Сколько смеялись в своё время Гоголь и Салтыков-Щедрин над нашими российскими резко разбогатевшими купцами, пытавшимися от гордыни своей любыми способами заполучить какой-нибудь титул – или князя, или герцога, или барона какого-нибудь… И в этой погоне за благородством, они частенько не замечали, как становились смешны.
Был в России такой многочисленный род – Дурасовы. Фамилия эта была внесена в родословные книги Оренбургской, Рязанской, Петербургской, Тамбовской и нашей Самарской губерний.
Как и почти все столбовые дворяне, Дурасовы провозглашали своим предком «мужа честна» из-за рубежа. По официальной версии, вошедшей в Общий гербовник, польский дворянин Иван Дурач – предок Дурасовых перебрался в Москву во время правления Ивана III.
В борьбе за благородство происхождения особенно отличился Василий Алексеевич Дурасов. Подобно Демидовым, которые купили в Италии титул князей Сан-Донато, он в 1911 году заплатил 35 тысяч песет испанскому министерству юстиции за признание титула герцога Дураццкого. По прибытии в Испанию он даже потребовал аудиенции у «своего родственника» - короля Альфонса XIII, в которой ему было отказано. Выбор такого курьёзного титула объяснялся попыткой произвести фамилию «Дурасов» от дураццкой ветви средневекового, давно угасшего Анжу-Сицилийского дома - к бурбонской ветви которого принадлежал испанский король.
За несколько месяцев до свержения монархии в октябре 1916 года право Дурасова носить герцогский титул было подтверждено указом Николая II. После этого Василий Алексеевич изменил свою фамилию на «Дурасов-Дураццо-Анжуйский».
Сейчас, я думаю, стало понятнее происхождение названия села Степное Дурасово. Это примерно 200 километров от Самары на Северо-Восток. Конечно же, среди Дурасовых люди были разные. Те, которые попали к нам, были людьми вполне разумными, воспитанными и набожными. Имение это, самое крупное в Елизаветинской волости (сейчас это Клявлинский район) пожаловано в 1802 году бригадиру и дворянину Александру Дурасову. Его сын – капитан флота Фёдор Александрович в сентябре 1861 построил здесь церковь во имя святого преподобного Александра Свирского, где впоследствии и был похоронен.
Здание церкви Александра Свирского было каменным, не отапливалось и вмещало одновременно 500 богомольцев. Возле стояли деревянные колокольня и сторожка. Позже, в начале ХХ века, там открылась земская школа. Священник и псаломщик жили в общественных деревянных домах, являющихся собственностью прихода. Как и следовало ожидать, все радости духовной жизни запретила советская власть, а в храме устроила хранилище удобрений.
Всегда приятно, когда в конце программы можно сказать, что теперь в приходе всё хорошо. Храм отреставрирован и действует. Рядом восстановлен освящённый источник. А помимо этого, при храме Святого преподобного Александра Свирского в селе Степное Дурасово действует детский приют. Юридически он оформлен как приемная семья. И это мудро.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер