Этот портрет появился благодаря стараниям Павла Третьякова. Слава Богу, картина увидела свет: работа над ней шла очень непросто. «Портрет писателя Антона Павловича Чехова» кисти Иосифа Браза отражает сильную личность великого русского творца.

— Ванечка, здравствуй, мой дорогой! Давно ты не заходил к нам в Третьяковскую галерею. Рада видеть тебя!
— Маргарита Константиновна, и я рад вас видеть! Что-то в последнее время большая нагрузка в школе... И пришёл я к вам, собственно, по школьному вопросу.
— Рассказывай, чем я могу тебе помочь?
— Мне нужно подготовить эссе по портрету одного из русских писателей.
— Любого писателя?
— Да, любого. Но желательно из школьной программы.
— Тогда предлагаю взять тебе для эссе портрет Антона Павловича Чехова — работа как раз находится неподалёку от нас, в соседнем зале. Идём!
— О, я знал, что вы мне поможете! Конечно, давайте посмотрим на неё!
— Вот она. Это работа художника Иосифа Браза. Выполнена в 1898 году.
— Кажется, я видел её раньше. Антон Павлович расположился в кресле, обитом тёмно-зелёной тканью, взгляд его устремлён на зрителя. Фигура немного смещена вправо относительно центра изображения...
— Но при этом есть ощущение устойчивости его позы. Наверное потому, что правый локоть писателя свободно лежит на подлокотнике, а левая рука слегка подпирает подбородок.
— Антон Павлович в строгом чёрном костюме, на глазах его пенсне́. Лоб немного напряжён. Кажется, будто герою портрета позировать было нелегко.
— Ты верно подметил, Ваня. Чехову действительно было трудно позировать из-за проблем со здоровьем. Дело в том, что работу над портретом художник Иосиф Браз планировал начать ещё в 1897 году — этот заказ поручил ему Павел Третьяков, который непременно желал иметь в своей галерее портрет Антона Павловича. Но у Чехова началось лёгочное кровотечение, его положили в больницу, и написание портрета пришлось отложить.
— Да, ведь писатель страдал туберкулёзом...
— Когда опасность миновала, Чехов отправился в свою подмосковную усадьбу Мелихово, где Браз продолжил работу над портретом. Но дело продвигалось медленно и трудно. Сказывалось плохое самочувствие Антона Павловича. Портрет явно не получался. Врачи рекомендовали ему отправиться на море, в тёплый морской климат. И Чехов уехал во Францию, в Ниццу, куда за ним отправился и художник Иосиф Браз.
— Ну а там-то, наконец, портрет получился?
— Да. Павел Третьяков оплатил художнику поездку в Ниццу, таким образом работа над портретом была продолжена. И вскоре, в 1898 году портрет был готов и получился замечательным с точки зрения многих искусствоведов. Но сам Чехов отзывался о нём в свойственной ему ироничной форме. О выражении своего лица на портрете он говорил так: «Выражение такое... точно я нанюхался хрену».
— Да, с юмором у Антона Павловича было всё в порядке!
— Он так шутил о портрете: «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой».
— Но согласитесь, Маргарита Константиновна, взгляд за стёклами пенсне, и правда, печален... Сколько всего в этом взгляде! Но не усталость, а скорее, сильные переживания и огромный опыт...
— У Чехова была непростая жизнь. Болезни мучили его. Но несмотря на это, он очень много делал для других людей. И для родных, и для большого числа пациентов, которым он служил как врач. Антон Павлович занимался благотворительностью. На собственные средства построил три школы для крестьянских детей... Его жизнь была настоящим служением.
— И всё это художник Иосиф Браз удивительным образом смог передать во взгляде на портрете Антона Павловича Чехова. Что ж, здесь есть о чём поразмыслить. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, за помощь!
— Я рада, что смогла помочь тебе, Ванечка. Приходи почаще к нам, в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Лампадка. Алёна Боголюбова
Однажды во время уборки на даче я нашла старую лампадку с трещинкой, и мне вспомнились слова дедушки, который говорил, что они с бабушкой «родились в то время, когда сломанные вещи не выбрасывали, а пытались починить». Я понимала, что это аллегория, но никогда не задумывалась, что это про Любовь... про то, как её сохранить.
Лампадка была в запущенном состоянии. Потемневшее масло и подгоревший ладан покрыли стекло плотным слоем. Мне понадобился целый час, чтобы полностью очистить светильник. Но оно того стоило. Чаша стала прозрачной, а в самом стекле оказались золотые жилки, которые придавали лампадке изящный и утончённый вид. Я разглядывала её на просвет и заметила на дне старинную маркировку со знаком ять.
Мой муж нашёл в Сети похожую эмблему дореволюционной артели и предположил, что это изделие начала XX века... Затем последовала проверка лампадки на практичность — муж наполнил её маслом и убедился, что трещина не пропускает жидкость. Он запалил фитилёк, и несколько минут мы просто любовались тем, как свет от огонька бликует на золотых жилках.
Не знаю почему, но в тот момент я подумала о том, что мои дед с бабушкой прожили вместе 53 года. Им было очень непросто — война, нищета, голод, болезни, но трудности их только сближали. Бабушка говорила, что именно вера давала им силы поддерживать друг друга, разделять боль, вместе проходить все испытания. И дело тут не в совместимости, не в традиции и вообще не во внешних условиях. А в том, что они поставили Бога во главу угла, и Он стал источником их любви.
Вот так, старая лампадка превратилась в аллюзию на целую жизнь. Пламя — это любовь, а пригоревшее масло и трещинки — это скорби, которые посылаются нам для того, чтобы мы обратились к Тому, кто может восстановить, поврежденный грехами, светильник. От нас требуется только одно — не отворачиваться, а попросить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Мне кажется... вернее не так — я надеюсь, что хоть чему-то научилась у дедушки и бабушки. Когда в наших отношениях с мужем появляются трещинки, мы даже не думаем отворачиваться, как и не сваливаем свои обиды друг на друга, не таим обиду и не жалуемся родителям, друзьям... мы несём всё это на исповедь, молимся, просим Бога помочь, простить, и очистить. И до сих пор Он всё «чинил» и «восстанавливал» — утешал, вразумлял, прощал и очищал. И кто знает, может быть поэтому, наша любовь жива?.. Может поэтому наша «лампадка» не угасает.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Как относиться к церковным бабушкам? Алёна Боголюбова
Как-то два моих родственника поспорили о том, нужно ли выполнять требования опытных прихожан, которые трудятся при храмах. Первый родственник настаивал на том, что их указания можно игнорировать, так как это не служители Церкви. Второй — наоборот подчёркивал, что они не могут действовать без благословения священников, а значит нужно их слушаться.
С одной стороны, мне понятна боль первого собеседника — у него был негативный опыт:
— Своими замечаниями церковные бабушки отбивают желание приходить в храм, — сетовал он, — меня застыдили на глазах у всех: не так руки держишь, не там стоишь, неправильно одет, хоть бы креститься научился прежде, чем идти сюда...
Но и у второго собеседника аргументация была железная:
— Эти бабули трудятся в церквях по много лет. Без них батюшкам было бы, ой как, тяжело. И плохого они не посоветуют.
А мне кажется, во всём должна быть золотая середина. Первого собеседника могу понять. Ему не повезло. Но бывает и иначе — в храме часто встречают приходящих людей с любовью. А второй собеседник, на мой взгляд, не учёл, что, если сотрудники в храме и действуют по благословению священника в базовых моментах, то в мелочах они опираются на свои соображения, исходя из своего внутреннего состояния.
Я сама неделю трудилась в храмовой службе монастыря на добровольных началах — во Славу Божию. По себе знаю, что взаимодействие с прихожанами — тяжелое испытание. С одной стороны, нужно следить за порядком, а с другой — люди разные... Многие просто не знают, как вести себя в храме, но к каждому необходимо проявлять любовь. Например, если человек по незнанию решил зажечь свечу от лампадки на иконостасе, нельзя шипеть на него, выговаривать и пытаться пристыдить. Достаточно просто сказать: «Извините, но Вам сюда нельзя». Я в таких случаях просто объясняла: «Возвышенность возле иконостаса называется солеёй, это особенное место в храме, куда мирянам заходить не благословляется. Это не претензия, просто имейте в виду на будущее». В 99-ти процентам людей из 100 таких слов при доброжелательной интонации достаточно, чтобы они больше не повторяли ошибки. А главное, что такие случаи не отбивали ни у кого желания снова приходить в храм.
По моему мнению, человеку, которого смутили замечания в храме, хорошо было бы, не вступая в споры, подойти к священнику того же храма и рассказать, что произошло. Так и сказать: «Батюшка, так и так, обидно и тяжело на душе». Это стало бы отличным началом для полезной духовной беседы. Мне кажется, священник сделает всё, чтобы удержать прихожанина от поспешных выводов, утешит человека, а сотрудникам объяснит, как правильнее в подобных ситуациях.
Постараюсь сделать для себя из дискуссии правильные выводы. Главное, чтобы в душе у самой был мир и любовь. Тогда и разногласия не потревожат сердце. Помоги нам, Господи!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











