
Жили-были в одной деревне бык и осёл. Плохой им попался хозяин: кормил мало, а работать заставлял с утра до ночи.
Не выдержал такой жизни осёл, и однажды подговорил быка сбежать от хозяина в поисках лучшей доли. Дождались они, когда тот двери хлева забыл закрыть, да и убежали в лес.
Повстречалась им на лесной тропе мышь и спрашивает:
— Куда направляетесь, друзья?
— Мы убежали от злого хозяина, идем куда-нибудь подальше, будем пастись на свободе.
— Возьмите меня с собой! — попросила мышь. — Два дня тому назад мой хозяин пустил в дом кошку. Не сегодня-завтра попаду я к ней в лапы и пропаду.
— Ладно, садись на меня, а то мы спешим, — сказал осел.
Он прилег на один бок, и мышь быстро забралась к нему на спину.
— Зачем нам эта маленькая, никчёмная мышь? — возмутился бык.
— Не лень тебе её на себе таскать?
— Нисколько, — ответил осел. — Для дружбы не важно: мал друг ростом или велик.
Через несколько дней путники подошли к подножию горы и увидели поляну, густо заросшую кустам, травой и дикорастущим просо.
— Лучшего пастбища нам не найти! — обрадовался осёл и издал радостный крик.
Но лучше бы он этого не делал! Эхо от ослиного крика разнеслось далеко в горах и достигло стаи волков, рыскавших в поисках пищи.
Вожак стаи велел одному из волков сбегать и узнать, где осёл, и не один ли он?
Волк помчался к подножию горы и увидел одиноко пасущегося на поляне осла. Быка за кустами он не заметил, а мышь — тем более.
Сначала волк хотел сообщить о своей находке вожаку и товарищам, а потом подумал: «Вот ещё! Лучше я сам наемся досыта, я же первый его увидел».
— Пришёл твой последний час, сейчас я тебя съем! — сказал волк, выходя на поляну.
Осёл хоть и испугался, но не подал вида.
— Ничего не поделаешь, — сказал он спокойно. — Только учти: я сбежал от хозяина, потому что он меня плохо кормил, остались кожа да кости. Самое жирное и мягкое мясо у меня у задних ног, вот тут...
Осёл лёг на спину и показал, где у него самое вкусное мясо. Но как только волк приблизился и наклонил голову, осёл крепко зажал задними ногами голову волка.
Он совершенно не знал, что дальше делать, и тут на помощь ему пришла мышь. Она побежала к обидчику своего друга, стала разрывать у него под носом землю и бросать в глаза.
Обезумевший от страха и боли волк дёрнул изо всех сил свою голову и с воем побежал прочь. С перепуга волчья стая убежала так далеко, что потеряла к этой горе дорогу, а трое друзей остались спокойно жить на поляне.
Как говорится, маленький друг, да удаленький. Что бы осёл без мышки делал?
(по мотивам таджикской народной сказки)
Карло Коллоди «Пиноккио» — «Стать настоящим»

Фото: PxHere
Мы с детства помним приключения деревянного мальчика Буратино, описанные Алексеем Николаевичем Толстым. В основу повести Толстого легла сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио». Два текста сильно отличаются, ведь Толстой не просто перевёл книгу Коллоди, он активно её переработал.
В чём заключается одно из ключевых отличий между Пиноккио и Буратино? Буратино стремится завладеть золотым ключиком и отворить заветную дверцу. У Пиноккио другая цель. Он, невзирая на все свои недостатки, больше всего на свете мечтает стать настоящим, живым, а не деревянным, мальчиком.
И здесь на память приходит библейский текст. В книге пророка Иезекииля, одной из книг Ветхого Завета, в главе одиннадцатой, мы читаем следующее: «И возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце плотяное». Под плотяным сердцем подразумевается сердце, способное воспринять божественную благодать, иными словами, способное к подлинной жизни.
Святитель Филарет Московский, выдающийся проповедник девятнадцатого века, говорил, что человек не может сам изменить своего сердца, это возможно только для Создателя. А в наших силах горячо желать подобного изменения.
Самым заветным желанием героя Коллоди было из деревянного мальчика стать настоящим. Так ли пламенно и мы стремимся к тому, чтобы наши сердца стали настоящими и наполнились божественной благодатью?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение