За этой картиной стоит настоящая драма. Здесь изображена семья генерала Ираклия Моркова, который помог крепостному Василию Тропинину стать художником: граф оплатил образование и создал все условия для работы. Но при этом вольную ему давать не спешил...
— Маргарита Константиновна, посмотрите, какая интересная картина! Она похожа на остановленный мультфильм. Как будто среди полотен в Третьяковской галерее висит экран, на котором действие поставили на паузу. Кажется, нажмёшь на кнопку, и герои станут двигаться и общаться между собой.
— И впрямь, Настенька, полотно напоминает стоп-кадр — застывший фрагмент из жизни дворянского гнезда. Это «Семейный портрет графов Морковых». Василий Тропинин написал его в далёком 1813 году.
— Так хочется больше узнать о героях картины!
— Могу рассказать немного. Слева от центра — глава семейства, генерал Ираклий Морков. Бравому военному здесь около шестидесяти лет, он потучнел, располнел, но не утратил бодрости духа. Сидит в кресле, грузно опираясь локтем на маленький круглый столик. В руке у него платок. Если, как ты говоришь, изображение оживёт, то, кажется, граф промокнёт лоб и погладит белого пуделя, что примостился рядом.
— А в самом центре картины стоит девушка в белом платье — такая красивая! Это дочь генерала?
— Да, старшая, Наталья Ираклиевна. Она держит в руках вышивание. Так художник подчеркнул женственность и трудолюбие молодой дворянки.
— А справа за столом — её сестра?
— Точно. Только сидит Вера Моркова не за столом, а за клавиром. Это старинный музыкальный инструмент. Видишь, под рукой у девушки клавиши, а перед ней — ноты. За спиной у Веры стоит учительница музыки, мадемуазель Боцигетти. Итальянка выросла в доме Морковых, поскольку её мама долгое время была гувернанткой генеральских наследников.
— А сколько всего детей было в семье?
— Семеро. На картине Тропинина представлены четверо из них. Кроме Натальи и Веры мы можем увидеть ещё двух братьев Морковых — Николая и Ираклия, названного в честь отца. Вот они, слева.
— В военной форме?
— Да, оба юноши были офицерами, участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вместе с отцом они сражались на Бородинском поле, защищали столицу. Генерал Ираклий Иванович возглавлял народное ополчение в Москве. Морковы потеряли дом, когда в городе полыхал пожар во время оккупации. И построили новый после победы над Наполеоном. Этот счастливый момент и запечатлел Тропинин.
— Художник с такой теплотой изобразил Морковых! Он как будто радуется вместе с ними.
— Василий Тропинин был крепостным Ираклия Моркова, разделял с ним и трудности, и радости. Он сопровождал генерала во время войны и помогал обустраивать новое жилище после победы.
— А как хозяин относился к художнику?
— Заботился, но, скорее, как о собственности. Ираклий Морков за свой счёт выучил талантливого крепостного мальчика в Санкт-Петербурге, в Академии художеств. Но когда Василий получил образование, хозяин вернул его в деревню. Там дипломированному художнику приходилось быть и лакеем, и пастухом.
— А после войны? Генерал оценил преданность художника?
— Оценил и преданность, и талант. По-своему. Тропинин писал портреты по многочисленным заказам дворян, утративших фамильные галереи во время пожара. Морков очень гордился этим. Он обустроил для художника мастерскую. Но при этом от себя не отпускал. Лишь в 1823 году живописец получил вольную. Ему на тот момент исполнилось сорок семь лет.
— Вот бы и вправду мультфильм сняли по этой истории!
— Да, фамильная сага в свете русской летописи могла бы получиться интересной! И первый эскиз к сценарию уже готов. Его создал Василий Тропинин больше двухсот лет назад. Это шедевр Третьяковской галереи, «Семейный портрет графов Морковых».
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение