Жили-были в одной деревне бык и осёл. Плохой им попался хозяин: кормил мало, а работать заставлял с утра до ночи.
Не выдержал такой жизни осёл, и однажды подговорил быка сбежать от хозяина в поисках лучшей доли. Дождались они, когда тот двери хлева забыл закрыть, да и убежали в лес.
Повстречалась им на лесной тропе мышь и спрашивает:
— Куда направляетесь, друзья?
— Мы убежали от злого хозяина, идем куда-нибудь подальше, будем пастись на свободе.
— Возьмите меня с собой! — попросила мышь. — Два дня тому назад мой хозяин пустил в дом кошку. Не сегодня-завтра попаду я к ней в лапы и пропаду.
— Ладно, садись на меня, а то мы спешим, — сказал осел.
Он прилег на один бок, и мышь быстро забралась к нему на спину.
— Зачем нам эта маленькая, никчёмная мышь? — возмутился бык.
— Не лень тебе её на себе таскать?
— Нисколько, — ответил осел. — Для дружбы не важно: мал друг ростом или велик.
Через несколько дней путники подошли к подножию горы и увидели поляну, густо заросшую кустам, травой и дикорастущим просо.
— Лучшего пастбища нам не найти! — обрадовался осёл и издал радостный крик.
Но лучше бы он этого не делал! Эхо от ослиного крика разнеслось далеко в горах и достигло стаи волков, рыскавших в поисках пищи.
Вожак стаи велел одному из волков сбегать и узнать, где осёл, и не один ли он?
Волк помчался к подножию горы и увидел одиноко пасущегося на поляне осла. Быка за кустами он не заметил, а мышь — тем более.
Сначала волк хотел сообщить о своей находке вожаку и товарищам, а потом подумал: «Вот ещё! Лучше я сам наемся досыта, я же первый его увидел».
— Пришёл твой последний час, сейчас я тебя съем! — сказал волк, выходя на поляну.
Осёл хоть и испугался, но не подал вида.
— Ничего не поделаешь, — сказал он спокойно. — Только учти: я сбежал от хозяина, потому что он меня плохо кормил, остались кожа да кости. Самое жирное и мягкое мясо у меня у задних ног, вот тут...
Осёл лёг на спину и показал, где у него самое вкусное мясо. Но как только волк приблизился и наклонил голову, осёл крепко зажал задними ногами голову волка.
Он совершенно не знал, что дальше делать, и тут на помощь ему пришла мышь. Она побежала к обидчику своего друга, стала разрывать у него под носом землю и бросать в глаза.
Обезумевший от страха и боли волк дёрнул изо всех сил свою голову и с воем побежал прочь. С перепуга волчья стая убежала так далеко, что потеряла к этой горе дорогу, а трое друзей остались спокойно жить на поляне.
Как говорится, маленький друг, да удаленький. Что бы осёл без мышки делал?
(по мотивам таджикской народной сказки)
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия