Студенты медицинского факультета киевского университета Святого Владимира – такое название до революции носил университет имени Тараса Шевченко - плотным кольцом столпились в коридоре. Там, в центре этого живого кольца, что-то происходило. Что именно – пятикурсник Валентин Войно-Ясенецкий, с трудом протиснувшись поближе, вскоре увидел: два его однокурсника о чём-то громко спорили, размахивая руками. Но вот у одного из спорщиков закончились словесные аргументы, и он в запале… отвесил противнику звонкую пощёчину! Толпа загудела, ожидая драки. Но тут вперёд вышел взволнованный Валентин. Он не стал разбираться в причинах спора, а лишь негромко, но твёрдо спросил обидчика:
– И ты готовишься стать врачом?!
Будущий хирург, светило отечественной медицины профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий всегда принимал сторону обиженных, беззащитных, терпящих несправедливость. И на медицинский факультет молодого человека привела не перспектива карьеры, а стремление заботиться о ближних. «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» – напишет он спустя годы в своих мемуарах.
Сразу по окончании института, в первые же дни Русско-Японской войны 1904 года Войно-Ясенецкий вместе с отрядом Красного Креста добровольцем отправился на Дальний Восток. Именно там, в походных условиях фронтового госпиталя, он провёл свои первые сложнейшие операции, спасая жизни людей. Тогда же Валентин Феликсович начал работу над научными трудами по медицине, которую, независимо от обстоятельств, продолжал на протяжении почти всей своей жизни.
После войны доктор Войно-Ясенецкий поселился в Курской губернии, в небольшом селе Верхний Любаж, куда его назначили заведующим сельской больницей. Молва о чудесном докторе, бесплатно лечащем бедняков и крестьян, разлетелась далеко по городам и весям. Каждый день возле больницы выстраивалась длинная очередь, и Валентин Феликсович не прекращал приём до тех пор, пока не осматривал последнего пациента.
В 1921 году, в Ташкенте, куда он был переведён на службу, в тяжёлое и страшное время гонений на Церковь и верующих, неожиданно для всех Войно-Ясенецкий… принял священный сан! Однако свою обширную медицинскую практику и научные труды не оставил. Просто на приём и на операции отец Валентин теперь приходил в священническом подряснике. Спустя два года с момента рукоположения он был пострижен в монахи с именем Лука и рукоположен в архиерея. А ещё через год, в конце 1924-го, архиепископа Луку арестовали и отправили в ссылку. Всего таких ссылок – долгих, тяжёлых, с предшествующими им чудовищными допросами – в жизни владыки будет три. И ни одна из них не сломила его веры и духа жертвенности и любви к людям. Везде, где только возможно, он безвозмездно оказывал медицинскую помощь: возвращал зрение слепым, останавливал запущенную гангрену.
В третьей ссылке, в маленьком городке неподалёку от Красноярска, и застала архиепископа Луку Великая Отечественная война. Владыка сразу же отправил руководству страны телеграмму: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. По окончании войны готов вернуться в ссылку». До самой Победы архиепископ Лука самоотверженно, порой без сна и отдыха, работал в военных госпиталях Красноярска, а потом и Тамбова, куда в 1944 году был назначен архиереем. Параллельно он организовал сбор пожертвований в поддержку фронта. С его помощью на создание легендарной танковой колонны «Дмитрий Донской» и самолётной эскадрильи «Александр Невский» в общей сложности было собрано около миллиона рублей!
В 1946 году - исключительный случай! - архиепископ Лука был награждён Сталинской премией за свою научную работу «Очерки гнойной хирургии». И здесь он остался верен себе: сто тридцать тысяч из премиальных двухсот он передал в пользу детских домов и детей-сирот, которых война лишила родителей. Остальные деньги владыка употребил на поддержку тех немногих храмов, которые ещё не были закрыты властями.
«Главное в жизни – делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», - говорил выдающийся врач и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), без остатка посвятивший свою жизнь Богу и людям. В 1999 году Церковь прославила его в лике святых.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.