Большого сожаления заслуживает факт, что до наших дней не сохранились оригинальные рукописи книг Священного Писания. Например, мы не обладаем текстом Евангелий, написанных рукой апостола Марка или Луки. Наиболее древней рукописью библейских книг сегодня считается так называемый «Синайский кодекс». Он относится к четвертому веку и представляет собой почти весь Ветхий завет и весь Завет Новый. Синайский кодекс по внешнему виду – это многочисленные листы пергамента на греческом языке.
До середины 19 века Синайский кодекс находился на Синайском полуострове в библиотеке монастыря Святой Екатерины. В 1844 году он был совершенно случайно обнаружен немецким ученым Константином фон Тишендорфом. Находясь в библиотеке монастыря Святой Екатерины, Тишендорф заметил подготовленные к уничтожению листы древней рукописи. Ими собирались растапливать печь. Рассмотрев вблизи листы пергамента Тишендорф обнаружил, что они являются текстом некоторых книг Ветхого Завета. Исследовав библиотеку, он обнаружил ещё много листов того же манускрипта, которые с разрешения монахов монастыря вывез в Европу и там опубликовал.
Публикация произвела фурор в ученых кругах Европы. Оказалось, что Тишендорфу удалось найти одну из наиболее древних рукописей Священного Писания. С этого момента монастырь святой Екатерины стал привлекать библеистов и просто любителей заработать на продаже древностей. В результате, местные монахи отказались с кем-либо общаться по поводу приобретения других манускриптов, хранящихся в библиотеке обители.
Отказали они и Тишендорфу. В 1853 году он вторично посетил монастырь в надежде приобрести остальные части кодекса. Однако без успеха. В 1859 году Тишендорф вновь приехал на Синай, заручившись поддержкой русского императора Александра II. Монахи вновь отказали Тишендорфу в возможности купить рукопись, но теперь хотя бы показали ее ученому. Тишендорф обнаружил, что у монахов имеется полная версия Нового Завета, датированная также 4 веком. Он очень хотел купить рукопись, но все что разрешили ему сделать – переписать строки текста рукописи.
Единственному покупателю, которому синайским монахи не могли отказать, был русский император. В 1869 году архиепископ Синайский Каллистрат Второй и граф Игнатьев подписали договор о продаже, согласно которому рукописи Ветхого и Нового заветов были переданы Российской империи за девять тысяч рублей (огромная сумма по тем временам). Кодекс после этого был размещен в Публичной библиотеке, где хранился до 1933 года.
В 1933 году Синайский кодекс был продан Советским правительством Британскому музею за 100 тысяч фунтов стерлингов. С тех пор большая часть Синайского кодекса хранится в Лондоне. Еще одна часть находится в Лейпциге – это те самые листы, купленные Тишендорфом во время первой поездки на Синай. Россия, к сожалению, потеряла уникальную реликвию. Тем не менее, сегодня каждый желающий может познакомиться с текстом Синайского кодекса, посетив специальный сайт в сети Интернет.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер