Москва - 100,9 FM

Татары разоряют русские земли

* Поделиться

Skazanie_logo3 февраля 1238 года полчища Татарские, бесчисленные как саранча, обступили со всех сторон Владимир. Великого князя Юрия не было в городе. Он выехал на север собирать войска. Защита же Владимира была поручена Юрием двум его сыновьям Всеволоду и Мстиславу.

Когда Татары подъехали к Золотым воротам, то они стали спрашивать: «Великий князь Юрий в городе ли?» Владимирцы на это пустили в них град стрел. Ответив им тем же, Татары закричали: «Не стреляйте!» и затем, выведя вперед захваченного в Москве отрока Владимира, спросили: «Узнаёте ли вашего княжича?». Владимир так похудел, что узнать его было трудно. При виде его — братья, бояре и весь народ заплакали. Тут же все поголовно решили: «лучше умрем все перед Золотыми воротами за Святую Богородицу и за правую веру, чем быть в их воле».

Однако опытный воевода ОслядюкОвич отговорил молодых князей выходить за ворота, и они последовали его совету обождать за стенами, пока не подойдет великий князь Юрий на выручку.

Между тем, Батый немедленно отрядил часть сил для взятия Суздаля, где были сожжены церкви и избиты все жители, а сам стал подготовлять всё для успешной осады Владимира.

6 февраля городские жители с изумлением смотрели, как ставились незнакомые им стенобитные и метательные орудия, готовились лестницы для приступа и город обносился тыном. Все поняли, что им не устоять и решили умереть, как подобает героям и христианам.

Всеволод, юная супруга его, бояре и множество других людей собрались в храме Владимирской Божией Матери. Здесь епископ Митрофан совершил умилительный обряд пострижения их в схиму. Затем, все способные носить оружие отправились опять на защиту городских стен.

Утром 7 февраля Татары пошли на приступ, до обеда взяли Новый город и зажгли его. Тогда Всеволод и Мстислав с остальными жителями бросились в Старый город, чтобы защищаться здесь. Мать же князей, великая княгиня Агафья и множество знатных людей, неспособных к бою, затворились в соборной церкви.

Скоро Всеволод, видя, что гибель неминуема, решил выйти с малою дружиною и богатыми дарами навстречу Батыю, думая, что, может быть, это умилостивит его. Но Батый не тронулся молодостью и несчастием Всеволода и приказал зарезать его.

Татары подошли к собору, обложили его дровами и подожгли, а затем отбили двери и стали грабить и убивать, никого не щадя, в то время как с амвона преосвященный Митрофан громогласно отпускал грехи умирающим. Из бывших в храме никто не спасся: одни задохнулись от дыма или сгорели, другие же были убиты.

Покончив с Владимиром, Татары пошил дальше. Разделившись на несколько отрядов, они взяли четырнадцать городов, в том числе Ростов, Ярославль, Волоколамск и Тверь.

Великий князь Юрий стоял на реке Сити, когда узнал о сожжении Владимира и гибели семьи. Поборов свое великое горе, он послал воеводу Дорожа с трехтысячным отрядом произвести разведку противника. Дорож вернулся и объявил, что Татары уже обошли Русское войско с правого крыла. Тогда Юрий сел на коня и бесстрашно выступил против врагов.

Скоро произошла встреча с Татарами. Русские бились мужественно и долго, но были совершенно разбиты окружившими их Татарскими полчищами. Убитых было великое множество. Самому князю Юрию была отрублена голова.

От Сити Татары двинулись на Торжок. Затем они направились по Селигерскому пути на Новгород, но, не доходя 100 верст, повернули назад. Очевидно, Батый, войдя в страну речную и болотистую, опасался потерять при оттепели всех лошадей. А также боялся развития болезней от непривычной для Монголов весенней влажности воздуха.

Повернув от Новгорода, Татары двинулись к югу, направляясь в степи, но были по пути надолго задержаны у незначительного города Козельска. Жители Козельска решили: «Хотя князь наш и молод, положим живот свой за него, и здесь славу и там небесные венцы от Христа Бога получим».

Татары вынуждены были осаждать город в течение семи недель, встретив упорнейшее сопротивление. Наконец, они разбили городские стены и взошли на вал, но горожане, и тут защищались с необыкновенной отвагой. Одни резались с врагом ножами, другие, выйдя из города, напали на Татарские полки и убили 4000 неприятеля, причем дрались до тех пор, пока все не были истреблены. Озлобленные Татары не оставили в живых ни одного человека. Все старики, женщины и младенцы были перебиты. Юный же князь потонул, по преданию, в крови. Татары прозвали Козельск злым городом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Светлый вечер
Светлый вечер
Программа «Светлый вечер» - это душевная беседа ведущих и гостей в студии Радио ВЕРА. Разговор идет не о событиях, а о людях и смыслах. В качестве гостей в нашу студию приходят священники, актеры, музыканты, общественные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства.
Еженедельный журнал
Еженедельный журнал
Общая теплая палитра программы «Еженедельный журнал» складывается из различных рубрик: эксперты комментируют яркие события, священники объясняют евангельские фрагменты, специалисты дают полезные советы, представители фондов рассказывают о своих подопечных, которым требуется поддержка. Так каждую пятницу наша радиоведущая Алла Митрофанова ищет основные смыслы уходящей недели и поднимает важные и актуальные темы.
Добрые истории
Добрые истории
В программе звучат живые истории о добрых делах и героических поступках, свидетелями которых стали наши собеседники.
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.

Также рекомендуем