
«Верная Раба Божия и Пресвятой Богородицы, неусыпная труженица на пользу обителей», — так обращался в письмах к игуменье Таисии Леушинской её духовный наставник святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вся жизнь матушки Таисии была связана со служением Господу. Даже свой незаурядный поэтический дар игуменья использовала для того, чтобы в простых строках изливать собственные духовные переживания и стихи эти звучали, как молитва.
Матушка Таисия, в миру Мария Солопова, родилась в 1842-ом году в петербургской дворянской семье и была вымоленным ребёнком. Родители до появления на свет Маши потеряли двух младенцев. Виктория Дмитриевна — мама девочки — ходила в храмы и молилась перед чудотворными иконами о даровании ей малыша. Давала обеты всеми силами стараться вложить в сердце ребёнка любовь к Богу и ближним. А потому, когда родилась Мария, мать с младых ногтей приучала крошку к молитве и милосердию.
В десять лет Машу отдали учиться в Павловский институт благородных девиц. Девочка отличалась от своих сверстниц, была не по годам серьёзной, молчаливой. Не расставалась с духовными книгами, за что её прозвали «монахиней». То, что подруги любят её, Маша поняла, когда заболев, попала в лазарет. Дня не проходило, чтобы в палату тайком не пробирался кто-нибудь из одноклассниц и не приносил бы ей гостинцев. На выпускных экзаменах Мария поразила педагогов своим знанием наизусть всего Евангелия. На вопрос, зачем ей это нужно, девушка ответила, что не всегда можно иметь при себе книгу, поэтому она и заучила всё и теперь каждое слово Евангелия будет в её памяти навсегда.
Вскоре после выпуска из института, Мария стала послушницей Введенского девичьего монастыря в Тихвине. Монашеский постриг она приняла спустя 18 лет. В 1881-ом Таисию благословили быть начальницей Леушинской общины. Ей матушка отдала тридцать лет свой жизни, дав обет никогда не оставлять Леушино и работать на пользу святой обители.
Уже через четыре года община была обращена в монастырь, а матушка получила сан игуменьи. При ней обитель буквально расцвела. Таисия добилась возведения на территории Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря двух каменных соборов, открыла две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую. Организовала иконописную и золотошвейную мастерские. Её стараниями в обители строилось жильё для сестёр, они не знали недостатка в одежде и продуктах.
Начиная каждое новое дело, игуменья Таисия всегда советовалась с отцом Иоанном Кронштадтским, который считал её своей самой верной духовной дочерью. С его благословения матушка возрождала старые монастыри и учреждала новые обители. Десять монастырей и подворий обрели новую жизнь благодаря трудам игумении Таисии. Среди них и монастырское подворье в Череповце, и Антониево-Черноезерская пустынь, и древний Ферапонтов монастырь.
Последним детищем матушки стала Николаевская церковь в Череповце. В 1913-ом году игуменья посетила своё подворье в этом городе и обратила внимание на то, как он растёт и расширяется, как увеличивается число его жителей. А вот храмов для них строилось мало, в то время как нужда в них была очевидна. И матушка решила возвести в Череповце церковь в честь святителя и чудотворца Николая. Эту инициативу поддержали многие богатые люди. Они так щедро финансировали строительство просторного деревянного храма, что его возвели меньше, чем за год. Император Николай Второй лично контролировал ход работ. Царская семья вообще относилась к матушке Таисии с большой нежностью. Николай Второй и его супруга давно следили за добрыми делами игуменьи. Ещё в 1892-ом году её наградили золотым крестом с украшениями от Кабинета Его Императорского Величества. А в 1911-ом матушке Таисии преподнесли портреты Царственной Четы с собственноручными подписями императора и императрицы.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.