Во второй половине одиннадцатого века огромные земли современных Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Вологодской, а также частично Московской и Тверской областей входили в состав одной епархии — Ростовской. Согласно «Повести временных лет» жило на этой большой территории племя с названием Меря. Это коренное население Верхнего Поволжья было подвержено множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Особенно суровы были жители Ростова Великого. Местные язычники неоднократно изгоняли присылаемых православных епископов и по некоторым источникам даже убивали их.
В 1078-ом году на ростово-суздальскую кафедру был поставлен епископ Исаия, уроженец киевской земли и постриженик Печерского монастыря. Владыка Исаия стал четвертым епископом обширной Ростовской епархии. Много потрудился его предшественник — святой Леонтий — для просвещения своей паствы. Тем не менее святитель Исаия встретил в Ростове Великом и в окрестных землях в основном новоначальных, еще не утвердившихся в вере, христиан, и убежденных язычников.
Святитель Исаия более двадцати лет посвятил миссионерскому служению. На Ростовской кафедре он ревностно трудился, проповедуя православие среди жителей своей обширной епархии. Святой Исаия крестил множество язычников и утверждал в вере тех, кто уже принял православие. Часто даже самые закоренелые язычники не могли устоять перед силой его слова. С проповедью о Христе он проходил Ростовские, Ярославские и Суздальские пределы. Как повествует автор жития, святой Исаия «идольскую лесть попалЯл» — святитель мужественно ниспровергал идолов и бесстрашно сжигал их везде, где только находил.
Святителя Исаию называют апостолом земли Ростовской, ведь именно в годы его служения началось утверждение православия в Ростове Великом. В житии святого особо подчеркивается роль его миссионерского служения, ведь по сути он осуществил христианизацию того самого региона, который впоследствии стал основой русского государства. Святитель Исаия Ростовский принес православие на земли, где позже возникла и новая столица — Москва. В церковных песнопениях, дошедших до нас с шестнадцатого века владыка Исаия прославляется именно как просветитель «вся Русская конца» — то есть всех в современном понимании северо-восточных земель Руси, а в некоторых песнопениях святой Исаия, как миссионер, сравнивается с солнцем «просвещающим страну».
Большую поддержку миссионерским трудам святителя Исаии оказывал великий киевский князь Владимир Мономах. На средства святого благоверного князя был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этой церкви в конце одиннадцатого века и были упокоены мощи святителя Исаии. Они были обретены столетием позже, а общецерковное почитание святого Исаии Ростовского началось в пятнадцатом веке.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница