Просыпаюсь от звука капели. Неужели весна? Нет, кажется, капает вовсе не за окном, а где-то совсем рядом. С потолка! А мы ведь недавно ремонт сделали! Встаю, одеваюсь — придётся идти разбираться. Кто же над нами теперь живёт? Старые хозяева недавно съехали, а с новыми познакомиться не успел. Разозлённый не на шутку, собираюсь потребовать денег на ремонт потолка. Так будет справедливо! Звоню. Открывает усталая женщина с мокрой тряпкой в руках.
— Мы вас залили? — спрашивает виновато, и растерянно разводит руками. — Дети аквариум разбили. Такие непоседы стали, совсем разбаловались без отца. Сейчас всё уберу!
Я строгим голосом требую дать мне взглянуть на проблему и решительно прохожу в комнату. Трое мальчишек притихли на диване. В кроватке спит младенец. На полу — разбитый аквариум литров на 20. Рыбки барахтаются в огромной луже. А на шкафу я замечаю фотографию с траурной лентой — на ней мужчина в военной форме... И вдруг понимаю: да этому семейству, похоже, помочь нужно, а не компенсацию с них требовать!
— Давайте, я воду соберу, — говорю хозяйке. — Ещё одна тряпка найдётся?
Десять минут — и лужи как не бывало. Злости моей тоже нет в помине. Побелю я сам этот потолок — так будет справедливо!
Все выпуски программы Утро в прозе
27 января. О богослужении дня
Сегодня 27 января. Отдание праздника Богоявления.
О богослужении дня — священник Валерий Голод.
Самые главные праздники нашей Церкви длятся не один день. Попразднство Богоявления продолжается 8 дней, а Отдание — это последний день, когда праздник отдается, то есть завершается. Период Попразднства и день Отдания в богослужении сопровождаются не меньшими торжествами, чем и сам день Крещения Господня. Службы включают в себя тексты праздника, и мы снова и снова вспоминаем евангельские события Богоявления, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения. На утренней в день Отдания поется великое славословие. Говоря об Отдании, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает благодать, связанную с тем или иным событием именно в этот, последний день Попразднства.
Человек не всегда может сразу и в полной мере прочувствовать духовный смысл праздника. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время Отдания с нетерпением, ожидая его возвращения.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О помощи святой Нины Грузинской
Сегодня 27 января. День памяти Святой равноапостольной Нины Грузинской, жившей в четвертом веке.
О помощи святой Нины — священник Стахий Колотвин.
Два месяца назад я в очередной раз с паломниками был у мощей равноапостольной Нины и очень часто грузины спрашивают: батюшка, у вас есть какие-то грузинские корни, что вы снова и снова приезжаете уже пятый раз? Я говорю: нет, но вот у меня маму зовут Нина, бабушку зовут Тамара, потому что эти имена далекие грузинские уже стали родными для русского народа, как и грузинские святые. И тем не менее, вспоминая то, что в эту дату военные победы в Великой Отечественной войне и множество побед в сражениях были совершены с молитвой равноапостольной Нины и на протяжении грузинской истории, однако и сколько было поражений. Был разорен сам Бодбийский монастырь.
Именно для нас, дорогие друзья, надо помнить, что для святой, которая всю жизнь посвятила проповеди Христа, самое главное, чтобы вера православная распространялась. И если вера православная не распространяется в сердце отдельно взятого человека, то будет ли святая такому человеку помогать укрепляться в этом уходе от Господа? Или наоборот, она допустит и наоборот помолится за этого человека, чтобы он прошел через испытания? Если и сам народ не способен сохранить веру христианскую достойно, то покорит этот народ Господь. И, как вот мы помним, и грузинский народ был и под пятой и у монголов, как и наш, а потом и у персов, и у турок, пока Россия не пришла и не вырвала из этих лап иноверцев. Точно так же не нас, дорогие друзья, равноапостольная Нина призывает следовать за Христом, поэтому будем соответствовать, иначе покоримся и мы другим народам. А лучше, конечно, на опережение — просим ее заступничества и исправляемся.
Все выпуски программы Актуальная тема
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 53 зач., II, 14-26.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Помещики, герои «Мёртвых душ» Николая Гоголя, не просто литературные персонажи. Это ещё и иллюстрации человеческих страстей. Например, пустословия и греховного легкомыслия. Так сказать, воплощением данных пристрастий стал помещик Манилов, много говоривший и почти ничего не делавший. О пагубности подобного подхода к жизни в отрывке из второй главы своего послания рассуждает апостол Иаков. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Яркий образ помещика Манилова лёг в основание явления, прозванного впоследствии в его честь «маниловщиной». Суть «маниловщины» заключается в следующем — много и с наслаждением о чём-то высоком и нужном рассуждать, но ничего, при этом, не делать, ограничиваясь исключительно мечтами о светлом будущем или настоящем. О чём-то похожем на поведение Манилова слышали мы в прозвучавшем отрывке из послания апостола Иакова, первого епископа (то есть главы) Иерусалимской Церкви.
Апостол Иаков пишет о том, что внутренние убеждения, вера должны иметь практическую реализацию. Выражать себя не только в словах, но и на деле. Действительно, если человек на просьбу о помощи отреагирует исключительно эмоциями или словами, но никакого содействия не окажет, как можно будет такую позицию оценить? Как легкомысленную и неискреннюю. Вот и вера, если не будет иметь практического выражения в реальных делах, ощутимых проявлениях любви к Богу и людям, будет представлять собой просто какую-то фикцию.
Под верой апостол Иаков имеет в виду не только уверенность в существовании Бога, но и нравственные последствия этой уверенности. Вот почему он пишет, что даже бесы в какой-то степени веруют. Но что толку-то? Они, конечно же, знают, что Господь существует, что Он милостив и всем желает добра. Но злые духи своего Создателя не принимают, Его ненавидят и других пытаются этой злобой заразить. Поэтому недостаточно только иметь убеждение в существовании Бога. Открыв для себя реальность бытия Господа, нужно положить в основание жизни стремление стать проводником Его любви.
В этой убеждённости апостол Иаков очень похож на пророков Ветхого Завета. Мы чувствуем ту же принципиальность, стойкость, строгость. Святой призывает своих читателей не поддаваться лукавству, мыслям о возможности каких-то торгов с Богом. Господа нельзя ввести в заблуждение. Он смотрит не столько на форму наших действий, сколько на их целеполагание — какое желание, стремление лежит в основе молитвы, поста, милостыни и других религиозных действий. И наше приношение будет принято только тогда, когда жертва наша будет выражением искренней любви к Богу и людям, когда эта жертва будет предложена со смиренной верой — просьбой к Богу её принять и освятить.
Таким образом, духовная жизнь в понимании Православия предполагает гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, без радикального уклонения в какую-либо одну сторону. Форма без содержания превращается в профанацию. Вера же, не имеющая здорового и деятельного выражения, неминуемо скатывается в упомянутую уже «маниловщину». От чего да убережёт нас Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов