
Каждого человека, которого я встречаю в своей жизни, с годами начинаю воспринимать как подарок от Бога и учителя.
Однажды, мы с друзьями поехали в Ново-Иерусалимский монастырь. У лестницы, ведущей к воротам, на инвалидной коляске сидел человек в черном подряснике. Абсолютно седой. Его возраст трудно было определить. Всем своим видом он походил на старца. Просил подаяния. Вернее, не просил. Просто молча держал тарелочку с надписью — просьбой о помощи.
Я полезла в кошелек за деньгами. Там была всего одна купюра. Последняя. Я положила в тарелочку и побежала в сторону лестницы. Вдруг услышала довольно резкое: «Стой». Я вернулась.
— Как тебя зовут? — спросил этот человек в подряснике.
— Мария.
— Ты замужем?
— Да
— Как зовут мужа?
— Николай!
— А детей как зовут?
Я, повинуясь голосу нового знакомого, стала перечислять имена детей.
— А родителей? Я буду молиться за вас! Меня зовут инок Прот.
Потом он рассказал, что приехал сюда из Белгорода, из монастыря, где подвизался уже много лет. А когда-то инок Прот был Геннадием, профессионально занимался спортом.
Попав в тяжелую автомобильную аварию, потерял возможность ходить, приобрел множество заболеваний, но через эту трагедию пришел к Вере. Духовным отцом инока Прота был старец Серафим Тяпочкин. Прот был знаком с батюшкой еще до того, как его жизнь перевернулась. Чья? И именно отец Серафим в духовном смысле наставлял инока Прота.
Мы подружились. Удивительно, что человек, лишенный способности нормально передвигаться, обладал потрясающей внутренней силой. И еще от него, как от истинно духовных людей, исходил свет. На вопрос: «Как Вы себя чувствуете?» Он всегда отвечает одно: «Слава Богу за все! За скорбь и за радость!». Сейчас он со своим келейником, помощником, живет в комнатке возле монастыря.
Простая кровать, на столе — иконостас — бумажные простые иконки, четки,
Евангелие, Псалтирь... Он, как преподобный Серафим Саровский всегда приветствует гостей этим удивительным — «Радость моя!», отчего на душе становится тепло и спокойно.
Это не первый в моей жизни случай, когда человек в физической немощи обретает духовную силу. И это чудо благодати Божией распространяется на тебя. В случае с иноком Протом добродетель смирения была показана мне как-то особенно явно. Всегда «Слава Богу за все! За скорбь и за радость!»
Уже потом, во время наших духовных бесед он рассказал, как терпел поношения со стороны близких, но не осуждает, а молится за них. Поведал, как общается с живущим мирской жизнью сыном, как радуется, когда его постигает болезнь, потому, что через скорби приходит спасение.
Для меня — это высочайший духовный пилотаж, недостижимый, и вряд ли досигаемый даже через многие годы в церкви. Но я стала замечать, что на вопрос, «как дела?» я все чаще отвечаю: «Слава Богу за все! За скорбь и за радость!»
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема