Святитель Исаия Ростовский

* Поделиться
Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий Ростовские
Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV-начала XVI века.

Во второй половине одиннадцатого века огромные земли современных Яро­слав­ской, Вла­ди­мир­ской, Ни­же­го­род­ской, Ко­стром­ской, Во­ло­год­ской, а также ча­стич­но Мос­ков­ской и Твер­ской областей входили в состав одной епархии — Ростовской. Согласно «Повести временных лет» жило на этой большой территории племя с названием Меря. Это коренное население Верхнего Поволжья было под­вер­же­но мно­же­ству суе­ве­рий, кро­ва­вых обы­ча­ев, га­да­ний и ча­ро­действ. Особенно суровы были жители Ростова Великого. Местные язычники неоднократно изгоняли присылаемых православных епископов и по некоторым источникам даже убивали их.

В 1078-ом году на ростово-суздальскую кафедру был поставлен епископ Исаия, уроженец киевской земли и постриженик Печерского монастыря. Владыка Исаия стал четвертым епископом обширной Ростовской епархии. Мно­го по­тру­дил­ся его предшественник — святой Леон­тий — для про­све­ще­ния своей паствы. Тем не менее свя­ти­тель Ис­а­ия встретил в Ростове Великом и в окрестных землях в основном новоначальных, еще не утвер­див­ших­ся в ве­ре, христиан, и убежденных язычников.

Свя­ти­тель Исаия более двадцати лет посвятил миссионерскому служению. На Ростовской кафедре он рев­ност­но тру­дил­ся, проповедуя пра­во­сла­вие сре­ди жи­те­лей своей об­шир­ной епар­хии. Святой Исаия крестил множество язычников и утверждал в вере тех, кто уже принял православие. Часто даже самые закоренелые язычники не могли устоять перед силой его слова. С проповедью о Христе он проходил Ростовские, Ярославские и Суздальские пределы. Как повествует автор жития, святой Исаия «идоль­скую лесть по­па­лЯл» — святитель мужественно ниспровергал идолов и бес­страш­но сжигал их везде, где только находил.

Святителя Исаию называют апостолом земли Ростовской, ведь именно в годы его служения началось утверждение православия в Ростове Великом. В житии святого особо подчеркивается роль его миссионерского служения, ведь по сути он осуществил христианизацию того самого региона, который впоследствии стал основой русского государства. Святитель Исаия Ростовский принес православие на земли, где позже возникла и новая столица — Москва. В церковных песнопениях, дошедших до нас с шестнадцатого века владыка Исаия прославляется именно как просветитель «вся Русская конца» — то есть всех в современном понимании северо-восточных земель Руси, а в некоторых песнопениях святой Исаия, как миссионер, сравнивается с солнцем «просвещающим страну».

Большую поддержку миссионерским трудам святителя Исаии оказывал великий киевский князь Владимир Мономах. На сред­ства святого благоверного кня­зя был по­стро­ен в Ро­сто­ве Ве­ли­ком со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В этой церкви в конце одиннадцатого века и были упокоены мощи святителя Исаии. Они были обретены столетием позже, а общецерковное почитание святого Исаии Ростовского началось в пятнадцатом веке.

Другие программы
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Вы любите кино, или считаете, что на экранах давно уже нечего смотреть? Фильмы известные и неизвестные, новинки и классика кино – Юрий Рязанов и его гости разговаривают о кинематографе.
Встречаем Пасху
Встречаем Пасху
Крестный ход сквозь века
Крестный ход сквозь века
Живут такие люди
Живут такие люди
Программа Дарьи Виноградовой Каждый из нас периодически на собственном или чужом примере сталкивается с добрыми, вдохновляющими историями. Эти истории — наше богатство, они способны согревать в самое холодное время. Они призваны напоминать нам, что в мире есть и добро, и любовь, и вера!

Также рекомендуем