
Зима на Афоне выдалась суровой. Небывалый снегопад длился уже несколько дней, засыпая горные тропинки и отрезая монахам, живущим в уединении, подступы к большим монастырям.
В Новом Афонском патерике есть история о том, как в это самое время монах Евдоким вместе с помощником, приехавшим погостить на Афон из Салоник, возвращались с далёкого пастбища и вели с собой стадо рабочих буйволов. Снегопад застал их в пути, и дойти до монастыря они не успели. О том, чтобы вести буйволов по снежному бездорожью, не могло быть и речи.
С собой у пастухов имелись кое-какие продукты, и они решили переждать ненастье в одной из пещер. Снег на Афоне обычно не залёживался и с первыми же лучами яркого солнца таял. Но прошёл день, другой - солнца не было, а снегопад всё не прекращался.
Утром третьего дня у отца Евдокима и его спутника закончились продукты. Нужно было срочно что-то предпринимать.
- Отец, я попытаюсь пробраться немного пониже, - предложил помощник монаху. – Может быть, набреду на какую-нибудь келью, хоть кусок хлеба попрошу.
Отец Евдоким такой план не одобрил.
- Ещё чего, у тебя в Салониках жена, дети. А если с тобой что-то случится? А я - один. Ничего, Господь не оставит!
Не слушая возражений, отец Евдоким взял верёвку, пустой холщёвый мешок и пошёл наугад вниз по склону. Его помощник ещё долго с тревогой смотрел на маленькую чёрную фигурку, пробирающуюся среди снегов.
Отца Евдокима не было весь день. Стемнело. Помощник от тревоги за монаха не находил себе места. Вдруг ему показалось, что где-то рядом мелькнул свет от фонарика. Он всмотрелся в темноту. Так и есть! Занесённый снегом, с большим мешком за плечами, по крутому склону горы взбирался вверх отец Евдоким!
Оказалось, он набрёл на скит, и жившие там монахи с радостью поделились с отцом Евдокимом провизией.
- Еле-еле мешок дотащил! – грея руки у костра, говорил с улыбкой монах.
- Молодцы какие, - радовался его помощник, - они и фонарик Вам в дорогу дали!
Отец Евдоким удивлённо посмотрел на спутника:
- Нет, фонарика не давали!
Тогда помощник отца Евдокима рассказал, что ясно видел его идущим по освещённой дороге. И старец Евдоким Ксенофонтский понял, что произошло настоящее чудо. Он попросил спутника никому об этом не рассказывать, но с тех пор часто повторял: «Не бойтесь трудностей. Встречайте их с верой, и Господь осветит ваш путь!»
«Почему молиться трудно?». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о том, что такое молитва, какие виды молитвы бывают и почему молиться не всегда легко.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Непонятливый котёнок

Жила-была кошка с котёнком. Малыш недавно родился на свет, и всё для него вокруг было в новинку. Однажды он увидел на крыше луч солнца.
— Должно быть, это какое-нибудь очень вкусное лакомство, — подумал котёнок и полез на крышу.
Он уже добрался до чердака, как вдруг из его угла в окошко выпорхнул воробей.
— Нет, лучше я сначала его поймаю, а потом дальше полезу, — сказал сам себе котёнок и кинулся за воробьем. Он тоже высоко подпрыгнул, стал махать в воздухе лапками —в точности как воробей крыльями! — но, конечно же, шлёпнулся за землю. Хорошо, что в том месте росла густая трава, и котёнок не ушибся, но сильно обиделся.
Побежал он к маме-кошке жаловаться на воробья. Та выслушала его, погладила и стала утешать.
— Милый мой малыш, — ласково сказала она. — Запомни хорошенько: кошки не летают как птицы. Зачем ты погнался за воробьём? Твое дело — мышей ловить.
Через какое-то время котёнок отправился погулять к пруду и увидел, как щука в воде гоняется за мальками. Ему тоже захотелось поймать хотя бы одну рыбку. Прыгнул он в пруд, и стал вилять хвостом, как это делает щука, но только вымок от ушей до кончика хвоста и всю стаю в воде распугал.
Выбрался котёнок на берег и побежал к маме на рыбок жаловаться. Та приласкала его, утешила, и снова стала учить уму-разуму:
— Какой же непонятливый! Зачем ты полез в пруд? Кошки не умеет плавать как рыбы. Запомни хорошенько: твое дело — мышей ловить.
Котёнок выслушал наставление матери и обещал никогда его не забывать.
Вскоре малыш отправился в лес на охоту. Поймал он там мышку и понёс во рту показать свою добычу матери. По пути ему надо было переходить через ручей по жердочке. И когда котёнок переправлялся на другой берег, он вдруг заметил в воде своё отражение.
— Кто-то другой тоже поймал мышь, — подумал он. — Отниму-ка я у него добычу! Тогда у меня будет сразу две мыши, и мама меня ещё больше похвалит.
С громким мяуканьем котёнок кинулся в воду, выпустив изо рта мышку. Никого он, конечно, не поймал, хоть из ручья живым выбрался. Мокрый, грязный, побежал малыш к маме, чтобы она его утешила.
Выслушала его мама-кошка, нахмурилась и сказала строго:
— Прежде я тебя учила, а теперь надо как следует проучить.
— Но почему? — удивился котёнок. — Я же как раз занимался своим делом — поймал мышку.
— Хорошо, что ты ловил мышей, — сказала мама. — Но завидовать, жадничать и отнимать у других ты не должен! Этому ты сам где-то научился, и впредь больше так не поступай.
На всю жизнь запомнил котёнок мамин урок. Надеюсь, и вы тоже.
(по мотивам удмуртской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Корпус императора Николая II

«Ошибка тех, кто думает, что образование — это в плане идей. Нет — это передача опыта» — писал известный богослов русской эмиграции — священник Александр Шмеман. В 1938 году он окончил кадетский Корпус-лицей императора Николая II во Франции.
Идея создания этого корпуса принадлежала русским эмигрантам — выпускникам кадетских корпусов императорской России. Многие из них покинули Родину из-за событий революции 1917 года, но увезли с собою за рубеж память об утраченном доме и хотели воспитать новое поколение русских детей, рождённых уже в эмиграции, в дореволюционных традициях.
В 1930 году «Русский комитет» по организации учебных заведений открыл Корпус-лицей императора Николая II в местечке Виллье-ле-Бэль под Парижем. Из-за того, что французские власти не позволяли открывать иностранные военные учебные заведения, кадетский корпус сначала официально именовался «Корпусом-лицеем», а в последствии «Русской школой». Но внутри всё было устроено в лучших традициях кадетских корпусов императорской России: мальчики носили кадетскую форму и делились на военные подразделения, а воспитателями в классах назначались офицеры императорской армии.
Классы в корпусе были немногочисленны. При поступлении преимущество отдавалось сыновьям выпускников кадетских корпусов. За 8 лет обучения новоиспеченные кадеты должны были освоить программу французского лицея, адаптированную для русских детей, и такие предметы как русский язык, литературу, Закон Божий, русскую историю и географию. Большинство уроков вели русские эмигранты.
Первым директором корпуса-лицея стал генерал-лейтенант Владимир Римский-Корсаков. Он считал, что именно через корпус мальчики, не видевшие Родины, узнают и полюбят Россию. Генерал пользовался большим уважением среди своих учеников и ласково именовался кадетами «дедушкой». Именно его стараниями при корпусе была открыта церковь Николая Чудотворца. Так учебное заведение стало маленьким уголком России на французской земле: стены классов украшали портреты членов императорского дома, репродукции картин и изображения Москвы.
В 1937 году кадеты переехали в новое здание в городе Версаль, недалеко от Парижа. Там корпус располагался в течение последующих двух десятилетий. На протяжении долгих лет обучение в заведении происходило на взносы от родителей кадет и пожертвования благотворителей, но к 1959 году финансовых средств перестало хватать на оплату аренды здания. Корпус был вынужден переехать в город Дьепп, где просуществовал до своего закрытия в 1964 году.
За долгие годы работы через стены Корпуса-лицея императора Николая II прошло более пятисот кадет, получивших русское образование за рубежом. Годы, проведенные в корпусе, помогли молодым людям, рожденным вне Отечества, сохранить свою культуру и не забыть о том, что они русские. После выпуска кадеты помнили о родном корпусе и в течении долгих лет продолжали встречаться на общекадетских съездах.
Все выпуски программы Открываем историю