Примирившись в 1408 году на реке Угре с Василием Димитриевичем, Витовт стал деятельно готовиться вместе с Ягайлой, с которым он тоже сблизился после своего поражения на Ворскле, — против Немецких рыцарей, не перестававших стремиться к захвату пограничных с Орденом Литовских земель, особенно же Жмудской, или Жемоитской волости, так как волость эта связывала владения рыцарей Немецкого ордена в Пруссии с владениями Ливонскими в одно целое. Рыцари также усиленно готовились к предстоящей борьбе и 15 июля 1410 года, противники сошлись друг с другом близ деревни Домровно в Пруссии.
Здесь произошла знаменитая битва между Славянами и Немцами на местности, носившей название Зеленого Поля (также Танненберг или Грюнвальд).
В состав рыцарского воинства, численностью до 100 тысяч человек, входили отряды, собранные со всех областей Германии, а также из Венгрии, Швейцарии, Голландии, Франции и даже Англии. Все эти отряды были превосходно вооружены и обучены ратному делу, причем обладали и многочисленной, но мало подвижной для действий в поле, артиллерией.
У Ягайлы и Витовта было тоже не менее 100 тысяч войска, из Русских, Поляков, Литовцев, Чехов, Тохтамышевых Татар, Моравов и Армян. Рать эта делилась на 91 хоругвь (в каждой до 300 человек конницы и около 800—1000 человек пехоты); при этом, из 51 Польской хоругви — семь состояло целиком из уроженцев Русских областей, подпавших под власть Польши ... а в 40 Литовских хоругвях только четыре было собственно Литовских, остальные же тридцать шесть были также чисто Русские, набранные из уроженцев Русских областей, подвластных Литве. Таким образом, Русские составляли большинство в собранной Польско-Литовской рати. Несмотря, однако, на это, начальниками над всеми чисто Русскими хоругвями были исключительно Польские и Литовские паны, и только тремя доблестными Смоленскими хоругвями, покрывшими себя, как увидим, в этот день неувядаемой славой, — предводительствовал князь Юрий Лугвениевич Мстиславский, в жилах которого текла Русская кровь, так как отец его князь Лугвений Ольгердович был женат на княжне Марии Димитриевне Московской, дочери Димитрия Донского.
У Ягайлы и Витовта были также взяты с собою пушки, отличавшиеся такою же малой подвижностью, как и Немецкие, но их было значительно меньше. Польско-Литовская рать уступала Немецкому воинству в смысле выучки, но зато значительно превосходила его в нравственном отношении, так как в рыцарской среде давно уже были утрачены прежние суровые добродетели Немецкого Ордена и вместо них — теперь царило безбожие, пьянство, обжорство, игра в кости и разврат.
Перед столкновением, осторожный и нерешительный Ягайло — пытался покончить дело мирными переговорами, но надменный великий магистр Немецкого Ордена Ульрих фон-Юнгинген с презрением отверг их и перед самой битвой послал с целью насмешки два меча Ягайле и Витовту. Причем принесший их держал им такое слово: «Пресветлейший король, великий магистр Прусский Ульрих прислал тебе два меча: один тебе, другой брату твоему, в помощь, чтобы ты не робел, но осмелился драться. Если тебе тесно, то великий магистр уступит тебе место». Ягайло, воздев глаза к небу, ответил, что Бог рассудит, кто прав.
Битва началась стрельбой артиллерии обеих сторон, причем пушкари действовали так неумело, что все снаряды пошли вверх, не причинив никому вреда. После этого, пылкий Витовт двинул вперед Татар на крестоносцев; Ягайло же расположился поодаль и все время молился, стоя с воздетыми к небу руками. Видя наступление Татар — рыцари, закованные в железо, стройно двинулись против них и быстро их опрокинули. Татары кинулись бежать; Витовт повел тогда в бой Литву и Жмудь, но рыцари опрокинули и их. Скоро все поле было усеяно бегущими, которых беспрестанно рубили Немцы. Никакие просьбы Витовта остановиться, никакие угрозы, даже удары, не помогали.
Спасли честь Польско-Литовских знамен — доблестные Русские войска. Три Смоленские хоругви, со всех сторон окруженные огромным количеством рыцарского войска, долго и мужественно отбивались, причем одна из них была поголовно истреблена, но не сдалась. Две же другие пробились с большими потерями и вышли на выручку к Польским хоругвям, которым приходилось плохо; Немцы добирались к королевскому знамени, выпавшему из рук знаменосца; в это же время и сам Ягайло был чуть не убит наскочившим на него смелым рыцарем. Своевременный выход доблестных Смолян на помощь Полякам, к которым направились затем на поддержку и другие Русские хоругви, — переменил положение дел на поле сражения.
Скоро Славяне со всех сторон окружили крестоносцев и довершили их поражение, радостно восклицая «Литва возвращается», при виде Витовта, ведшего с собой отряд своих беглецов. Великий магистр Ульрих был ранен два раза и, наконец, сбит с коня ударом рогатины по шее. Множество рыцарей падало на колени, моля о пощаде, но некоторые сами убивали друг друга, не желая попасть в руки врагов. Победа была самая полная. Взяты были все 52 Немецких знамени, все пушки и весь богатый обоз. Убитых крестоносцев было 18.000 человек; раненых до 30.000; пленных до 40.000; а разбежалось около 27.000. Такова была блистательная победа над Немцами, одержанная соединенными силами Славян, действовавших на Зеленом поле с редким единодушием и взаимной поддержкой, причем львиная доля славы выпала Русским хоругвям, особенно же трем Смоленским.
«Битва на Зеленом поле была одна из тех битв» — говорит историк Соловьев, — «которые решают судьбу народов: слава и сила Ордена погибли в ней окончательно». Битва эта показала также всему миру, что могут сделать соединенные силы Славянских народов. Прусские рыцари могли быть тогда совершенно уничтожены, и только чрезвычайная вялость Ягайлы после сражения дала возможность оправиться Ордену и продолжать еще свое существование в течение некоторого времени.
Ближайшим же следствием этой победы было усиление сближения Польши с Литвой, конечно за счет выгод Православного населения последней.
В 1413 году было созвано общее собрание или сейм для Поляков и Литовцев … недалеко от Владимира Волынского, где было выработано, так называемое, Городельское соединение или Унция, по которой Польша и Литва соединялись в одно государство, с тем однако, что Литва будет всегда иметь своего особенного великого князя и свое особенное управление; при этом, Литовское дворянство сравнивалось во всех своих правах с дворянством Польским ... Наконец, в Литве, по примеру Польши, устанавливались сеймы, или общие собрания дворян, для решения государственных дел. При этом, однако, всеми означенными преимуществами или «привилегиями» могли пользоваться только католики; Православные же или схизматики (еретики), как их презрительно называло Латинское духовенство, никаких прав не получали и никаких высших должностей занимать не могли.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер