
Во второй половине одиннадцатого века огромные земли современных Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Вологодской, а также частично Московской и Тверской областей входили в состав одной епархии — Ростовской. Согласно «Повести временных лет» жило на этой большой территории племя с названием Меря. Это коренное население Верхнего Поволжья было подвержено множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Особенно суровы были жители Ростова Великого. Местные язычники неоднократно изгоняли присылаемых православных епископов и по некоторым источникам даже убивали их.
В 1078-ом году на ростово-суздальскую кафедру был поставлен епископ Исаия, уроженец киевской земли и постриженик Печерского монастыря. Владыка Исаия стал четвертым епископом обширной Ростовской епархии. Много потрудился его предшественник — святой Леонтий — для просвещения своей паствы. Тем не менее святитель Исаия встретил в Ростове Великом и в окрестных землях в основном новоначальных, еще не утвердившихся в вере, христиан, и убежденных язычников.
Святитель Исаия более двадцати лет посвятил миссионерскому служению. На Ростовской кафедре он ревностно трудился, проповедуя православие среди жителей своей обширной епархии. Святой Исаия крестил множество язычников и утверждал в вере тех, кто уже принял православие. Часто даже самые закоренелые язычники не могли устоять перед силой его слова. С проповедью о Христе он проходил Ростовские, Ярославские и Суздальские пределы. Как повествует автор жития, святой Исаия «идольскую лесть попалЯл» — святитель мужественно ниспровергал идолов и бесстрашно сжигал их везде, где только находил.
Святителя Исаию называют апостолом земли Ростовской, ведь именно в годы его служения началось утверждение православия в Ростове Великом. В житии святого особо подчеркивается роль его миссионерского служения, ведь по сути он осуществил христианизацию того самого региона, который впоследствии стал основой русского государства. Святитель Исаия Ростовский принес православие на земли, где позже возникла и новая столица — Москва. В церковных песнопениях, дошедших до нас с шестнадцатого века владыка Исаия прославляется именно как просветитель «вся Русская конца» — то есть всех в современном понимании северо-восточных земель Руси, а в некоторых песнопениях святой Исаия, как миссионер, сравнивается с солнцем «просвещающим страну».
Большую поддержку миссионерским трудам святителя Исаии оказывал великий киевский князь Владимир Мономах. На средства святого благоверного князя был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В этой церкви в конце одиннадцатого века и были упокоены мощи святителя Исаии. Они были обретены столетием позже, а общецерковное почитание святого Исаии Ростовского началось в пятнадцатом веке.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова