В 2015 году православный мир отметил 1000-летие мученической кончины святых Бориса и Глеба. Этим мученикам посвящено множество российских храмов, церквей и монастырей. Впрочем, они почитаемы далеко за пределами нашей страны.
И сегодня мы расскажем вам о местечке вблизи Смоленска, под названием Смядынь. Давным-давно здесь стоял монастырь. Обитель образовалась в начале 12 веке и была посвящена Борису и Глебу — первым святыми, прославленным Русской Православной Церковью. Место для монастыря было выбрано не случайно. За два века до этого Борис и Глеб, младшие сыновья Великого Киевского князя Владимира Святославича, были убиты по приказу их брата Святополка Окаянного, претендента на киевский престол. Трагедия случилась в 1015 году в небольшой бухте, в месте впадения речки Смядыни в Днепр. Там погиб один из братьев – муромский князь Глеб. Убийцы наспех похоронили мученика на берегу. Четыре года спустя тело Глеба перевезли в Вышгород под Киевом. А на месте захоронения вырыли колодец. Вода в нем обладала целительными свойствами.
В последствии на Смядыни был основан монастырь. Первые постройки обители были деревянными. Монастырь хорошо укрепили, вокруг поставили высокую ограду. В 12 веке Смоленску и Смядыни князь Ростислав Мстиславич отводил важную политическую роль: здесь был удобный порт на реке Днепр и выход к Киеву. Большой каменный собор в честь святых Бориса и Глеба заложил в 1145 году в обители все тот же князь Ростислав Мстиславович. Дальнейшие сведения о жизни монастыря отсутствуют. Очевидно, он просуществовал до начала 17 века и был разорен в Смутное время. Затем здания по кирпичику растащили местные жители. Развалины начали покрываться землей. Сейчас на месте бывшей Борисоглебской обители находятся поле, среди холмов которого можно разглядеть лишь части фундаментов зданий.
В 1991 году здесь установили памятный камень. На нем высечен крест и текст, рассказывающий о мученичестве святого князя Глеба. Ежегодно 6 августа, в день памяти братьев-страстотерпцев, у памятника совершается богослужение.
Совсем недавно, в 2013 году, на Смядыни начал действовать небольшой деревянный храм в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Рядом срубили звонницу. Священный колодец над местом убийства князя Глеба ныне закрыт каменной плитой. Есть надежда, что однажды в будущем монастырь будет отстроен на своем историческом месте. А пока паломники приезжают сюда, чтобы почтить память святых Бориса и Глеба и помолиться об укреплении здоровья и преодолении разногласий.
Памятное место Смядынь находится на западной окраине Смоленска.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер