«Святой праведный воин Феодор Ушаков». Сергай Лачин, Виктор Лещенко - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святой праведный воин Феодор Ушаков». Сергай Лачин, Виктор Лещенко

Поделиться Поделиться

У нас в гостях были создатели фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение»: сценарист, режиссер Сергей Лачин и автор идеи, генеральный продюсер Виктор Лещенко.

Мы говорили о святом праведном Фёдоре Ушакове, о его судьбе, удивительных фактах из жизни и о том, как создавался посвященный ему фильм.


А. Леонтьева

— Добрый «Светлый вечер» на Радио ВЕРА! С вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Сергей Лачин — российский продюсер, режиссер, сценарист, член Союза писателей Москвы, а также Виктор Лещенко — автор идеи, генеральный продюсер фильма «Фёдор Ушаков», о котором мы тоже сегодня поговорим. Добрый вечер, дорогие.

С. Лачин

— Добрый вечер.

В. Лещенко

— Добрый вечер.

А. Леонтьева

— На самом деле, хотелось мне и начать с этого фильма, который я имела счастье посмотреть. Сергей, расскажите, какие-то премьеры сейчас начались этого фильма, да?

С. Лачин

— Да, с Божьей помощью первая премьера прошла оглушительно, для меня, по крайней мере, грандиозно, в храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов, и после этого просто вот какое-то нескончаемое продолжение, и в средствах массовой информации, я благодарен всем, кто заинтересовался, и зрители проявляют интерес, он стал появляться, и пойдёт целая череда премьер, о которых вы сказали. На премьере были представители Мордовии, глава Мордовии, господин Здуно́в, и поэтому там планируется премьера. Там вообще к кино относятся очень хорошо, и всячески делают для этого прекрасные условия для кинематографистов. Затем в начале декабря будет премьера в Ярославле. Показываем в Мордовии, там, где закончил свой путь Фёдор Фёдорович и упокоился, а на Ярославской земле, в селе Хопылёво, в деревеньке Бурнаково, неподалёку от этого села, он родился и крестился, поэтому там, конечно, тоже нужно провести кинопоказ. То есть у нас получается такой треугольник: храм Феодора Ушакова на Петербургском шоссе, который сейчас строится, и инициативная группа, которую возглавляет Дмитрий Шлопа́к — это вот точка проведения всяческих мероприятий, Ярославль — это место рождения и Мордовия — место упокоения, такой священный треугольник. В одной точке этого треугольника премьера прошла, теперь в Саранске и в Ярославле. А 22 октября этим фильмом был закрыт фестиваль в Севастополе «Святой Владимир», фильм закрытия.

А. Леонтьева

— Я с такой радостью посмотрела этот фильм. Знаете, когда вот человек, у которого, как говорят, сначала биография, а потом уже житие, человек канонизированный, и ты видишь его жизненный путь, такой драматичный, он становится очень близок тебе. Фёдор Ушаков, он святой, в 2001 году он канонизирован, и вот через фильм, через рассказ о его жизни он становится как бы близким таким человеком. Я, наверное, спрошу у Виктора, потому что Виктор — генеральный директор научно-технического центра «Нефтегаздиагностика»: как вы пришли в этот фильм, как вам пришла идея сделать фильм «Фёдор Ушаков»?

В. Лещенко

— Здесь вообще очень много каких-то совпадений с этим фильмом. Я не очень в жизни праведный верующий, наверное, но когда увидел иконы на бересте — это какое-то просто произведение искусства, и я заинтересовался сотрудничеством с фондом, в итоге на сегодняшний день я являюсь председателем попечительского совета этого фонда, уже мы много провели выставок и в Государственной Думе, и в МЧС, и в Службе судебных приставов, и в Росгвардии, и в Генпрокуратуре, и мы вот так сотрудничаем. Но, возвращаясь к фильму, буквально на следующий день после того, когда первый раз увидел вот эти иконы, я позвонил моему другу Сергею Лачину, с которым мы уже, наверное, больше десяти лет знакомы и делали первый фильм про Александра Суворова, я позвонил, и по-моему, первая фраза была такая: «Сергей, ничего не знаю, мы должны сделать фильм про Федора Федоровича Ушакова». В ответ было что-то вроде: «С какого перепугу вообще, только-только отошли мы от одного фильма, сделали второй, я хочу отдохнуть». Я говорю: «Нет-нет-нет ты послушай...» В общем, договорились, что он подумает. Буквально через два дня раздается звонок, Сергей говорит: «Слушай, а тема-то — ого-го! Я тоже почитал». Когда мы начинали и задумывали этот фильм про Федора Федоровича, в общем-то, была тишина. Это сейчас строится храм, идут выставки, вот автопробег недавно состоялся, и как-то тема эта растет, а в тот момент, когда задумывался фильм, была практически тишина, нигде этого не было, а я прямо вот увидел: мы сделали фильм про Александра Васильевича и армию, и флот Федора Федоровича Ушакова, а они, кажется, были знакомы и, как минимум, с огромным уважением друг к другу относились, это те герои, с которыми мало кто сопоставим, кто столько сделал для России на поле боя, в ратном труде. А потом как-то началось, Сергей написал сценарий, обсуждали мы его, где-то спорили, для меня было важно, чтобы эмоции почувствовали, потому что понятно, мы не историки, мы должны четко следовать фактам, нигде не исказить, но для художника самое главное — эмоция, и Сергей меня тут же поддержал, говорит: «да, да, понимаю». В общем, так вот это родилось, мы сами не ожидали, волновались, и я волновался, когда первый раз смотрел его, Сергей всегда очень держит интригу до последнего, но мне фильм нравится.

С. Лачин

— Ну, давайте я теперь свою версию изложу.

А. Леонтьева

— Так, хорошо. (смеются)

С. Лачин

— В целом я согласен, просто некоторые нюансы. Во-первых, Виктор так подал, как будто я впервые услышал про Ушакова после его телефонного звонка, но об Ушакове, конечно, я знал и, безусловно, уважал его. Дело вот в чем: я не могу фильм снять про любую историческую персону. Чтобы получился фильм, я должен увидеть в его жизни, для меня должны проступить черты документальной драмы, так я это называю, как раз для того, чтобы вызвать ту самую эмоцию, о которой сказал Виктор. И более глубоко почитав и посмотрев фильмы — кстати, я начал с того, что все просмотрел, разумеется, все исторические фильмы, но я тут про Михаила Ромма отдельно могу сказать, были сняты в 1953 году фильмы Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», и они не устарели до сих пор, а почему? Потому что это настоящий мастер, и этот мастер делал по законам жанра эти фильмы, то есть там как раз есть и кульминация, и интрига и прекрасный юмор, который до сих пор актуален, и удивляешься, ведь был Сталин в то время еще жив, и тем не менее, юмор прямо такой очень смелый, интересный и так далее. Но это вот одна история, а дальше были документалки, были телевизионные программы, по-своему хорошие, коллеги работали, но я понял, что я могу что-то привнести свое, и главное было — через вот эти блистательные победы увидеть человека со своими мыслями, заботами, болезнями, и ответить на вопрос: а как же он это все превозмог? Но, наверное, об этом чуть позже мы скажем. Я о том, когда я четко понял, что я буду это делать: мы ехали на съемки в Пензу, и зная идею Виктора, и уже входя потихоньку, я вдруг решил сделать крюк в Санаксарский монастырь, километров 300, плохая дорога, первый раз я там очутился, и мне очень повезло, я приехал не летом и не зимой, а я приехал в разлив реки Мокши, весеннее половодье, река растеклась, и она просто окружила монастырь, и там еще какой-то монах сидел на лавочке, размышлял, и я представил, что Федор Федорович вот так сидел, он же десять лет там прожил после отставки, и вот он смотрел на эту разлившуюся воду, и вдруг я представил, что какой-то плеск весла, и он закрывает глаза и чувствует, что ядро упало, бой идет у него перед глазами остров Корфу, и где Корфу, а где Мордовская глушь. И вот когда я это представил там, я понял, сколь велика его судьба, и начал в этом направлении мыслить.

А. Леонтьева

— Я напомню, что с нами и с вами Сергей Лачин — российский продюсер, режиссер, сценарист, член Союза писателей Москвы, и Виктор Лещенко — автор идеи и генеральный продюсер фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение». Сергей, а вот слово «восхождение», к чему оно в фильме?

С. Лачин

— В начале предыстория. Вообще самое порой важное — найти название, от этого многое зависит, и мы нашли названия каждой части, которые отражали периоды судьбы Ушакова, часть первая — «Обручение с морем», когда он стал морским человеком, когда дома он стал на корабле, а не на земной суше. Это «Ушак-паша», когда его противники-турки стали считать просто каким-то морским дьяволом, который обладает мистическими способностями.

А. Леонтьева

— Там потрясающая история в фильме об этом.

С. Лачин

— Да. Наконец, родилось название «Корабли и бастионы», некий перефраз с «Кораблями, штурмующими бастионы», это дань уважения мастеру Михаилу Ромму. И, наконец, четвёртая часть — «Республика семи островов», до сих пор ещё широкому зрителю малоизвестный факт, о котором рассказывается в фильме, об учреждении Первой Греческой Республики под таким названием.

А. Леонтьева

— Я тоже этого не знала, потрясающе.

С. Лачин

— Но нужно было придумать общее название, и, вы знаете, любое название, которое предлагалось или обдумывалось, оно сужало ракурс восприятия этого великого человека и не подходило, долго мучились. И вот когда пришло «Восхождение», стало ясно, что оно отражает полностью то, для чего мы сделали этот фильм, и в чём величие этого человека — он сделал это восхождение в профессии, в своём человеческом начале, и в конечном счёте стал святым, праведным воином. Вот так.

А. Леонтьева

— Я хочу сказать, что, как вы говорили, все истории хороши, кроме скучных, поэтому стоит следовать древнему принципу: просвещай и развлекай. Фильм смотрится, что называется, на одном дыхании. Виктор, а какие-то истории, связанные со съёмками фильма, что вам вспоминается?

В. Лещенко

— Наверное, самое яркое, как ни странно, это наши с Сергеем долгие, по несколько часов порой, телефонные разговоры, потому что так получалось, что Сергей жил в одном месте, у меня тоже командировки длительные, и телефон — самое правильное, самое разумное средство общения, и вот звонок, и ты понимаешь, что всё, нужно работать. Сергей — замечательный художник, и вот сейчас кажется, что он сидит, такой вот мэтр, уверенный, всё, а ведь сколько было: «А как вот это сделать? А что ты думаешь, может, так или вот так?» И я понимал, что я в этом не смыслю ничего, всё равно Сергей сделает так, как видится ему, он художник, и какая картинка у него, а я свою задачу вёл, как, знаете, вот есть такое в бизнесе: «поговорить об», ну вот как мячик о стенку бьешь, когда задачку ты решаешь...

А. Леонтьева

— Такой брейншторм то, что называется, да?

В. Лещенко

— Да, причём, неважно, по сути дела, кто перед тобой сидит, иногда человек совсем может не сведущий быть в той задачке, которую ты решаешь, хоть даже собака, ответы у тебя в голове есть, и я свою идею вёл больше, чтобы инфицировать в хорошем смысле Сергея на какие-то очередные эмоции.

С. Лачин

— Он создавал прекрасные условия, как настоящий консультант. Настоящий консультант не должен предложить свои варианты, он должен создать условия, чтобы консультируемый сам сказал: «я озвучил свои задачи, и сам же их и выполнил», вот это его менеджерское начало.

В. Лещенко

— Вот это, наверное, самое, что запомнилось, именно долгие вот эти разговоры. И у нас была ещё традиция, мы не меняли её: при встрече, вот мы идём, и почему-то либо китайский, либо вьетнамский супчик нужно скушать.

С. Лачин

— Длинные посиделки в китайском ресторане, это уже никто и не вспомнит, и там, наверное, китайцы просто удивлялись нашим разговорам. Вы знаете, я хочу, чтобы не перетягивать одеяло на себя, вот мэтром тут меня даже назвали, всё-таки хотел бы сказать о команде, над фильмом работала огромная команда, около пятнадцати человек, как минимум. И да, Виктор сказал, что мы не историки, но мы пользовались тем, что с нами работали очень серьёзные консультанты, это, прежде всего, Владимир Павлович Масягин — доктор наук, контр-адмирал, который преподает до сих пор в Гуманитарном университете имени святого Александра Невского. Это Вячеслав Савельев — кандидат искусствоведения, государственный Эрмитаж, он давно с нами в фильмах, и он является по своей научной части и соавтором сценария. Это Пётр Ганичкин — режиссёр монтажа, канал «Россия-1», я вообще считаю, что от него очень многое зависело в этом фильме, и звук, и картинка в конечном счёте, то есть он технический мозг этого фильма. Это прекрасные операторы, часть из них работала в Москве, часть работала на выезде, это Егор Ганичкин, он работал на острове Корфу, в Стамбуле. Максим Иванов — оператор, практически оператор-постановщик, великолепный мастер. Это Кирилл Легоньков, «Пятый канал» — Санкт-Петербург, петербургские съёмки. Это звукорежиссёры, звукооператоры, это прекрасный графический дизайнер Борис Кваша, я бы сказал, что один из лучших на сегодня в России. Я его пытался назвать художником фильма, но он говорит, что нет, я графический дизайнер, и этим горжусь. Ну и я могу бесконечно ещё перечислять тех, кто делал этот фильм.

А. Леонтьева

— Ну да, огромная мощная команда, которую вы собрали. А можно немножко сделать шаг назад и вообще рассказать радиослушателям, что у Сергея Лачина продюсерский центр историко-документальных фильмов. И у вас очень богатая биография, вы были журналистом, телерадиоведущим, руководителем телеканала, пиар-агентства, редактором журнала и даже народного дипломата в роли организатора международных экономических форумов и клубов, и вот пришли к этому продюсерскому центру исторических фильмов. Почему это так важно?

С. Лачин

— Сначала насчет своей пёстрой биографии: всё-таки я, знаете, как Ленин — он был и революционером, и учёным, и кем только он не был, а всегда писал в анкетах: «журналист».

А. Леонтьева

— Я даже не знала.

С. Лачин

— Да-да-да, это факт биографический, и я также могу написать: «тележурналист». Конец 90-х годов — это бурный рассвет телевидения, и я благодарен тому счастливому времени среди прекрасных людей, это Дмитрий Дибров, это Андрей Малахов, это Михаил Борзин — «ТВЦ», и тогда всё начиналось, в частности, сериалы такие, знаете, заграничные хотелось снимать про наших героев, что они там сделали за границей, вот как-то все стремились, и мне удавалось найти бюджет, видимо, продюсерская жилка тогда уже проявлялась, это было такое время. Ну, а потом было разное, оно не могло не вернуться, потому что Милан Кундера, известный франко-чешский писатель, недавно ушедший из жизни, сказал такую удивительную фразу: «Человек есть одна и та же музыкальная фраза с вариациями». И вот с новой вариацией я пришёл к своей музыкальной фразе, а до этого я издал несколько книг, стал членом Союза писателей Москвы, но всё равно тянуло вот к изначальному, к тому, с чего я начинал. Виктор меня поддержал тоже в этой идее, а я к тому времени написал много сценариев разных, они пылились, лежали, и вот один из них — это как раз «Охота на фельдмаршала», про нашего выдающегося генералиссимуса Александра Суворова. И опять Виктор выступил провокатором, и в какой-то южной стране, не буду называть какой, на Кипре это случилось.

А. Леонтьева

— Напомню, что с нами и с вами Сергей Лачин — российский продюсер, режиссёр, сценарист, член Союза писателей Москвы, и Виктор Лещенко — автор идеи и генеральный продюсер фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение». У микрофона Анна Леонтьева, мы вернёмся к вам через минуту.

А. Леонтьева

— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. С нами и с вами Сергей Лачин — российский продюсер, режиссер, сценарист, член Союза писателей Москвы, и Виктор Лещенко — автор идеи и генеральный продюсер фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение». У микрофона Анна Леонтьева. Я тут задумывалась в первой части, какая эта история, совершенно увлекательная, давайте продолжим. Даже название такое: «Охота на фельдмаршала» — уже хочется посмотреть, кто там на кого охотится.

В. Лещенко

— Посмотрите обязательно. Так вот, у нас есть такая Всероссийская организация качества, которую возглавляет наш добрый друг Геннадий Петрович Воронин — профессор, академик, заместитель министра судостроительной промышленности, поэтому тоже по-своему моряк, председатель Росстандарта в свое время и так далее. И вот мы направлялись по взаимодействию международному в центр качества в Швейцарию, едем в автобусе, большая делегация российская...

С. Лачин

— ... А с нами экс-министр культуры Евгений Юрьевич Сидоров.

В. Лещенко

— Так точно. И с нами же бывший генконсул на Сицилии Владимир Коротков, вообще замечательный человек и большой человек искусства. И едем, скучная дорога не очень хорошего качества, и вдруг Сергей говорит: «Ну, пока едем, слушайте, у меня тут завалялся небольшой сценарий, я вот в свое время написал, там сколько-то лет назад...» И все: «Ну давай, прочитай». И вот Сергей становится спиной по ходу автобуса и начинает читать. И вот какая-то магия, мы так бам! — пооткрывали рты. Сценарий про альпийский поход Александра Васильевича Суворова. Мы все впечатленные, все хорошо. Прошло, по-моему, год или два, и вдруг мы встречаемся в очередной раз почти той же компанией, и Геннадий Строков, наш тоже большой друг, говорит: «Слушай, Сергей, ты должен снять фильм!» Это было сказано вроде как в шутку, но потом, уж коль сказано, мы Сергея убедили, что ему нужно снять фильм, потому что сценарий замечательный, и это снималось, наверное, больше года. Премьера была тоже оглушительная. В общем, обязательно посмотрите.

А. Леонтьева

— Я думаю, что многие радиослушатели обязательно посмотрят фильм. Но вот, пожалуйста, меня мучает вопрос: кто же охотился на Суворова? Почему «Охота на фельдмаршала»?

С. Лачин

— Вы попали прямо в самую точку, но прежде чем ответить на этот вопрос, я все равно подвешу интригу, скажу, почему я решил взять вот этот период семнадцать суток... Вернее, не так. Все знают картину Сурикова «Переход Суворова через Альпы», но мало кто может ответить на вопрос, что делал 69-летний полководец в швейцарских Альпах зимой с 24-тысячной армией. Непонятно, мало кто может. И вот я решил разобраться. Сам я попал на перевал Сен-Готард в свое время, и вот там, собственно, и возникла идея. И я бы, наверное, не взялся никогда за фильм в целом об Александре Васильевиче, потому что это сплошные виктории, там взятие Измаила и так далее, ну как это делать? А когда я стал смотреть на Альпийский поход, я понял, что это последний поход фельдмаршала, очень драматичный, и в этом походе проявилась вся сила его характера, его духа, потому что в трудные моменты, когда казалось, что вот французы, которые охотились главным образом, это вот первые, кто охотились, понятно — возьмут его в плен, такова была задача генерала Массена, он встал на колени и просил своих офицеров постоять за матушку Россию, и вот, собственно, что они и сделали, это слезы на глазах у офицеров, подняли его под руки, и вот после этого дух проник, так сказать, и в них. Кто же еще охотился на Суворова — это австрийцы, союзники. Австрийцы, которые, по словам генерала швейцарской армии, который у нас принимал участие в фильме, нынешнего генерала в отставке, знали наизусть все тропы, родившиеся в Цюрихе, в отличие от Суворова, тогда GPS-то не было, а там они перемахнули через четыре перевала, и это был второй случай в истории после Ганнибала, и уже никогда такого не будет. И еще один момент, который сказал экс-генерал действующей швейцарской армии, он сказал, что маршрут Суворова входит в обязательный практический курс обучения швейцарских офицеров.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

С. Лачин

— Ну вот это прямо без слез невозможно было слышать. Второй швейцарец, который в швейцарских Альпах содержит музей Суворова, где хранятся экспонаты, удивительный человек, он сказал следующую фразу, что «никому в здравом уме не придет соваться в наши горы, заметенные снегом. Это могли сделать только русские». Ну и так далее. Смотрите фильм. Итак, охотятся французы, австрийцы, еще там кто-то охотится, вы увидите в фильме, но самое главное, Павел тоже сначала пригрел, попросил спасать Европу, но когда Суворов практически готов был ее спасти и идти на Париж — отзывает его, потом вновь на него обижается и его предает, тем самым, в общем-то, добив его и приведя эту охоту, которую не удалась другим, к финальному трагическому концу. Вот завязка и развязка.

А. Леонтьева

— Вот интересно, две эти огромные фигуры: Суворов и Ушаков, у них какая-то, как вы говорите, драматургия, постоянные какие-то непонимания с власть имущими, постоянные какие-то несправедливости, то есть не воздается им в этой жизни справедливости.

С. Лачин

— Очень точно подмечено, и поэтому схожесть этих судеб великих людей, которые закончили вот таким образом, вообще эти две вещи, две картины, можно называть некоей кинодилогией, то есть Суворов — начало, потом Ушаков, и Ушаков — это Суворов на море практически, и в фильме «Адмирал Ушаков. Восхождение» как раз и идет повествование того, что было в Ионическом море, как флот вместе с сухопутными войсками владел ситуацией. Это было то время, когда Россия правила морями.

А. Леонтьева

— Я, наверное, вернусь все-таки к вопросу про историко-документальное кино, потому что вот то, что вы рассказываете про этих великих людей, оно должно быть как-то очень важно сегодня. И вот мне как раз хочется услышать от вас, почему историческое, почему это сейчас так важно?

С. Лачин

— Под историческим кино я ни в коем случае не подразумеваю научпоп — научно-популярные фильмы, которые дикторским голосом бесстрастным озвучиваются и, соответственно, не делают то, о чем упомянул Виктор, то есть не цепляют за живое. Это обязательно должно быть авторское кино. И в этих исторических картинах должна быть увидена та самая документальная драма, которая есть, которую просто нужно внимательно посмотреть. Почему это важно? Потому что прошлое выступает как послание нам, сегодняшним, и многие вещи, которые сегодня нам кажутся впервые случающимися, были, были, были. Когда это видишь, когда это понимаешь, то легче переживать сегодняшний день, находить ответы в прошлом. Но, кстати, ответы не всегда находятся в логике человеческой, иногда это ответы в эмоциональной сфере, почему и важно эмоционально отвечать. Но вообще история — это не совсем наука и мало подтверждений таких конкретных, поэтому я бы так еще сказал на этот счет, это в одном из моих сценариев такая фраза: «Сказка — ложь, да в ней намек». И вот этот намек в сказке, так как события отстоят далеко-далеко от нас, они кажутся нам сказкой, мифом, и они являются таковыми. Так вот, сказка — ложь, а в ней намек, и этот намек лучше порой может понять не представитель науки, а представитель искусства, у нас просто другой метод исследования, художественный метод исследования. А судить о том, удалось ли это исследование или нет — зрителю и никому более.

А. Леонтьева

— Напомню, что сегодня с нами и с вами Сергей Лачин — российский продюсер, режиссер, сценарист, член Союза писателей Москвы, и Виктор Лещенко — автор идеи, генеральный продюсер фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение». Виктор, а какие важные факты, какие важные смыслы вам открылись в процессе создания этих фильмов?

В. Лещенко

— Ну, даже не знаю, как это назвать, факт или закономерность... Может быть, это свойство климата у нас вот такое, но обратите внимание: что с Александром Васильевичем, что с Фёдором Фёдоровичем практически одна и та же история, наша Родина, в лице власти верховной, очень скупа на похвалу, на какую-то поддержку настоящим героям. Ведь с Фёдором Фёдоровичем, например, там награждали кого угодно, а у него были какие-то награды, но не высшие. С Александром Васильевичем, ну посмотрите фильм, там вообще закончилось всё достаточно так, если не трагично, то достаточно незаслуженно. И один герой незаслуженно был забыт властью, второй герой наш тоже забыт властью.

С. Лачин

— Пятьдесят пять лет.

В. Лещенко

— Я ещё раз повторю, наверное, это у нас что-то в климате, вот такие мы суровые.

А. Леонтьева

— Что-то в климате надо подправить. (смеется)

В. Лещенко

— Ну, может, не надо поправлять, мы здесь живём, это наша Родина.

С. Лачин

— Будем считать, что мы их и вспоминаем, и немножко восстанавливаем историческую справедливость, для этого делается фильм.

В. Лещенко

— Да, обязательно, то есть власть — это власть, у неё свои функции, а у нас свои.

А. Леонтьева

— Ну да, это тоже такое русское мышление, что воздаяние, оно приходит не в виде наград, почестей и богатства, а в виде вот этой памяти и некоей праведности, которую достигает человек, которой, может быть, так чисто теоретически, он не достиг бы, купаясь вот в этих благодарностях при жизни.

В. Лещенко

— Может быть и так, может, вы и правы как раз.

А. Леонтьева

— Сергей, скажите, фильм «Адмирал Ушаков. Восхождение» — это ещё одна версия вот этой трагической и великой биографии, что нового вы внесли в этот фильм, каков ваш вклад?

С. Лачин

— Отличный вопрос, Анна, спасибо. Собственно, на это была и нацеленность, на новизну, потому что не имело смысла повторить общеизвестные истины. И я вообще поставил в сценарии жёсткие ограничения, я решил ни разу не называть Фёдора Фёдоровича «великим флотоводцем», потому что да, это так и есть, но нужно было найти новые смыслы, новое определение и найти какие-то малоизвестные, я не говорю, что это совсем неизвестные, но малоизвестные факты биографии. Например, господин Мединский в своей прекрасной лекции об Александре Суворове в клубе «Достоевский» упоминал о недуге Ушакова, связанном с травмой, полученной на охоте ещё в отрочестве во время охоты на медведя. Я решил заняться этим повнимательнее, и действительно, когда останки Ушакова изучались в XX веке, все это подтвердилось, и подтвердился некроз тазобедренного сустава, специалисты предположили, что боль преследовала адмирала всю жизнь, но он не дал никому это почувствовать, никто не видел его даже с тростью. И одна из версий, что и во флот-то он пошёл, потому что там нет вот этих переходов огромных, сидения на лошади часами в стременах. Зачем мы это вставили в фильм — да потому что, когда мы говорим о героях, мы представляем их и подаём их, как неких великанов, всесильных людей, а вот, посмотрите, Фёдор Фёдорович и великаном не был, и ростом он был невеликим, и, похоже, прихрамывал, но тем величавее его подвиг, значит, он сумел через самодисциплину, через самоорганизацию стать героем, стать великим воином. А посмотрите — Суворов, он родился болезненным мальчишкой. Когда говорил, что будет военным, все усмехались и понимали, что, наверное, это мечты. Но самодисциплина, троекратное обливание в течение дня, и он сумел в свои шестьдесят девять лет перемахнуть через Альпийские перевалы. Мы говорим: Александр Васильевич — это Александр Македонский, но Александр Македонский в 33 года ушёл из жизни, а 70-летний старик, а по тем временам это прямо древний старик, и он это преодолел. Вот это сила духа. Тогда мы понимаем, каков их героизм.

А. Леонтьева

— Фильм начинается с такого момента, в начале говорится о том, что море для людей тогда было очень такой страшной стихией, и вы там такие картинки приводите. И действительно, оно и остаётся страшной стихией, но сейчас хотя бы не такие корабли, как тогда были, вот эти паруса и всё. И настолько меня впечатлило вот это обручение с морем, когда человек, который понимает, что он не может служить, а жизнь Фёдора Фёдоровича Ушакова нельзя иначе назвать как служение, и такое прямо вот, как сейчас бы сказали, 24 на 7, такое жизненное служение. И он понимает, что он не может служить, потому что вот это ранение с медведем, и он начинает обручаться с морем, то есть он должен полностью переменить как-то свою психику, можно сказать, и полностью переменить своё отношение к этой стихии и как-то преодолеть этот страх, что ты отплываешь от твёрдой суши, и ты уходишь во власть этой коварной стихии.

С. Лачин

— А внизу — бездна. И вот почему нам с Виктором были особенно приятны слова моряков, капитанов, которые подошли к нам после премьеры, это была целая команда классных ребят, и когда мы услышали от них слова благодарности за этот фильм, мы поняли, что всё, вот это самое главное, и сфотографировались с ними с удовольствием по их просьбе. И вот это вообще самая высшая оценка. Я почему к ним отношусь с таким восхищением, к людям моря: мне кажется, что именно потому, что под ними бездна, они понимают цену человеческой жизни, и поэтому для них Ушаков — это действительно святой, и они молятся на него, как на Николу Угодника, по этой причине.

А. Леонтьева

— А для меня также в фильме было ново (но, правда, муж мой сказал, что он знал об этом, я не знала), что у Фёдора Фёдоровича Ушакова дядя, Фёдор Санаксарский, он тоже святой, и он как покровитель был Фёдора Фёдоровича Ушакова.

В. Лещенко

— Ну да, конечно, много нам приходится и домыслить, мы не знаем, как мыслил тот или иной человек, что его конкретно сподвигло. Здесь, конечно же, есть доля какого-то художественного вымысла, предположения, но, по крайней мере, всё достаточно логично, действительно, целая история была связана у Фёдора Фёдоровича с его дядей, вот Сергей расскажет более подробно.

С. Лачин

— Вы знаете, я скажу не то, что есть в фильме, и наши слушатели, надеюсь, увидят это, я скажу то, что мне сказал монах, настоятель монастыря на Корфу, это монастырь Пресвятой Богородицы Высокой в глубине острова, где стоял гарнизон Ушакова, отец Спиридон. Когда мы закончили съёмки, остались одни, переводчик был, лучи солнца, заходящего в окно, светили на портрет единственный прижизненный Фёдора Фёдоровича. Это ещё один из моментов очень важных: у Суворова было много прижизненных портретов, у Ушакова их практически не было. Тот известный, Петра Бажанова, канонический, был написан почти через сто лет после его кончины, поэтому мы сами рисовали этот образ, это здорово. Так вот, когда мы стояли в храме, Спиридон сказал: «Мне кажется, Сергей, что Фёдор Фёдорович именно на Корфу, как святой человек, который искал своего места, решил уйти в монастырь, пойти к монастырю, жить рядом с монастырём, молиться». И мне кажется, что Спиридон прав уже по-своему, уже это его версия, которую я, конечно же, принимаю. И там меня поразил колодец, который выкопали моряки Фёдора Фёдоровича 225 лет назад. Я испил этой воды колодезной и понял, что они сделали его для монастыря и напоили меня, вот эта вот связь времён. И Фёдора Фёдоровича (это опять из уст Спиридона) почитают, помнят. Он сказал, что монахи говорили с ним на одном языке, и он с ними говорил на одном языке. Вот это останется, наверное, со мной всегда. Да, и Спиридон сказал: «Пусть для вас этот фильм будет как путь, который вас приведёт к неким озарениям, пониманиям». Я очень благодарен этому православному греческому монаху.

А. Леонтьева

— Это потрясающе. Я не знала, что на Корфу до сих пор почитают Фёдора Ушакова, и мы часто там были, чтобы поклониться святителю Спиридону Тримифунтскому, и теперь будем знать, что можно туда зайти и тоже приобщиться.

С. Лачин

— Можно зайти также в церковь, которая неподалёку от этого храма Спиридона Тримифунтского находится, и там вообще есть могила внутри церкви капитана-лейтенанта Савицкого, который, по одной из версий, заслонил своим телом Ушакова во время покушения. И икона Ушакова стоит в этой церкви, и настоятель этой церкви отец Афанасий также почитает Ушакова и готов на эту тему общаться.

А. Леонтьева

— Скажите, такой, может быть, личный вопрос, но в течение всей этой работы над фильмом, всех этих путешествий, сбора материала и общения с людьми, было у вас ощущение вот такого живого общения, как бывает, знаете, со святыми, с Фёдором Фёдоровичем?

В. Лещенко

— Для меня это, как минимум, часть моей жизни, что Александр Васильевич, что Фёдор Фёдорович, это то, с чем теперь я навсегда.

А. Леонтьева

— Вы несколько лет с ними провели прямо рука об руку.

В. Лещенко

— Ну да, и проводим сейчас, и я стал другим.

С. Лачин

— Мы входили в этот фильм в один и другой одними, а выходили другими. И ещё в конце хотел бы добавить насчёт дяди и племянника, монаха и адмирала, то, что уникальность и в этом состоит, что и так они были крещены в одном храме, в одной церкви Богоявления-на- Острову в Хопылёво, про которую я уже говорил, и вместе упокоились в Санаксарском монастыре, и их мощи хранятся ныне. И понимание вот этого удивительного факта, уникального, наполняет каким-то смыслом, ощущением, светом. Светлый вечер.

А. Леонтьева

— Спасибо вам огромное, потрясающий разговор, много информации. Приглашаем всех радиослушателей посмотреть фильм «Охота на фельдмаршала» 2019 года, а также фильм «Адмирал Ушаков. Восхождение», который сейчас проходит свои премьеры. В дальнейшем, наверное, его можно будет найти уже. И напоминаю, что сегодня с нами и с вами Сергей Лачин — российский продюсер, режиссёр, сценарист, член Союза писателей Москвы, и Виктор Лещенко — автор идеи, генеральный продюсер фильма «Адмирал Ушаков. Восхождение». Спасибо вам огромное.

В. Лещенко

— Вам спасибо.

С. Лачин

— Благодарим.

А. Леонтьева

У микрофона была Анна Леонтьева. Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем