
Фото: Nadiia Ganzhyi/Unsplash
Идёт Рождественский пост... Чем отличается он от других многодневных постов? Наверно, тем, что он — самый вдохновляющий, самый радостный! Рождественский пост — весь ожидание таинственного и великого чуда: воплощения на земле Бога, пришедшего спасти человечество. А в нашу эпоху ещё и праздник Нового года, праздник новых земных надежд...
Обычай основательно приготовиться к Рождеству Христову душой и телом возник в первые века христианства. Причём в одних христианских общинах пост первоначально длился всего семь дней, в других дольше, но постепенно установилось общее правило — воздерживаться целых сорок дней. Поэтому, как и Великий пост, Рождественский именуется Четыредесятницей. На Руси этот пост также издавна называют как бы по-домашнему Филипповым, поскольку последний день перед постом — это день памяти апостола Филиппа.
Конечно, общий смысл любого поста понятен. Чем больше воздерживаемся от излишеств, в том числе и в пище, чем больше искренне молимся и каемся, тем становимся ближе к Богу. А, значит, и глубже вникаем в духовный, спасительный для нас смысл одного из главных событий Истории. Только чистые сердцем Бога узрят, говорил сам Спаситель. Вот и Рождественский пост нужен, чтобы встретить родившегося Сына Божия достойно — с чистым сердцем, душой и телом.
В плане питания Рождественский пост считается не строгим. Конечно, все мясные и молочные продукты исключаются полностью. Но рыбу можно есть в субботние и воскресные дни, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — четвёртого декабря, в день памяти Николая-чудотворца, девятнадцатого декабря, если этот день приходится на вторник или четверг. В последнюю неделю перед Рождеством пост полагается усилить, а уж самый строгий постный день, хотя богослужебные чтения в этот день уже наполнены радостью ожидания рождения в мир Спасителя — канун Рождества, Сочельник. Если по правилам, то в Сочельник нужно не есть до самого вечера, до первой звезды, да и потом до Рождественской полночи — лишь слегка перекусить сочивом — варёными зёрнами пшеницы с мёдом.
Что ж... перед каждым верующим стоит большой вопрос, серьёзный выбор: с каким размахом праздновать Новый год и проводить новогодние праздники и каникулы.
И вот что ещё важно знать о Рождественском посте. В былые времена этот пост считался ещё и особой жертвой человека Богу, а именно благодарностью за собранные за год плоды. И святитель Лев Великий говорил: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». Долг всякого христианина — всегда быть внимательным к ближнему. А в радостный Рождественский пост — особенно.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер