Иак., 57 зач., V, 10-20
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает празднование в честь одного из пророков Ветхого Завета — пророка Илии. Этот человек не оставил после себя какой-либо книги пророчеств, его прямой речи почти нет на страницах Священного Писания, но при этом об Илие знают все. Илия — это не пророк слова, а пророк дела, он не столько говорил, сколько действовал, действовал, конечно же, не от себя самого, а от Бога. Благодаря Илие мы знаем, что пророчество — это не только загадочные возвышенные слова, это ещё и определённые действия, направленные на то, чтобы имя Божие не было пренебрегаемо людьми. Пророк Илия неоднократно упоминается на страницах Нового Завета, в том числе и в апостольских посланиях. Сегодня за богослужением звучит один из таких отрывков, он взят из 5-й главы Соборного послания апостола Иакова.
Глава 5.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
Время, которое отделяет нас от времени жизни пророка Илии, и сама невероятно удивительная биография этого человека превратили его в полумифическую личность. Мы, конечно же, верим в то, что Илия существовал, но при этом кажется, что он был не таким, как все прочие люди, а потому и нет никакого смысла в том, чтобы сравнивать самих себя с ним.
Апостол Иаков не был согласен с таким подходом, а потому он и написал, что «Илия был человек, подобный нам». То есть у Илии было такое же тело, и такая же душа, но при этом его молитва была чрезвычайно сильна, о чём и упомянул апостол Иаков. Это упоминание было призвано вдохновить читателей послания к тому, чтобы и они не смотрели на молитву как на что-то маловажное и не имеющее особого практического значения. Размышляя об этом, апостол Иаков упомянул лишь один из множества зафиксированных библейской Третьей книгой Царств эпизодов действия молитвы Илии: вот Илия помолился и три с половиной года не было дождя, Илья снова помолился и дождь пошёл. Молитва Илии не была вызвана желанием продемонстрировать собственные способности и близость к Богу, она была вынужденной: для вразумления израильского царя Ахава, который после брака с дочерью сидонского царя Эфбаала Иезавелью допустил в своём царстве возможность совершения языческого культа Ваала. К сожалению, Ахав не вразумлялся словами, и потому Илие пришлось прибегнуть к крайней мере — обратиться к Богу ради воздействия на царя через видимые глазом физические природные явления. Впрочем, и это тоже не помогло Ахаву изменить своё отношение к Богу, он до конца своей жизни остался нечестивым человеком. Тем не менее, упомянутый апостолом Иаковом эпизод из жизни пророка Илии очень важен, особенно же важен сделанный апостолом конечный вывод: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:19–20).
У пророка Илии не получилось вразумить царя Ахава, но при этом совесть Илии совершенно чиста — он сделал всё, что мог, всё, что возможно человеку, но никто, даже Сам Бог, не в состоянии обратить к покаянию того, кто не хочет каяться. Однако это вовсе не означает, что не стоит пытаться. Илия пытался. И он бы не оставил своих попыток, если бы Бог Сам не остановил эти попытки, и Ахав не был бы убит случайно выпущенной стрелой неприятеля (3 Цар. 22:34–35).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.