Москва - 100,9 FM

«Сказкотерапия». Светлый вечер со Светланой Лебедевой (19.06.2019)

* Поделиться

У нас в гостях была актриса, педагог, автор и режиссер проекта «Сказкотерапия» Светлана Лебедева.

Мы говорили с нашей гостьей о ее проекте и о том, как сказки могут быть интересны и полезны не только детям, но и взрослым.


Е. Горская 

— Здравствуйте, в эфире программа «Светлый вечер». Здесь с вами в студии Лиза Горская. Сегодня у нас в гостях актриса, педагог, автор, режиссер проекта «Сказкотерапия» Светлана Лебедева. Здравствуйте.  

С. Лебедева 

— Здравствуйте! 

Е. Горская 

— Давайте начнем с проекта. Очень интересное название — я так понимаю, что оно «говорящее» — «Сказкотерапия». Что это? 

С. Лебедева 

— Да. Сказкотерапия — это... Само слово «терапия» — это «исцеление». «Исцеление сказкой». Это интерактив для детей и взрослых, когда совершается путешествие от истоков создания сказки через язычество к христианству. То есть да, мы разбираем этимологию слова, зачитываем отрывочки из сказки, я задаю вопросы. Например, «что такое дремучий лес?» — с детьми и со взрослыми. Да, кто такой Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная? Почему она Прекрасная? Что это за слово такое — «Пре-красная»?» И дети и взрослые расшифровывают эти все заложенные смыслы как раз вот через этимологию слов.  

Е. Горская 

— Есть еще Премудрая.  

С. Лебедева 

— Есть Премудрая, конечно. И там, и там есть приставка «пре-». В принципе, все достаточно просто, но все имеет глубинный смысл и значение, как и образы тоже. И людям это очень интересно разгадывать, скажем так, и будить свою генетическую память. 

Е. Горская 

— А почему, действительно, терапия?  

С. Лебедева 

— Терапия — это, своего рода, еще раз повторюсь, исцеление сказкой. Потому что мы все немножечко в суете, в бытовых проблемах уходим от истоков, от главного в своей жизни, от ценностей, а сказка — она словно возвращает нас к нашим истокам, поэтому, знаете, совершается такое невероятное, сказочное, интересное, полное приключений и нового, в то же время, чего-то путешествие. Таких открытий сказочных. Поэтому очень востребован этот проект — с  одной стороны, на удивление, потому что может показаться, что это какой-то такой традиционный формат, который, собственно, сейчас, может быть даже, не очень нужен. Но, в то же время, когда это предлагаешь, люди очень за это, скажем так, по-хорошему зацепляются, им очень интересно совершить путешествие в прошлое. То есть через прошлое — в будущее, так бы я это все сама расшифровала. Поэтому это, на мой взгляд, очень такая нужная история сейчас, когда перезагружаются нейроны головного мозга у людей просто, в другом формате начинают существовать. Это как вот, знаете, формат, выражаясь современным языком, 3D, 5D. Такое вскрытие происходит генетической памяти, когда происходит расшифровка. А потом это все музыкально сопровождается. У меня потрясающие музыканты принимают участие, которые играют на различных фольклорных инструментах, такие удивительные фольклорные названия, какие-то русские древние, и даже индийские. И ханг присутствует даже, и всяческие дудочки, рожки, вплоть до волынок и так далее. Все это озвучивает они, всю саму сказкотерапию. Костюмированное такое, театрализованное действо. И, в то же время, это общение. Это не просто какой-то спектакль, а это общение.  

Е. Горская 

— А как это все происходит? Это как театральное представление — приходят люди, рассаживаются в зрительном зале, и тут вот начинается нечто? 

С. Лебедева 

— Да. Приходят люди, рассаживаются в зрительном зале. Небольшая увертюра начинает звучать, такой настрой как раз вот на путешествие в сказку, в глубины ее — это когда музыкант начинает, допустим, на каких-то невероятных, еще раз повторюсь, инструментах (типа, окаринка, например...)... 

Е. Горская 

— Это что? 

С. Лебедева 

— А это вот такая «свиристелочка»... (Смеется.) Как я ее называю, «свиристелочка». Такая дудочка — не дудочка с отверстиями, деревянная такая штучка. Она изображает кукушечку, лес — вот все звуки, которые могут быть в лесу, чтобы настроить зрителя, создать такую атмосферу. И сразу начинается вот этот самый интерактив, когда я предлагаю, например, сказку. Сказка сейчас звучит «Василиса Прекрасная». И я, допустим, задаю вопрос: «Василиса — кто это? От какого слова «Василиса» происходит?». И начинается разбор — вот кто знает, тот знает. Может быть, в зале присутствуют Василисы. Но они, как правило, точно знают, от какого слова, допустим, произошло их прекрасное, красивое имя. Я спрашиваю: «А почему Прекрасная?». Ну и, соответственно, мы разбираем, что это за слово. Я сейчас не хочу открывать всех секретов, потому что очень надеюсь, что зрители сами достаточно умные и способные к погружению, поэтому они сами должны открыть все смыслы. 

Е. Горская 

— А как вообще родилась идея проекта?  

С. Лебедева 

— Вы знаете, я обучалась этому. Обучалась при театре «Апарте» у режиссера Гарольда Стрелкова. Это где-то, наверное, в течение полугода с утра до вечера мы, вот те, кто хотел просто, по желанию — актеры — обучались такому новому формату, новому проекту. И вот мы сами сидели и разбирали сказки, и вскрывали все смыслы, там, через словари разные и так далее — что же заложено нашими предками вот в Его Величество Слово. Потому что вначале, как мы все знаем, было Слово. И что же там такое? И мы прямо не могли оторваться. Просто с утра до вечера мы этим занимались, и Гарольд так мягко нами руководил. Все это было настолько с любовью, и настолько это открыло нам какие-то невероятные тоже смыслы... И когда мы стали... спросили: «А какие же сказки нам выбирать, вот чтобы идти с ними к людям, и так же, как Вы, все это представлять?», он сказал, что, «Вы знаете, не надо ничего выбирать — вот Вам самим». Мы так были удивлены очень. И он пояснил, что «сказка сама Вас найдет». То есть это должен быть такой...  

Е. Горская 

— Прямо как в сказке! (Смеется.)  

С. Лебедева 

— (Смеется.) Абсолютно, да. Это должен быть такой отклик в душе, чтобы... «Вы, главное, читайте!». Вот. И мы очень много читали, разбирали и так далее. Вот меня по сей день не отпускает сказка «Василиса Прекрасная». Это такая  удивительная история, просто удивительнейшая.  

Е. Горская 

— Интересно. А где это все проходит? 

С. Лебедева 

— Это проходит на разных площадках Москвы, Московской области, Петербурга. Мы были в Великом Новгороде тоже со сказкой, со сказкотерапией, представляли для 70 школьников православной гимназии, представляли этот проект. И, на самом деле, к удивлению, могу заметить, что дети разгадывают все смыслы довольно быстро. Взрослые — не очень. (Смеется.)  

Е. Горская 

— Да... Суета потому что. 

С. Лебедева 

— Вот. Да, конечно. Такое незамутненное детское сознание — оно прямо все, практически, раскрывает. И они начинают рассуждать. Им так нравится рассуждать на все эти темы, что иногда даже остановиться невозможно! Но им при этом настолько интересно, что будет дальше, и куда же там пошла Василиса, и как ее, там, мачеха и сестры невзлюбили и стали гнать ее к избушке Бабы-Яги через дремучий лес, и с чем же она встретилась, и как она прошла это испытание, и так далее, то есть и с чем она вернулась, что все хотят дальше. И когда все это заканчивается... А надо сказать, что, как правило, интерактив идет около полутора часов, никто не  расходится и все хотят еще. (Смеется.)  

Е. Горская 

— Антракт-то есть? 

С. Лебедева 

— Нет! (Смеется.) Нет! 

Е. Горская 

— Хорошо. Терапия — ну, в традиционном, в моем представлении — всегда предполагает некий результат.  

С. Лебедева 

— Угу! 

Е. Горская 

— Какой результат Вы хотите получить? Какой результат Вы получаете? 

С. Лебедева 

— Ну вот еще раз повторюсь, что полтора часа живого времени. Полтора часа живого общения живых людей с живыми людьми. Это невероятный результат. И это, по нашим временам, как выяснилось, большая редкость, это ценность. Потому что люди забывают о своих телефонах, прочих, там, гаджетах и так далее, и просто у них переформатируется сознание. И это настолько чувствуется. Получаешь такую невероятную радость от обратной связи, что это, наверное, не сравнимо ни с чем абсолютно. Вот как я сейчас с Вами общаюсь, и мне очень радостно, потому что у нас живое общение. И в этом столько настоящего! И это очень ценно.  

Е. Горская 

— А почему?  

С. Лебедева 

— Ну, потому что, видимо, мы живем во время, когда технологии очень так вторглись в нашу жизнь и, в общем-то, вытесняют вот это живое общение. Когда люди в кафе общаются через телефон и так далее. То есть это... 

Е. Горская 

— Когда «свадьба прошла тихо — в ресторане был wi-fi».  

С. Лебедева 

— (Смеется.) Да-да-да! Вот, на самом деле... Ой, я смеюсь, а на самом деле это потому, что я уже отгрустила по этому поводу. Я просто нашла вот такой метод... наш метод общения с молодежью, скажем так. (Смеется.)  

Е. Горская 

— То есть Ваши зрители, в первую очередь, молодежь? Или это дети? Кто? Или это дети с родителями? 

С. Лебедева 

— Вот когда меня спрашивают, от какого возраста, я, конечно, говорю, что от сознательного возраста, когда все-таки уже способны читать дети. Это где-то от восьми лет. Но есть такие развитые, которые приходят, там, и от шести, и от семи. А тут ребенка привели — девочке два годика было, и она отсидела всю сказкотерапию, и обрадовалась, и... Ну, тоже какое-то такое невероятное стечение обстоятельств. Но я говорю, что строго от восьми лет и до ста... дети приглашаются на сказкотерапию. (Смеется.) Соответственно, это для всех. Подростки находят свои смыслы. Им очень интересно, например, узнать, опять-таки... Сейчас много этих имен потрясающей красоты, звучит, как вот Василиса, Пелагея и так далее. Им интересно, что это такое, что это за имя. То есть мало кто задумывается. А узнать, например, и... И вообще, какие законы заложены в сказку, и для чего они нужны, и как с ними быть в жизни. То есть сказка учит, как быть в жизни, как применять законы эти в жизни. То есть они все заложены в сказке. 

Е. Горская 

— И как не быть.  

С. Лебедева 

— Конечно же, и как не быть, безусловно.  

Е. Горская 

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». У нас в гостях Светлана Лебедева — актриса, педагог, автор и режиссер проекта «Сказкотерапия», о котором мы говорим, и мы к нему еще вернемся. Я хотела спросить Вас про творческий союз, Российский творческий союз работников культуры, в котором Вы состоите. Что это за замечательная организация такая? Я про нее слышала, мне казалось, она в Санкт-Петербурге находится, но в Москве, оказалось, тоже.  

С. Лебедева 

— Да. На самом деле, Российский творческий союз работников культуры — это такая организация, куда входит очень много творческих людей, порядка 500 человек зарегистрировано. Это люди, которые хотят творить, которые объединены в этом союзе. Это и журналисты, это и актеры, это и певцы, это и художники. И руководитель Творческого союза Терещук Николай Васильевич — журналист, он выпускает газету «Московский вестник культуры», где освещает все вот как раз события, в основном, такие значимые творческие, культурные. В основном, в которых принимают участие как раз все, кто зарегистрирован в этом Союзе. И у нас такая насыщенная получается жизнь культурная — не только в Москве, но и в Петербурге. Всегда культурные форумы мы посещаем, представляем какие-то свои тоже программы. И мне очень радостно, что есть некая такая принадлежность тоже к настоящему такому формату, что ли, вот коим является Российский творческий союз работников культуры.  

Е. Горская 

— Там, я так понимаю, все, да? То есть актрисы, режиссеры, художники? Кто еще? 

С. Лебедева 

— Да, журналисты, опять-таки. И люди, которые, скажем так, чего-то уже достигли. То есть это не то, что там просто берут с улицы людей, а вот чего-то уже достигли, скажем так, и те, кто неравнодушен, служат Отечеству, патриоты, и кто хочет дальше как-то двигаться, скажем так, расширять поле своей деятельности. Ну, в общем, на самом деле, такие вот творцы неравнодушные. (Смеется.)  

Е. Горская 

— И, раз уж я смотрю в свои записи с организациями и регалиями, я Вас сразу спрошу про Вашу медаль, есчли не возражаете: «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе».  

С. Лебедева 

— Да, это как раз вот была награда... 

Е. Горская 

— А, то есть это связано, да?  

С. Лебедева 

— Да. Это как раз награда Российского творческого союза работников культуры. Просто... (Смеется.) ...на самом деле... 

Е. Горская 

— Я смутила человека только что. (Смеется.)  

С. Лебедева 

— Немножко... Дело в том, что следят за моей деятельностью, и в какой-то момент просто подкараулили и наградили! (Смеется.)  

Е. Горская 

— Поймали?  

С. Лебедева 

— Поймали, да! (Смеется.) Потому что деятельности очень много. Это ведение концертов, и сказкотерапия, и преподавание актерского мастерства, культуры речи. Это постановка спектаклей при храме воскресной школы Георгия Победоносца... 

Е. Горская 

— А это где?  

С. Лебедева 

— Это в Коптево.  

Е. Горская 

— Ага, отец Сергей Дикий наш дорогой! 

С. Лебедева 

— Абсолютно точно! (Смеется.) Это настоятель нашего храма, и я там уже 12 лет работаю с детьми и со взрослыми, где я ставлю пасхальный спектакль. И, в общем, очень много такой деятельности творческой получается.  

Е. Горская 

— Мне кажется, при храме Георгия Победоносца вообще очень много всего — и творческого, в том числе, и интересного. Такой он какой-то тоже культурный эпицентр своего района, если так можно сказать! (Смеется.)  

С. Лебедева 

— Да, да. И как раз вот представители радио «Вера» у нас часто бывают в гостях, что очень приятно, освещают наши события. Спасибо огромное! 

Е. Горская 

— А вот, кстати, Ваш проект «Сказкотерапия» — он на площадке храма Георгия Победоносца тоже был или будет представлен как-то? 

С. Лебедева 

— Да. У нас такой деревянный терем, скажем так, ну, как и сам храм, и подворье. Как будто ты находишься не в Москве. Все в розах благодаря стараниям матушки Елены нашей и помощников. И сама воскресная школа — это такая большая деревянная изба, куда помещается довольно много народу, и мы устраиваем там концерты и разные творческие вечера, помимо лекций, которые там происходят. И вот сказкотерапия, да, там с успехом, не побоюсь, скажем так, этого громкого слова, но прошла несколько раз. (Смеется.) Прихожане из окрестных храмов и просто люди, которые «захожане», скажем так, они приходили... 

Е. Горская 

— Я так не люблю это слово! Мне кажется, это какая-то дискриминация... Нет? Кстати, давайте поговорим об этом! 

С. Лебедева 

— Давайте! 

Е. Горская 

— Вот слово «захожанин» — мне кажется, в нем как-то что-то есть пренебрежительное. А человек, который действительно редко ходит в храм — ну, может быть, он не дорос еще. Ну, причины любые могут быть. 

С. Лебедева 

— Совершенно верно. Совершенно согласна с Вами. Ну, здесь я имела в виду в том смысле, что... Для меня как раз это хорошее слово. Потому что человек шел-шел по своим делам, и вдруг — ой, что-то происходит в храме, ой, какой-то огонек в окошке в деревянном каком-то домике горит, о, какая-то музыка звучит необычная для слуха сейчас, фольклорная. Ой, дай-ка, я зайду! Или просто на звон колоколов. И он за-ходит.  

Е. Горская 

— А мог бы пройти и стать бы «про-хожанином», кстати.  

С. Лебедева 

— (Смеется.) Да!  

Е. Горская 

— Это было бы хуже!  

С. Лебедева 

— Это было бы хуже, да, абсолютно! (Смеется.) Есть и такие, конечно! Ну, что делать! 

Е. Горская 

— Мне кажется, мимо храма Георгия Победоносца сложно пройти. Это какой-то действительно сказочный оазис в городе — там деревянная архитектура, очень красивый храм. Но, кстати, каменный тоже уже в какой-тот финальной стадии строительства — большой храм Святого Спиридона Тримифунтского, и там при нем же культурно-просветительский центр строится.  

С. Лебедева 

— Строится, да. 

Е. Горская 

— Там же, наверное, тоже будут и площадки для театра... и для спектаклей, и для всего, что есть сейчас в храме? 

С. Лебедева 

— Обязательно. Мы там с отцом-настоятелем как раз... Нам показывают все, что будет, мы совершаем там экскурсии. Все там еще, естественно, на стадии строительства, но мы уже там и молебны совершаем, и ходим часто на экскурсии. И действительно все растет, продвигается стараниями вот как раз прихожан, и это очень здорово наблюдать — что такой огромный храм прямо растет, как какой-то невероятный, удивительно чудесный цветок. Как будто он из-под земли, сквозь асфальт прорывается. Это, конечно, невероятное чудо, и там предполагается, конечно, более широкое пространство. Потому что у нас храм маленький Георгия Победоносца, и люди стоят на улице часто на службах, потому что не войти. А здесь будет более такое широкое пространство.  

Е. Горская 

— Кстати,  слушатели радио «Вера» помогали перед зимой закрывать  своды храма. С помощью наших слушателей успели закрыть храм от снега.  

С. Лебедева 

— Да, угу. Спасибо огромное! 

Е. Горская 

— Пользуясь случаем, да, всех благодарим. Сказкотерапия. Мы много говорим в этой студии о том, как важно помнить истоки. О том, как важно помнить, откуда мы — и в историческом значении, и вот, я так понимаю, в культурном. Это как раз то, о чем Ваш проект тоже, насколько я понимаю? 

С. Лебедева 

— Да, конечно.  

Е. Горская 

— А почему фольклор и вот эти все... как сказать... культурные коды, фольклорные коды так важны?  

С. Лебедева 

— Ну, потому что изначально на деревянных инструментах играли наши предки — на разных абсолютно. Ну, мы можем себе представить, что взял, сломал какую-нибудь веточку потолще, проделал в ней дырочки и дудишь. И всякие свистульки, свиристелки и так далее — вот все это создавалось людьми. Потом, гусли — вот невероятный инструмент. У меня два потрясающих гусляра, которые меняются и участвуют в сказкотерапии как раз, они сами делают гусли — какие-то совершенно диковинные, какие-то гусли-самогуды буквально! (Смеется.) То есть это оттуда, именно от истоков создания, вот эти гусли. И гусли сами по себе обладают целительной силой, такой энергией какой-то волшебной. То есть когда просто играется музыка на гуслях, то это оказывает благотворный эффект уже сам по себе, а когда это еще и соединено со словом, музыка и слово вообще — это невероятное такое соединение, которое обладает, мне кажется, вдвойне каким-то волшебным воздействием на ум, на душу человека, ее возвышает и помогает жить. Вот я так это чувствую. 

Е. Горская 

— У меня почему-то появилось сравнение с прогулкой по лесу. Потому что это все естественно. И эти дудки — да, но это же все было под руками. Тогда еще не было, правда, борщевика Сосновского, как сейчас, на каждом квадратном сантиметре... 

С. Лебедева 

— (Смеется.) Ой, ой! 

Е. Горская 

— ...токсичного и ядовитого. В принципе, все, что ты срываешь, из всего можно было сделать себе инструменты. Люди так и делали, и пастухи так и делали.  

С. Лебедева 

— Да, да! 

Е. Горская 

— Рожок, дудочка... Гусли — это, конечно, верх мастерства. Все естественно, все в каком-то спокойном темпе. Я, кстати, недавно читала... видела пэч-пэд(?), может быть, в сравнении это всплыло... Читала исследование, что в лесу, во время просто прогулки по лесу — не важно, за грибами, с собакой — у человека пульс на 20 пунктов уменьшается, спокойнее становится, давление стабилизируется просто... 

С. Лебедева 

— Да! Да!  

Е. Горская 

— Он может даже, ну, со своим телефоном идти по привычке... (Смеется.)  

С. Лебедева 

— Да.  

Е. Горская 

— Но, тем не менее, настолько вот терапевтично действует природа! Давайте поговорим об этом после небольшого перерыва. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». У нас в гостях актриса, педагог, автор и режиссер проекта «Сказкотерапия» Светлана Лебедева.  

Вновь в студии радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь Лиза Горская; актриса, педагог, режиссер и автор проекта «Сказкотерапия» Светлана Лебедева. Мы говорим о сказках. И вот как-то о природе заговорили.  

С. Лебедева 

— Угу.  

Е. Горская 

— Вы вначале сказали, что Ваш проект, явление сказкотерапия позволяет переключиться, что ли, выключиться из суеты... 

С. Лебедева 

— Да.  

Е. Горская 

— ...нашей привычной. Да, я думаю, что большинство наших слушателей — горожане, и, так или иначе, тоже страдают вот от этой включенности в эту беготню постоянную, какое-то клочное(?) восприятие мира, непонятно вообще о чем, бессмысленность существования. Так? 

С. Лебедева 

— Конечно.  

Е. Горская 

— И вот мы говорили о том, что это естественно, что это связано с природой.  

С. Лебедева 

— Угу.  

Е. Горская 

— И природа как бы помогает нам вернуть нашу целостность, что ли.  

С. Лебедева 

— Да-да-да. Абсолютно. И вот поэтому я очень люблю, когда в летний период времени сказкотерапия проходит у нас на природе — где-нибудь на опушке леса, на полянке, когда ты можешь сидеть на каком-нибудь пеньке! (Смеется.) Я сижу на пеньке, музыкант сидит на пеньке!  

Е. Горская 

— А зрители где сидят? 

С. Лебедева 

— А зрители тоже какие-нибудь, допустим, делают скамеечки, сидения в виде каких-нибудь стволов деревьев, пеньков и так далее. Кто-то что-то приносит с собой и сидит просто на траве. И как раз вот эта естественная среда — она позволяет проявить у зрителей еще большую вот эту, скажем так, природную память. И тогда все смыслы угадываются еще, скажем так, проще. Поэтому природа невероятно помогает. И мы тогда с переливами пения птиц, инструментов все это создаем в естественной атмосфере. И это все еще интереснее получается.  

Е. Горская 

— Угу. А сам вот жанр — нарративный, повествовательный —  он тоже же, наверное, помогает как-то выключиться из этой беготни нашей? 

С. Лебедева 

— Конечно, безусловно. И я хотела сказать о том, что у меня бывают, допустим, мастер-классы в каких-то учебных заведениях для студентов. Ну, в основном это для студентов творческих вузов, театральных вузов, когда... Ну, всем же будущим актерам, нужно уметь, естественно, скажем так, разбирать все смыслы, понятия в своих ролях и так далее. И вот это вот отношение к слову, прицельное внимание к нему — это как раз этому учит тоже сказкотерапия. То есть тут задача еще — и вот такая направленность, чтобы внимание перенаправить — что это за слово. Вот бейся до тех пор, как мы учились, пока ты не расшифруешь весь код, встроенный в слово, допустим. И это потом очень помогает. Это, опять-таки, раскрывает глубины и еще раз переформатирует все вот... Просто вот мозг начинает совершенно по-другому думать, по-другому видеть. Это будет образное мышление, воображение, что, например, для будущих актеров ну невероятно важно развить. Это тот же эмоциональный интеллект пробуждается просто. Потому что, как правило, в этом есть такой сейчас небольшой спад по этому поводу. Поэтому все приходится возрождать. И сказкотерапия здесь тоже невероятный помощник. Сейчас я написала тоже программу для того, чтобы преподавать это можно было бы просто как предмет даже, преподавать это было бы возможно в вузах, в колледжах, в школах и так далее. Потому что это образовательный проект. Духовно-исторический, нравственно-просветительский, вот скажем так. Все эти слова — они соответствуют, абсолютно без ложной скромности, вот как раз этому проекту.  

Е. Горская 

— А получается удерживать, захватывать внимание, особенно подростков? Потому что сейчас, мне кажется, вообще как бы время зрительского или читательского внимания сократилось, там, говорят, до двух секунд, а мне иногда кажется, что до какой-тот сотой доли секунды. Как-то все очень поверхностно, очень быстро: взглянул, показал, что понял, все — уже на что-то другое смотрю. Нет? 

С. Лебедева 

— Да, абсолютно так и происходит. Вот именно поэтому я считаю, что сейчас вот такой формат, как сказкотерапия, востребован именно потому, ч то мы должны как бы развернуть и время вспять, и сознание человека вспять. То есть это, скажем так, своего рода, вот, например, моя миссия. Потому что я это очень чувствую, и я понимаю, как это сделать психологически. Как настроить психику зрителя, человека, подростка, ребенка на то, чтобы он сам захотел открываться, открывать мир, открывать вот эти смыслы, чтобы он захотел отложить все свои какие-то бытовые, социальные, там, и так далее, технические истории. И чтобы он хотел посуществовать именно в режиме «здесь и сейчас», настоящего времени, когда раскрывается какой-то другой мир — через воображение и через образы. 

Е. Горская 

— А ведь это, наверное, очень захватывает? Столько только начать... 

С. Лебедева 

— Захватывает! Ой! Я так всегда... Ой... Нам вот Гарольд об этом говорил, и я тоже сейчас это испытываю... Я думаю: Боже мой, как же я завидую тем, кто впервые пришел... Дело не во мне здесь и не в музыканте, хотя у меня потрясающе талантливые музыканты участвуют в сказкотерапии, но дело даже не в том, а в том, что впервые они соприкоснутся с источником, впервые они будут это открывать. Поэтому их не остановить бывает. И когда меня спрашивают: «Сколько длится интерактив?», я говорю: «Друзья мои, все зависит от публики. Потому что бывает, что просто не остановить. И тогда приходится, естественно, двигать эту историю. Но, в основном, меня сейчас больше всего заботит, что, конечно... Взрослые очень много жалуются на детей, на подростков, что их сознание занято, опять-таки, теми же гаджетами и так далее, или, там, играми какими-то компьютерными.  

Е. Горская 

— Ну а кто виноват-то? 

С. Лебедева 

— В том-то и дело. Я вот смотрю, что, уважаемые, дорогие взрослые, родители! Ну, Вам вот сказка показывает и этот интерактив, что Вам не мешало бы начать с себя! Хотя бы элементарно читать, вдумываться в смыслы.  

Е. Горская 

— Жалобы на детей — вообще очень интересный жанр. Когда он появился-то? Мне кажется, это какая-то тоже наша советская отрыжка, когда люди жалуются на собственных детей, как будто не они их воспитывали, подавали им примеры, давали образование... 

С. Лебедева 

— Нет, не они, да, не они.  

Е. Горская 

— Как будто дети им уже готовые... Ну, удивительно. Я вот много над этим думала, и... Извините, что я так резко отвлекаюсь, потому что эта тема такая актуальная для меня. Мне кажется, это какая-то советская история все-таки. Постсоветская, когда привыкли, что кто-то воспитает детей, но не я — школа, партия, комсомол. 

С. Лебедева 

— Да. Это и сейчас у многих родителей такое ощущение — оно осталось. И поэтому еще раз повторюсь, что переформатировать сознание нужно. Вот с любовью, не навязывая...  

Е. Горская 

— Свое, в первую очередь. (Смеется.)  

С. Лебедева 

— Безусловно, свое, в первую очередь. То есть... А если ты в этом смысле что-то понял, хотя бы хоть что-то ощутил, прочувствовал, то, пожалуйста, уж не скупись, передай это другим.  

Е. Горская 

— Репертуар. Как будет развиваться Ваш репертуар? 

С. Лебедева 

— Репертуар уже имеет свое развитие. Это сказки народные или авторские. И это былины, это притчи, где тоже невероятное количество заложено каких-то удивительных совершенно историй. Даже вот в двух словах — можно рассказывать час, что заложено в этих, например, двух словах. Или в одном слове. Можно показывать. А можно спрашивать, и тебе будут рассказывать эти истории, то, что им приходит, зрителям. Это очень интересно. Это такое общение... Ну, мне кажется, это вот... В этом невероятная ценность — ценность человеческого общения здесь происходит. Поэтому репертуар предполагает. Это могут быть восточные сказки, не обязательно русские. Вот, опять-таки, звучит ханг. У меня есть потрясающий музыкант, с которым тоже мы работаем на разных площадках. Вот я тоже — я решила соединить. Думаю: ну а почему все время русские народные инструменты — и фольклорные, и так далее? Почему это не может быть соединение, например, русской сказки с какой-то, допустим, восточной музыкой, которая тоже пересекается как-то каким-то таким волшебным чудесным звучанием, так же воздействует на нейроны головного мозга, так же их перезагружает и так же создает атмосферу погружения? Вот что очень важно. Поэтому очень много всяческих разных идей. Лишь бы было где воплощать. Вот побольше хочется! Вот я бы каждый день, честно говоря, работала бы, играла бы сказкотерапию, каждый день открывала бы смыслы, общалась бы, помогала. Потому что и «Московское долголетие» тут удивительно совершенно заинтересовалось... Здесь, когда такие уже люди, скажем так, в возрасте, для них тоже эти смыслы очень интересны. То есть они, фактически, как дети на все это смотрят и раскрывают. Они же этого не слышали за свою большую жизнь — тоже каких-то таких моментов. Ну, к примеру, да?.. 

Е. Горская 

— Или слышали, но в детстве.  

С. Лебедева 

— Да. И поэтому публика может быть абсолютно разной. Но я считаю, что очень это нужно... Ну, если дети сами раскрывают это все, да? Если взрослые уже — ну, как-то так, по желанию, то подросткам, например... Это просто их нужно в этом смысле обязательно, ну как цветочки, окучивать.  

Е. Горская 

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». У нас в гостях актриса, педагог, автор, режиссер интересного проекта «Сказкотерапия» Светлана Лебедева.  

С. Лебедева 

— Спасибо.  

Е. Горская 

— Мы говорим о том, как. А давайте поговорим о том, с кем. Кто наша команда? Мы коснулись немножко музыкантов, гусляров. Но вообще кто эти люди? Сколько их, что ими движет? 

С. Лебедева 

— Это люди, которые, как и сказкотерапия, скажем так, приходят в мою жизнь, как-то так получается. Есть потрясающий музыкант Олег Переверзев — мультиинструменталист. Я впервые услышала такое словосочетание, но это означает, что он играет на множестве абсолютно различных фольклорных инструментов, и у него очень много всяческой тоже концертной деятельности. И я его привлекла тоже в проект к себе, и он с радостью откликнулся. Играет и на флейтах, и на каких-то дудочках-»свиристелках», как я их называю. Какие-то есть потрясающие новые для меня названия, сама открываю — например, пиман, там, двойной пиман. (Смеется.) Это звучит все как-то ну совершенно волшебно. И вот все это прослушав, я вдруг поняла, что очень хочется это все в проект. И как-то все так совпадает по Божьей милости, что мы сходимся, скажем так. И нам особо ничего не нужно делать, ничего готовить. Это в таком живом тоже формате. И никаких там строгих рамок, границ. То есть чем будет это живее, чем будет это больше по любви, скажем так, тем лучше, и эффект будет более целительный. Вот есть тоже потрясающий гусляр Владимир Борисов, который выпускает инструменты и живет где-то там, вообще в какой-то глубинке, чуть ли не в лесу, и приезжает... (Смеется.) То есть там напитывается всем этим.  

Е. Горская 

— То есть у него полное погружение?  

С. Лебедева 

— Полное погружение, да. И, в общем-то, совершенно потрясающие, какие-то настоящие люди, которые выглядят тоже так, совершенно необыкновенно. Если я, как городской житель, перевоплощаюсь в Василису Прекрасную (а я это делаю — надеваю костюм, длинный сарафан яркий, кокошник)... 

Е. Горская 

— Косу заплетаю. 

С. Лебедева 

— ...косу заплетаю обязательно... 

Е. Горская 

— Косу, да.  

С. Лебедева 

— ...да-да-да — ну, для того, чтобы это было интересно, то, мне кажется, им даже особо и перевоплощаться не надо. Они такие сказочные Бояны, такие герои русских таких былинных сказок выходят на сцену, и все.  

Е. Горская 

— Прямо из былин, из сказок?  

С. Лебедева 

— Абсолютно, да. Ну, и вот еще раз повторюсь, что вот это — моя команда, скажем так. И еще вот хочу сказать, что мне тоже очень интересны какие-то нестандартные решения новые. И есть потрясающий музыкант, он играет на ханге. И не только на ханге. Сейчас, кстати, это очень востребованный такой инструмент, совершенно чудесная, волшебная музыка. И у него есть тоже какие-то... я даже не знаю, как они называются, то есть я еще не изучила, но он перебирает в момент звучания сказки, он перебирает вот эти какие-то невероятные инструменты. Они индийские, они восточные. И они так похожи с русскими фольклорными, что это все тоже каким-то гармоничным, волшебным образом соединяется. И такое получается... Ну, такая какая-то волшебная... Я даже не знаю, как это назвать. Волшебные творения, которые, еще раз таки, опять-таки, воздействуют на психику, на душу.  

Е. Горская 

— Ну духовые инструменты — это же вообще что-то необычное. Я вот... Кстати, я хотела оговориться, что я даже слышала в исполнении профессоров консерватории ласковое название «дудки» применительно ко всем духовым инструментам. (Смеется.) Поэтому нет ничего страшного, что мы с Вами, может быть, не все их по названию знаем... 

С. Лебедева 

— Конечно. Но их столько! Да, у моих музыкантов их столько, что... И они все время приносят какие-то новые... И я сама вслушиваюсь, и для меня это тоже открытие. И струнные инструменты, не только духовые. Поэтому... И какие-то... Какие-то палочки... Вот музыкант Юрий Капля, с которым мы ездили в Новгород, в Великий Новгород, он играл на каких-то... Какие-то у него трещотки. Волынку вдруг достал в какой-то момент. А дудочек — их, знаете, ну, наверное, штук пятьдесят, одних каких-то дудочек, у которых разное звучание абсолютно.  

Е. Горская 

— Абсолютно разное, да.  

С. Лебедева 

— Да. И они просто знают уже сказку. И они... Просто я им доверяю полностью, и они просто ее сопровождают.  

Е. Горская 

— Угу.  

С. Лебедева 

— А еще хотела сказать, что иногда, когда мне невероятно везет, и ребята могут, в сказкотерапии принимает участие мужской хор — потрясающий ансамбль, которые поют русские народные песни. То есть тоже мы вставляем. Это такое невероятное звучание! Они поют как раз а капелла и поддерживают тоже сказкотерапию. И это тоже, в свою очередь, оказывает вот этот исцеляющий эффект.  

Е. Горская 

— А что за хор? 

С. Лебедева 

— Если можно, я пока не буду его... 

Е. Горская 

— Секрет? 

С. Лебедева 

— ...о нем говорить, да.  

Е. Горская 

— Главное, чтобы при этом музыканты на нас не обиделись, что мы (нрзб.) не сказали.  

С. Лебедева 

— (Смеется.) Нет, безусловно, мы, я думаю, что Вас обязательно пригласим, чтобы Вы сами услышали этот невероятный хор, и услышали музыкантов, и как-то тоже, может быть, с ними пообщались. И слушатели услышали «воочию», скажем так. 

Е. Горская 

— «Услышали воочию». «Воушную»! 

С. Лебедева 

— (Смеется.) 

Е. Горская 

— Давайте расскажем про планы, про проекты. Может быть, анонсируем, где будут следующие Ваши... как это сказать... представления, спектакли. Сказкотерапия.  

С. Лебедева 

— Ну, сейчас я рискнула, скажем так, подать эту всю историю на Президентский грант. Мы сейчас расписываем это все, пытаемся это все продвинуть как, еще раз, образовательный проект. Потому что я слышу жалобы со всех сторон о том, что образования не хватает, и я подумала, что, возможно, этот проект пригодится, и будет тогда понятно точно, где это возможно применять. И поскольку я создаю все сама — вот эти все возможности, где нам выступить, где это показать, будь то опушка леса или какой-то, допустим, зал в Москве, то есть это как-то вот пока... А, только что мы сыграли в «Есенин-центре». Проект тоже, благодаря художественному руководителю Владу Маленко мы там выступили. И... Ну, как-то вот находятся... Очень сложно загадывать, вообще не люблю планировать... То, что складывается... Есть какие-то намеки, скажем так. Но не хочется говорить о планах и даже анонсировать, как ни странно, потому что оно как-то должно по Божьей милости как-то само случиться. Вот, по крайней мере, с этим проектом. Чем больше какой-то такой свободы и веры в этом направлении, тем интереснее, необычнее и чудеснее оно случается.  

Е. Горская 

— Но, позвольте, может быть, кто-то захотел прийти на спектакль! 

С. Лебедева 

— Пожалуйста. Пожалуйста.  

Е. Горская 

— Что делать? 

С. Лебедева 

— Это все анонсируется, естественно, в соцсетях. 

Е. Горская 

— Где и как?  

С. Лебедева 

— Это анонсируется и в Инстаграме, на Фейсбуке, ВКонтакте. Поскольку я сама этим мало занимаюсь, продвижением, но мои помощники, мои друзья и те, кто заинтересован, они, конечно, очень стараются и рекламируют. И тогда приходят люди. И я всегда говорю, что вот кого Бог привел — слава Богу. И, как правило, это много людей. Это не пять человек, это всегда много людей — детей и взрослых. Потому что это, ну, новый формат. Это действительно, как мне говорят, это необычно, всем это интересно. Сейчас мне пришло письмо из Департамента культуры — тоже заинтересовался Департамент и хотят тоже как-то продвигать этот проект. Вот я жду личной встречи и надеюсь, что это тоже какой-то результат даст.  

Е. Горская 

— Запланированы какие-то спектакли, может быть, на лето?  

С. Лебедева 

— Запланированы.  

Е. Горская 

— Вообще, артисты летом отдыхают. 

С. Лебедева 

— А я нет! (Смеется.) Например, я совершенно тоже вот как бы так случайно подружилась с главой города Сочи, познакомилась на пресс-конференции. И рассказала ему про этот проект. И его помощники сразу со мной очень активно пообщались и предложили этот проект в пансионаты, санатории, например, города Сочи. То есть, есть вероятность, что мы поедем на Юг и будем там на природе вещать нашу сказкотерапию. К примеру.  

Е. Горская 

— А на Север, а на Восток планируете? 
С. Лебедева 

— С радостью, если позовут. Будем очень рады.  

Е. Горская 

— В Москве какие-то спектакли запланированы на ближайшее время?  

С. Лебедева 

— Ну вот на сегодняшний момент так вот, чтобы конкретно, нет. Но, еще раз говорю, что может быть сегодня звонок, может быть сегодня какое-то сообщение, когда вот позовут и скажут: «Мы хотим» — и то, что, в принципе, и случается. Поэтому я свободный художник. Мне нравится очень это состояние. И оно вот каким-то чудесным образом само все происходит, по-сказочному, с этим проектом.  

Е. Горская 

— А я все-таки странные вопросы задаю для конца театрального сезона: что у них запланировано на ближайшее время? Вообще-то, отдых должен быть запланирован. Какая у Вас мечта? 

С. Лебедева 

— Моя мечта — быть полезной людям. Востребованной с теми проектами, в которых я вижу смысл. И которые для людей не только творческих, но и абсолютно для простых людей вдруг будут являться какими-то невероятными открытиями. То есть «я туда еще не ходил, я там еще не был — ого, ничего себе, как тут у Вас, оказывается!». «А я-то думал — да ну, какая-то сказочка для деточек, а тут вон что!» И мое взрослое сознание вдруг начинает абсолютно по-другому видеть смыслы, по-другому я начинаю жить. То есть я выхожу со сказкотерапии, и я мало того, что исцелен, как мне очень многие говорят: «Я болела, еле пришла, но у Вас я прямо вот... Я исцелилась и выздоровела! Я теперь знаю, как мне жить, как мне быть, как действовать!». И это потрясающе. Вот то, что... Это моя мечта. Я бы хотела, чтобы вот так, с помощью моего творчества скромного вот такие были открытия и чудеса у людей.  

Е. Горская 

— Ну что ж, к сожалению, у нас программа заканчивается. Я очень надеюсь, что Вы к нам еще придете... 

С. Лебедева 

— С радостью. 

Е. Горская 

— ...отдохнув. И будете рассказывать, как удалось развить проект Ваш. И Ваша мечта каждый день играть спектакль сбудется. Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». У нас в гостях сегодня актриса Светлана Лебедева — педагог, автор и режиссер проекта «Сказкотерапия». Следите за проектом в соцсетях.  

С. Лебедева 

— Огромное Вам спасибо! Желаю Вам счастья, радости, любви. И новых открытий.  

Е. Горская 

— Всего доброго! До свидания! 

С. Лебедева 

— Всего доброго! Спасибо! 

Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Домашний кинотеатр
Домашний кинотеатр
Программа рассказывает об интересном, светлом, качественном кино, способном утолить духовный голод и вдохновить на размышления о жизни.
Имена милосердия
Имена милосердия
Эти люди посвятили свою жизнь служению близким: не просто жертвовали на благотворительность, а посвящали всех себя добрым делам. Чьи-то имена мы помним до сих пор, чьи-то нет, но их стоит вспомнить.
Притчи
Притчи
Притчи - небольшие рассказы, наполненные глубоким духовным смыслом, побуждают человека к размышлению о жизни. Они несут доброту и любовь, помогают становиться милосерднее и внимательнее к себе и к окружающим.
Псалтирь
Псалтирь
Андрей Борисович – увлеченный своим делом человек. А дело всей жизни нашего героя – это изучение Псалтыри, библейской книги царя Давида. Вместе с Андреем Борисовичем мы попадаем в различные житейские ситуации, которые для нашего героя становятся очередным поводом поговорить о любимой книге.

Также рекомендуем