За этой картиной стоит настоящая драма. Здесь изображена семья генерала Ираклия Моркова, который помог крепостному Василию Тропинину стать художником: граф оплатил образование и создал все условия для работы. Но при этом вольную ему давать не спешил...

— Маргарита Константиновна, посмотрите, какая интересная картина! Она похожа на остановленный мультфильм. Как будто среди полотен в Третьяковской галерее висит экран, на котором действие поставили на паузу. Кажется, нажмёшь на кнопку, и герои станут двигаться и общаться между собой.
— И впрямь, Настенька, полотно напоминает стоп-кадр — застывший фрагмент из жизни дворянского гнезда. Это «Семейный портрет графов Морковых». Василий Тропинин написал его в далёком 1813 году.
— Так хочется больше узнать о героях картины!
— Могу рассказать немного. Слева от центра — глава семейства, генерал Ираклий Морков. Бравому военному здесь около шестидесяти лет, он потучнел, располнел, но не утратил бодрости духа. Сидит в кресле, грузно опираясь локтем на маленький круглый столик. В руке у него платок. Если, как ты говоришь, изображение оживёт, то, кажется, граф промокнёт лоб и погладит белого пуделя, что примостился рядом.
— А в самом центре картины стоит девушка в белом платье — такая красивая! Это дочь генерала?
— Да, старшая, Наталья Ираклиевна. Она держит в руках вышивание. Так художник подчеркнул женственность и трудолюбие молодой дворянки.
— А справа за столом — её сестра?
— Точно. Только сидит Вера Моркова не за столом, а за клавиром. Это старинный музыкальный инструмент. Видишь, под рукой у девушки клавиши, а перед ней — ноты. За спиной у Веры стоит учительница музыки, мадемуазель Боцигетти. Итальянка выросла в доме Морковых, поскольку её мама долгое время была гувернанткой генеральских наследников.
— А сколько всего детей было в семье?
— Семеро. На картине Тропинина представлены четверо из них. Кроме Натальи и Веры мы можем увидеть ещё двух братьев Морковых — Николая и Ираклия, названного в честь отца. Вот они, слева.
— В военной форме?
— Да, оба юноши были офицерами, участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вместе с отцом они сражались на Бородинском поле, защищали столицу. Генерал Ираклий Иванович возглавлял народное ополчение в Москве. Морковы потеряли дом, когда в городе полыхал пожар во время оккупации. И построили новый после победы над Наполеоном. Этот счастливый момент и запечатлел Тропинин.
— Художник с такой теплотой изобразил Морковых! Он как будто радуется вместе с ними.
— Василий Тропинин был крепостным Ираклия Моркова, разделял с ним и трудности, и радости. Он сопровождал генерала во время войны и помогал обустраивать новое жилище после победы.
— А как хозяин относился к художнику?
— Заботился, но, скорее, как о собственности. Ираклий Морков за свой счёт выучил талантливого крепостного мальчика в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Но когда Василий получил образование, хозяин вернул его в деревню. Там дипломированному художнику приходилось быть и лакеем, и пастухом.
— А после войны? Генерал оценил преданность художника?
— Оценил и преданность, и талант. По-своему. Тропинин писал портреты по многочисленным заказам дворян, утративших фамильные галереи во время пожара. Морков очень гордился этим. Он обустроил для художника мастерскую. Но при этом от себя не отпускал. Лишь в 1823 году живописец получил вольную. Ему на тот момент исполнилось сорок семь лет.
— Вот бы и вправду мультфильм сняли по этой истории!
— Да, фамильная сага в свете русской летописи могла бы получиться интересной! И первый эскиз к сценарию уже готов. Его создал Василий Тропинин больше двухсот лет назад. Это шедевр Третьяковской галереи, «Семейный портрет графов Морковых».
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника — игумен Лука (Степанов).
События Введения во храм Пресвятой Богородицы известны нам не из Святого Евангелия, а из записанных свидетельств Священного Предания об этом событии, которое имело место в Иерусалиме в те времена.
Через три года после Рождества Пресвятой Богородицы первые иконописные отражения этих записей, отражающих во многом то самое устное предание Церкви, были напечатлены на стенах храма в Каппадокии. Это конец первого тысячелетия, хотя сам праздник уже известно, что в V–VI веках приобретает всеобщее распространение в Церкви.
Но иконописные изображения, в которых хрупкая маленькая фигурка Пресвятой Богородицы предстоит склонившемуся над ней пророку Захарии, отцу Иоанна Предтечи (именно он, по преданию церковному, был встречающим архиереем, принимающим во Святая святых отроковицу Деву Марию), на иконах и последующих, на святой горе Афон, в храмах сербских, болгарских, впоследствии русских, изображение Пресвятой Богородицы мы видим на фоне храма, при том иногда в нём можно узнать не столько ветхозаветный, сколько новозаветный храм. Бывает изображена скиния и храм, а и то и другое, по святоотеческому пояснению, — прообразы Пресвятой Богородицы. Скиния завета, храм Соломонов — это ведь вместилище Божие, как впоследствии вместила Бога, воплощающегося, Пречистая Дева в своём естестве.
Все выпуски программы Актуальная тема











