Сколько смеялись в своё время Гоголь и Салтыков-Щедрин над нашими российскими резко разбогатевшими купцами, пытавшимися от гордыни своей любыми способами заполучить какой-нибудь титул – или князя, или герцога, или барона какого-нибудь… И в этой погоне за благородством, они частенько не замечали, как становились смешны.
Был в России такой многочисленный род – Дурасовы. Фамилия эта была внесена в родословные книги Оренбургской, Рязанской, Петербургской, Тамбовской и нашей Самарской губерний.
Как и почти все столбовые дворяне, Дурасовы провозглашали своим предком «мужа честна» из-за рубежа. По официальной версии, вошедшей в Общий гербовник, польский дворянин Иван Дурач – предок Дурасовых перебрался в Москву во время правления Ивана III.
В борьбе за благородство происхождения особенно отличился Василий Алексеевич Дурасов. Подобно Демидовым, которые купили в Италии титул князей Сан-Донато, он в 1911 году заплатил 35 тысяч песет испанскому министерству юстиции за признание титула герцога Дураццкого. По прибытии в Испанию он даже потребовал аудиенции у «своего родственника» - короля Альфонса XIII, в которой ему было отказано. Выбор такого курьёзного титула объяснялся попыткой произвести фамилию «Дурасов» от дураццкой ветви средневекового, давно угасшего Анжу-Сицилийского дома - к бурбонской ветви которого принадлежал испанский король.
За несколько месяцев до свержения монархии в октябре 1916 года право Дурасова носить герцогский титул было подтверждено указом Николая II. После этого Василий Алексеевич изменил свою фамилию на «Дурасов-Дураццо-Анжуйский».
Сейчас, я думаю, стало понятнее происхождение названия села Степное Дурасово. Это примерно 200 километров от Самары на Северо-Восток. Конечно же, среди Дурасовых люди были разные. Те, которые попали к нам, были людьми вполне разумными, воспитанными и набожными. Имение это, самое крупное в Елизаветинской волости (сейчас это Клявлинский район) пожаловано в 1802 году бригадиру и дворянину Александру Дурасову. Его сын – капитан флота Фёдор Александрович в сентябре 1861 построил здесь церковь во имя святого преподобного Александра Свирского, где впоследствии и был похоронен.
Здание церкви Александра Свирского было каменным, не отапливалось и вмещало одновременно 500 богомольцев. Возле стояли деревянные колокольня и сторожка. Позже, в начале ХХ века, там открылась земская школа. Священник и псаломщик жили в общественных деревянных домах, являющихся собственностью прихода. Как и следовало ожидать, все радости духовной жизни запретила советская власть, а в храме устроила хранилище удобрений.
Всегда приятно, когда в конце программы можно сказать, что теперь в приходе всё хорошо. Храм отреставрирован и действует. Рядом восстановлен освящённый источник. А помимо этого, при храме Святого преподобного Александра Свирского в селе Степное Дурасово действует детский приют. Юридически он оформлен как приемная семья. И это мудро.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер