По правде говоря, я очень боюсь смерти. И даже не из-за неизбежной физической боли и нежелания расставаться с этим прекрасным и удивительным миром, который так люблю. Скорее это такой же страх, какой испытывает студент перед экзаменом. Я боюсь того, что не буду подготовлена должным образом к сдаче этого важнейшего экзамена, не успею или не смогу достойно покаяться перед смертью. Господь говорит, что в чем застанет, в том и будет судить, вот я и страшусь, что Он застанет меня в совершенно неподходящий момент.
Святые отцы говорят, что смерть не свойственна человеческой природе, он стал смертным лишь после грехопадения, поэтому человеку так свойственно бояться смерти, возмущаться ею. Может поэтому у нас существует негласное табу на эту тему. В современном обществе потребления, где главный лозунг "живем один раз", запрещено говорить о таких неудобных темах, как кончина, или о том, что нас ждет после смерти. Мы словно бы идем спиной к смерти, не желая взглянуть ей прямо в лицо, признать ее существование и неотвратимость. При этом все прекрасно понимают, что есть две объективные истины: первая, что мы все умрем. И вторая - нам неизвестно, когда именно.
Для неверующего человека эта аксиома является настоящим камнем преткновения. Он задается вопросом: зачем жить, страдать и радоваться, к чему вся эта суета, если все в конце концов станет прахом, если меня самого не станет на белом свете? Достаток, семья, любимая работа, слава, все земные блага - ничто не в состоянии радовать человека, которого смерть заставила задаться страшным вопросом: зачем все это? Так и произошло с одним из величайших русских писателей и мыслителей, Львом Николаевичем Толстым.
От смертного страха человека может спасти живая вера, упование на милость Божью. Но, к сожалению, Толстой был далек от Церкви, как пишет он в одной из повестей про своего страдающего героя (цитата): “между этими свечами и молебнами и его бедственным теперешним положением нет и не может быть никакой связи». В поисках ответов на эти мучительные вопросы Толстой построил свою религиозно-философскую систему, написал свое евангелие. Но это искусственное, надуманное учение не принесло никому счастья и спасения, и прежде всего - его создателю.
Как можно побороть страх смерти? Парадоксально, но это возможно, лишь постоянно думая о ней. Память смертная - одна из христианских добродетелей. Как сказано в книге Иисуса, сына Сирахова, цитата: "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь". Если бы неизбежная смерть стала главным ориентиром в нашей жизни, мы бы очень многое делали по-другому. Ведь первые христиане даже жаждали смерти, как желанной встречи со Христом. Если мы будем осознавать ответственность за свою жизнь после смерти и будем готовы всецело положиться на Божье милосердие, тогда смертный страх будет нам неведом.
Для христианской смерти есть прекрасное слово - успение. Оно созвучно со словами "спелость", "успех". Мне же всегда слышится в нём слово "успеть". Человек успел на встречу с Богом, он как евангельская разумная дева, приобрёл за свою жизнь достаточное количество масла -- милосердия и любви -- для свечения своей души. У каждого из нас есть возможность обрести, как говорится в молитве, "христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер