
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Здравствуйте, уважаемые слушатели!
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Хочу представить вам нашего сегодняшнего гостя. В гостях у Светлого радио — протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии.
Здравствуйте, отец Максим!
О. Максим
— Здравствуйте, Кира! Здравствуйте, друзья!
К. Лаврентьева
— Сегодня тема у нас с вами непростая, очень интересная — Таинство Священства, и, как Вы сказали перед программой, мы очень много говорим о подготовке к Таинству Покаяния, очень много говорим о подготовке к Таинству Венчания, Крещения... но мы не говорим о подготовке к Таинству Священства. И это — очень интересно, отец Максим!
Потому, что, казалось бы, ну... семинария... в общем-то, благочестивая жизнь — вот тебе и подготовка к Таинству Священства. Но, когда мы с Вами эту тему начали обсуждать предметно, оказалось, что — нет! Оказалось, что — нет, это ещё не всё, и то, о чём ещё нужно задумываться будущему священнику, и священнику в сане, мы поговорим в этом часе.
Отец Максим, пожалуйста, расскажите нам, что такое священство, в Вашем понимании?
О. Максим
— Спасибо за вопрос, Кира!
Священство, в моём понимании... это, наверное, будет громко сказано. Потому, что о всех Таинствах мы говорим, и стараемся говорить в понимании церковном.
К. Лаврентьева
— Да, церковных канонов...
О. Максим
— Да, в понимании канонов, догматов... и, как Вы правильно заметили, в нашей церковной действительности так бывает, что мы очень много говорим о подготовке к Таинству Крещения, о подготовке к Таинству Исповеди... но, вот, все эти Таинства совершает священник. А, вот, как же готовятся к Таинству Священства?
Да, подавляющее большинство наших слушателей не станет частью клира Русской Православной Церкви, или какой-нибудь ещё Поместной Церкви. Но... почему на эту тему стоит поговорить сегодня? Потому, что все мы, люди верующие и церковные, и я, до принятия священного сана, напрямую мы контактировали со священниками, с епископами контактируют священники... то есть, человек, приходящий в Церковь, приходящий к Богу — он встречает в церкви священника. И, часто, этот человек, особенно для людей маловоцерковлённых, из себя представляет нечто, практически, неведомое.
Ну... я помню свою церковную юность — как я смотрел на священников того храма, в котором я впоследствии принял священный сан, и половину своего священства отслужил. Для меня это были почти что небожители! То есть, это люди в рясах...
К. Лаврентьева
— Аналогично...
О. Максим
— ... да... то есть... очень всё мистично, очень всё таинственно, важно... и даже страшно.
Вот, поэтому, когда я стал священником... я, по-моему, Вам рассказывал в нашей с Вами передаче «Путь к священству»... когда я сам стал священником, для меня одним из критериев... вот, Вы спрашиваете, что есть для меня священство... ну, вот, я для себя определил — чтобы ко мне было не страшно подойти. Мне кажется, это очень важно.
К. Лаврентьева
— Но грань между «не страшно подойти» и панибратством в отношении молодого священника... я сейчас уже не про Вас, потому, что Вы, простите, уже много лет в священстве, молодым Вас не назовёшь...
О. Максим
— Пятый десяток разменял — какое, там, молодой...
К. Лаврентьева
— ... да... но... это такое искушение, да, для современных прихожан — перейти некую грань... панибратство... то есть, когда чашу весов перевешивает в совершенно другую сторону: из страха и трепета — в такое... вот... «Ну, привет, батя...» — что тоже, наверное...
О. Максим
— Да, тут... проблема, мне кажется, многогранной...
Мы, как всегда, на экспромте, начнём не сначала нашу тему... это искушение, на самом деле, не только у прихожан, и не столько у прихожан... у молодого духовенства это искушение так же присутствует — порой, священник сам, желая сблизиться с прихожанами... сам вступает на этот тонкий лёд панибратства.
В своё время, я прочёл ряд статей всеми нами любимого и уважаемого протоиерея Максима Козлова — о семье, о Церкви... и отец Максим много об этом размышляет — о священстве. И он там сказал мысль, которую я для себя понял только с годами. Он очень правильно сказал, но мне это показалось тогда жестковато — что священнику не стоит сдруживаться со своими прихожанами.
И, вот, опыт и моей жизни, и жизни тех батюшек, с которыми я общаюсь, он показывает, что — да, какая-то разумная дистанция — она, безусловно, должна оставаться в общении между пастырем и паствой. Потому, что то явление, о котором говорите Вы — панибратство — оно эту грань стирает.
Ну, чтобы было понятно... Преподаватель для ученика должен оставаться преподавателем. Мария Ивановна в «Машку» не должна превращаться. Так же, и отец Сергий в «Серёгу» — тоже, наверное, не стоит. И, вот, эта грань — она должна сохраняться.
Но: другой крайности тоже следовало бы избегать. Когда отец Сергий условный — он, в своих собственных глазах, уже почти, что «преподобный Сергий».
То есть, о себе надо мыслить разумно, и, вот, этот баланс — его очень тяжело соблюсти. Особенно, в современном мире, в современной жизни, в современном ритме жизни. Но очень хотелось бы, чтобы и священники в прихожанах видели своих прихожан, а не просто друзей закадычных, как говорят, но и прихожане чтобы тоже видели в своих пастырях — батюшек, своих духовных наставников. Вот, это — немаловажный момент.
К. Лаврентьева
— Если говорить о подготовке к Таинству Священства, что это в себя включает?
О. Максим
— Подготовка к Таинству Священства в себя включает... на сегодняшний день, мы, наверное будем говорить о Русской Православной Церкви, к которой мы все принадлежим...
К. Лаврентьева
— Да.
О. Максим
— ... и здесь нам в помощь приходит, наряду с канонами Вселенской Церкви, Устав Русской Православной Церкви.
Устав Русской Православной Церкви, в своё время, написал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Святейший Патриарх. А ещё ранее, до этого, он написал «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которое озвучивал на одном из Архиерейских или Поместных Соборов... я уже не помню... ещё в сане архиепископа.
И там владыка Кирилл сказал очень важную мысль для понимания, вообще, внутреннего механизма экклезиологии — учения о Церкви. Что внутренние уставы... внутренний устав Русской Церкви — он более первичен к нам, чем каноны. Ну, то есть, каноны — это общее, а Устав Русской Православной Церкви — это частное, но непосредственно применимое к нам. Устав, написанный на основе массы канонов — он перерабатывает эту массу и выдаёт нам тот результат, которым мы руководствуемся.
Итого: основываясь на положениях Устава Русской Православной Церкви, мы знаем, что человек, хотящий быть священником — а Таинство Священства предполагает три степени: дьякон, священник и епископ — он должен быть совершеннолетним... и тут мы вступаем, как кажется, в прямое противоречие с канонами.
Каноны говорят о том, что священником может быть человек, достигший 30-летнего возраста.
Но если мы посмотрим на историю Церкви, то увидим, что ранние хиротонии — рукоположения в священный сан — они были на протяжение всего бытия Церкви. Потому, что, по слову Христа: «Жатвы много, делателей мало...» — апостол Павел рукополагает Тимофея и говорит ему: «Не смущайся своей молодостью...», святитель Афанасий Великий достаточно рано принимает дьяконский сан... ему, по-моему, не было ещё и 20-ти... и, вот, профессор Спасский, анализируя эту ситуацию, говорит о том, что эта уставная норма — она в строгости никогда не соблюдалась именно из-за этого: Церкви нужны священники. И современная история Русской Православной Церкви — она тому прямое подтверждение. Какие гонения перенесла Русская Православная Церковь! И, если бы мы восполняли кадры священства, руководствуясь нормой о достижении 30-летнего возраста, то это было бы весьма сложно.
Мне вспоминается один эпизод о восполнении кадров в Московской епархии. Митрополит Платон Левшин умирает, и перед его преемником встаёт огромная проблема: только-только закончилась Отечественная война 1812 года, и призывали семинаристов в действующую армию. И, вот, тут у них возникали уже канонические препятствия: человек, который убил другого человека, не может быть священником.
И правящий архиерей Московской епархии столкнулся с огромной проблемой: в столичной епархии ( тогда столицей был Санкт-Петербург, но Москва — это сердце России, это историческая столица ), порой, некому было служить из-за этого. То есть, семинаристов призвали, они вернулись с войны с каноническими препятствиями, они себя нашли — они ушли в медицину, они ушли в педагогику, а эту проблему будет решать уже всю свою жизнь никто иной, как святитель Филарет Дроздов...
К. Лаврентьева
— ... который, по-моему, написал «Пространный катехизис»...
О. Максим
— Да.
Одной из острейших проблем в его епархии, и острейших вопросов, которые он решал всю свою жизнь, будет восполнение монашеских кадров и восполнение священнических кадров.
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
У нас в гостях — протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии.
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Сегодня мы говорим о священстве, о том, что важно учитывать при подготовке к священству, о Таинстве Священства, и, также, о том, какие положения и правила мы знаем из Устава Русской Православной Церкви... и мы обязательно обсудим сейчас их — обсудим, просто, на предмет Вашего собственного восприятия, отец Максим, этих правил, на предмет Вашего личного опыта... и, конечно... без этого было бы сложно говорить, просто, о правилах... и, конечно, хочется тогда дослушать уже уставные какие-то порядки — давайте, мы их озвучим, и перейдём к обсуждению.
О. Максим
— Говоря об уставных нормах, заложенных в Уставе Русской Православной Церкви, мы назовём ещё несколько.
То есть, мы сказали, что должен быть совершеннолетним человек — ну, такие примеры есть, это крайний порог, безусловно, он очень редко возникает, когда человека в 18 лет рукополагают, и сейчас, тем более... но я скажу об этой норме, которая, собственно говоря, и откладывает рукоположение на несколько лет, доводя человека до какого-то оптимального возраста. Но... в советское время были примеры достаточно успешных ранних хиротоний.
Так, духовный наставник Святейшего Патриарха Кирилла — митрополит Никодим Ротов, стал иеродьяконом, когда ему ещё даже и не было 18 лет.
К. Лаврентьева
— Но такое — больше исключение, чем правило...
О. Максим
— Это — исключение. Это — яркое исключение, но которое тоже имело место, и это интересный очень опыт.
Святейший Патриарх Пимен тоже — в 16-летнем возрасте принимает монашеский постриг. Да, такие исключения были. Почему я о них говорю? Потому, что люди скажут... может быть, наши слушатели скажут: «Да это же — рано...» — но, вот, эти случаи были редкими, но, среди этих редких случаев, были очень яркие.
К. Лаврентьева
— Отец Максим, мы знаем из Евангелия, что... Господь говорит нам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал», — Он говорит это про веру. Так мы это понимаем в традиционном толковании этих евангельских слов. Ну... в числе других толкований, мы это понимаем про веру. Что вера — это дар. И нас одаривает им Господь.
Можно ли так сказать про священство? Можно ли сказать, что, всё-таки, Господь выбирает человека для служения перед Престолом, а не человек, по своему волеизъявлению в одностороннем порядке, вдруг решает, что он, в общем-то, в целом, достоин, он все правила уставные, вроде, как, соблюдает, ничего не нарушает, и — не стать ли ему священником?
Почему я спрашиваю об этом? Во-первых, сейчас, при, вообще, в принципе, ухудшении нравов и обеднении нравственности в обществе, мне кажется, вообще, проблема может стать большой — в подготовке молодых людей к священству... это — первое. Но это мы ещё обсудим. А, во-вторых, были, на моих глазах, такие трагические случаи, когда человека никто не хотел рукополагать, но он, прям, вот — горел там, чтобы стать священником. И... как бы... он, прямо, просил, и молился, и упорствовал, и... да, он стал священником, но это, всё-таки, непросто всё для него прошло. Я не хочу выдавать каких-то оценок, но очевидно, что ему пришлось какие-то другие трудности жизни нести после этого.
То есть, это не совсем... такая... лёгкая история... это не совсем, по-видимому, очевидно, профессия, как любые другие, и к этому, наверное, нужно возвращаться всё чаще и чаще — потому, что, из-за того, что у нас нет уже, слава Богу, 30 лет гонений на Церковь, сейчас, мне кажется, вот, вопрос «стать или не стать священником» — он как-то, вот... упростился, что ли? Отец Максим, поправьте меня, если я не права...
О. Максим
— Ой, у меня столько ответов на Ваш вопрос... и столько примеров сразу...
К. Лаврентьева
— Давайте... давайте примеры, ответы...
О. Максим
— Начнём сначала...
К. Лаврентьева
— Да, сначала...
О. Максим
— В этой ситуации, мне кажется, должна быть взаимность. С одной стороны, конечно же, человек должен хотеть быть священником. С другой стороны, он должен понимать всю ответственность, и не бояться священником стать. Это тоже очень существенная проблема, когда человек заканчивает Духовную семинарию... а мы будем, так или иначе, возвращаться к Уставу РПЦ, и одним из требований Устава является то, что кандидат в священники должен иметь базовое богословское образование — то есть, бакалавриат Духовной семинарии. То есть, после школы, если это человек молодой, он поступает в Духовную семинарию, и, в возрасте 21-22 лет, уже бывает способен принять священный сан.
И есть определённый процент семинаристов, которые просто боятся взять на себя эту ответственность.
К. Лаврентьева
— Вы имеете в виду — заканчивают семинарию...
О. Максим
— ... и не становятся священниками, да.
Вот, вроде бы, тебя Господь избрал — ведь, поступление в Духовную семинарию... ну, это, такой... факт избранничества, очевидно. Особенно это остро переживается... вот, насколько это я помню, из разговоров с выпускниками Московской Духовной семинарии... вот, когда человек поступает в Лавру... да... вот, Преподобный избрал!
Вот, тебя Преподобный избрал, ты семинарию закончил — и сан не принял... Да, могут быть какие-то разные, конечно, внутренние и внешние причины...
К. Лаврентьева
— Могут.
О. Максим
— ... человек может меняться... человек может и веру потерять...
Духовный наставник владыки Антония Сурожского, игумен Афанасий, учась в гимназии, где преподавался Закон Божий, потерял веру, а потом её обрёл — такое тоже бывает. Пусть к Богу — он тернист. Мы не должны об этом забывать. Но... если же у человека каких-то очевидных препятствий к принятию сана нет, то... и бояться принять сан — не нужно. Должно быть дерзновение, должна быть та решимость, о которой говорил преподобный Серафим Саровский.
У него спрашивали: «Батюшка, почему так мало монахов сегодня?» А он говорит: «Потому, что нет решимости».
Вот, перед принятием каких-то жизненно важных решений, должна быть, вот, эта самая отвага, решимость.
Мне всегда вспоминается пример жизни преподобного Гавриила Зырянова — он скончался настоятелем Седмиезерной пустыни. Вот, он подвизался в одном монастыре, и там его долго не постригали, и он этот монастырь оставил. И перешёл в тот, где его постригли. И объяснял для себя и для других это так: «Для меня, монашеский постриг — это не награда, а естественный способ моего существования. То есть, я себя не монахом не представляю», — а его там мариновали сколько-то лет, и так он и не стал монашествующим.
Вот, этот момент — он тоже очень интересный...
К. Лаврентьева
— Отец Максим, ну... смотрите... святитель Иоанн Шанхайский, нами всеми любимый, говорит о том, что, если человек не чувствует решимости становиться священником на 100%, а чувствует, например, на 99%, то, когда начнутся искушения, этот 1% станет 99%, а те 99% станут 1%. То есть, не должно быть вообще никакой... знаете, вот... параллель ахиллесовой пяты... по его мнению, не должно быть никаких сомнений. Вы говорите о решимости. Но... эта решимость — она же тоже должна быть естественной. Она должна быть продиктована внутренним ощущением Божьей Правды, Божьей Воли о тебе.
А если, например, ты этого всего не чувствуешь, но ты окончил семинарию, и... просто идёшь в священники, и становишься священнослужителем потому, что ты окончил семинарию. Лет через 5-7 ты понимаешь, что ты ошибся, но оставлять сан — это великая трагедия... величайшая трагедия для человека — это... ну, понятно. И, естественно, человек должен уже как-то до конца быть предан своему выбору. Правильно ли я понимаю?
О. Максим
— Вы правильно понимаете, совершенно. Именно поэтому, учась в семинарии, человек понимает, в какое учебное заведение он попадает. Что это — учебное заведение закрытого типа, где ещё оценочки ставят не только за успеваемость, но и за поведение. И, так называемая, Инспекторская служба... есть проректор по учебной работе, а есть проректор по воспитательной. Вот. На проректоре по воспитательной работе, на самом деле, лежит великая и административная, и духовная ответственность — за время обучения, вот, этих мальчиков, рассмотреть, кто здесь своё место занимает, а кто, может быть, случайно попал. И им помочь... не просто в административном порядке сказать «Вы отчисляетесь», а человеку самому показать. Здесь же и духовник должен принимать участие.
В каждой Духовной семинарии есть духовник, который проводит еженедельную исповедь с воспитанниками, и так же разъясняет.
Я помню, как у нас духовник нашей Белгородской семинарии, который сейчас уже является духовником всей нашей епархии, он очень часто на исповеди спрашивал: «Не передумал ли ты, Максим, стать священником?» — то есть, вот, эти все духовные, внутренние какие-то, моменты всегда духовник имел в виду. И это очень важно.
Вот, как мы перед программой сверялись — о чём бы нам поговорить, да?... потому, что тема важная. А уж в духовных-то школах эта тема — она первейшая. И вся корпорация преподавательская, и администрация семинарии, конечно же, понимают всю степень ответственности.
Те люди, которые уже стали священниками, и которые готовят других людей к принятию Таинства Священства — а семинария, как раз таки, и является тем местом, которое готовит людей к принятию Таинства Священства, — эти люди отдают себе отчёт, в каком процессе они участвуют, и какая ответственность на них лежит.
К. Лаврентьева
— Отец Максим, согласно «Пространному катехизису», который мы сегодня уже упоминали, епископы, например, являются преемниками апостолов...
О. Максим
— Да.
К. Лаврентьева
— ... и это очень серьёзно, и мало кто об этом знает, наверное, из людей, которые, например, не читали Катехизис. Что епископ, архиепископ — это не просто люди, которые начальствуют над священниками и принимают какие-то решения, но они несут на себе колоссальную ответственность. То есть, это — преемники апостолов. Это, вот, такая апостольская традиция, которая уже двадцать веков продолжается в Церкви.
И, конечно, священники — это, такое, наверное, тоже некое... ну... наверное, отражение епископов. То есть, это... такие... маленькие епископы — потому, что они, однозначно, тоже представляют Христа.
О. Максим
— Ну, как есть поговорка: каждый сельский иерей сам себе архиерей!
К. Лаврентьева
— Точно!
О. Максим
— Она не совсем правильная, но...
К. Лаврентьева
— Один американский проповедник известный несколько лет назад рассказывал историю, как он ехал... я её уже несколько раз рассказывала на Радио ВЕРА... как он ехал на эскалаторе в метро, и к нему обратилась маленькая девочка. Она его дёргает за подрясник, и он говорит: «Да... что ты хотела?» — ну, всё на английском это рассказывает, естественно. Она ему говорит: «Господи, это Ты?» Он говорит: «Да, это Я, дочь Моя, это Я. Ты хорошо себя вела в этом году?» Она говорит: «Да, я очень хорошо себя вела...» Он её погладил по голове, потом поцеловал, пожелал всего самого лучшего и ушёл.
Понятно, что к этому можно по-разному относиться, но он прокомментировал это так: «Понимаете, мы, священники — мы, всё-таки, должны являть хоть какое-то отражение любви Христовой...
О. Максим
— Педагогически, всё было очень правильно...
К. Лаврентьева
— ... да... да... отражение любви Христовой на земле».
Понятно, что, буквально, через несколько лет она поймёт, что это не Господь, но — какую любовь он ей явил в этой встрече...
О. Максим
— Конечно...
К. Лаврентьева
— ... и какую реакцию... понимаете? Вот, это может стать решающим... возможно, решающим фактором в её духовной жизни.
«Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Уважаемые слушатели, меня зовут Кира Лаврентьева, и я напоминаю, что у нас в гостях протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии.
Мы вернёмся после небольшой паузы. Пожалуйста, не переключайтесь!
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается.
Ещё раз, здравствуйте, дорогие наши слушатели!
В гостях у нас протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии.
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Мы говорим о Таинстве Священства, о подготовке к Таинству Священства, о Уставе в отношении священников... и, отец Максим, чтобы наш разговор был, всё же, так... несколько разнообразен и раскрашен разными красками, давайте, примерно опишем образ доброго пастыря.
Вот, добрый пастырь, священник, к которому нужно идти, которому нужно доверять, которому можно доверять, и можно выбрать его своим духовным руководителем — какой он, этот священник?
О. Максим
— Для меня, говоря о добрых пастырях, конечно же, всегда на первый план выступает опыт святости, который есть в нашей Церкви. И не только для меня, но и для Вас, наверное, и для наших слушателей, примером такого доброго пастыря может являться отец Иоанн Кронштадтский. Человек — удивительный!
К. Лаврентьева
— Да...
О. Максим
— Вот... кроме того, что мы знаем, что — и чудотворец, и молитвенник... человек, который был, вот, как раз таки, очень отважным... из маленького села — села Сура, Архангельской губернии. Получил прекрасное образование — семинария, академия... несколько десятилетий был преподавателем Закона Божия... почти 25 лет, кажется, он ежедневно преподавал. Он не только служил Литургию ежедневно, но он ещё и преподавал ежедневно — это тоже очень интересная такая составляющая дореволюционной пастырской жизни, и он был не одинок, на самом деле, в таком ритме своей деятельности.
Конечно же, к числу добрых пастырей мы можем отнести и отца архимандрита Иоанна Крестьянкина, который своею любовью согревал, и продолжает согревать, как тех людей, которые знали его лично, так и... ну, вот, я не знал отца Иоанна Крестьянкина лично, хотя мы и современники, но его письма и проповеди являются для меня ориентиром того, как необходимо общаться с людьми, и как необходимо проповедовать. Потому, что, поверьте, не всякий сборник проповедей, порой, читаешь с упоением! Это очень сложный жанр, и проповедникам, порой, свойственно впадать в какие-то... обобщения, или... быть заурядными.
Вот, у отца Иоанна Крестьянкина, когда берёшь сборник проповедей — вроде, простые слова... но всегда в этой маленькой проповеди есть нечто такое, что берёт за душу. То же самое было и в митрополите Антонии Сурожском, безусловно. Открываешь сборник его проповедей — там проповедь на полстранички, а в этой проповеди — всё! И больше ничего не нужно.
Вот, такие примеры — владыка Антоний, отец Иоанн Кронштадтский, отец Иоанн Крестьянкин, и много-много других... новомучеников и исповедников Российских... архипастыри и пастыри — они для нас могут быть ориентирами. Они могут быть ориентирами и для наших семинаристов — для тех, кто готовится к принятию священства.
К. Лаврентьева
— Отец Максим, а кто этот ориентир — для Вас? Есть ли он среди нас — этот священник? Может быть, Вы видели, действительно, «отблеск вечной жизни», как говорит владыка Антоний, в глазах какого-то священнослужителя или монаха, и это Вас вдохновило?
О. Максим
— Да, мы говорили об этом, когда записывали «Светлые истории»...
К. Лаврентьева
— Вот...
О. Максим
— Это был отец Серафим Лебедев, да...
К. Лаврентьева
— Давайте, поговорим о нём немного. Потому, что не все слышали, наверное, нашу программу «Путь к священству» ( но мы, кстати говоря, очень рекомендуем её послушать на сайте Радио ВЕРА с протоиереем Максимом Горожанкиным ), но... я почему возвращаюсь к этой теме — потому, что... паки и паки полезно будет поговорить о том, кто, действительно, Вас вдохновил, отец Максим. Потому, что уставные правила, конечно, должны сопровождаться личным опытом, и тогда это будет очень хорошо восприниматься слушателем.
О. Максим
— Я бы не говорил, наверное, о вдохновлении — потому, что с отцом Серафимом я уже познакомился, учась в семинарии... Мне повезло — у меня храм находился недалеко от моего дома... буквально, через дом, как говорится... вот, мой дом, ещё один девятиэтажный дом и — храм, в который я прибежал... случайно. Забежал — так и остался.
Вот. И я хотел быть священником. Вот, Вы спрашивали... в 10 лет я захотел быть священником, ну, и, как-то не передумал. До этого, хотел быть полицейским — сосед носил форму, мне очень нравилось. Штаны с лампасами, прям... прекрасно! До этого, хотел быть врачом — бабушка смотрела какой-то сериал про врачей... То есть, детская психика — она так выхватывала...
К. Лаврентьева
— Но помогающие профессии, всё равно...
О. Максим
— Да, очевидно...
Придя в Церковь, я... а, кстати... ещё до прихода в Церковь даже... как-то, случайным образом, но не без промысла Божия, видимо, у нас дома оказалась первая часть «Закона Божия», который издавало «ИМКА-Пресс», зарубежное издательство, четырёхтомник. Последующие тома я, по-моему, даже в руках не держал — мне хватило одного. Вот, я его прочитал — там были жития святых — и как-то я понял, что... вот... мне нравится... я хочу... ага, у нас же церковь тут неподалёку есть! И я даже вспоминаю сейчас... я, вот, думаю: «Так... мне 9 лет... я дождусь, когда мне 10 исполнится, и пойду». То есть... какой-то искус, да, себе дал.
Вот, я и до 10-летнего возраста не передумал, и в 10 лет я пришёл, нёс алтарное послушание, клиросное, и поступил в семинарию.
Нас окружали и в Воскресной школе прекрасные священники — многие из них были преподавателями той самой Духовной семинарии, в которой я учился.
Воскресная школа дала мне очень много, очень много... Она сформировала и литературный вкус, и какие-то предпочтения в том самом чтении духовном, которые должны быть, особенно у священника. Человек, принимающий Таинство Священства и служащий священником, обязательно должен быть человеком читающим — читающим постоянно. Об этом прекрасно всегда писал отец Иоанн Крестьянкин. Что читать нужно... читать постоянно. Он кому-то из духовных чад-священников пишет: «Смотри за собой, успеваешь ли ты уделять время духовному чтению...» — то есть, отдавая другим, ты себя не забывай тоже напитывать, это тоже очень важно.
Ну, а когда я в семинарии уже учился, по заданию «Белгородских епархиальных ведомостей» я брал интервью у клирика Кафедрального собора игумена Серафима. Это человек удивительной судьбы. Он был пострижен в монашество нашим дивным старцем белгородским архимандритом Серафимом Тяпочкиным, канонизация которого готовится. Ну, и отец Серафим, как бы... соименен, тёзка в монашеском постриге... и, как бы... ну, и у кого интервью взять? А мы книгу готовили с воспоминаниями об отце Серафиме Тяпочкине... и... ну, у кого брать интервью, как не у отца Серафима? Лебедева. «Вот, ты иди и возьми», — мне сказали в редакции. Ну, я и пошёл.
В соборе — роспись ещё была в алтаре... всё в лесах... отец Серафим назначил мне встречу... мы с ним встретились... тоже при курьёзных обстоятельствах — он меня чуть не сбил на машине. Была гололедица, и я скользнул ему под колёса... он успел затормозить. Ну, при этом, крикнул мне что-то — а человек был, такой, с характером...
Один из режиссёров современных — он снимал фильм про исповедь. И у него там были, вот, примеры того, о чём мы говорим: был пример пастыря доброго — это отец Артемий Владимиров... то есть, видеоряд идёт...
К. Лаврентьева
— Да...
О. Максим
— ... отец Артемий исповедует... благостно всё... всё хорошо. И — отец Серафим исповедует...
К. Лаврентьева
— Точно... я помню, Вы это рассказывали...
О. Максим
— ... да... кого-то, там, ругает — ну, видно... звука нет, но видно, что на больших эмоциях человек. Неравнодушный человек потому, что... Но... вот, как внешность человека, порой, отличается от его внутреннего состояния.
Когда я брал интервью у батюшки Серафима, он просто рассказывал о своём духовном отце, и плакал. Я тогда Вам и сказал, что... это была... такая... исповедь его. Вот, по внутреннему моему самоощущению, он, как будто бы, мне исповедовался... исповедуя, вот, этот опыт своего соприкосновения с отцом Серафимом Тяпочкиным. Он, вот, просто сидел и плакал... и это было, конечно, поразительно.
Ну, потом я начал исповедоваться. Ничего особенного, кстати, на исповеди не происходило. То есть, не было каких-то наставлений сверхдуховных... отец Серафим просто слушал внимательно... как-то соглашался... мне было важно, что я выслушан. Вот, это как-то... видимо, он почувствовал, что мне нужно, прежде всего, быть выслушанным. И... мне, может быть, наставления какие-то внешние были и не нужны. Но, вот, эта атмосфера, которая была на исповеди у него — она, ведь, касалась не только меня. К отцу Серафиму в соборе всегда стояли очереди исповедников. Хотя, он, особо, никого и не наставлял.
К. Лаврентьева
— Я, знаете, о чём думаю, отец Максим... я говорила и со своим духовником на эту тему, и читала святых отцов... и, ведь, это, похоже, что так и есть.
Человек — христианин — может очень много говорить всего очень правильного — в том числе, и священник... очень много правильных слов... вот, Вы говорили про проповедь... и это может быть даже очень красиво... и это может быть даже, риторически, очень мощно. Но, если он стяжал благодать Святого Духа — по-настоящему, стяжал — то и одного-двух слов будет достаточно для того, чтобы изменить душу другого человека...
О. Максим
— Конечно.
К. Лаврентьева
— Вот, Вы сейчас говорите про отца Серафима, а я об этом думаю...
О. Максим
— Так...
К. Лаврентьева
— То есть, ты можешь молчать со священником, и, в этот момент, ты будешь находиться в состоянии метанойи — перерождения, покаяния...
О. Максим
— Да.
К. Лаврентьева
— То есть... вот, это, вот, стяжание благодати Святого Духа, всё равно, для нас, для всех христиан... то есть, это, такая, сверхцель... это, всё равно, самое главное. Всё остальное — это, просто, ну... какие-то средства, да? Разговоры, литература, проповеди, программы на Радио ВЕРА, хоть они и прекрасны... но, самое главное, это — вот, такой, вот, личный духовный молитвенный опыт, участие в Таинствах и... обожение, как цель жизни христианина.
О. Максим
— Ну, вот, я, для себя, это, кстати, и воспринял — я на исповеди стараюсь не многословить.
К. Лаврентьева
— То есть, тогда... тогда, вот, Ваше общение с отцом Серафимом...
О. Максим
— Да.
К. Лаврентьева
— ... такое влияние на Вас произвело?
О. Максим
— Да. Исповедь... Таинство Исповеди — это, такая, особая атмосфера, когда, может быть... многословие здесь лишнее.
Как говорил один, ныне здравствующий, иерарх про себя: «Чем меньше я на исповеди болтал, тем больше ко мне выстраивалась очередь...» — то есть, это не только опыт отца Серафима. Это, вот, опытные архиереи, священники... это очень чувствуют. Что, может быть, исповедь — это не то место, где нужно заниматься катехизацией. Не «может быть», а точно. Исповедь — это Таинство, когда священник выходит и говорит: «Я — только свидетель, а говоришь ты — Христу»... и, вот... ты же здесь не случайно в стороночке стоишь. Человек стоит перед Крестом и Евангелием, а ты — в стороночке. И, вот, не надо, может быть, своим многословием загораживать Христа.
К. Лаврентьева
— Вы сейчас об этом говорите, а я, параллельно, думаю о том, что и для нас, для верующих людей, несмотря на то, что мы можем быть очень много лет в Церкви, полезно вспоминать перед исповедью, что мы идём не к батюшке, и мы не приносим бумажку «для подписи» священника, чтобы нас допустили Причаститься, а мы, действительно, приносим покаяние Живому Христу... и это страшно...
О. Максим
— Это страшно, это ответственно...
К. Лаврентьева
— ... это, такой, священный трепет...
О. Максим
— Да.
К. Лаврентьева
— ... вызывает, даже, вот, когда я сейчас говорю это. Потому, что это даже страшно, вот, так, вот, просто произносить в рамках программы...
О. Максим
— Конечно. Исповедоваться — всегда ответственно.
И священники — тоже исповедуются. То есть, я же тоже понимаю, о чём Вы сейчас говорите. Каждый священник — он тоже исповедуется у духовника у своего, у епархиального духовника. И, поверьте мне, трепет, с годами, он никуда не уходит. Когда перед Престолом священник становится и начинает говорить: «Прости мне, Господи, прегрешения мои...» — так же всё, по-человечески, воспринимается, как и у мирянина.
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается.
У нас в гостях протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии.
Меня зовут Кира Лаврентьева.
Мы к какой-то очень важной теме подошли, отец Максим, и, наверное, нельзя не спросить про привычку к Таинству. Есть ли такой риск для священника... вот, если основываться, да, и говорить конкретно про Ваш пример... как Вы это чувствуете? Если можно об этом поговорить. Если нельзя, то... давайте, тогда уйдём от этой темы и обсудим что-то другое, потому, что я понимаю, что эта тема — очень серьёзная, и, наверное...
О. Максим
— Давайте, попробуем поговорить на эту тему...
К. Лаврентьева
— ... и так просто, наверное, рассуждать о ней нельзя...
О. Максим
— Существует ли привыкание к Таинству Священства?
К. Лаврентьева
— Ну, когда, особенно, ты служишь, например, каждый день...
О. Максим
— ... или когда ты служишь 40 лет...
К. Лаврентьева
— ... или когда ты служишь 40 лет каждый день? Или через день. Или очень часто. Вот, это, вот... живое горение в себе, ведь, совершенно необходимо поддерживать?
О. Максим
— Ну, как говорил отец Владимир Воробьёв... мне тоже, вот, понравилось, как он размышлял об этом в курсе «Литургического предания» — мне попалась как-то на глаза эта книга. Для него барометром правильного пастырского настроения служила молитва тайная, которая читается священником перед Херувимской песнью. Это молитва священника о себе самом. О своих недостоинствах, о своих прегрешениях... что: «Вот, я стою перед Твоим Престолом, Господи, прими меня и тех, кто вместе со мной Тебе молится...» — если вкратце обобщать содержание этой молитвы.
И, вот, отец Владимир пишет о том, что: «Если вы заметили за собой, что эта молитва прочитывается вами вскользь, то обратите на это внимание», — вот, меня эти слова как-то зацепили. Я их прочёл ещё до принятия священного сана.
По поводу частого служения Литургии, могу сказать одно: не случайно, наверное, святые люди стремились совершать Литургию чаще и чаще. Отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий Мечёв, отец Владимир Отт, наш староосколец, который служил на все праздники Божией Матери — все иконочки Божией Матери — он совершал Литургию... ну, почти каждый день, соответственно.
К. Лаврентьева
— Да.
О. Максим
— Если мы посмотрим Православный календарь, редко в какой день не выпадает та или иная икона Пресвятой Богородицы.
У священника возникает, наоборот, жажда Причащения Христу. И, вот, даже по своему малому опыту, на который я ни в коем случае не ссылаюсь, могу сказать только одно: когда совершаешь Божественную Литургию, действительно, себя ощущаешь счастливым человеком! Вот, у Престола Божия стоишь — слава Тебе, Господи! Дерзновенно... можно так сказать... но на своём месте. Вот, у Престола Божия стоишь — и всё хорошо. Всё отходит на второй план. Я думаю, это опыт... да, наверное, всех священников!
Поэтому, говорить о привыкании, в этом смысле... ну, наверное, я бы не стал. Здесь о привыкании нужно говорить — в хорошем смысле. Мы очень часто говорим о привыкании только со знаком минус, а есть привыкание — со знаком плюс...
К. Лаврентьева
— Когда ты без этого не можешь... да...
О. Максим
— ... и в духовной жизни оно тоже может быть... да.
Можно привыкнуть в спортзал ходить и вести здоровый образ жизни — к этому тоже можно привыкнуть. А можно привыкнуть к совершению Божественной Литургии... или к Причащению Святых Христовых Тайн — вот, в этом ключе, о привыкании тоже стоило бы поговорить. Потому, что, частенько можно слышать: «Будете часто Причащаться — привыкнете!» Простите, а что в этом плохого?
Привыкнуть ко греху — мы не боимся. Мы, что, боимся привыкнуть ко Христу? Может быть, наоборот? Как, вот, в учении о молитве Иисусовой мы говорим: «Для чего мы совершаем молитву Иисусову? Чтобы навыкнуть имени Божию. Чтобы имя Божие «прилипло к устам нашим».
А когда мы Причащаемся Святых Христовых Тайн, неужели к этому не стоит привыкнуть? Да, наверное, это и есть — одна из целей! Привыкнуть к Причащению. Привыкнуть к участию в Божественной Литургии. В случае со священником — привыкнуть к совершению этой Литургии. И получить от этого плод и пользу.
Вот, это очень важный момент — положительно воспринимать какие-то вещи. Потому, что мы очень часто клишированно воспринимаем какие-то термины. «Привыкание» — всё, со знаком минус. Да, нет — привыкание может быть и со знаком плюс. И в духовной жизни тоже.
К. Лаврентьева
— Отец Максим, возвращаясь к теме нашей программы... хотя, так или иначе, мы, всё равно, её обсуждаем — в разных очень важных, очень глубоких... наверное, самых важных... аспектах. Но, если возвратиться к каким-то этапам подготовки к Таинству Священства... Вы озвучили нам часть Устава, да? Я думаю, что весь Устав можно посмотреть в Интернете, это не проблема...
Я хочу с Вами, вот, о чём поговорить... Вот, на Ваш взгляд, на взгляд священника, который уже не первый год, мягко говоря, в Церкви — что является главным для будущего священника, если говорить о внутренней подготовке? Уставные вещи — хорошо... там, определённый возраст... определённые канонические правила... я так понимаю, девство... воздержание... нужно жениться... жена должна быть для тебя первой и единственной... это мы всё знаем, мы обсуждали это в разных аспектах, в разных программах на Радио ВЕРА... но мне хочется поговорить именно о том, что для Вас, как для священника, сейчас является ключевым? Что Вы считаете ключевым фактором на этапе подготовки к Таинству Священства?
К. Лаврентьева
— Ключевым фактором я бы, всё-таки, назвал желание того человека, который хочет быть священником, священником стать. Это очень важно. И это желание в себе нужно возгревать. Совершенно очевидно, учитывая все канонические, уставные предписания, зная о них, нужно, конечно же, образовательный уровень повышать. И это не касается только систематического образования.
Как я уже сказал... ну... в духовной жизни — можно только начать. Как, собственно говоря, и в духовном образовании. То есть, ты начинаешь читать Евангелие, ты начинаешь читать святых отцов — и положить предел в этом, наверное, едва ли возможно.
Вот, если из твоей жизни ускользают какие-то моменты этой лесенки — то есть, ты перестаёшь, там, молиться... перестаёшь Священное Писание регулярно читать... не читаешь святых отцов, не чувствуешь к этому вкуса... то это — серьёзный повод задуматься, что со мной не так.
Это не повод отчаяться, отнюдь. Жизнь человека — она многогранна, и, порой, есть подъёмы, и есть спады. Но человек, наделённый разумом и свободой, он поэтому и является человеком, что он способен за собою наблюдать. И человек рассудительный от безрассудного тем и отличается, что, увидев внутри себя какое-то охлаждение, расслабление — человек мобилизуется, он подтянется. А человек безрассудный скажет: «Да, всё... я пропал!» — и впадёт в отчаяние. Вот, отчаиваться не стоит! Это касается всех — и пастырей, и пасомых. Нужно понимать, что Господь — ближе, чем рубашка к телу, как говорил батюшка Амвросий Оптинский. Так, ты к Нему руку протяни — а Он тебе протянет руку в ответ. Вот, эта взаимность — это самое главное, что может случиться в жизни каждого христианина. Взаимность между мною и Богом.
К. Лаврентьева
— Ну, для этого должна состояться Встреча со Христом... то есть... и, возможно, наверное, до Таинства Священства... как Вы думаете? Или... вот, такая, вот... живая Встреча — это, всё-таки, личный, интимный вопрос каждого человека, и она может быть в любое время...
О. Максим
— Ну, я бы здесь просто не стал сильно зацикливаться на том... процентном соотношении... да?... о котором мы говорили. «Вот, я уже на 100% со Христом встретился, или ещё на 95%?»
К. Лаврентьева
— Ну, да... нет...
О. Максим
— Это очень сложные материи...
К. Лаврентьева
— Это, опять же... страшно очень...
О. Максим
— Да.
К. Лаврентьева
— ... говорить об этом легко...
О. Максим
— Тем более... если ты скажешь, что: «Всё — я на 100% со Христом встретился...» — друг мой, поверь, вот, тебе-то, как раз, рукополагаться и не стоит. Ты, вообще, в состоянии прелести находишься. Человек должен осознавать своё недостоинство, в целом... да? Мы недостойны ни одного из Таинств.
Что, мы Причащаться достойны? Если бы Господь по грехам нашим судил нашу готовность и достоинство ко Причастию, наверное, огонь бы с Неба сошёл и всех нас попалил. Но, тем не менее, за каждой Божественной Литургией, мы приобщаемся Святых Христовых Тайн. Таинство совершается, и мы, милостью Божией, обоженные, облагодатствованные выходим из храма Божия в мир, чтобы чуть-чуть хотя бы этот мир просветился.
К. Лаврентьева
— Святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого мы сегодня уже вспоминали, помните, говорил о том, что если вы думаете, что вы готовы ко Причастию... почему-то вы это возомнили — там... всё прочитали, постились, какие-то правила соблюдали на протяжение определённого срока, то... вы можете начинать сначала. Вот, вы можете взять — выйти из храма, заходить в него заново, и начинать сначала весь путь своей духовной жизни. Видимо, в отношении каждого Таинства — так. И в отношении Таинства Священства — тоже.
То есть, с одной стороны, мы говорим о дерзновении, которое, наверное, важно, да? Не проявлять малодушия, если ты чувствуешь, что призыв — есть, в отношении тебя. С другой стороны, это должно быть... 100% дерзновение и 100% ощущение своего недостоинства...
О. Максим
— Безусловно.
К. Лаврентьева
— То есть, это как-то, вот, так, вот должно быть.
О. Максим
— Но, опять же... всё на примерах...
Я, вот, вспоминаю одно из интервью Святейшего Патриарха Алексия II... он очень хорошо сказал: «Я, сколько себя помню, я всегда хотел быть священником. И других мыслей у меня не было», — вот.
К. Лаврентьева
— Но он — чистая душа, конечно...
О. Максим
— Вот... поэтому... а опыт какой — и с отцом в зоне оккупации... вот, во многом же, фильм «Поп» — он вдохновлён пастырским служением папы Святейшего Патриарха Алексия II. Ведь, Святейший Патриарх Алексий II, будучи маленьким мальчиком, сопровождал своего отца в зону гетто, где тот Причащал людей. Это — огромный опыт. Но неслучайно Алёша Ридигер, не будучи ещё даже священником, будет исполнять должность ключаря собора, готовя собор к Великому освящению. То есть, у человека был такой опыт, что, ещё даже до принятия Таинства Священства, он морально, ментально был ко многому готов. В самые непростые годы нашего Отечества, в самой непростой обстановке... в Эстонии эта обстановка, как тогда, так и сейчас, простой не была и не является.
К. Лаврентьева
— Пограничная... это является, такой, вот... пограничной зоной нашей страны... так она и продолжает быть пограничной духовно.
О. Максим
— Да... да...
К. Лаврентьева
— Спасибо огромное, отец Максим! Какие-то невероятно глубокие темы Вы подняли сегодня в рамках нашего разговора, и, давайте, напомним нашим слушателям, что в гостях у Светлого радио был протоиерей Максим Горожанкин, председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии.
С вами была Кира Лаврентьева. Мы с интересом поговорили с отцом Максимом, и эту программу вы можете найти на сайте Радио ВЕРА уже завтра, а также — и программу «Путь к священству» с отцом Максимом Горожанкиным. Мы сегодня её вспоминали, и очень рекомендую... сердечно рекомендую вам её послушать.
Мы прощаемся с вами до следующей недели. Всего вам доброго, и — до свидания!
О. Максим
— До свидания!
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Заповеди блаженства о нищих духом и плачущих». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в студии был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя и значении заповедей блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена историческому контексту Нагорной проповеди.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Китайские мученики». Священник Алексей Юсупов

У нас в гостях был секретарь китайского Патриаршего подворья в Москве священник Алексей Юсупов.
Мы говорили о православии в Китае, об истории распространения христианства в этой стране, а также об известный китайских христианских мучениках.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер