Неделя, предшествующая празднику Пасхи, называется Страстной неделей или Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа - о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Церковь называет каждый из дней Страстной недели «великим».
В Великий Понедельник Церковь вспоминает необычное чудо Спасителя – иссушение бесплодной смоковницы - когда он, не найдя плодов на смоковнице, проклял ее, и она сразу засохла. Господь всегда исцелял, спасал, а тут вдруг погубил словом. Но таким образом Он показал людям, что отсутствие в их жизни добрых дел повлечет за собой наказание. В этот же, первый день недели, Господь рассказал ученикам притчу о виноградарях, убивших сначала слуг своего господина, присланных за виноградом, а потом и сына господина. Образы притчи обращены к людям, нарушающим волю Божью.
В Великий Вторник вспоминается проповедь Спасителя в Иерусалиме и притча о десяти девах. Пять из дев наполнили свои светильники маслом, чтобы в конце дня с огнями встретить жениха, а другие не позаботились об этом – и в результате не попали на брачный пир. Образ напоминает христианам о том, что их сердца всегда должны пламенеть молитвами, огнем добрых дел.
Ночь на среду Господь провел в доме Симона прокажённого. Там некая женщина со слезами помазала Спасителя миром, очень дорогим в ту пору маслом. Сам Христос прославил эту женщину в веках, сказав: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
И в те же часы, грешивший сребролюбием Иуда, видя, как грешница тратит драгоценное масло, решил предать Своего Учителя.
В Великий Четверг, по традиции, верующие причащаются Святых Христовых Тайн. Именно в этот день, накануне Своего ареста, Спаситель на Тайной Вечери установил Таинство Евхаристии. Тогда же Он, преподав всем урок смирения, омыл ноги Своим ученикам.
В Великую пятницу Церковь вспоминает страдания и смерть Спасителя на кресте. Литургию не служат. В третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, начинается вечерняя служба. На ней, воспоминая о погребении Христа, священники из алтаря в центр храма выносят Плащаницу. Она представляет собой прямоугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением Христа, лежащего во гробе. Плащаница остается в центре храма до позднего вечера Великой Субботы, когда, перед пасхальной утреней, ее уносят в алтарь.
В Великую Субботу Православная Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа и сошествие Спасителя во ад, откуда он вывел в Царство Божие всех праведников прошлых веков, ожидавших Его пришествия. Это таинственное событие становится прообразом и грядущего, Второго пришествия Спасителя. Тогда все верившие во Христа, радостно воскликнут пасхальные слова святого Иоанна Златоуста: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!». Христос – Жизнь, побеждающая смерть!
Свято-Георгиевский женский монастырь
Свято-Георгиевский женский монастырь — пример того, как люди, благодаря своей вере и любви, могут творить чудеса. На горе Дубровка, расположенной рядом с городом Ессентуки, еще 20 лет назад ничего не было. А сейчас — этот монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу, один из ярких уголков Кавказских Минеральных Вод. Сюда едут туристы, паломники и постоянные прихожане, чтобы побывать на службах, где очень проникновенно поют воспитанницы детского приюта — пансиона «София» и монахини, прикоснуться ко множеству святынь, а главное, посмотреть на свою жизнь с высоты, ведь это важно. О том, как был построен этот монастырь, кто его помощники, как здесь живут и трудятся замечательные сестры обители, во главе с Матушкой Игуменьей Варварой Шурыгиной, а еще о том, как воспитать в детях веру в Бога, расскажет наша программа.
2 января. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 января. Предпразднство Рождества Христова.
Об особенностях богослужения дня — игумен Лука Степанов.
2 января. О супружестве
В 10-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».
О супружестве — протоиерей Максим Первозванский.