У нас в гостях была директор Молодёжной библиотеки им. Михаила Светлова и музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова.
Мы говорили о том, как развиваются и меняются библиотеки сегодня, чем можно заинтересовать современного читателя, и насколько пользуется спросом христианская литература.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю гостью — ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с нами и вместе с вами проведет Валентина Агафонова, директор Молодежной библиотеки имени М. А. Светлова и музея М. А. Булгакова. Здравствуйте.
В. Агафонова:
— Здравствуйте.
А. Пичугин:
— Мы на самом деле на ты, уже давно знакомы, поэтому да, здравствуй. Такое интересное сочетание: библиотека имени Светлова и музей Булгакова. С одной стороны, конечно, это все очень сочетаемо: Булгаков, книги литература, писатель, библиотека...
В. Агафонова:
— А еще и соседи.
А. Пичугин:
— Еще и соседи, через Садовое кольцо буквально, напротив. Но все равно это же музей — одно дело, другое — библиотека. Но, кстати, мы же не просто так сегодня собираемся, мы же хотим поговорить о том, что библиотеки тоже очень большой путь проделали сейчас от того, какими мы их знали и помнили еще 15 лет назад, и конечно же, еще раньше, в советское время и то, что такое современная библиотека — ну это две большие разницы, хотя и не везде. Мы об этом тоже поговорим. Но вот сейчас, кстати, у нас есть национальный проект «Культура» — по всей стране открываются модельные муниципальные библиотеки, больше восьмисот, даже есть сайт — новая библиотека.рф — там можно найти ближайшую к дому библиотеку. И теперь это не только книгохранилища, это целые культурные центры своеобразные — многофункциональные, с огромными базами книг, с доступом к разным базам, к Национальной электронной библиотеке. А насколько вообще люди сейчас хорошо знают вот о таких возможностях и новых функциях библиотек?
В. Агафонова:
— Я скорее, наверное, буду рассказывать практически все примеры все-таки в рамках, да, Москвы, потому что Светловка находится по адресу: Большая Садовая, 1. Но при этом могу сказать, общаясь с довольно большим количеством коллег из разных регионов, что действительно проект работает, что есть потрясающие совершенно библиотеки, особенно я больше знаю в части молодежных, в совершенно разных регионах. Они потрясающе выглядят, они отремонтированы, они действительно полноценные культурные центры с большой сеткой мероприятий. А если вернуться к вопросу про то, как об этом узнавать — ну собственно все возможные способы коммуникации библиотеки давно используют и, в частности, это Телеграм-каналы, это сайт. В Москве это, собственно, главный портал — Мос.ру, на который отправляются главные интересные события библиотек Москвы. Ну и соцсети, конечно. Ну то есть те, кто понимают и знают, что рядом с ними находится, рядом с домом библиотека, они, соответственно, эти каналы информации быстро собирают, на них подписываются и отслеживают для себя что-то интересное. Ну так же и с любой другой отдаленной, центровой какой-то библиотекой, у которых можно отследить все, что происходит в соцсетях. И приятно, что ты сказал про 15 лет, а честно говоря, еще пять лет назад большинство даже моих знакомых удивлялись и говорили, что: ой, а что, современные книжки и книжки литературных премий и, в общем-то, новинки можно бесплатно взять в твоей библиотеке? И бесплатно оформить читательский? Вот сейчас как-то информированность повысилась, даже не могу сказать, за счет чего, наверное, все-таки какие-то репортажи регулярно выходят и там, не знаю, те же интервью — спасибо, что приглашаете.
А. Пичугин:
— А мы уже второй раз с тобой беседуем в этой студии. И я посмотрел, предыдущая наша программа была, вот у меня есть текст, мы тут поздравляли слушателей с наступившим 2019 годом — значит, три года.
В. Агафонова:
— Да.
А. Пичугин:
— Даже больше, скоро четыре. А получается, что пять лет назад я уже бывал у тебя в Светловке, ну там уже все это было. Ну я понимаю, что все развивается, все становится больше, но путь уже наметился тогда, и было понятно, что библиотека...
В. Агафонова:
— Да, он наметился. Но Светловка, без ложной скромности, одна из передовых таких библиотек. Мы все-таки, помимо того, что мы просто библиотека в центре, мы методический центр в таком, довольно обширном смысле этого слова — то есть мы кураторы всех крупных московских фестивалей, связанных с книгами. Это как фестиваль «Красная Площадь» — мы представляем там Департамент культуры и все библиотеки Москвы. Это Московская международная книжная ярмарка, которая вот тоже недавно была, в сентябре. Поэтому мы, помимо своей функции как библиотека, еще ответственны за довольно масштабные проекты.
А. Пичугин:
— А вот эти новые функции библиотеки, о которых мы говорим, они не заслоняют главное, то есть встречу человека с книгой? Понятно, что я бываю периодически в одной крупной библиотеке около дома — одна из крупных московских библиотек, и там тоже очень много всего проходит. Мы там собираемся с инициативной группой жителей нашего района обсуждать какую-то незаконную застройку, там поэтические вечера проходят, в которых там принимают участие мои знакомые, я постоянно туда прихожу на разные мероприятия, но я ни разу не приходил туда как читатель. И я вижу, что люди сидят с книгами, я прохожу всегда мимо нескольких залов, где люди работают с книгами, читают, получают их. Но я всегда прохожу дальше, там на верхние этажи, где лектории, залы — их тоже очень много разных, где происходят какие-то интересные встречи, общение. Ну вот не получается ли так, что книга в библиотеке становится вторичной, а первично культурное пространство?
В. Агафонова:
— Я думаю, что это зависит от директора.
А. Пичугин:
— Запроса?
В. Агафонова:
— Нет, это зависит от уже такой, скажем так, политики самого учреждения. Я всегда на всех мероприятиях, куда меня приглашают рассказать как раз про библиотеку как новый формат культурного центра, я как раз всегда отстаиваю позицию, что прежде всего мы не должны забывать, что у нас должен быть сначала безупречный фонд и все отлажено с точки зрения функционала библиотеки. Все должно работать, все должно быть удобно, опять же, повторюсь, должны быть интересные новинки, лауреаты премий книжных, подборки. Контент должен формироваться, ну у меня так: наверное, процентов 60–70 — все что связано с книгами и книжной тематикой — лектории, читки, театральные даже какие-то там постановки; и процентов 30 — вот под другие коворкинги, просто какие-то, значит, там тренинговые истории, еще что-то. Но книга в центре, безусловно. Я, например, против, когда библиотека для того, чтобы привлечь больше к себе людей, и как раз просто людей, а не читателей — мы же по-разному еще считаем посещение мероприятий и привлеченных читателей, которые оформили читательский. Вот для меня важно, чтобы как можно больше новых читателей ко мне приходили, а не просто людей на мероприятия, как на площадку, которую можно там в аренду снять.
А. Пичугин:
— А как сейчас это происходит? Я помню, как это было в детстве, когда действительно читательский билет оформляли, получали специальный листок, там ставили отметки о приеме и сдаче книг. Сейчас, наверное, это все по-другому. И опять же, насколько мы погружаемся в медиасреду, в интернет — там есть Госуслуги, есть там, если мы говорим о Москве, Мосуслуги, московский портал, и там это все. У меня вот ребенок недавно родился, я ходил его в поликлинику прикреплять, и мне сказали: ну, Александр Ярославович, уже нет карточек давно, а вот вам QR-код, и вот это ваша карточка.
В. Агафонова:
— Класс.
А. Пичугин:
— Ну понятно, что, наверное, и у тебя в библиотеке тоже примерно так это работает.
В. Агафонова:
— У нас — да, это пластиковая карта, единый читательский билет он называется. То есть на самом деле можно оформить его в любой библиотеке и, собственно, пользоваться им. Не нужно в каждой библиотеке сейчас заводить заново.
А. Пичугин:
— А, то есть если у меня есть вот эта карточка библиотек, то, соответственно, я могу быть официально читателем любой библиотеки Москвы или России как-то?
В. Агафонова:
— Да, пока еще книжки должен сдавать все-таки там, где ты их взял, но тебе не нужно регистрироваться каждый раз. Это что касается московских библиотек.
А. Пичугин:
— Это в Москве. То есть я в Некрасовке записался и прихожу к тебе в Светловку.
В. Агафонова:
— С этим же билетом, да. Это не касается федеральных крупных библиотек, да, там Иностранки...
А. Пичугин:
— Исторической, Ленинки.
В. Агафонова:
— Да, это что касается всех библиотек Москвы — это очень удобно. Это тоже не так давно, собственно, все запустилось. И с точки зрения вот этих вот оформлений формуляров, я думаю, что уже нигде — не могу говорить за всех, но я думаю, что уже нигде такого нет, все считывается по единому читательскому. То есть у нас во всяком случае, в Светловке, это станция книговыдачи и сдачи. Ты вот три книжки прочитал, принес, их поставил — их станция, компьютер просканировал — все. Это станция самообслуживания, тебе даже человек не нужен в принципе.
А. Пичугин:
— Понятно. А кто будет следить за тем, что Александр Ярославович сдал в нормальном состоянии книгу, в том в котором ее взял?
В. Агафонова:
— Ну это да, это второй вопрос. Ну обычно, конечно, всегда присутствует администратор. Но, слава Богу, у нас как-то люди в целом, вот за мои пять лет работы в детском отделении, иногда сдавали в некрасивом виде книжки — они там, не знаю, краской перепачканы, еще чем-то. Но, в общем и целом, книги, которые берут и сдают, люди как-то к ним относятся ответственно. То есть мы не встречались с тем, чтобы вот еженедельно у нас проблемы, что взяли новую, а отдали в плохом состоянии.
А. Пичугин:
— А вот интересно, мы начали говорить про пополнение фондов, про то, как книжки сейчас получают. Долгое время, я помню по своему детству — извините, что я все время на себя переключаюсь, но просто когда мы говорим о библиотеках, наверное, у каждого нашего слушателя, начиная с определенного возраста, есть свой опыт взаимодействия с библиотеками. Неважно, где нас слушают, у всех там были школьные библиотеки, у всех, кто учился в институте — институтские, если учились в профильных институтах, где надо было ходить там в Ленинку, если в Москве, в Историчку, надо было посещать их — в общем, у всех есть свое взаимодействие с библиотеками. И большинство из нас бабушки водили в детстве в районные библиотеки брать книжки. И я помню, что ты приходишь и берешь книжку — на дворе конец 80-х начало 90-х, а тебе выдают книжку там 63-го года. А понятно, что сейчас книжки 63-го года уже в плохой сохранности, наверное. Как происходит пополнение фондов? Или есть действительно уникальные раритеты, и в том числе советского издания, старые, которые до сих пор выдаются, чинятся, но ими библиотека гордится?
В. Агафонова:
— Безусловно, есть такое понятие как редкая книга, редкий фонд. Когда я была еще и директором библиотеки Пушкина...
А. Пичугин:
— Ну Бауманской, да.
В. Агафонова:
— Если ты помнишь, несколько лет, то там совершенно потрясающий редкий фонд, с которым всегда работает специалист, — то есть там книжки ждут своей очереди на реставрацию. Там даже не про 63-й год, там про начало...
А. Пичугин:
— XX века.
В. Агафонова:
— Да, столетия. В Светловке я специально... Да мне кажется, у нас даже и не было его, был небольшой какой-то редкий фонд, связанный с именем Светлова. Но в какой-то момент там и какие-то личные вещи, и пару-тройку книг забрали родственники. И я сознательно в Светловке — потому что это отдельная работа, она довольно сложная, и все-таки так как мы там не особняк, не какая-то там историческая библиотека, — я с такими книгами не работаю, я их не стремлюсь к себе получить. Я как раз за вот такой молодежный топ, новинки — понятно, что это хорошая литература. Для этого в библиотеке должен быть хороший ответственный человек. Хороший во всех смыслах — что он читающий, он не просто способный заключать контракты, он читающий и разбирающийся, как, не знаю там, в классической литературе, так и в современной, чтобы это все обновлять, понимать, кто, какие переводы, когда лучше там лучше издавал, лучше какого издательства там, не знаю, какие-то коллекции. И пополняется фонд в течение года.
А. Пичугин:
— Друзья, мы напомним, что в гостях у светлого радио сегодня Валентина Агафонова, директор Молодежной библиотеки имени М. А. Светлова и музея М. А. Булгакова. И говорим мы сейчас о библиотеках, о том, что такое современная библиотека, о том, как они пополняются. Вот о том, как они пополняются. Где же найти такого человека? Это же сложно, у нас много библиотек, и в каждую требуется вот такой человек. Понятно, что не всем, наверное, везет, что он и хороший менеджер, и может контракты заключать, но при этом он разбирается хорошо.
В. Агафонова:
— Очень сложно. Ты совершенно правильно подметил, что очень сложно. У меня в течение четырех лет был такой человек, совершенно уникальный, но он пошел дальше, да, и это нормально. И я, наверное, месяца два в очень сложных поисках и не сразу, но вот сейчас обрела себе новую книжную фею, как я их называю. Потому что ну это правда, это очень важно. Это то, с чем мы начали работать и бороться, когда я еще была еще раньше в дирекции по управлению всеми библиотеками и культурными центрами. Сейчас-то еще все это превращают в ОКЦ — окружные культурные центры по районам, когда соединили под одного руководителя и культурные центры и библиотеки — то есть все это укрупняется. Оставили вот самостоятельные — нас, как Некрасовку ты упоминал, да, Светловка там, Тургеневка.
А. Пичугин:
— А, это вот так вот. Понятно.
В. Агафонова:
— Да, это сложная внутренняя система, которой не нужно знать простому читателю.
А. Пичугин:
— Я-то вначале программы про Некрасовку говорил, потому что она у меня рядом с домом. Я просто думал, что таких библиотек в каждом районе несколько штук. Ну я понимаю, что одна Светловка, Тургеневка одна, но какие-то библиотеки чуть менее известные, может быть, но их достаточно...
В. Агафонова:
— Ну нет, в районе попроще, знаешь ли, библиотеки. На Москву три таки методических центра с высоко поднятой головой — это Некрасовка, потому что она научная и, мы так подразделяем, взрослая; молодежка — Светловка, и Гайдаровка — это дети. Ну это, опять же я говорю, какие-то внутренние наши градации, да, и там — районные, самостоятельные, именные. Не нужно это в это вникать обычному пользователю, читателю, ему нужно просто где-то завести читательский билет, в одной библиотеке рядом, неважно, даже маленькой там.
А. Пичугин:
— И прийти в Светловку.
В. Агафонова:
— И прийти в Светловку. Или прийти в Некрасовку.
А. Пичугин:
— А в Светловку вот, кстати, мы говорим, что Светловка, она юношеская библиотека. Но понятно же, что фонд, наверное, в советские годы комплектовался, исходя из этого представления. Сейчас все по-другому.
В. Агафонова:
— Сейчас все по-другому, конечно. Фонд мы обновляем, и на самом деле довольно много еще списываем из старого юношеского фонда.
А. Пичугин:
— А куда списывается все?
В. Агафонова:
— А прекрасный же есть проект городской «Списанные книги». Он запускается, если я не ошибаюсь — ой, меня будет ругать мое руководство, если я сейчас ошибусь, — два или три раза в год. Это есть целый там сайт, портал, где выкладываем. Мы готовим эти книги под списанные, и люди заходят заранее, ищут, что им нужно или смотрят в каталоге и бронируют себе эту книгу и так же совершенно бесплатно приходят и забирают ее себе в безвозмездное пользование.
А. Пичугин:
— Навсегда.
В. Агафонова:
— Абсолютно.
А. Пичугин:
— И тут у некоторых наших слушателей возникает логичный вопрос. Есть дома старые библиотеки — дедушки собирали, родители собирали. Решили переехать, осталось много книг, с собой все не возьмешь. Может быть, библиотеки кому-то предлагают помощь в этом, выход какой-то из этой ситуации? Ведь на помойку же рука не поднимается нести.
В. Агафонова:
— Безусловно, нет, книги нести на помойку нельзя. Это вообще. Конечно, московские библиотеки периодически, мои коллеги, мы можем там, не знаю, объявить о том, что мы объявляем сбор для кого-то — какие-то сельские библиотеки, кто-то конкретно, для библиотек в каком-то регионе в больницах или еще где-то — мы это делаем. Я, как вот Светловка, практически этого сейчас не делаю, делаю это очень редко, исходя из того, что мне просто неудобно с точки зрения пространства — у меня очень небольшое пространство, и мне это собирать не очень неудобно.
А. Пичугин:
— Нет, ну ты к нам пришла сегодня как человек, представляющий библиотечное дело.
В. Агафонова:
— А так безусловно, можно прийти. Но лучше прийти заранее и поговорить, договориться об этом. А не так что вот, знаешь, приехали, вывалили около входа...
А. Пичугин:
— Нет, конечно.
В. Агафонова:
— И что хотите с этим, то и делайте. Потому что в любом случае библиотека должна эти книги принять, да, если она хочет себе в фонд. Или если не себе, то нужно тогда их как-то отобрать, разложить в коробки, понять, куда мы их там отправляем. Нет, московские библиотеки в целом достаточно часто собирают книги, информируют как раз своих жителей вокруг о том, что происходят такие сборы, приносите — или для буккроссинга, или для отправки куда-то — это обычная, хорошая очень практика.
А. Пичугин:
— Итак, а слушай, а сколько сейчас фонд Светловки?
В. Агафонова:
— Где-то около 135 тысяч.
А. Пичугин:
— И это, если мы возьмем в сравнении с другими крупными библиотеками, у всех примерно вот такой объем, да?
В. Агафонова:
— Нет, я тебе не буду врать и придумывать, я думаю, что у всех по-разному. Потому что я говорю в единицах, да, это не только книги, это и журналы. Соответственно, у многих это может быть, вот как в Пушкинской, я думаю, что там совершенно точно больше. Там огромный нотный фонд, совершенно потрясающий — это тоже единица хранения. Поэтому нет, у нас он средний, скажем так. Средний, не большой, не крупный, не у всех такой.
А. Пичугин:
— Мы говорим о формировании фонда — есть специальный человек. Но это же не значит, что библиотека и люди, которые за это ответственны, целыми днями, вот приходя на работу, этот человек покупает книги, находит книги, заключает договоры, получает книги. Или это вот действительно такой бесконечный процесс?
В. Агафонова:
— Значит. Это бесконечный процесс. Потому что он, опять же, смотри как. Вот можно к этому подходить очень просто — открою такой секрет по наполнению фондов, да, и что такое качественный фонд, на мой взгляд, и как это было опять же там несколько лет назад. Человек, менеджер, отправляет запрос в какое-нибудь крупное издательство, которое под собой объединяет много чего, и говорит: вот у меня есть там, не знаю, в этом месяце 35 тысяч, условно (суммы совершенно могут быть разные) — предложите мне. И издательство — опять же, смотря кто на той стороне, — может совершенно стоковую какую-то литературу предложить вот в том объеме, в котором, по несколько экземпляров. И все, заключается договор, подписывается, эти книжки приезжают в библиотеку, ставятся на полках. И, как правило, когда именно такой поход, а их-то потом особенно никто и не берет, потому что они не нужны. А для библиотеки, на мой взгляд, один из главных критериев успешности — это вот качественный, ручной отбор, подбор книг. Да, то есть понимать: а подростки в такой категории что сейчас читают? А как мы еще вкус пытаемся формировать, да, а не только вот как бы отвечаем на потребность. Мы с этим работаем, да. Это знаешь, как работает? Ты запускаешь либо лекторий, например по нон-фикшн, и параллельно закупаешь эти книги и делаешь под лекторий подборки. И у тебя после лекции интересного человека берут книжки по этой теме.
А. Пичугин:
— То есть понятно, как можно сформировать вкус к литературе, я понимаю, что можно, но нас всегда называли самой читающей нацией. Я, честно говоря, не уверен, что это было так, но книжки читали, да, ну во всем мире их читали, бумажные книги. А так как мы живем сейчас в эпоху социальных сетей и в эпоху музыкальных платформ, хостингов — понятно, как можно формировать вкус в этом направлении. Не знаю, может быть, мне как человеку, всю жизнь работающему там на радио более понятно...
В. Агафонова:
— А я тебе расскажу сейчас.
А. Пичугин:
— А вот с литературой, о чем я тебя еще спрошу дальше про книжные магазины, мне уже сейчас менее понятно.
В. Агафонова:
— Отвечаю. Вот один из примеров я уже назвала: люди, которым интересно приходить на мероприятия и слушать по какой-то тематике, потому что у нас лекториев много — есть арт-лекторий, про искусство, есть там нон-фикшн, они меняются, там в ротации, что-то заканчивается, что-то начинается новое. И вот как раз возвращаясь к теме книгоцентричности — о том, что мы не просто проводим мероприятие, чтобы нам закрыть госзадание и побольше людей пригласить, а мы привязываем его к книге, и вот эту всю тематику. То есть вы послушали лекторий про космос, да, — например, с Планетарием мы делали серию лекций — все, у нас книжки уже готовы. Вы послушали — берите книжку, и человеку интересно. Это не про то, что... это слишком пафосно звучит «формирование вкуса», но ты подсказываешь, что вы знаете, это интересно, а это сейчас актуально или вам это может понравиться. У меня огромное количество интерактивных проектов на эту тему. Чек-листы. Вам нравится все, что связано — ну опять же вернемся к космосу... Ну это надо показывать, мы сейчас, к сожалению, не можем слушателям показать чек-лист...
А. Пичугин:
— Это вот тот случай, когда мы запросто можем сказать: приходите в библиотеку.
В. Агафонова:
— Приходите, да.
А. Пичугин:
— И вы все это увидите.
В. Агафонова:
— Очень красиво визуально, как открытки выглядят чек-листы, когда написана тематика и подборка от наших экспертов: вот если вы хотите в этой теме больше ориентироваться и узнать — вот вам книжки. Вы ставите галочки напротив, когда прочитаете, их там, не знаю, с десяток, например. Или для детей, ну и взрослых, мы делаем уже несколько лет довольно успешный наш такой плакат-проект, он называется «Книжный лабиринт», его разрабатывают тоже наши сотрудники. Мы делали два спецпроекта — с Зоопарком и Планетарием, когда ты как в игре: большой плакат висит на стене, ты отвечаешь на вопросы — ну это такой формат-то на самом деле известный, да, просто мы его в книжную плоскость перенесли. Отвечаешь на вопросы там, не знаю, — какое настроение, что тебе нравится, ну вот в теме, да, — потом переходишь: а тебе было бы интересно узнать больше про планеты или еще что-то? И приходишь к какой-то книге, как в игре, отвечая на вопросы.
А. Пичугин:
— Друзья, мы сейчас прервемся буквально на минуту. Напомню, что в гостях у светлого радио сегодня Валентина Агафонова, директор Молодежной библиотеки имени М. А. Светлова и Булгаковского музея. Я Алексей Пичугин. Через минуту мы снова в эту студию вернемся.
А. Пичугин:
— Дорогие слушатели, еще раз приветствую вас. В студии светлого радио у нас сегодня Валентина Агафонова, директор Молодежной библиотеки имени М. А. Светлова, Светловки, и Булгаковского музея. Мы сегодня говорим обо всем, что связано с библиотеками — о том, как фонды наполняются, о том, что такое современная библиотека, как туда прийти, записаться, о том, что такое вообще библиотека для России сейчас, что она значит, что такое книга в наше время. Мне кажется, что вот надо закончить предыдущий разговор — про формирование вкуса и про то, что может привлечь вообще человека не просто в библиотеку, а привлечь человека к книге.
В. Агафонова:
— Да, давай резюмирую я, когда можно какой-то сделать вывод. В общем, как мы еще проявляемся — вот тоже важный вопрос, — как методический центр. А то иногда говорят: ой, все называют себя методическими центрами, а что вы вообще делаете? Так вот я как человек, который долгое время вообще работал, даже не важно, где, я там и в социальной сфере работала по направлению эдьютеймент — обучение через развлечение, такая терминология, которую можно, этот метод применять совершенно в любой сфере для донесения информации в каком-то более привлекательном, интересном и удобном формате для пользователя. То есть это все что угодно, от темы здравоохранения до культуры, до хоть правил дорожного движения, когда ты можешь в игре, в инфографике, в красивом печатном варианте преподносить важную информацию. У нас это чек-листы, книжные лабиринты, книжный челлендж — обожают просто читатели. Что такое книжный челлендж? В начале года составляется список довольно большой книг, опять же достаточно красиво оформлен, его можно либо скачать с сайта, либо там прийти, взять там распечатанный. Челлендж — это вызов к себе, да, вызов о том, что ты берешь на себя обязательство прочитать там порядка 60 книг за год. Причем эти книги мы обозначаем так: книга, в которой упоминаются там, не знаю, полосатые животные; книга, в которой описывают исторические события — то есть мы не даем конкретный список, вы выбираете сами. И вы потом приносите нам, и мы, как говорится, как ученик с домашней работой, и за это получаете призы. Призы совершенно разные, у нас огромное количество, благо, чудесных партнеров, от издательств до, я не знаю там — кофе, вещи, чай, кто угодно. Мы много с кем работаем, и партнерам тоже интересно участвовать в такой истории. Вот опять же и формирование, и подстегивание прочитать как можно больше книг, причем не влияя напрямую на выбор. Это такие формулировки, может быть, не очень удачные я подобрала там, да, варианты, но, в общем и целом, это достаточно успешная такая история. А, рецензии. Важно и хорошо, да, у меня сотрудники есть те, кто пишут свои рецензии на книги. И люди, которые приходят к ним (они ведут какие-то мероприятия), они им уже доверяют и реагируют на их эти рецензии, и берут эти книжки читать. Вот еще один из способов.
А. Пичугин:
— А вот у меня теперь такой вопрос, вообще в целом, наверное, с книжной сферой. Я помню в детстве времена государственных книжных магазинов, они всегда обязательно были. Вот я приезжал в небольшой подмосковный город на дачу — и там был книжный магазин, большой книжный магазин. Вопрос наполнения его и ассортимента книг — это уже следующая тема, а вот он был. А сейчас там, естественно, никакого книжного нет, потому что я всегда туда приезжаю, никакого книжного там и в помине много лет нет. Книжные у нас можно встретить магазины в торговых центрах, где они там обязательно присутствует какой-нибудь книжный магазин в большой сети, и я прихожу, и там ну какой-то небольшой закуток — здесь джинсы, здесь модная одежда, а здесь книжный. Есть у нас в Москве, ну и в каких-то больших городах, естественно, миллионниках, есть просто книжные магазины. Но я помню, был период, начало 90-х — а у меня отец был связан всегда раньше, в свое время был связан с книгоизданием, у них в 90-х с друзьями такой бизнес по покупке продаже книг: где-то в Киеве они покупали, где издавалось, здесь не было, здесь продавали, были подвальные книжные магазины, по которым я с отцом бесконечно ездил в детстве. Я помню все эти кооперативные книжные —подвальные, полуподвальные, и в каждом районе их было много. Там странная, разная литература была, но иногда там встречалось то, что ты нигде не найдешь, ни в одном книжном. Но это были книжные здесь, книжные там, и чувствовалось, что и на это запрос есть. А сейчас как-то, мне кажется, все по-другому. Я приезжаю в города с населением там чуть за 100 тысяч — и книжного не будет. Вот как это так происходит и почему так произошло?
В. Агафонова:
— Какой ты вопрос на меня повесил.
А. Пичугин:
— Ну, может быть, просто ты тоже об этом думала. Я как-то тебя спрашиваю, как человека...
В. Агафонова:
— Ты знаешь, может быть, я последнее время не была в каких-то таких малых городах...
А. Пичугин:
— Видишь, с другой стороны, у нас фестиваль «Красная площадь», «Нон-фикшн», куча книжных ярмарок.
В. Агафонова:
— Я, наоборот, да, в той повестке, где все только, скажем так, наоборот, заводят эту тему больше и больше, развивают, местная администрация. Вот сейчас в июне (я не полетела, мне очень жаль, что я пропустила) был совершенно чудесный, он ежегодный, книжный фестиваль в Архангельске — «Белый июнь» он называется. У меня очень много коллег там было, и даже мои сотрудники там были, проводили какие-то свои мероприятия. И там к этому фестивалю относятся (я просто знаю организаторов хорошо) с таким трепетом все — и местные крупные там театры, которые предоставляют площадки для проведения, значит, каких-то встреч, и там и администрация, и в общем, все-все в этом задействованы, все очень любят это событие, всячески ему помогают и так далее. И, может быть, мне так тоже как-то везло, что я где ни окажусь, то я обязательно натыкаюсь на какой-то милейший частный книжный маленький магазинчик с совершенно потрясающими там открытками, еще что-то.
А. Пичугин:
— Ну Архангельск — это целый большой город.
В. Агафонова:
— Я не про Архангельск. Я, например, если можно какие-то примеры назвать...
А. Пичугин:
— Да, конечно.
В. Агафонова:
— Последнее, где я была, там в Вологде. Ну ладно, Владикавказ — это большой.
А. Пичугин:
— Ну Вологда тоже областной центр.
В. Агафонова:
— В Твери, в Туле.
А. Пичугин:
— И все равно это, вот я привожу пример там с подмосковным маленьким городом, да, и там был большой книжный. А сейчас...
В. Агафонова:
— Ничего не могу сказать. Я считаю, что это вопрос общей политики о том, что надо сказать, что там это должно быть, и все. И местной администрации нужно придумать, как это сделать.
А. Пичугин:
— И открыть книжный превентивно.
В. Агафонова:
— Да.
А. Пичугин:
— С одной стороны — да. А с другой стороны — сразу просыпается бизнесмен и говорит, что нет, ну ребята, сколько я тут за аренду заплачу, а сколько я тут наторгую...
В. Агафонова:
— А это должен быть такой социально ответственный, должны быть, значит, какие-то льготы в рамках программы — это я сейчас абсолютно фантазирую, да, и считаю, что, я знаю примеры. Опять же тут знаешь, может быть, я не очень хорошо понимаю, большой, небольшой город. Потому что ты называешь количество жителей, а я тут ляпаю крупные города, как Тула и Тверь, например.
А. Пичугин:
— Ты называешь мне города, где-то примерно 300+, а я 100+. Это у нас была в свое время гостья из книжного бизнеса, которая сказала, что в городах с населением менее 50 что ли тысяч человек не может быть книжного.
В. Агафонова:
— Ну видишь, я не разбираюсь в этих нюансах. Но я знаю, что в маленьких даже там, не знаю, поселках или где-то, где встречаются библиотеки, сейчас стараются — и вот эти как раз программы, про которые ты рассказываешь, крупные федеральные, что там выделяют даже целые автобусы, чтобы они в разные районы могли выезжать, наполнять фонд, проводить какие-то мероприятия.
А. Пичугин:
— Это классно.
В. Агафонова:
— Да, это вот с точки зрения библиотек, что я знаю, что все-таки библиотека — такой интеллектуальный центр во многих отдаленных уголках.
А. Пичугин:
— А я просто смотрю даже в Москве, у меня около дома, живу я неподалеку от Бауманской, в конце 90-х появился огромный книжный магазин, гигантский. Я еще удивился, что его там открыли тогда. Потом он начал сокращаться на моих глазах. И сейчас он тоже есть, это примерно несколько процентов, наверное, от прошлого былого великолепия огромного книжного — это такой закуточек в помещении бывшего книжного, где до сих пор там пространство, может быть, там 30–40 квадратных метров, продают книги. Но, с другой стороны, я понимаю, что при современном развитии интернета, человек может зайти в книжный любой в любой точке мира. Человек живет в маленьком каком-нибудь городке, нужна ему книга определенная — он заказал, и служба доставки ему через три дня ее привезла, эту книгу. Да, это будет не поход в книжный, это не будет возможность взять, пролистать, подержать в руках, понять, точно ли надо, но это будет возможность эту книгу получить в бумажном формате дня через три-четыре. Ну казалось бы, это тоже вариант книжного магазина. Понятно, что мы все постепенно уходим в виртуальную реальность, в том числе и с покупками.
В. Агафонова:
— Да не уходим мы, Леша, в виртуальную реальность.
А. Пичугин:
— Не уходим?
В. Агафонова:
— Нет, слушай, прости, пожалуйста, я так резко на это реагирую.
А. Пичугин:
— Да, я понимаю.
В. Агафонова:
— Не уходим мы. Ну я никогда, прямо повторюсь, никогда. Во-первых, я не аудиал, я не слушаю книги, не могу их слушать.
А. Пичугин:
— А я могу, это у меня, наверное, профессиональное, потому что я могу их и читать. Но я если куда-то еду, например, из Москвы в Питер на машине или из Питера в Москву...
В. Агафонова:
— Да, супер, это потрясающий навык. Я просто им не обладаю. И я не люблю, хотя это очень удобно, онлайн-книги. Кстати, если говорить про тех, кто это любит и у кого есть все эти гаджеты, приспособленные для онлайн-форматов, да, в библиотеках же можно, когда ты регистрируешься, получаешь бесплатную определенную подписку от Литрес — это наша сцепка, с которой мы уже несколько лет работаем очень удачно.
А. Пичугин:
— Я знаю, да, она всегда появляется.
В. Агафонова:
— Поэтому это очень хороший ресурс. Но, по статистике, если собрать всю статистику — я не скажу сейчас цифр, но правда, очень много людей ходит и берет бумажные книги и читает в метро бумажные книги.
А. Пичугин:
— Нет, а я тебе сейчас не про электронную книгу. Электронная книга — это отдельная история. Я люблю электронные книги...
В. Агафонова:
— Ты имеешь в виду про информацию просто?
А. Пичугин:
— У меня любимая читалка разбилась, я вот переживаю и хочу именно ее починить. Можно купить другую, я хочу ее починить. Это уже другой разговор. Нет, я про то, что мы уходим не в плане чтения с монитора, с экрана, а в то, что я зашел в книжный магазин любой сети, выбрал нужную книгу, бросил в корзину, а служба доставки любая там, какая есть, мне ее в мой там город за триста километров...
В. Агафонова:
— А, ты именно про конкретно покупку.
А. Пичугин:
— Я про книжные, разговор про книжные магазины. То что, ну вот ладно, нет книжного магазина в небольшом подмосковном городе. Но я купил в небольшом подмосковном городе в интернете — мне ее завтра привезли туда. С другой стороны, может быть, это просто, потому что...
В. Агафонова:
— Слушай. Я знаю вот прецеденты — опять же не берусь там, насколько в больших, небольших, но, если создается — это тоже про уют, про визуализацию. Вот если создается небольшой книжный магазин, а при нем даже два столика с кофе — да это как достопримечательность становится, знаешь.
А. Пичугин:
— Наверное, кстати, да.
В. Агафонова:
— Это и может быть достопримечательностью. И нужно, чтобы книжный магазин — это же некий такой прямо арт-объект города может быть, на мой взгляд. Это вот если переходить там развитие территорий, мне очень нравятся все эти темы сейчас — креативной индустрии, вот это все. Я это очень люблю, обожаю подмечать. Ну что сказать, когда была возможность ездить там, до конца 2019 года, по разным международным книжным ярмаркам, я когда ездила там — где-то выступала, где-то просто, грубо говоря, глазела, я всегда фотографировала оформление стендов, арт-объекты, еще что-то. И ежегодно моя команда, вот с учетом каких-то моих вот этих визуальных тоже наборов картинок, создает какие-то интересные арт-объекты на все наши вот эти выставки, как-то темы подсвечивает юбиляров по-особенному. Ну то есть это то, что мы же не можем стать настолько вот бездушными, что нам все-все заказывать онлайн и никуда не ходить, и ничего не трогать...
А. Пичугин:
— Да, нет, мне вообще не нравится заказывать книжки онлайн. Я говорю, что это возможность.
В. Агафонова:
— Тебе не нравится, мне не нравится и очень много кому еще не нравится. Поэтому я думаю, что все это будет жить и, наоборот, развиваться, чем больше мы сталкиваемся с вот этим внедрением всех онлайн-сервисов по разным другим историям, тем больше хочется людям прийти с чашечкой кофе...
А. Пичугин:
— Но это, видишь, не у всех срабатывает. Я, например, не могу, мне очень сложно что-то заказать в принципе в интернете, чтобы мне привезли. Мне жена говорит: да нажал кнопку — сейчас привезут, экспресс-доставка, сейчас через час его привезут уже, куда ты едешь? Я не могу. Мне надо вот самовывоз, где в пробке отстоять, час, полтора туда доехать — нет, я лучше самовывозом доеду, заберу из того же интернет-магазина. Ну это вот у меня какое-то, видимо, это...
В. Агафонова:
— Ну у меня есть приоритеты — то, что я знаю, что точно мне привезут и не нужно на это тратить время. И какие-то, не знаю там, товары, а тем более продукты, ну в том числе книжки...
А. Пичугин:
— Ну продукты — это другое дело.
В. Агафонова:
— Да, это то, что ты должен идти смотреть, нюхать, щупать, трогать.
А. Пичугин:
— Нет, продукты — запросто пусть привозят.
В. Агафонова:
— Да? А у меня наоборот.
А. Пичугин:
— Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня Валентина Агафонова, директор Молодежной библиотеки имени М. А. Светлова и Булгаковского музея. Сейчас мы еще немного про Булгаковский музей поговорим, единственное, что я хотел сказать, последнее про книжные магазины тоже. Вот я до пандемии, всех последних событий, когда много действительно ездил, я обращал внимание, что опять же маленький подмосковный город, где нет книжного магазина, а в небольших европейских городах всегда есть книжный — хороший книжный магазин. Причем он как-то так со вкусом, изысканно обычно обставлен, ты приходишь — там старая мебель, обязательно какие-то...
В. Агафонова:
— И он располагается в каком-то уникальном историческом здании.
А. Пичугин:
— Да, и он скорее всего там уже лет сто.
В. Агафонова:
— Да, абсолютно точно.
А. Пичугин:
— А у нас как-то вот это... Я помню магазин «Букинист» на Земляном валу, в конце Покровки, в который меня всегда папа туда в детстве водил. И вот раз — там крафтовый бар теперь. Ну да, это, наверное, тоже неплохо. Но где вот мой «Букинист»? А я что-то, видимо, упустил, момент, когда ты стала еще и директором музея А. М. Булгакова — это «нехорошая квартира» и еще несколько мест, которые связаны с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в Москве.
В. Агафонова:
— Ну не целый ряд мест, сейчас расскажу — их еще два, они действительно прекрасны. Одно уже в доступе и открыто — это музей на Большой Пироговской, 35а — это, собственно, первая квартира отдельная Михаила Афанасьевича, которую он снял полностью, да, то есть в «нехорошей квартире», 50-й, которая почему «нехорошая» — потому что, собственно, она...
А. Пичугин:
— События «Мастера и Маргариты» проходят.
В. Агафонова:
— Да. Но там он жил в комнате.
А. Пичугин:
— Да, это известно.
В. Агафонова:
— А здесь он наконец-то переехал в собственную квартиру, со своей второй женой, Любовью Белозерской. И у нас на окне — я, во-первых, всех приглашаю к посещению — это очень красивый, интересный интерактивный музей. И сейчас, всего лишь до середины ноября, там идет совершенно потрясающая выставка «Булгаков и Конский, «мхатчики» — ну собственно про мхатовский период Булгакова. И там есть совершенно уникальные экспонаты — как афиша спектакля «Пиквикский клуб», который больше никогда никому не будет выдаваться, поэтому надо идти смотреть на эту выставку. И еще одно пространство — оно не открылось, но оно будет тоже невероятно прекрасное, хорошее и наполненное интересными событиями. Откроется, я надеюсь, уже в течение пару месяцев. Научно-просветительский центр — ну музей Булгакова в Большом Афанасьевском переулке. Но мы когда откроемся, мы уже об этом расскажем и пригласим всех отдельно туда.
А. Пичугин:
— У меня просто складывается впечатление — сразу надо сказать, что мы об этом говорили в начале программы, что Светловка и та самая квартира на Большой Садовой, Садовом кольце нынешнем, да, рядом с метро Маяковская, дом 32-бис, который — я не помню нынешний его правильный адрес, они рядом, они друг напротив друга.
В. Агафонова:
— Десять. Большая Садовая, 10.
А. Пичугин:
— Десять, да. Ну вот, к сожалению, и в этом, наверное, виноват такой напускной флер филологических факультетов, ну и не только филологических, сколько людей в определенном возрасте всегда так, вздохнув томно, рассуждают о «Мастере и Маргарите». Но при этом есть целое поколение булгаковедов и есть целое поколение любителей Булгакова, которые считают «Мастера и Маргариту» далеко не самым главным его произведением.
В. Агафонова:
— Безусловно.
А. Пичугин:
— У нас, когда говорят: Булгаков — это сразу знак равенства. А как же и «Зойкина квартира», и «Белая гвардия», и «Бег»...
В. Агафонова:
— «Собачье сердце» мое любимое.
А. Пичугин:
— «Собачье сердце» и многое другое, то что Булгаков написал и закончил при жизни.
В. Агафонова:
— А еще была очень ожидаемая новинка театрального сезона — в театре Пушкина «Багровый остров» поставили. Это, собственно, пьеса Булгакова, и в фойе театра наша выставка, музея Булгакова, об этом спектакле. Потрясающий спектакль, очень динамичный, яркий. Я считаю, что вот лучше его вот вытащить, собственно, из таких закромов произведений Булгакова... Ну давай вот с тобой спросим сейчас несколько людей вокруг, которых встретим, знают ли они, кто написал «Багровый остров». Вот я уверена, ну я сама признаюсь, что это для меня было неким открытием. Это очень хороший спектакль.
А. Пичугин:
— И еще раз, где?
В. Агафонова:
— Театр Пушкина.
А. Пичугин:
— А, театр Пушкина. А что такое музей писателя? Потому что мы очень много говорим о разных музеях — художественных, исторических, краеведческих. Понятно, что составляют фонды этих музеев. Что составляет фонд музея Булгакова? Или вообще музея писателя?
В. Агафонова:
— Фонд музея писателя — ну прежде всего это личные вещи, конечно, и, безусловно, это подаренные вещи.
А. Пичугин:
— То есть это всегда вещи, которые показывают нам не только Булгакова через произведения, а Булгакова как человека.
В. Агафонова:
— Безусловно. И это должно быть основной, на мой взгляд, линией литературных музеев...
А. Пичугин:
— Это важно.
В. Агафонова:
— Чтобы мы рассказывали прежде всего про человека — про его друзей, про его периоды, да, которые были связаны, про него через определенные периоды жизни.
А. Пичугин:
— Насколько может отличаться сам писатель от его канонического образа, который там человек впитывает через произведения.
В. Агафонова:
— Безусловно. Я думаю, что не так много (опять же, может быть, я сейчас, я надеюсь, что я ошибаюсь) помнят и знают, что Михаил Афанасьевич, собственно, работал и играл даже в единственном спектакле вот этом, «Пиквикский клуб», что он там играл.
А. Пичугин:
— Я не знал.
В. Агафонова:
— Что есть собственно актерский опыт.
А. Пичугин:
— Просто Булгаков здесь мне в меньшей степени. И вот мои коллеги не дадут, наверное, соврать: про Достоевского — всегда мы на него смотрим как на автора произведений, которыми принято такой в религиозной среде если не восхищаться ими, то о них много говорить. Но о личности Достоевского всегда говорят очень мало, и личность Достоевского, она всегда скрывается за этими произведениями. Ну, кстати, и личность Булгакова всегда тоже скрывается за произведениями. Потому что насколько будут разными там «Дни Турбиных» и «Мастер и Маргарита», насколько разные люди это все могли написать, кажется нам. А это вот, один человек.
В. Агафонова:
— Да, и почему — и это же как раз все связано с абсолютно личными там переживаниями, эмоциями в определенный момент, становлением, нахождением в разных локациях. Ну то есть это огромный материл для изучения и как раз знакомства с писателем через его жизненный путь вот личный. Именно про личность, а произведения уже как отражение.
А. Пичугин:
— Так что, друзья, приходите в Булгаковский музей Москвы, это, правда, интересно, это можно взглянуть. Я думаю, что все мы, даже сейчас если не вспомним, когда читали последний раз, все равно в школе проходили как минимум, и Булгакова уж знают все. Но как интересно было бы что-то освежить, что-то узнать и как-то по-новому, может быть, посмотреть и на личность писателя, и захотеть прочитать произведения. У нас уже немного времени остается, буквально вот на один вопрос вернемся к библиотекам. Мы на Радио ВЕРА находимся, поэтому я не могу не спросить: а вот запрос на христианскую литературу есть какой-то в библиотеках?
В. Агафонова:
— Я думаю, что есть, да, и она, эта литература у нас есть. Я не могу тебе сейчас сказать конкретный, да, там какой-то процент...
А. Пичугин:
— Нет, процент мне абсолютно не нужен.
В. Агафонова:
— Ну не подготовилась, скажем так.
А. Пичугин:
— А тут и не надо. Ты прекрасно знаешь, как люди, что люди спрашивают. Вот бывает ли среди этого что-то, что людей там...
В. Агафонова:
— Слушай, есть чудесное издательство — «Никея».
А. Пичугин:
— «Никея» — да, мы с ними очень даже дружим.
В. Агафонова:
— Да, ну вот мы тоже дружим. И, соответственно, то есть понятно, что не какая-то супер такая, углубленно христианская литература.
А. Пичугин:
— А «Никея» выпускает книжки для всех людей, которые...
В. Агафонова:
— Вот, на эту литературу — да, безусловно, есть запрос.
А. Пичугин:
— И «Никея» — книжки интересные, это, правда, интересно. Может быть, мы как-нибудь про это подробнее и поговорим. Спасибо большое мы говорим Валентине Агафоновой, директору Молодежной библиотеки имени М. А. Светлова и музея Михаила Афанасьевича Булгакова в Москве. Это была программа «Светлый вечер». Мы говорили о библиотеках, о том, что такое сегодня современная библиотека, почему она важна для всех для нас. Спасибо. Я Алексей Пичугин. Прощаемся с вами. Всего доброго. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»