За этой картиной стоит настоящая драма. Здесь изображена семья генерала Ираклия Моркова, который помог крепостному Василию Тропинину стать художником: граф оплатил образование и создал все условия для работы. Но при этом вольную ему давать не спешил...

— Маргарита Константиновна, посмотрите, какая интересная картина! Она похожа на остановленный мультфильм. Как будто среди полотен в Третьяковской галерее висит экран, на котором действие поставили на паузу. Кажется, нажмёшь на кнопку, и герои станут двигаться и общаться между собой.
— И впрямь, Настенька, полотно напоминает стоп-кадр — застывший фрагмент из жизни дворянского гнезда. Это «Семейный портрет графов Морковых». Василий Тропинин написал его в далёком 1813 году.
— Так хочется больше узнать о героях картины!
— Могу рассказать немного. Слева от центра — глава семейства, генерал Ираклий Морков. Бравому военному здесь около шестидесяти лет, он потучнел, располнел, но не утратил бодрости духа. Сидит в кресле, грузно опираясь локтем на маленький круглый столик. В руке у него платок. Если, как ты говоришь, изображение оживёт, то, кажется, граф промокнёт лоб и погладит белого пуделя, что примостился рядом.
— А в самом центре картины стоит девушка в белом платье — такая красивая! Это дочь генерала?
— Да, старшая, Наталья Ираклиевна. Она держит в руках вышивание. Так художник подчеркнул женственность и трудолюбие молодой дворянки.
— А справа за столом — её сестра?
— Точно. Только сидит Вера Моркова не за столом, а за клавиром. Это старинный музыкальный инструмент. Видишь, под рукой у девушки клавиши, а перед ней — ноты. За спиной у Веры стоит учительница музыки, мадемуазель Боцигетти. Итальянка выросла в доме Морковых, поскольку её мама долгое время была гувернанткой генеральских наследников.
— А сколько всего детей было в семье?
— Семеро. На картине Тропинина представлены четверо из них. Кроме Натальи и Веры мы можем увидеть ещё двух братьев Морковых — Николая и Ираклия, названного в честь отца. Вот они, слева.
— В военной форме?
— Да, оба юноши были офицерами, участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вместе с отцом они сражались на Бородинском поле, защищали столицу. Генерал Ираклий Иванович возглавлял народное ополчение в Москве. Морковы потеряли дом, когда в городе полыхал пожар во время оккупации. И построили новый после победы над Наполеоном. Этот счастливый момент и запечатлел Тропинин.
— Художник с такой теплотой изобразил Морковых! Он как будто радуется вместе с ними.
— Василий Тропинин был крепостным Ираклия Моркова, разделял с ним и трудности, и радости. Он сопровождал генерала во время войны и помогал обустраивать новое жилище после победы.
— А как хозяин относился к художнику?
— Заботился, но, скорее, как о собственности. Ираклий Морков за свой счёт выучил талантливого крепостного мальчика в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Но когда Василий получил образование, хозяин вернул его в деревню. Там дипломированному художнику приходилось быть и лакеем, и пастухом.
— А после войны? Генерал оценил преданность художника?
— Оценил и преданность, и талант. По-своему. Тропинин писал портреты по многочисленным заказам дворян, утративших фамильные галереи во время пожара. Морков очень гордился этим. Он обустроил для художника мастерскую. Но при этом от себя не отпускал. Лишь в 1823 году живописец получил вольную. Ему на тот момент исполнилось сорок семь лет.
— Вот бы и вправду мультфильм сняли по этой истории!
— Да, фамильная сага в свете русской летописи могла бы получиться интересной! И первый эскиз к сценарию уже готов. Его создал Василий Тропинин больше двухсот лет назад. Это шедевр Третьяковской галереи, «Семейный портрет графов Морковых».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело