Свидание с Антоном Павловичем Чеховым - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Свидание с Антоном Павловичем Чеховым

Поделиться Поделиться

Этот портрет появился благодаря стараниям Павла Третьякова. Слава Богу, картина увидела свет: работа над ней шла очень непросто. «Портрет писателя Антона Павловича Чехова» кисти Иосифа Браза отражает сильную личность великого русского творца.


«Портрет писателя Антона Павловича Чехова» Иосиф Браз, 1898 г., из собрания Третьяковской галереи

— Ванечка, здравствуй, мой дорогой! Давно ты не заходил к нам в Третьяковскую галерею. Рада видеть тебя!

— Маргарита Константиновна, и я рад вас видеть! Что-то в последнее время большая нагрузка в школе... И пришёл я к вам, собственно, по школьному вопросу.

— Рассказывай, чем я могу тебе помочь?

— Мне нужно подготовить эссе по портрету одного из русских писателей.

— Любого писателя?

— Да, любого. Но желательно из школьной программы.

— Тогда предлагаю взять тебе для эссе портрет Антона Павловича Чехова — работа как раз находится неподалёку от нас, в соседнем зале. Идём!

— О, я знал, что вы мне поможете! Конечно, давайте посмотрим на неё!

— Вот она. Это работа художника Иосифа Браза. Выполнена в 1898 году.

— Кажется, я видел её раньше. Антон Павлович расположился в кресле, обитом тёмно-зелёной тканью, взгляд его устремлён на зрителя. Фигура немного смещена вправо относительно центра изображения...

— Но при этом есть ощущение устойчивости его позы. Наверное потому, что правый локоть писателя свободно лежит на подлокотнике, а левая рука слегка подпирает подбородок.

— Антон Павлович в строгом чёрном костюме, на глазах его пенсне́. Лоб немного напряжён. Кажется, будто герою портрета позировать было нелегко.

— Ты верно подметил, ВаняЧехову действительно было трудно позировать из-за проблем со здоровьем. Дело в том, что работу над портретом художник Иосиф Браз планировал начать ещё в 1897 году — этот заказ поручил ему Павел Третьяков, который непременно желал иметь в своей галерее портрет Антона Павловича. Но у Чехова началось лёгочное кровотечение, его положили в больницу, и написание портрета пришлось отложить.

— Да, ведь писатель страдал туберкулёзом...

— Когда опасность миновала, Чехов отправился в свою подмосковную усадьбу Мелихово, где Браз продолжил работу над портретом. Но дело продвигалось медленно и трудно. Сказывалось плохое самочувствие Антона Павловича. Портрет явно не получался. Врачи рекомендовали ему отправиться на море, в тёплый морской климат. И Чехов уехал во Францию, в Ниццу, куда за ним отправился и художник Иосиф Браз.

— Ну а там-то, наконец, портрет получился?

— Да. Павел Третьяков оплатил художнику поездку в Ниццу, таким образом работа над портретом была продолжена. И вскоре, в 1898 году портрет был готов и получился замечательным с точки зрения многих искусствоведов. Но сам Чехов отзывался о нём в свойственной ему ироничной форме. О выражении своего лица на портрете он говорил так: «Выражение такое... точно я нанюхался хрену».

— Да, с юмором у Антона Павловича было всё в порядке!

— Он так шутил о портрете: «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой».

— Но согласитесь, Маргарита Константиновна, взгляд за стёклами пенсне, и правда, печален... Сколько всего в этом взгляде! Но не усталость, а скорее, сильные переживания и огромный опыт...

— У Чехова была непростая жизнь. Болезни мучили его. Но несмотря на это, он очень много делал для других людей. И для родных, и для большого числа пациентов, которым он служил как врач. Антон Павлович занимался благотворительностью. На собственные средства построил три школы для крестьянских детей... Его жизнь была настоящим служением.

— И всё это художник Иосиф Браз удивительным образом смог передать во взгляде на портрете Антона Павловича Чехова. Что ж, здесь есть о чём поразмыслить. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, за помощь!

— Я рада, что смогла помочь тебе, Ванечка. Приходи почаще к нам, в Третьяковскую галерею.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем