Шарль и Ивонна де Голль прожили вместе полвека. Их брак не был безоблачным. Скорее он напоминал испытания на прочность. Ивонна делила с мужем все тяготы, какие выпадают на долю больших военных и политиков. А грозный де Голль, которого боялись министры многих стран, дома был неисправимым романтиком. Ивонна ценила это в супруге больше всего.
Шарль с юности хотел жениться на девушке из хорошей семьи. Желание сбылось в 1921 году. Де Голль познакомился с Ивонной Вандру. Мадмуазель так понравилась Шарлю, что он пригласил её на бал выпускников своей военной школы. Отказать герою, который дрался на Первой мировой, был ранен, захвачен в плен и пять раз пытался бежать, Ивонна не могла. До их встречи она говорила, что никогда не выйдет замуж за военного. После праздника сказала родным: «Мне с ним не было скучно». А через несколько дней заявила: «Я выйду только за него». И вскоре для Шарля и Ивонны уже играли свадебный марш.
Медовый месяц молодожёны провели в Италии. А вернувшись в Париж, стали ждать появления своего первенца. Шарль учился в Высшей военной школе и, конечно, мечтал о мальчике. Так и случилось, у супругов родился сын. А спустя три года появилась дочь. Шарль оказался примерным семьянином и отчаянным трудоголиком. Даже на отдыхе его любимым занятием была работа. Жена относилась к этому с пониманием, и каждый раз, собираясь в поездку, укладывала в один чемодан вещи мужа, а в другой его книги.
В первый день нового 1928 года Ивонна родила дочь Анну. Но радость сменилась горем – девочка страдала умственной отсталостью. Ивонна была готова отказаться от всего на свете, лишь бы облегчить страдания дочери. А де Голль часто превращался с сиделку, чтобы дать хоть немного отдохнуть жене и срывался с манёвров домой всего на одну ночь только для того, чтобы спеть Анне колыбельную. Своему духовному отцу Шарль сказал: «Для меня и моей жены это большое испытание. Но Анна одновременно – моя радость и моя сила. Она – милость Божья в моей жизни. Она поддерживает во мне необходимость подчинения воле Бога». Дочь прожила двадцать лет. После её смерти Ивонна основала Фонд помощи больным детям.
Драма, которую пережили супруги, сблизила их ещё больше. Умевший принимать жёсткие решения на службе, в семье де Голль был нежнейшим отцом и мужем. Письма к жене, всегда начинались словами: «Моя дорогая, милая Аннушка!». Называть иначе женщину, которая не доставала ему даже до плеча, Шарль не мог. И мучился оттого, что взваливает на неё трудности, которые посылаются лично ему. Так, когда началась Вторая мировая война и де Голль, вставший на борьбу за свободу Франции, был вынужден уехать в Лондон, Ивонна не задавала вопросов. Получив письмо, в котором Шарль просил её немедленно приехать она, не жалуясь на судьбу, отправилась с сыном и дочерью в порт. Надежды на отплытие не было никакой, но им удалось сесть на последнее судно, отплывающее в Англию.
Не жаловалась Ивонна и в тот день, когда сидела вместе с мужем в автомобиле, который обстреляли боевики. Как де Голли выжили осталось загадкой, вся машина оказалась прошитой пулями. И снова Шарль не услышал от жены ни слова упрёка. Да и как упрекать человека, на жизнь которого покушались 31 раз и здоровье которого ей было важнее всего!
Недалеко от Парижа располагалось имение де Голлей. После войны оно оказалось разрушенным. Ивонна организовала восстановление дома ничуть не хуже, чем генерал де Голль восстановление всей Франции. Это имение стало для супругов любимым. Здесь они старели, здесь растили внуков.
Семейная жизнь де Голлей никогда не была предметом для сплетен и пристального внимания журналистов. О личной жизни четы известно очень немного. Но одно французы говорили всегда: если бы не Ивонна не быть де Голлю генералом и президентом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер