Всего несколько десятилетий назад людям, у которых находили религиозную литературу, грозил реальный тюремный срок. Были под запретом и воспоминания о мучениках за веру, пострадавших в советское время.
Сегодня мы говорим о священномученике Серафиме Чичагове и книге Анатолия Краснова-Левитина «Лихие годы».
Место действия — Ленинград.
Время действия — 30-е годы XX века.
Известный правозащитник и церковный писатель Анатолий Эммануилович Краснов-Левитин несколько раз подвергался аресту по обвинению в антисоветской агитации за так называемый «церковный самиздат». Воспоминания Краснова-Левитина о церковной жизни в годы гонений советской власти на Церковь, у верующих ходили по рукам.
В середине 70-х мемуары Краснова-Левитина были изданы в Швейцарии в виде нескольких книг. В одной из них, под названием «Лихие годы», автор рассказывает о священнослужителях, с которыми ему довелось встречаться в довоенном Ленинграде.
В этой книге Краснова-Левитина есть строчки о литургии в Преображенском храме на Литейном, которую служил владыка Серафим Чичагов, только что назначенный на ленинградскую митрополичью кафедру
Вспоминая митрополита Серафима, я ловлю себя на том, что невольно им любуюсь: яркая индивидуальность всегда импонирует. В нём не было ничего искусственного, натянутого, деланного. Когда владыку облачали посреди храма, когда он стоял в полном облачении перед престолом, он держался так, как будто был один в комнате, а не перед несколькими тысячами человек, которые не спускали с него глаз.
Митрополит Серафим Чичагов был личностью легендарной. Потомственный военный, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадского. Овдовев, Леонид Михайлович Чичагов принял монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и полностью посвятил свою жизнь служению Богу.
После большевистского переворота владыка Серафим подвергался многочисленным репрессиям со стороны советской власти, был арестован, пережил архангельскую ссылку. В феврале 1928 года Серафим Чичагов был назначен на митрополичью кафедру в Ленинграде. Это были годы, когда советская власть с новой силой начала борьбу с религией, и любое публичное выступление с упоминанием Бога и святых грозило арестом.
Вот что вспоминает писатель Краснов-Левитин о мужественных проповедях митрополита Серафима Чичагова:
По пятницам в Знаменской церкви, у Московского вокзала, митрополит Серафим читал акафист преподобному Серафиму. Читал наизусть, а после беседовал с народом. В одну из таких бесед он подробно рассказал историю прославления преподобного Серафима, причём всячески подчеркивал роль императора Николая II.
В 1933 году церковное руководство, в надежде уберечь митрополита Серафима от ареста, отправило его на покой. Несколько лет владыка прожил на даче под Москвой возле станции Удельная Казанской железной дороги. Арест последовал в ноябре 1937 года. Прикованного к постели 82-х летнего владыку вынесли из дома на носилках, чтобы доставить в Таганскую тюрьму.
11 декабря 1937 года по решению тройки НКВД святитель Серафим Чичагов был расстрелян на Бутовском полигоне и погребён в безвестной могиле.
Воспоминания Краснова-Левитина содержат свидетельства о том, что владыка Серафим верил в особую миссию Русской Православной Церкви, пережившей в XX веке время гонений.
Митрополит постоянно говорил о Божией Матери, указывал на образ преподобного Серафима, отстаивал идею русского народа богоносца. Народ богоносец должен пройти через горнило испытаний, чтобы, очистившись в нем, явить миру чистое золото веры Христовой.
Слова о горниле испытаний и золоте веры священномученик Серафим Чичагов говорил и о себе самом.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова