
В 1903-м году на должность миссионера Новгородской епархии был назначен отец Варсонофий (мирское имя Василий Павлович Лебедев). Он всецело посвятил себя служению миссионерскому делу.
Староверческие селения, где проповедовал отец Варсонофий, находились на больших расстояниях друг от друга. Это было существенным препятствием для их частого посещения и регулярных бесед с приверженцами раскола. Но иеромонах Варсонофий точно распределил, сколько раз и в какое время он будет посещать тот или иной населённый пункт, и неизменно следовал поставленным целям.
Отец Варсонофий часто сам проводил богослужения по древним книгам, а также беседовал лично с приверженцами старой веры, заходя к ним в дома. В скором времени это стало приносить ощутимые результаты: нетерпимость утрачивала свою силу, оживал интерес к местным памятникам православной старины, всё более частыми становились случаи присоединения староверов к православию.
Благодаря миссионерской деятельности отца Варсонофия уменьшалось число раскольничьих скитов и появлялось всё больше единоверческих храмов, прихожане которых, будучи сторонниками древних богослужебных чинов, становились полноценными членами Церкви.
В 1904-ом году, обращаясь к новым прихожанам, отец Варсонофий сказал: «Вы воссоединяетесь со святой Православной Восточной Церковью на правах единоверия, то есть соблюдая в неприкосновенности некоторые церковные обычаи и обряды. Да не смущается сердце ваше! Это несущественное различие. Оно всегда бывало в Церкви, но никогда не давало права нарушать из-за него церковный мир и общение...»
6-го мая 1902-го года Священный Синод за миссионерскую деятельность наградил иеромонаха Варсонофия наперсным крестом. В 1909-м году, уже будучи в сане архимандрита, отец Варсонофий издаёт книгу «Беседы с новгородскими сектантами пашковцами-баптистами». (Так называли приверженцев секты, отрицавшей церковную иерархию, таинства, почитание икон и святых и получившей свое название по имени её руководителя Пашкова). Эта книга стала руководством для духовенства при подготовке бесед с сектантами, а мирян ограждала от увлечения лжеучениями.
Усердное служение архимандрита Варсонофия привело к расширению миссионерского дела в Новгородской епархии. Были организованы постоянно действующие курсы, на которых священнослужители делились своим миссионерским опытом, определяли меры, которые помогали строить жизнь на началах православной веры. Такие курсы проводились и для мирян.
Один из современников так охарактеризовал личность отца Варсонофия: «К обращению уклоняющихся от спасительного пути были направлены его труды. С этой же целью он стремился и к расширению своего миссионерского опыта участием в миссионерских всероссийских съездах... Отец Варсонофий вынесенные отсюда познания ценил не как средство одолеть противника в споре, а как средство с большим умением и сильнее влиять и на раскольников, изводя их из тьмы неведения, и на колеблющихся православных, укрепляя их в вере отцов».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема