Этот портрет появился благодаря стараниям Павла Третьякова. Слава Богу, картина увидела свет: работа над ней шла очень непросто. «Портрет писателя Антона Павловича Чехова» кисти Иосифа Браза отражает сильную личность великого русского творца.

— Ванечка, здравствуй, мой дорогой! Давно ты не заходил к нам в Третьяковскую галерею. Рада видеть тебя!
— Маргарита Константиновна, и я рад вас видеть! Что-то в последнее время большая нагрузка в школе... И пришёл я к вам, собственно, по школьному вопросу.
— Рассказывай, чем я могу тебе помочь?
— Мне нужно подготовить эссе по портрету одного из русских писателей.
— Любого писателя?
— Да, любого. Но желательно из школьной программы.
— Тогда предлагаю взять тебе для эссе портрет Антона Павловича Чехова — работа как раз находится неподалёку от нас, в соседнем зале. Идём!
— О, я знал, что вы мне поможете! Конечно, давайте посмотрим на неё!
— Вот она. Это работа художника Иосифа Браза. Выполнена в 1898 году.
— Кажется, я видел её раньше. Антон Павлович расположился в кресле, обитом тёмно-зелёной тканью, взгляд его устремлён на зрителя. Фигура немного смещена вправо относительно центра изображения...
— Но при этом есть ощущение устойчивости его позы. Наверное потому, что правый локоть писателя свободно лежит на подлокотнике, а левая рука слегка подпирает подбородок.
— Антон Павлович в строгом чёрном костюме, на глазах его пенсне́. Лоб немного напряжён. Кажется, будто герою портрета позировать было нелегко.
— Ты верно подметил, Ваня. Чехову действительно было трудно позировать из-за проблем со здоровьем. Дело в том, что работу над портретом художник Иосиф Браз планировал начать ещё в 1897 году — этот заказ поручил ему Павел Третьяков, который непременно желал иметь в своей галерее портрет Антона Павловича. Но у Чехова началось лёгочное кровотечение, его положили в больницу, и написание портрета пришлось отложить.
— Да, ведь писатель страдал туберкулёзом...
— Когда опасность миновала, Чехов отправился в свою подмосковную усадьбу Мелихово, где Браз продолжил работу над портретом. Но дело продвигалось медленно и трудно. Сказывалось плохое самочувствие Антона Павловича. Портрет явно не получался. Врачи рекомендовали ему отправиться на море, в тёплый морской климат. И Чехов уехал во Францию, в Ниццу, куда за ним отправился и художник Иосиф Браз.
— Ну а там-то, наконец, портрет получился?
— Да. Павел Третьяков оплатил художнику поездку в Ниццу, таким образом работа над портретом была продолжена. И вскоре, в 1898 году портрет был готов и получился замечательным с точки зрения многих искусствоведов. Но сам Чехов отзывался о нём в свойственной ему ироничной форме. О выражении своего лица на портрете он говорил так: «Выражение такое... точно я нанюхался хрену».
— Да, с юмором у Антона Павловича было всё в порядке!
— Он так шутил о портрете: «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой».
— Но согласитесь, Маргарита Константиновна, взгляд за стёклами пенсне, и правда, печален... Сколько всего в этом взгляде! Но не усталость, а скорее, сильные переживания и огромный опыт...
— У Чехова была непростая жизнь. Болезни мучили его. Но несмотря на это, он очень много делал для других людей. И для родных, и для большого числа пациентов, которым он служил как врач. Антон Павлович занимался благотворительностью. На собственные средства построил три школы для крестьянских детей... Его жизнь была настоящим служением.
— И всё это художник Иосиф Браз удивительным образом смог передать во взгляде на портрете Антона Павловича Чехова. Что ж, здесь есть о чём поразмыслить. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, за помощь!
— Я рада, что смогла помочь тебе, Ванечка. Приходи почаще к нам, в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.