию, и в его духовной природе уже отражены свойства Бога. И значение в том, чтобы, деятельно раскрывая свои силы и способности и приближаясь к Первообразу, достичь подобия Божьего. Таким образом, стать причастником Божественного естества и получить возможность бытия в будущем веке блаженства. Но на смену человека приходит человеко-бог, усовершенствованный человек-киборг. И есть книга Авеля Ноя Харари «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня», и там, как раз, отражена такая мысль, что все живые объекты, в том числе, и людей, можно представить элементарным набором данных. И, исследуя этот набор данных, можно стигматизировать нас по полочкам и даже прогнозировать наши действия, чем сейчас вполне успешно занимаются маркетологи.

А. Пичугин:

—Но это действительно так. И все средства связи, которые у нас сейчас есть, телефоны, которые у нас лежат, они не то что на Большого брата работают и куда-то отсылают данные, корпорации получают и таргетируют наши данные, рекламу нам подсовывают, видимо, таким образом, и по-другому как-то тоже могут изменять вашу деятельность, ваши действия, направлять вас по определённому пути. Да, вся эта антиутопия — в действии. Что дальше будет — сложно сказать, но, наверное, надо как-то так развиваться. Другое дело, стоит ли бояться христианам вот этой цифровизации общества? Наверное, не стоит. А может быть, стоит?

К. Дрыганова:

—Когда технологически станет возможно программировать человеческий разум, тогда есть все шансы, что человека сможет заменить Homo Deus, вот этот самый человекобог.

А. Пичугин:

—А где Бог тогда? Наш, настоящий Бог?

К. Дрыганова:

—Бог вечен. Он где был, там всегда и будет.

А. Пичугин:

—Но, если наш разум запрограммируют, и если наша воля, которая ведёт нас к Богу, отсечена, и мы уже не сможем действовать как Карина, как Алексей, как Александра, это значит, что это не мы делаем, а нами руководит кто-то другой. И где тогда, Карина, ваше личное предстояние перед Богом? Ведь это уже будет не ваша личность, а запрограммированный виртуальный клон, хотя и в вашем теле. Как он может предстоять перед Богом?

К. Дрыганова:

—Сейчас же есть уже разные модные концепции бытия, например, концепция Ника Вострома о том, что весь наш мир — цифровая симуляция, а мы — всего лишь запрограммированные существа. Исходя из той логики, как вы сейчас и сказали.

А. Пичугин:

—А можно запрограммировать идеального христианина?

К. Дрыганова:

—Можно запрограммировать всё, но будет ли это человек, личность со свободной волей. Так, это же самое главное. Даже смерть, в таком случае, имеет чисто техническую характеристику неполадки, которую можно починить и продолжать жить вечно. Но есть ли какая-то сокровенность и Божественность в таком человеке? Можно запрограммировать абсолютно все. Был даже такой английский сериал года, там в конце была вот эта эмуляция сознания на цифровой носитель, и человек, якобы, продолжает жить вечно. То есть, его сознание оцифровано со всеми алгоритмами, имитируется даже процесс человеческой жизнедеятельности. Поэтому в современном мире и поднимается вопрос: что такое человек? Потому что, какую бы часть сознания не оцифровали, не будет основной составляющей человека — речь идет о категории духа. Идея духа в современном мире становится довольно призрачной, и общество, как будто бы, идет к отсутствию духа и состоянию забвения о нем. Истинная духовность перепуталась с душевностью: эзотерика, мистика, магия — чего только нет. И все эти новые веяния трансгуманизм, дотаизм. А в христианском понимании, дух — это же наивысшая часть души, дух — это, по сути, ум.

А. Пичугин:

—Конечно, это не очень понятно, но, когда мы в христианстве говорим о душе, если мы вообще раскрываем понятие души в христианском понимании, мы имеем в виду, в большей степени, конечно, личность человека. Если мы возьмем Евангелие, то в тех местах, где там сказано о душе, чаще всего, говорится о личности. Но впоследствии понятие личности человека трансформировалось в не слишком определённое, с христианской точки зрения, понятие души, которое пришло к нам, скорее, из античной философии. Понятно, что христианские общины тесно соприкасались с греческой античной традицией — так возникло понятие души, то, которое мы себе представляем. Соответственно, душа в идеальном, сакральном христианском представлении — это личность человека. И взаимоотношения с Богом идут только через призму этой личности.

К. Дрыганова:

—Да. А дух — это высшая часть души, посредством которой человек познаёт Бога. Также дух есть разумное начало в человеке, поэтому Святые Отцы и называют его умом. И, как раз, этот ум делает нашу душу разумной, мыслящей, и умная жизнь возможна при соприкосновении духа с душой, а значит, с Богом. Потому что Он и есть Тот, Кто делает нашу душу умной. Так вот, утрата духа как концепции вообще, она и приводит к кризису идеи человека и пост-антропологической цивилизации, цивилизации киборгов. И поэтому мы сейчас наблюдаем не дух, а информацию как основу всего в мире больших данных, всё можно разложить на информацию.

А. Пичугин:

—Представляете, в начале какого большого пути мы с вами еще стоим? Мы поговорим об этом через минуту. Я напоминаю, что в гостях у Светлого радио сегодня Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии и директор христианской службы «Милосердие». Через минуту вернёмся.

А. Пичугин:

—Возвращаемся в нашу светлую студию и напоминаем, что в гостях у нас сегодня Карина Дрыганова, директор христианской службы «Милосердие», пресс-секретарь Мелекесской епархии. Вернемся к тому, о чем мы говорили минуту назад. Представьте, что мы в начале большого пути. Смотришь на ребёнка, а он только родился, подрастает-то он быстро, в три месяца смотришь — такой младенчик был, раньше в кроватке лежал, а теперь уже с трудом в эту кроватку помещается, время быстро проходит, хотя тогда казалось: вот он, целый большой здоровый новорождённый человек. Вот, и вы сейчас говорите: большие данные, объёмы информации, то, с чем сейчас много работают в IT-сфере — нам все это кажется каким-то цифровым взрывом, цифровой революцией, поскольку мы прекрасно помним, как этого не было еще 10-15 лет назад. В 2006 году у меня появилась флешка на один гигабайт, и я ходил с ней везде, у всех были флешки на 512 гигабайт, а у меня на один целый. И насколько сейчас это просто смешно, а прошло совсем немного времени — несколько лет, и, если мы будем идти по этому пути, в скором времени мы оглянемся назад, и вся эта история с информацией и большими данными будет нам казаться детским садом по сравнению с тем, к чему мы придём через 10 лет, если, конечно, булем жить в относительном мире и согласии друг с другом.

К. Дрыганова:

—Да, мы наблюдаем, что информация становится основой всего, и даже, как будто, самостоятельной сакральной сущности, которая стоит уже у истоков миропонимания. Человека можно разложить на какой-то механизм, с определённым набором данных, реакций, и так далее.

А. Пичугин:

—Это, знаете ли, такая научно-техническая вечная жизнь. Можно сделать ваш аватар, который будет существовать в виртуальной реальности, но он настолько идеально повторяет ваш образ мышления, что через 150 — 200 лет можно будет общаться с Кариной Дрыгановой, хотя та ли это Карина Дрыганова — это большой вопрос

К. Дрыганова:

—Даже сейчас человек — это, всего лишь, носитель информации в такой концепции. Это могло произойти вследствие угасания духа человеческой, то есть, умной части души. Если человек — это механизм, то легко изучить и воспроизвести какие-то его модели. То есть, сакральности личности никакой нет. Это уже философия нового типа сознания. А зачем вообще оставлять или создавать такие несовершенные модели механизмов, которые могут сломаться или, вообще, умереть?

А. Пичугин:

—Хороший вопрос. Но где здесь Бог?

К. Дрыганова:

—Бог, я повторюсь, везде, где всегда и был.

А. Пичугин:

—Нет, а в этой концепции где Бог? Если человек — это бесконечная система данных, с чем, на самом деле, с научной точки зрения, сложно поспорить, но если мы вводим сюда Бога — кто-то из учёных, у кого есть личное христианство, с этим согласится, кто-то поспорит и скажет, что Бога нет. Но если мы введём сюда Бога, то где тут Его место?

К. Дрыганова:

—Если мы, наконец, введем сюда Бога, если все люди введут сюда Бога, то Его место будет самым главным. Пока Бог выводится, и без ума — то есть, без соединения духа с Богом — душа перестала быть разумной. Ослабление духа приводит к ослаблению души, поэтому и получается, что человек — это биосоциальный гражданин с набором алгоритмов. В такой концепции жизнь человека абсолютно лишается смысла, и продолжать его, как биологический вид, в принципе, бесполезно.

А. Пичугин:

—Как это всё связано с милосердием и благотворительностью?

К. Дрыганова:

—Христианское мировоззрение — это всегда фундамент для образования человека духовного в любую эпоху, даже пост-антропологическую. И человек больше, чем он есть. Как сказал российский предприниматель Игорь Рыбаков: Ты тот, кем ты можешь стать«. А кем может стать человек? Главное в человеке, как мы сейчас рассмотрели, — это дух. А есть такое понятие — внутренний человек. Это сокровенное в человеке, как говорят Святые Отцы, семя будущей вечной жизни. И этот внутренний человек должен преобразиться, развиться и стать духовным для жизни с Богом. Такой человек способен сделать внутренний выбор в своём сердце. Тогда мы приходим к пониманию того, что Церкоаь важна для нашей жизни, и к понятию покаяния — нам же недостаточно на исповеди просто перечислить все, что мы натворили, и пойти дальше творить то же самое. Мы должны поменять свою суть. Когда человек работает над собой, над своим сердцем, над очищением этого сердца, тогда к нему приходит осознание, что просто жить и достигать подобия Божьего мало, нужно ещё и деятельно прилагать свои способности.

А. Пичугин:

—А разве это не часть подобия Божьего? В Евангелии же Господь говорит: в темнице был Я — и вы пришли ко Мне.

К. Дрыганова:

—Именно так. И деятельное проявление любви к Богу, как раз, состоит в совершении дел милосердия, когда сердце очищается, то его естественной потребностью становится творение добрых дел, причём ради Христа, а не ради собственного тщеславия, что тоже наблюдается. И христианское милосердие видит в каждом нуждающемся, в том числе, образ Божий. И, помогая ближнему, получается, помогаем и Самому Христу.

А. Пичугин:

—А как все эти принципы, о которых вы говорите, реализуются в Мелекесской епархии, где, собственно говоря, и находится христианская служба «Милосердие»?

К. Дрыганова:

—Да, благодарю за вопрос. По благословению преосвященного Диодора, епископа Мелекесского и Красноглинского, в епархии создана служба христианского милосердия. Мы помогаем незащищённым слоям населения: инвалидам, пожилым людям, детям, малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам, противоабортные кампании у нас проводятся — в общем, любым людям в трудной жизненной ситуации. Также я очень рада, что в этом году Владыка благословил меня преподавать в воскресной школе Спасо-Преображенского кафедрального собора в городе Димитровграде. И я рассказывала детям о милосердии.

А. Пичугин:

—А дети собраны по возрастным группам? Или это какие-то большие классы, аудитории?

К. Дрыганова:

—У нас один класс, и так получилось, что они все, в принципе, примерно одной возрастной группы. Им всем примерно 7-8-10-11 лет.

А. Пичугин:

—А как вы думаете, можно ли, исходя из вашего опыта, можно ли говорить с детьми о том, что мы с вами обсуждали до разговора о благотворительности — о каких-то футурологических концепциях сохранения мира, возможно.

К. Дрыганова:

—Очень даже можно. Я была так удивлена: у нас был один урок, мы коснулись темы милосердия. Во-первых, я была очень удивлена, что сердца детей живо откликнулись и проявили это желание — может быть, я их смогла зажечь, может быть, в их сердцах это зерно было, они захотели тоже вступить в волонтеры, мы им даже костюмчики специальные сделали. Так вот, одна девочка выдвинула концепцию: а зачем мы будем бабушкам давать что-то, ведь есть уже все технологии, можно придумать такой механизм и такое приспособление, что все это можно делать намного эффективнее? Она пока не придумала ничего, но абстрактную идею выдвинула: можно создать устройство и не тратить свои драгоценные силы.

А. Пичугин:

—С одной стороны, может показаться забавным, что такой маленький ребёнок об этом говорит, но с другой стороны, если дети в 8-9 лет об этом не задумываются, они могут по инерции продолжать жить без оглядки нп то, что мир меняется. С другой стороны, мы привыкли сетовать на то, что ребёнок сидит в смартфоне. Вот, мой близкий друг с гордостью сказал о том, что он сыну, которому уже 14 лет, он — мой крестник, и я его знаю — что в два года он скачал сыну первое приложение на планшете. Он сказал об этом с гордостью, это правда здорово. Кто-то скажет, что эти люди не воспитывают детей, вручив им смартфоны и планшеты. А я глубоко убежден в том, что это сподвигает детей... понятно, что нельзя отдавать воспитание маленького ребёнка на откуп смартфону или планшету, но без этих, уже настолько привычных нам всем штуковин, нельзя ребенку показать развитие технологий. И маленький ребеночек, который вступает в волонтёры, разносит продукты пенсионерам, помогает как может, или ему объясняют, что нужно навещать бабушку или прабабушку, помогать ей, и эта связка невероятно важна — ощущение будущего развития технологий и воспитание в ребёнке доброго христианского благотворительного начала.

К. Дрыганова:

—Да, это очень важно, я считаю, не отрывать детей от происходящего развития технологического прогресса. Во-первых, появляются новые нейронные связи и новые навыки, увеличивается масштаб мышления и, соответственно, множество различных идей могут приходить в голову — все это может быть эффективно, нужно и важно. Зависит от родителей и воспитателей, для чего они этим занимаются- можно просто валять дурака, а можно добрые дела и новые открытия делать. Чем больше различных мыслей, навыков и знаний в голове, тем больше возможностей, что они будут применены для чего-то очень эффективного. Вот, по благословению Владыки наши дети из воскресной школы принимают активное участие в епархиальных благотворительных акциях, причём не просто принимают участие, а с ощущением, с осознанием собственной миссии, что они — не просто детки, а они несут на себе логотип нашей службы: у нас же крест, пеликан.

А. Пичугин:

—Да, я сейчас открываю ваш сайт Милосердие-Мелекесс.ру. кому интересно, можете зайти, посмотреть и удивиться тому, сколько всего делается в одной небольшой епархии Русской Православной Церкви в Поволжье для того, чтобы кому-то стало легче жить.

К. Дрыганова:

—Да, и недавно мы создали клип, в котором отразили самые яркие моменты деятельности именно детей-волонтёров Службы христианского милосердия. А ещё, глядя на нашу деятельность — дети с энтузиазмом, очень красиво и вдохновенно все это делают — к нам присоединяются другие ребята не из нашей воскресной школы. Так, например, у нас в городе есть творческая студия «Каруселька», руководитель — Виктория Викторовна Ситкина. Ее ребята с удовольствием присоединились к нашим добрым делам, а также приняли участие в съёмке клипа, мы провели ряд совместных успешных мероприятий. Презентация клипа состоялась на Рождественском епархиальном мероприятии в местном доме культуры «Восход» на большом экране при стечении большого количества зрителей, клип был принят на ура, я очень порадовалась такому эффекту. Кроме того, к нам присоединились студенты различных учебных заведений города. На мероприятии, например, по случаю Дня российского студенчества Владыка Диодор уже наградил благодарственными письмами за бескорыстное служение тех студентов, которые принимали активное участие в наших мероприятиях.

А. Пичугин:

—А как вы находите волонтеров? Вы приходите в ВУЗ и общаетесь со студентами? Или они по цепочке узнают о вас через тех ребят, которые ходят в храм? Вот, как у вас эта коммуникация выстроена?

К. Дрыганова:

—Я сначала думала, что мне, действительно, придется ходить в ВУЗы, где-то предлагать, что-то просить, но получилось всё очень органично, можно сказать, по воле Божией, как у нас всё и происходит. С активными детьми из воскресной школы мы провели ряд успешных акций, другие дети на это посмотрели, родители других детей на это посмотрели, сами дети увидели — мы постоянно делаем фотографии, пишем новости, я занимаюсь пиаром Службы. И получается, фактически, сарафанное радио: остальные люди уже сами подтягиваются в наше движение, потому что у нас ярко, интересно, позитивно, красиво. Они, действительно, сами этого хотят?

А. Пичугин:

—Да, вы еще так ярко, интересно, красочно об этом рассказываете, но с другой стороны ты понимаешь, что это всё связано и с человеческим горем: кто-то нуждается, кто-то болеет и не может куда-то пойти, у кого-то нет денег, у кого-то нет возможностей. И всё это пограничное, с одной стороны, светлое, когда люди объединяются, проявляют желание помочь, подлинные такие христианские проявления служения ближнему, а с другой стороны, всегда будет горе.

К. Дрыганова:

—Да, согласна. И вот, те люди, которым мы помогаем, если взять маленькую акцию в Доме престарелых: мы делаем концерт, дарим конфеты к праздникам, дети создают открытки своими руками — и глаза этих людей меняются, и души их тоже меняются, когда они видят эти духовные, очень тонкие, сакральные моменты. Это важно и для тех, кому помогаешь, и для тех, кто помогает. Особенно важно это зерно посеять в детском возрасте. И ещё из красивых моментов. У нас состоялась первая благотворительная ярмарка от службы христианского милосердия, как раз, на Рождественском епархиальном мероприятии мы представили изделия от бренда «КотВот» — это мой маленький волонтерский проект, и все вырученные средства от него также идут на развитие службы «Милосердие».

А. Пичугин:

—Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня Карина Дрыганова, руководитель пресс — службы Мелекесской епархии и директор христианской службы «Милосердие». Давайте поговорим немного о проектах, которые реализуются в рамках Службы христианского милосердия. Мы с вами как-то уже общались, но, может быть, чего-то больше стало, что-то выросло, о чем-то хотелось бы отдельно рассказать. Расскажите о самых основных.

К. Дрыганова:

—Основным как было, так и остаётся больничное служение — священники регулярно посещают болеющих людей, окормляют их, совершают Таинства Исповеди и Причащения, соборуют. Также Служба продолжает свою активную деятельную помощь матерям-одиночкам, противоабортные кампании, у нас активное молодежное движение, волонтерское движение центра «Рождество» при храме Рождества Христова в селе Лебяжье, там на региональном уровне очень много благотворительных акций. В принципе, я могу сказать, наверное, что у нас такая же деятельность, как и во многих епархиях.

А. Пичугин:

—Да вот, я думаю, что у вас деятельность шире, потому что мне часто приходится общаться с представителями социальных служб епархиальных, с людьми, которые связаны с благотворительностью — действительно, много чего делается, но не настолько всеобъемлюще. Да, у нас есть даже такая служба помощи «Милосердие», которая непонятно светская или церковная, или всероссийская просто, которая изначально родилась при храме царевича Димитрия при Первой горбольнице в Москве у Владыки Пантелеимона — тогда ещё отца Аркадия — (Шатова). Все это выросло в Социальный отдел РПЦ, мы много раз рассказывали об их проектах, но это люди, которые занимаются благотворительностью пристально, на протяжении многих лет. Ваша служба, если не ошибаюсь, довольно молодая. Сколько лет вы этим занимаетесь?

К. Дрыганова:

—Мы зарегистрировали автономную некоммерческую организацию в апреле 2022-го года. То есть, ещё и года ей даже нет. Но епархиальная социальная деятельность идет всё то время, пока существует епархия. Тогда ещё очень активно, помните, когда началась СВО, мы буквально на следующий день отреагировали, потому что я состою в чате Синодального отдела по благотворительности и всегда мониторю происходящие события. На следующий день после того, как мы обнаружили, что начинается уже операция, что беженцы начинают прибывать, мы смекнули, что нужна будет помощь. И мы на следующий день напечатали баннеры, разослали информацию в электронном виде. В Свято-Никольском храме, настоятелем которого является отец Проел Бойко, был организован сбор гуманитарной помощи. И мы действительно сумели сделать эту акцию глобальной, и я уверена, помогли многим людям.

А. Пичугин:

—А как вы помогаете тем, кто живет в Димитровграде? Это второй по численности областной центр после Ульяновска. Очень много людей в нем живёт, но и нуждается, я так понимаю, что поле для деятельности в городе большое. Но Мелекесская епархия тоже большая, она занимает немалую часть Ульяновской области, тоже достаточно большой. А как вы помогаете нуждающимся, живущим в сёлах и небольших городках?

К. Дрыганова:

—В нашей службе существуют, скажем так, маленькие направления деятельности. Например, в посёлке Октябрьский существует социальная служба «От сердца к сердцу». Про Лебяжье я уже сказала, там центр «Рождество» существует. Также у нас существует в одном из сел гуманитарный центр, и, так как мы большая единая епархия, всё происходит очень быстро и слаженно. Сейчас мы в Москве также провели акцию от Службы христианского милосердия. В Гостином дворе мы провели акцию «Москва-фронту» на выставке-форуме.

А. Пичугин:

—Как вы думаете, какая из этих сфер, в которой вы сейчас присутствуете, самая незащищённая, самая требующая помощи: дети, старики, пенсионеры, можно много привести примеров, болеющие и тяжелобольные люди — где более всего сейчас нужно пристальное внимание?

К. Дрыганова:

—Конечно, я скажу, что внимание и помощь нужны везде и одновременно, но, если брать мой субъективный взгляд, то женщины беременные и одинокие — это очень незащищённый слой населения. Слава Богу, есть отец Петр, который спасает детей от абортов и уделяет этому направлению пристальное внимание.

А. Пичугин:

—Ну, хорошо, а если мы берём уже не аборты, а у женщины родился ребёночек, и она одинока, по тем или иным причинам она осталась одна, она беременна, какую помощь вы можете оказать?

К. Дрыганова:

—У нас существуют гуманитарные и денежные сборы для таких женщин, оказывается психологическая помощь. Эти женщины должны понимать: они не останутся одни, обязательно надо родить человека в этот мир — это уже вечная, Богом данная жизнь, мы не имеем права отнимать её.

А. Пичугин:

—Я помню, как-то Патриарх выступал — кстати, не в Ульяновске ли он это говорил, я уже не помню — он говорил о том, что, когда Церковь отговаривает женщину от аборта и уговаривает её: ты роди, если не захочешь его взять, мы его воспитаем. И аот, я вспоминаю о том, что у нас есть много церковных проектов, когда детей берут, и дети воспитываются церковными центрами или детскими домами, в которых ситуация лучше и здоровее, чем в государственных. В государственных бывает по-разному, но, зачастую, в них всё плохо, в церковных ситуация иная. А есть ли идея сделать в Димитровграде, в Мелекесской епархии или в Ульяновской области церковный детский приют?

К. Дрыганова:

—Такая идея, действительно, была, она существует. Конечно, всё упирается в финансовые средства, в финансовые моменты. И пока мы ратуем за то, что, если женщина родила, дай Бог, она с этим ребёнком продолжит вместе жить, всё-таки, не разлучать маму и ребёнка, а помогать всем необходимым для воспитания.

А. Пичугин:

—Но сироты всё равно есть. Кого-то родители оставляют, у кого-то родители умирают, и дети попадают в детские дома. Пока целенаправленно а этом направлении вы не работали?

К. Дрыганова:

—У нас есть одно из направлений деятельности Службы — организация «Родные люди», которая направлена, как раз, на помощь детям-сиротам и детям из неблагополучных семей, они могут находиться в семьях, но семьи неблагополучные. Пока такого рода помощь.

А. Пичугин:

—Хорошо. Ну, что мы ещё не обсудили по теме благотворительности и деятельности службы «Милосердие»? Вы, наверное, лучше знаете — вероятно, нас слушают из всех уголков России, в том числе, и из Ульяновской области — ваши собственные нужды. Чем вы хотели бы, чтобы вам помогли?

К. Дрыганова:

—Благодарю за вопрос, Алексей. Уважаемые радиослушатели, если вы хотите помочь нашей Службе, вы можете зайти на наш сайт и более подробно ознакомиться с нашей деятельностью. Также там есть раздел «Пожертвовать», где все желающие могут осуществить посильную жертву для нашей основной деятельности, либо выбрать то направление, в котором желают помочь. Конечно, мы, как и любая служба, постоянно нуждаемся в финансах.

А. Пичугин:

—В финансовой помощи, да? Ведь у вас здесь даже написано, я ещё раз напомню адрес сайта Милосердие-Мелекесс.ру, там есть раздел Помочь, и вместе мы сделаем мир прекраснее. Здесь можно ввести любую сумму и, соответственно, можно помочь таким образом, можно через расчетные счета, которые здесь тоже опубликованы. Просто знайте, что в Ульяновской области, в одном из регионов России действует такая замечательная Служба помощи «Милосердие», где помогают людям, которые нуждаются в помощи и о которых мы, действительно, как-то забываем, завернувшись в свой собственный мир, что вокруг нас живут люди, которым плохо, больно, они болеют, они не имеют возможности поддерживать своих детей, давать им образование, покупать им самую простую одежду. Нам кажется, что мы живём в мире, где всё есть, где всё стоит недорого, но у всех разные случаи. И, помогая службе христианского милосердия, вы можете помочь немалому количеству людей в Мелекесской епархии, в Ульяновской области.

К. Дрыганова:

—Да, и мы полностью направляем все ваши средства на просьбы о помощи, на уставную деятельность, на поддержание сайта. Если говорить о ближайших задуманных проектах, мы с Владыкой говорили о том, что хорошо было бы печь хлеб, пирожки, разную выпечку для неимущих, для этого нужно оборудование, конечно, для оборудования тоже нужны средства.

А. Пичугин:

—А, может быть, проще не самим выпекать хлеб, просто, может быть, хочется попробовать, но договориться с пекарней или с хлебокомбинатом каким-то, чтобы они часть хлеба, который производят, отправляли на нужды неимущих.

К. Дрыганова:

—Да, спасибо за идею. У нас при Свято-Никольском храме уже есть такая практика: пекутся пироги и разные вкусные штуки. Сейчас мы возьмём это на реализацию, посмотрим, как реагируют прихожане в нашем соборе, потом будем масштабировать эту идею.

А. Пичугин:

—Ну что ж, я надеюсь, что все у вас будет получаться, и мы ещё встретимся в этой студии, обсудим перспективы и то, что делается в Мелекесской епархии, и в вашей Службе помощи «Милосердие». И напоследок хотелось бы вспомнить о том, с чего мы начинали: наш мир, грандиозный и прекрасный мир, может развиваться, и место человека в этом мире не определено до конца, понятно, оно Богом определено, но мы сами еще не до конца понимаем, кто мы в этом мире. И недавно, в рамках Рождественских чтений мы рассуждали о глобальных вызовах. Мы решили сегодня объединить тему глобальных, техногенных вызовов, причём, когда мы говорим слово «вызов», оно не всегда несет в себе негативный оттенок, он может быть каким-то интересным. Вызов — это не всегда плохо. Например, соседи купили собаку — и мы тоже купим собаку, пусть ребёнок растёт с собакой. Вызов — это призыв задуматься, посмотреть на свою жизнь и понять, как она может развиваться. И вот это, конечно, будущее — ближайшее или более отдалённое — оно ставит вопросы такого очень христианского характера по отношению к ближнему. Все может измениться, но человек всегда будет человеком, он всегда будет нуждаться, ему будет нужна помощь и будет востребовано то милосердие, о котором мы сегодня говорили. Спасибо. Карина Дрыганова была сегодня в гостях у Светлого радио. Карина Дрыганова — пресс — секретарь Мелекесской епархии и директор христианской службы «Милосердие». Спасибо большое, до свидания.

К. Дрыганова:

—Спасибо, до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем