
Встречи со священниками в пространстве театра: острые вопросы о Церкви, Боге и человеке.
Совместный проект радио ВЕРА, журнала «Фома» и МХАТ им. Горького вырос из ежедневной программы «Светлый вечер» на радио ВЕРА. Это откровенный разговор с людьми, которые соотносят себя с христианством и готовы делиться своим опытом и открытиями на пути к Богу. Теперь этот разговор выходит за рамки радиоэфира. Гостями «Светлого вечера оффлайн» станут священники, беседы с ними будут проходить в формате живого разговора, с возможностью задавать гостю любые волнующие вопросы на сложные и резонансные темы. Этот формат особенно интересен тем, кто не ходит в храм, но хотел бы понять, что там происходит.
4 ноября, в понедельник, в 19.00 на 8 сцене МХАТ пройдёт первый «Светлый вечер оффлайн». Гостем встречи станет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Тема разговора: «Что сегодня люди ждут от Церкви, и что Церковь ждёт от людей?»
Открытые сцены МХАТ — это уникальное пространство внутри театра, где с октября 2019 года ежедневно проходят лекции, творческие вечера, поэтические спектакли, мастер-классы, концерты, философские диспуты, работают детские студии. В театре 14 площадок — сцен, для каждой из которых составлена своя уникальная программа с участием известных учёных, художников, писателей и философов.
Радио ВЕРА и журнал «Фома» входят в число крупнейших СМИ, говорящих с современным человеком о Боге простым и доступным языком. Они интересны людям, которые хотят больше узнать о Православном христианстве, задают себе вопросы о смысле жизни или ищут на них ответ. Многолетний опыт работы этих СМИ подтверждает, что «вечные темы» в проекции на жизнь конкретного человека играют важнейшую роль. Среди авторов радио ВЕРА и журнала «Фома» — лучшие публицисты и священники с большим пастырским опытом.
Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: «Светлый вечер оффлайн» создаёт уникальную ситуацию. Дело не только в том, что священники теперь на регулярной основе будут участвовать во встречах в театре. Главное в том, что этот проект даёт возможность напрямую задавать вопросы, которыми люди обеспокоены, но прийти в храм и спросить там священника они по той или иной причине не решаются. Многие проблемы в жизни — из-за подразумеваемых вещей. Я очень рад, что в пространстве МХАТ для кого-то Церковь станет ближе или понятнее«.
Эдуард Бояков, Художественный руководитель МХАТ имени Горького: «Для меня счастье, что мы открываем этот цикл бесед, и что первая встреча пройдёт с таким светлым, невероятным человеком как владыка Пантелеимон. Когда идея „Открытых сцен МХАТ“ только обсуждалась, я сразу подчёркивал важность присутствия здесь священников, важность разговора о вере. Энергия связи человека и Бога — это основа творческого процесса. И для меня как для художника невероятно важно и на нашей территории услышать проповедь. На этой территории больше позволено, чем в храме: здесь европейский критический ум вступает в общение или спор с традиционалистскими представлениями о жизни и о вечном. Я очень многого жду от этих споров».
«Светлый вечер оффлайн»: вход свободный, по предварительной регистрации.
Для регистрации пройдите по ссылке: https://mxat-teatr.timepad.ru/
Время: 4 ноября, 19.00
Адрес: Тверской бульвар, 22, сцена 8 (фойе 3 этажа)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер