Сколько смеялись в своё время Гоголь и Салтыков-Щедрин над нашими российскими резко разбогатевшими купцами, пытавшимися от гордыни своей любыми способами заполучить какой-нибудь титул – или князя, или герцога, или барона какого-нибудь… И в этой погоне за благородством, они частенько не замечали, как становились смешны.
Был в России такой многочисленный род – Дурасовы. Фамилия эта была внесена в родословные книги Оренбургской, Рязанской, Петербургской, Тамбовской и нашей Самарской губерний.
Как и почти все столбовые дворяне, Дурасовы провозглашали своим предком «мужа честна» из-за рубежа. По официальной версии, вошедшей в Общий гербовник, польский дворянин Иван Дурач – предок Дурасовых перебрался в Москву во время правления Ивана III.
В борьбе за благородство происхождения особенно отличился Василий Алексеевич Дурасов. Подобно Демидовым, которые купили в Италии титул князей Сан-Донато, он в 1911 году заплатил 35 тысяч песет испанскому министерству юстиции за признание титула герцога Дураццкого. По прибытии в Испанию он даже потребовал аудиенции у «своего родственника» - короля Альфонса XIII, в которой ему было отказано. Выбор такого курьёзного титула объяснялся попыткой произвести фамилию «Дурасов» от дураццкой ветви средневекового, давно угасшего Анжу-Сицилийского дома - к бурбонской ветви которого принадлежал испанский король.
За несколько месяцев до свержения монархии в октябре 1916 года право Дурасова носить герцогский титул было подтверждено указом Николая II. После этого Василий Алексеевич изменил свою фамилию на «Дурасов-Дураццо-Анжуйский».
Сейчас, я думаю, стало понятнее происхождение названия села Степное Дурасово. Это примерно 200 километров от Самары на Северо-Восток. Конечно же, среди Дурасовых люди были разные. Те, которые попали к нам, были людьми вполне разумными, воспитанными и набожными. Имение это, самое крупное в Елизаветинской волости (сейчас это Клявлинский район) пожаловано в 1802 году бригадиру и дворянину Александру Дурасову. Его сын – капитан флота Фёдор Александрович в сентябре 1861 построил здесь церковь во имя святого преподобного Александра Свирского, где впоследствии и был похоронен.
Здание церкви Александра Свирского было каменным, не отапливалось и вмещало одновременно 500 богомольцев. Возле стояли деревянные колокольня и сторожка. Позже, в начале ХХ века, там открылась земская школа. Священник и псаломщик жили в общественных деревянных домах, являющихся собственностью прихода. Как и следовало ожидать, все радости духовной жизни запретила советская власть, а в храме устроила хранилище удобрений.
Всегда приятно, когда в конце программы можно сказать, что теперь в приходе всё хорошо. Храм отреставрирован и действует. Рядом восстановлен освящённый источник. А помимо этого, при храме Святого преподобного Александра Свирского в селе Степное Дурасово действует детский приют. Юридически он оформлен как приемная семья. И это мудро.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема