За этой картиной стоит настоящая драма. Здесь изображена семья генерала Ираклия Моркова, который помог крепостному Василию Тропинину стать художником: граф оплатил образование и создал все условия для работы. Но при этом вольную ему давать не спешил...

— Маргарита Константиновна, посмотрите, какая интересная картина! Она похожа на остановленный мультфильм. Как будто среди полотен в Третьяковской галерее висит экран, на котором действие поставили на паузу. Кажется, нажмёшь на кнопку, и герои станут двигаться и общаться между собой.
— И впрямь, Настенька, полотно напоминает стоп-кадр — застывший фрагмент из жизни дворянского гнезда. Это «Семейный портрет графов Морковых». Василий Тропинин написал его в далёком 1813 году.
— Так хочется больше узнать о героях картины!
— Могу рассказать немного. Слева от центра — глава семейства, генерал Ираклий Морков. Бравому военному здесь около шестидесяти лет, он потучнел, располнел, но не утратил бодрости духа. Сидит в кресле, грузно опираясь локтем на маленький круглый столик. В руке у него платок. Если, как ты говоришь, изображение оживёт, то, кажется, граф промокнёт лоб и погладит белого пуделя, что примостился рядом.
— А в самом центре картины стоит девушка в белом платье — такая красивая! Это дочь генерала?
— Да, старшая, Наталья Ираклиевна. Она держит в руках вышивание. Так художник подчеркнул женственность и трудолюбие молодой дворянки.
— А справа за столом — её сестра?
— Точно. Только сидит Вера Моркова не за столом, а за клавиром. Это старинный музыкальный инструмент. Видишь, под рукой у девушки клавиши, а перед ней — ноты. За спиной у Веры стоит учительница музыки, мадемуазель Боцигетти. Итальянка выросла в доме Морковых, поскольку её мама долгое время была гувернанткой генеральских наследников.
— А сколько всего детей было в семье?
— Семеро. На картине Тропинина представлены четверо из них. Кроме Натальи и Веры мы можем увидеть ещё двух братьев Морковых — Николая и Ираклия, названного в честь отца. Вот они, слева.
— В военной форме?
— Да, оба юноши были офицерами, участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вместе с отцом они сражались на Бородинском поле, защищали столицу. Генерал Ираклий Иванович возглавлял народное ополчение в Москве. Морковы потеряли дом, когда в городе полыхал пожар во время оккупации. И построили новый после победы над Наполеоном. Этот счастливый момент и запечатлел Тропинин.
— Художник с такой теплотой изобразил Морковых! Он как будто радуется вместе с ними.
— Василий Тропинин был крепостным Ираклия Моркова, разделял с ним и трудности, и радости. Он сопровождал генерала во время войны и помогал обустраивать новое жилище после победы.
— А как хозяин относился к художнику?
— Заботился, но, скорее, как о собственности. Ираклий Морков за свой счёт выучил талантливого крепостного мальчика в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Но когда Василий получил образование, хозяин вернул его в деревню. Там дипломированному художнику приходилось быть и лакеем, и пастухом.
— А после войны? Генерал оценил преданность художника?
— Оценил и преданность, и талант. По-своему. Тропинин писал портреты по многочисленным заказам дворян, утративших фамильные галереи во время пожара. Морков очень гордился этим. Он обустроил для художника мастерскую. Но при этом от себя не отпускал. Лишь в 1823 году живописец получил вольную. Ему на тот момент исполнилось сорок семь лет.
— Вот бы и вправду мультфильм сняли по этой истории!
— Да, фамильная сага в свете русской летописи могла бы получиться интересной! И первый эскиз к сценарию уже готов. Его создал Василий Тропинин больше двухсот лет назад. Это шедевр Третьяковской галереи, «Семейный портрет графов Морковых».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер