«Сестричество милосердия. Фестиваль „Белые крылья“». Анжела Геккиева, Алексей Конопатченков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Сестричество милосердия. Фестиваль „Белые крылья“». Анжела Геккиева, Алексей Конопатченков

* Поделиться

У нас в гостях были директор и заместитель директора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Анжела Геккиева и Алексей Конопатченков.

Мы говорили об училище, о том как развивается сестричество милосердия сегодня, а также о благотворительном фестивале «Белые крылья» в Марфо-Мариинской обители, и какое отношение к нему имеют студенты училища. Наши гости рассказали, как можно стать сестрой милосердия, и чем особенно важно такое служение в современном мире.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. У нас сегодня в гостях люди, которые расскажут нам о фестивале «Белые крылья», мероприятии, которое пройдет в воскресенье в рамках акции «Белый цветок». О «Белом цветке» нашим радиослушателям прекрасно известно, я сам не раз был на этих благотворительных событиях, слово мероприятия официозное, не очень подходит, всегда это очень живо, очень красочно, в разных частях Москвы проходило, и часто это на территории Марфо-Мариинской обители. В этом году в рамках «Белого цветка» состоится особая секция под названием фестиваль «Белые крылья». Что это такое, в чем особенность нам сегодня расскажут наши гости. У нас в гостях директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Анжела Геккиева. Добрый вечер.

Анжела Геккиева:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— И заместитель директора этого училища Алексей Конопатченков. Добрый вечер.

Алексей Конопатченков:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

Давайте с места в карьер. В воскресенье нас ждет фестиваль «Белые крылья». Как он связан с училищем сестер милосердия, что будет?

Анжела Геккиева:

— Фестиваль «Белые крылья» впервые организован в этом формате. Вы действительно сказали, что это в рамках акции «Белый цветок». Но для того чтобы подчеркнуть вклад студентов в традиции милосердия и благотворительности, было выделено отдельное мероприятие, и оно состоится 15 мая. Что будет на этом мероприятии, хотелось бы рассказать поподробнее. Первое, красивый концерт, который будет организован силами наших студентов. Второе, благотворительная ярмарка. Наши студенты, студенты всех медицинских колледжей Департамента здравоохранения города Москвы ежегодно делают какие-то поделки собственными руками, и этот год не исключение, в этом году огромное количество поделок уже собрано и эти поделки будут представлены на благотворительной ярмарке, и наши студенты покажут то, что они сделали своими руками. Самая интересная часть мероприятия — впервые будут организованы мастер-классы по оказанию первой помощи и по обучению населения навыкам по уходу за лежачими больными. Мастер-классов будет несколько. Лучшие студенты, преподаватели Свято-Димитриевского училища сестер милосердия будут обучать население навыкам первой помощи. Как правило, когда происходит какая-то экстренная ситуация, люди, даже если обладают теоретическими знаниями, реально не знают, как помочь больному или пострадавшему. А ситуации могут быть абсолютно разные. Например, на природе, сейчас весеннее время, шашлыки, и как показывает статистика, попадание инородного тела в виде куска мяса в дыхательные пути достаточно частое явление, и люди не знают, как помочь до приезда квалифицированной медицинской помощи. Такие навыки, как удаление инородного тела из дыхательных путей, оказание помощи при потере сознания, при отсутствии дыхания — все эти мастер-классы будут представлены на нашем мероприятии. Приходите, мы будем вас обучать.

Константин Мацан:

— Очень интересно, что мероприятие получается не только весенне-развлекательное, но и образовательное. Серьезная задача обучить этому.

Анжела Геккиева:

— Да, конечно. Мы очень стараемся, и наши студенты действительно уже обладают этими навыками и готовы поделиться с людьми.

Константин Мацан:

— Расскажите подробнее о самом Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, притом что это официальное учебное заведение Департамента здравоохранения Москвы, название Свято-Димитриевское, слово отсылает нас к святому православной церкви, к святому царевичу мученику Димитрию. Сестры милосердия в сознании людей нечто особенное, не просто медсестра, больше — не больше, но что-то еще помимо просто медсестры. Кто ваши студенты? Что заставляет людей идти не просто в медицинский колледж, а в такое образовательное учреждение, где название — Свято-Димитриевское училище сестер милосердия.

Анжела Геккиева:

— Алексей Вячеславович, об истории немножко расскажите создания.

Алексей Конопатченков:

— Училище было создано более тридцати лет назад инициативной группой во главе с владыкой Пантелеимоном, тогда протоиереем Аркадием Шатовым, и Александром Владимирович Флинтом.

Константин Мацан:

— Сейчас владыка Пантелеимон, я напомню нашим слушателям, хотя это хорошо известный факт, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Сейчас, по-моему, владыка Пантелеимон епископ Верейский.

Алексей Конопатченков:

— Совершенно верно. Тогда, в начале 90-х появилась необходимость в том, чтобы возрождать те традиции, которые были в нашей стране до революции. Делать это надо было целенаправленно и системно. Понятно, что для этого было очень важно создать училище, которое бы воспроизводило эти традиции. Это училище должно быть не только медицинским, поскольку медицинские училища у нас были, но и таким училищем, в котором об этих традициях говорили бы и их воспроизводили. Это училище первоначально было создано на базе первого медицинского колледжа. Потом потихонечку оформилось самостоятельное училище. В училище были введены такие предметы как духовные основы милосердия и нравственности медицины. Понятно, что эти дореволюционные традиции основывались на глубинных вещах, которые естественно связаны с религиозной жизнью народа. Мы понимаем, что вся культура была связана с этим. Поэтому то, как студенты воспитывались, явилось ноу-хау в нашей современной России. Эта возможность учиться и медицине профессиональной и духовным основам дала плеяду выпускников, которые трудятся сейчас в огромном количестве областей различных. Например, прежде всего, это медсестры, это старшие медсестры, это врачи, которые работают в Департаменте здравоохранения города Москвы, в других учреждениях, это профессиональные медики, которые доблестно несут свой долг. При всем при этом они кроме медицинского ухода, кроме медицинских манипуляций стараются видеть в человеке не только пациента, но и человека. Это очень важное понятие, потому что если говорить о профессиональной медицине, очень часто забывается отношение к человеку как личности. Здесь эта психологическая и духовная поддержка человека, который страдает в данный момент, является важной для наших выпускников, для наших студентов. Исторически сложилось так, что наши студенты и выпускники совместно со Свято-Димитриевским сестричеством стали заниматься уходом в Первой градской больнице, потому что училище расположено на территории Первой градской больницы, и наши сестры ходили туда помогать и ухаживать за больными.

Константин Мацан:

— Храм владыки Пантелеимона на территории Первой градской больницы, храм царевича Димитрия.

Алексей Конопатченков:

— Конечно. Храм возглавил такую работу. Это было очень важно в начале 90-х, потому что во многом в больницах умирали люди от ненадлежащего ухода, просто от его отсутствия, ухода не было люди долго лежали, у них появлялись пролежни, их, честно говоря, мало кто обрабатывал и умел обрабатывать в тот момент. Поэтому появление в больнице таких сестер по уходу, сестер милосердия дало положительную динамику, что многие из тех людей, которые могли бы умереть, начали выздоравливать. Это было важно и своевременно в тот момент. Студенты, когда учатся в училище сестер милосердия, ходят не только в больнице, но и в детские дома, в богадельни, ходят в дома-интернаты, в психоневрологические интернаты. Они ходят туда, чтобы учиться и смотреть, как можно помогать всем тем людям, которые нуждаются в помощи. Этот опыт помощи очень важен. Понятно, что мы можем вылечить человека, но иногда, если мы говорим о паллиативных больных или тех, кто лежит в хосписе, вылечить мы не можем. Но мы можем их поддержать и дать надежду на что-то светлое и очень важное, что они живут не просто так, а в их жизни есть большой смысл.

Константин Мацан:

— А то, что это училище сестер милосердия, значит ли, что туда принимают только представителей прекрасной половины человечества?

Анжела Геккиева:

— Нет, у нас учатся и мальчики. Хотелось бы сакцентировать внимание. Я директор не так давно в этом училище и, видимо, судьба как-то интересно распоряжается, я и директор Первого медицинского колледжа одновременно, как сказал Алексей Вячеславович, Свято-Димитриевское училище, действительно было в начале организовано на базе Первого колледжа, и сейчас так судьба слоилась, что я одновременно директор в двух образовательных организациях. Столкнулась с тем, что люди не очень хорошо представляют, что действительно обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия идет по Федеральным государственно-образовательным стандартам. Да, училище находится в историческом здании, с нами соседствует сестричество, храм, но в то же время, образование идет по Федеральному государственно-образовательному стандарту и выпускник получает диплом о среднем профессиональном образовании, квалификация «медицинская сестра». Сейчас в стандарте есть классификация не только медицинская сестра, но и медицинский брат для мальчиков, которые осваивают эту образовательную программу. Но действительно любой стандарт предполагает обязательные часы, которые реализуются в любом медицинском училище или в медицинском колледже на территории всей страны, и есть вариативные часы. Эти вариативные часы любая образовательная организация имеет право использовать в зависимости от своих потребностей. В нашем училище эти часы используются... сквозной нитью на протяжении всего периода обучения идут дисциплины нравственность и медицина, духовная основа милосердия. Студенты обладают уникальными особенностями, мне есть с чем сравнивать. Не мотивированные студенты не приходят учиться в медицину, они всегда хотят помогать людям. Но какая-то отличительная особенность студентов Свято-Димитриевского училища есть, они все равно одухотвореннее что ли, как-то так можно сказать. Действительно они отличаются, они мотивированы на то, чтобы помочь человеку, они добрее что ли. Есть с чем сравнивать, поэтому трогает до глубины души, когда с ними начинаешь общаться, интересные очень у нас дети.

Константин Мацан:

— Анжела Геккиева и Алексей Конопатченков, представители — директор и зам. директора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Департамента здравоохранения Москвы сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о фестивале «Белые крылья», который пройдет 15 мая на территории Марфо-Мариинской обители в рамках акции «Белый цветок». Фестиваль, в котором примут участие студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, как мы в начале программы услышали, проведут мастер-класс по оказанию первой помощи людям. На это мероприятие, на «Белые крылья» можно прийти не просто хорошо провести время, а еще и получить жизненно необходимые навыки, которые в какой-то ситуации могут оказаться действительно жизненно необходимыми, это не фигура речи. Говорим сегодня об этом феномене сестер милосердия, кто это такие, что за люди идут в это училище, как можно, если угодно обучить милосердию. Вы подчеркнули, что при таком церковном названии — Свято-Димитриевское училище сестер милосердия — это полноценное образовательное учреждение, дающее диплом медицинской сестры и медицинского брата. У меня лично есть знакомые, которые, окончив это Свято-Димитриевское училище, работают в крупнейших федеральных больницах Москвы медсестрами и, что называется, котируются наряду с выпускниками других государственных медицинских образовательных учреждений. К этому вопросу. Вы сказали, что в образовательной программе тема о медицине и нравственности, о духовных основах милосердия имеет значение, и каждый раз возникает вопрос, как этому можно научить? Как можно научить быть добрым, милосердным, как можно научить быть нравственным, если совсем радикально ставить вопрос? Как это происходит на практике?

Алексей Конопатченков:

— Очень интересно, что предметы духовной основы милосердия и нравственность и медицина в училище всегда читали священнослужители, священники с педагогическим образованием. Конечно же, на этих занятиях батюшки рассказывают о тех примерах милосердия, которые были исторически, из житий святых, примеры жизни новомучеников. Ярчайший пример — это подвиг новомученицы Татьяны Гримблит. Каждый год мы вспоминаем ее память и ездим на Бутовский полигон.

Константин Мацан:

— Расскажите подробней для тех, кто не знает.

Алексей Конопатченков:

— Эта женщина после революции посвятила свою жизнь тому, что заботилась о тех, кто арестовывался или попадал в ссылку. Все свои силы и все свои средства она тратила на то, чтобы этих людей поддерживать, потому что зачастую у них вообще не было никакой поддержки, и она посвящала себя этому удивительному подвигу практически полностью без остатка. И вот такой пример, который, наверное, можно сравнить с подвигом другой величайшей святой древнего мира, это Анастасия Узорешительница. Эти примеры проявились в истории новомучеников земли Русской во время гонений в Советском Союзе, и мы видим, что на этих примерах можно учиться. Мы можем привести другой величайший пример, это история жизни святителя Луки Войно-Ясенецкого. У нас вообще особая связь со святителем Лукой, потому что святитель Лука в нашем здании на территории нашего училища лежал в больнице и лечил глаза. Поэтому это имя для нас очень близко. У нас в училище есть отдельный музей и несколько витрин посвящены святителю Луке. Пример святителя Луки нас вдохновляет на то, что можно быть профессионалом врачом и при этом не только верующим человеком, но и священником, и человеком, который думает не только о земном, но и о небесном. Вообще, у нас в училище есть замечательный музей, который был создан энтузиастами во главе с Еленой Васильевной Крыловой, директором музея. Там собрано много артефактов, документов, предметов, связанных с историей медицины, начиная с первой половины 19-го века, потому что наше здание построено в конце 18 — начале 19-го, в 1803 году оно начало функционировать, как больница для бедных, первая больница, построенная Голицыным. Елена Васильевна и ее коллеги собирали все, что можно было собрать из этой эпохи, у нас много экспонатов, которые относятся к эпохе Крымской войны, к эпохе Николая Пирогова. Конечно, эти примеры... Мы понимаем с вами, что современная медицина, можно так сказать, рождалась в этот исторический период, в середине 19-го века. И во многом примеры сестер милосердия, которые собственной инициативой и собственным желанием хотели послужить ближнему во время Крымской войны, эти женщины фактически создали это движение, которое потом вылилось в институт медицинских сестер. Этот пример очень важен.

Константин Мацан:

— Интересно, я, кстати, не знал этого.

Алексей Конопатченков:

— Да, это интересно, потому что мы видим пример, когда гражданская инициатива выливается в важное направление медицинское научное. К сожалению, мало кто об этом знает. О врачах знают все, о Пирогове знают все, а о том, как выстраивалась медицина...

Константин Мацан:

— Мне кажется, что медсестры были всегда так же, как и врачи.

Анжела Геккиева:

— Получается, что всегда помощь больным, раненым оказывалась при церквях, при богадельнях. В середине 19-го века была создана Крестовоздвиженская община при церкви.

Константин Мацан:

— А где?

Анжела Геккиева:

— В Петербурге.

Константин Мацан:

— В Петербурге, в столице.

Анжела Геккиева:

— Дальше по инициативе Пирогова представителя этой Крестовоздвиженской общины они были привлечены, и был официально опубликован приказ о создании помощи больным и раненым во время Крымской войны. И это же время считается началом профессии медсестры на территории России. Сегодня 12 мая весь мир празднует Международный день медицинской сестры.

Константин Мацан:

— Слушайте, а я не знал. Вот позор мне! Я вас поздравляю тогда. Надо было сразу об этом сказать.

Анжела Геккиева:

— Спасибо. 12 мая день рождения Флоренс Найтингейл. Параллельно в этот же период времени на другой стороне, с Турции, Флоренс Найтингейл была инициатором оказания помощи раненым во время Крымской войны, и она в мире считается родоначальницей. Но эти процессы шли параллельно, с нашей стороны была Крестовоздвиженская община, с другой стороны Флоренс Найтингейл со своими... подвижниками, да?

Константин Мацан:

— Соратниками.

Анжела Геккиева:

— И вот они оказывали помощь раненым, ухаживали за ними. 12 мая теперь мы все празднуем, как день медицинской сестры.

Константин Мацан:

Мы об этом заговорили, о самом институте медицинских сестер, и я тоже хотел об этом спросить. Потому что, глядя даже своих знакомых, в том числе окончивших Свято-Димитриевское училище и много лет уже работающих тем, что называется казенно низшим медицинским персоналом, не врачами, а медсестрами.

Алексей Конопатченков:

— Средним медицинским персоналом.

Константин Мацан:

— Простите ради Бога, опять я ошибся, средним медицинским персоналом. Со стороны кажется, что человек, который имеет расположенность к медицине, должен стремиться быть врачом, но при этом я с удивлением вижу людей, которые свое призвание находят в том, чтобы быть тем самым средним медицинским персоналом. А говоря не казенно, сестрами и братьями медицинскими, сестрами милосердия, даже в этих словах сестра и брат есть что-то такое близкородственное, что-то, где ты хочешь лично себя отдать другому человеку, в чем-то послужить, оказаться ему ближним, сестрой или братом. Что вы здесь наблюдаете, это, правда, так? Что заставляет людей отдавать себя именно этому служению, и если совсем грубо говоря, не двигаться дальше — быть врачом, а оставаться на этой позиции, и что-то для себя находить именно здесь? Простите, если я спрашиваю как-то, я не хочу, чтобы это прозвучало каким бы то ни было пренебрежением к среднему медицинскому персоналу, я просто вижу подвиг.

Анжела Геккиева:

— Профессия медсестры это самодостаточная отдельная специальность, вот эта классификация среднее-высшее относится только к уровню образования, ни к коей мере не относится к должности и к тому призванию, которое выполняет человек на своей работе. Медицинских сестер по численности в десятки раз больше, чем лиц с высшим медицинским образованием, поэтому абсолютно не все наши выпускники стремятся получить высшее образование. Для подавляющего большинства выпускников годы, которые они провели в училище или в медицинском колледже, это годы их студенчества, и они не собираются поступать. Безусловно, есть определенный процент людей, но это не очень высокий процент, которые для того, чтобы понять, смогут ли быть врачами, пробуют себя в училище на должностях среднего персонала. Могу сказать однозначно и точно, что подавляющее большинство студентов хотят работать именно медицинскими сестрами или медицинскими братьями. Они видят себя в том, чтобы помогать больным, большую часть времени с пациентом находится именно средний персонал, ни в коей мере не врачи. У врачей более высокотехнологичные манипуляции, ограниченное время, врачи выполняют свою профессиональную функцию, а медсестра большую часть времени рабочего проводит непосредственно с пациентом, не только лекарством, инъекциями лечит больного, но и словом, и это не пустой звук. На самом деле, слова поддержки, которые говорят медицинские сестры в тот момент, когда пациент в этих словах нуждается, являются, это уже доказанный факт, жизнеспасающими словами.

Константин Мацан:

— Спасибо за этот ответ. Я еще раз подчеркну, что мне, как человеку, наблюдающему со стороны, было важно понять и услышать ту мотивацию людей, которые именно к этой профессии обращаются. Как вы справедливо и точно и подробно рассказали, полноценной профессии, которая требует больших умений, больших навыков и еще, мне кажется, большого сердца, как и многие профессии, связанные с помощью людям. Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Анжела Геккиева, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Алексей Конопатченков, заместитель директора этого училища. У микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.

Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Анжела Геккиева, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Департамента здравоохранения города Москвы, и Алексей Конопатченков, заместитель директора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Повод замечательный к нашему сегодняшнему разговору, я напомню, 15 мая, в это воскресенье, в Марфо-Мариинской обители с 11 утра до 2 часов дня пройдет фестиваль «Белые крылья». Этот фестиваль проходит в рамках уже известной благотворительной акции «Белый цветок», и в нем, в фестивале «Белые крылья», примут участие студенты Свято-Димитриевского училища и в частности обучат всех желающих оказанию первой помощи людям. Мы заговорили в конце прошлой части, я вам еще раз благодарен за такое подробное разъяснение о мотивации людей, которые хотят быть именно медсестрами и медбратьями. Алексей, я хотел бы вас спросить, как вы это видите? Вы с ними общаетесь тоже, вы слышите их слова, слышите, может быть, их жизненные ситуации, в которых они поступают в училище. Чем они мотивированы?

Алексей Конопатченков:

— Хотелось бы сказать о том, что поступают к нам достаточно разные ребята и девчата. В прошлом году к нам поступило целых 15 мальчиков, это рекорд для нашего училища. Они очень разные. Некоторые из них это детки из воцерковленных семей, которые очень много знают, много понимают, регулярно посещают службы. А некоторые детки из обычных семей, и у них, может быть, мало информации, мало знают о богослужениях, о богословии, о житиях святых, но, тем не менее, они хотят помочь, они искренне хотят научиться помогать ближнему. Этот интерес у них практически у всех есть. Конечно же, есть немножечко тех — они же еще маленькие после 9 класса — кто еще не разобрался в своей жизни. Но когда они попадают в эту удивительную среду, которая есть в училище, они начинают учиться, смотреть на старшие курсы, начинают проникаться тем духом, который есть в училище. Конечно, очень важно, что с первого дня обучения в училище, они посещают богослужения. Начинают разбираться, приобщаться к этому, читают на службе, поют службу, очень интересно и красиво слушать службы курса, по пятницам у нас проходит литургия курса, все курсы по очереди поют и читают службу. Это является мощным стимулом, чтобы разобраться, поучаствовать и замотивировать их.

Константин Мацан:

— А значит ли это, что есть какой-то ценз или отбор, что человек другой религии не может поступить или если поступит, ему будет очень некомфортно?

Алексей Конопатченков:

— У нас формально нет ограничений, к нам может поступать кто угодно. Но мы стараемся беседовать, у нас такие случаи были, мы говорим, что если ты у нас учишься, тебе придется участвовать в богослужениях, тебе придется быть со всеми в одном православном коллективе, и ты должен сам выбрать, хочешь ты у нас учиться или не хочешь учиться. Такое было и во многом ребята, которые понимали, старались разобраться, делали свой выбор. У нас в принципе открыто для всех училище и это важно, потому что есть люди, которые... в таком возрасте сложно разобраться и глубоко понять, какие-то глубокие вещи, и этот процесс происходит в течение всей учебы. Если мы посмотрим на выпускников, это замечательные детки, потому что они уже совершенно четко мотивированы на работу, на дальнейшую учебу. Мы говорили про врачей, мне кажется, что очень хорошими врачами становятся те, кто сначала отучился в медицинском училище, посмотрел на это изнутри, потом пошел учиться дальше на врача. Они зачастую видят весь процесс изнутри, и с позиции врача и медицинской сестры. У медсестры, как сказала Анжела Геккиева, есть больше возможности подойти к пациенту, помочь ему, а зачастую и спасти его. Эта мотивация, которую нужно понимать: ты можешь помочь, ты можешь навредить. К сожалению, сейчас об этом мало говорят, а это важно. Потому что каждый такой шанс, каждая встреча медсестры и пациента может привести как к хорошим последствиям, так и к печальным последствиям. Поэтому нужно использовать эту возможность, чтобы приободрить пациента и дать ему что-то светлое, чтобы он приободрился, и иногда это может значить не меньше медицинского вмешательства.

Константин Мацан:

— А есть случаи, когда вы знаете, когда человеку оказалось критически важным слово медсестры или медбрата, и это на что-то серьезно повлияло? Я задаю этот вопрос не потому, что сомневаюсь, что такие случаи были, я уверен, что они есть и много, а потому что, может быть, у вас есть какие-то истории, вас поразившие или зацепившие, и вы могли бы их рассказать. Тяжело вздохнули наши гости. Видимо, историй много, но рассказывать не все приличествует на публику.

Анжела Геккиева:

— Если говорить о научной доказанности слова, то конечно, мы понимаем, что такие специальные исследования наверняка не проводились, что какая-то критическая ситуация...

Константин Мацан:

— Я имею в виду, бывает же, пациент, выписываясь из больницы, сохраняет теплые отношения с медсестрой, созваниваются, списываются потом. Я знаю, что такое происходит в детских больницах, где медсестры активно общаются с родителями и с детьми. И потом переписка не прекращается, поддержка, общение, причем общение не какое-то высокодуховное: я их поддерживаю, потому что я им пишу, а просто живое человеческое участие двух людей, родителей и медсестры или медбрата, и это продолжается, это важно оказывается.

Анжела Геккиева:

— Безусловно, таких случаев много. Люди слова благодарности пишут не только лично, но и на официальные источники, мы об этом знаем. Я бы хотела сказать об отзывах по работе наших студентов. У нас образовательная программа длится три года десять месяцев. Поступают к нам дети на базе девяти классов, основное общее образование. И первый год, когда они учатся по программе, это так называемый школьный курс. Но уже начиная с первого курса наши студенты, студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия ходят в больницы, и, не имея еще никаких профессиональных знаний, просто проводят время с пациентами, читают книги, например, общаются, какие-то мелкие поручения выполняют. А дальше, когда начинается профессиональная образовательная программа и наши студенты накапливают какой-то профессиональный опыт, они реально оказывают помощь работающим медсестрам в уходе за больными, и уже неоднократные случаи были, когда такие пациенты ждут наших студентов, масса таких моментов наблюдается, обратная положительная связь приходит в училище, и мы гордимся нашими студентами. Студент по мере осваивания образовательной программы на втором курсе, получает по результатам второго курса свидетельство о профессии младшей медсестры по уходу за больными, и имеют право трудоустраиваться на должность младшего медперсонала в процессе, пока учатся, могут работать и применять свои профессиональные знания на профессиональном уровне. А дальше по мере взросления и накопления своего опыта, они к четвертому курсу на преддипломной практике оказывают профессиональную помощь всем пациентам, и мы обратную положительную связь знаем, получаем, очень гордимся нашими студентами.

Константин Мацан:

— Я в конце прошлой части произнес такое слово «подвиг», что для меня, как человека со стороны наблюдающего, работа медсестры, медбрата что-то такое очень важное, очень значимое, что-то особенное. Особенно сравниваешь со своей работой, когда приходится говорить в микрофон в уютной теплой студии, а там люди за руку держат тех, кому сейчас тяжело, делают все то, о чем вы рассказали. Но я уже воображаю, что если сейчас эту программу слушают мои знакомые, которые работают медсестрами, медбратьями, то они мне потом позвонят и настучат по голове и скажут, что ты говоришь: подвиг — мы это все не любим, — говорят они, эта романтизация и героизация им претит, насколько я знаю по их рассказам. Они говорят, что мы делаем свою работу, мы ее выбрали, не надо нас мифологизировать. Мне трудно все это объяснить, я не буду пытаться всю их логику высказывать и разбирать, просто факт в том, что часто им неприятно, когда их пытаются делать героями, мучениками, которые идут к тяжело больным. Они это делают не в этой тональности. Они идут работать туда, куда считают нужным, получают за это зарплату и трудности воспринимают как трудности их профессии. И это очень трезвая, здравая оценка себя и деятельности. Что вы об этом думаете, как вы с этим сталкиваетесь? Для вас такая тема существует?

Алексей Конопатченков:

— Два года назад наши выпускники были отправлены в красную зону для того, чтобы проходить практику, и там они столкнулись с реальной ситуацией, которая была в красных зонах. И они, конечно, очень сильно повзрослели за это время. Мы никогда не видели, чтобы за несколько месяцев детки настолько научились переживать, настолько профессионально выросли, и это было для нас здорово, был результат работы определенной. И для них тоже, они были повзрослевшие и когда они соприкоснулись с реальной болью в этих красных отделениях, со всем, что там происходило, они совершенно по-другому стали на все смотреть. Они необыкновенно выросли над собой, стали личностями, даже те, кто до этого были как-то в серединке, все стали личностями, которые понимают, зачем они идут, многие остались в красных зонах. Они пошли туда потому, что их туда позвали, они должны были пойти туда на практику, то есть ничего героического в этом не было, они просто пошли на практику, и там они с этим соприкоснулись. Но конечно, если со стороны смотреть с точки зрения пациентов... Я хотел бы рассказать еще одну историю, вы просили каких-то историй.

Константин Мацан:

— Да.

Алексей Конопатченков:

— Весьма показательная история. Несколько лет назад я проходил курсы повышения квалификации в другом колледже, нам рассказывали о том, как можно решать конфликты. У нас была замечательная преподавательница, у которой случилась семейная проблема, ее супруг попал в Первую градскую. Она делилась с нами этим и рассказывала, как она посещала в Первой градской своего супруга, и когда узнала, что я из Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, она сказала: Да? Я вам сейчас такое скажу. В отделении, где лежал ее супруг, лежал афроамериканец без определенного места жительства, скажем так, который не говорил по-русски. Понятно, что он был в достаточно запущенном состоянии, и эта преподавательница очень переживала за то, что, как же, к нему никто не подойдет, не объяснит. И когда она увидела, что сестры милосердия, наши выпускники подошли к нему, умыли его, постригли ногти ему, накормили его, почистили зубы. Он был весь довольный и чистый, и она сказала: вот это мотивация, это очень здорово, что такое есть, я очень сильно переживала за него, а тут, оказывается, есть сестры милосердия, которые о нем заботятся. Это было совершенно случайно, но это было очень ярко. На этом примере можно понять, зачем это нужно. Такие вещи зачастую показывают, зачем нужна сестра милосердия, то есть человек, который профессионально является медсестрой и относится с добром, с пониманием к тем людям, которым нужна помощь.

Анжела Геккиева:

— Я бы хотела дополнить. Безусловно, для работающей медсестры это ежедневный труд, ежедневное выполнение каких-то профессиональных обязанностей, но если мы оцениваем ситуацию со стороны, то я все равно искренне считаю, что это ежедневный геройский труд. Потому что люди зачастую, несмотря на свои проблемы, семейные вещи, которые их могут тоже тревожить, в момент, когда они находятся у постели больного, забывают обо всем внешнем мире и направляют все свое внимание, все свои знания, умения, и профессиональные навыки на то, чтобы облегчить боль и страдания пациента. И мы с вами тоже наверняка бывали в ситуациях, когда помощь требовалась нам или нашим близким и были свидетелями этому и не оценивать эту их ежедневную работу как героизм, я считаю, что нельзя. Я считаю, что это действительно подвиг ежедневный на рабочем месте.

Константин Мацан:

— Анжела Геккиева, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Департамента здравоохранения города Москвы, и Алексей Конопатченков, заместитель директора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вы сказали, мне кажется, важную вещь, что приходят очень молодые ребята после девятого класса, фактически еще дети. Если они, в том числе, сталкиваются с историями о милосердии из прошлого, вы упомянули мученицу Татьяну Гримблит, насколько, как вам кажется, сегодня молодой человек, школьник готов эти истории воспринять. Спрашиваю потому, что помню себя девятиклассником, и в голове все что угодно, только не служение ближнему. Во-вторых, спрашиваю потому, что преподаватели, особенно ВУЗовские, которые сегодня с детьми, со студентами работают, замечают, что даже 90-е годы для современных выпускников школ это уже история. То есть это ссылки на какое-то время, которое к ним, к нам, отношения не имеет, если не говорим о продвинутых студентах, интересующихся событиями новейшей истории России. С чем вы здесь сталкиваетесь, насколько для современного ребенка, допустим, подвиг новомучеников — это тема, которая цепляет?

Анжела Геккиева:

— Я больше двадцати лет преподаватель в колледжах медицинских и училищах, действительно, студенты каждый год разные. Но абсолютно точно могу сказать, что никогда в медицинский колледж или в медицинское училище не приходят немотивированные студенты. 99,9% студентов, которые уже учатся у нас, изначально выбирали медицину, понимая, что их склад характера, их посыл направлен на людей, на то, чтобы помогать людям. Вы бы видели их глаза, когда они с волонтерскими акциями ходят. Наши студенты ежегодно сдают кровь абсолютно безвозмездно в центрах переливания крови, наши студенты ходят в хоспис и помогают тяжелым больным, наши студенты берут подшефные детские дома, показывают концерты, дарят подарки детям на Новый год, просто так ходят общаются с детьми. И это не то, что мы преподаватели заставляем студентов это делать, это их добровольный посыл. И эти дети, как называет их Алексей Вячеславович, вырастают, становятся профессионалами, идут в медицину, и завтра будут работать в медицинских организациях, и эти качества никуда не деваются, наоборот приобретают сверху еще профессиональные качества и убеждения у людей. Я абсолютно четко понимаю, что не бывает у нас немотивированных студентов, поэтому любая информация, которая идет, ложится на это благодатное поле и дает свои ростки, однозначно.

Константин Мацан:

— Слава Богу. Алексей, вы как это видите?

Алексей Конопатченков:

— У нас с этого года начались регулярные экскурсии в музеи, и студенты из других колледжей к нам приходят и знакомятся с традициями милосердия. И мы, конечно, их наблюдаем, какие они приходят к нам на экскурсию, они совершенно самоуверенные, мы разные поколения, они совершенно по-другому мыслят, конечно же. Но то, что с ними происходит за этот час, они потрясающе меняются, когда они погружаются в эту историю, не знаю, что происходит на самом деле и что происходит у них в голове, но они остаются, задают вопросы, что это такое, как это происходило, покажите нам, как это было. Они настолько проникаются этим опытом, опытом служения, опытом помощи ближнему. Мне кажется, что есть вещи, которые затрагивают любого. Вопросы жизни и смерти, вопросы страданий, если с подростками об этом говорить честно, то в них тоже что-то просыпается. Конечно не во всех, мы понимаем, что во многих это как проснется, так и уснет. Но, может быть, через какое-то время все-таки они вспомнят об этом. Но большая часть студентов, которые идут в медицинские ВУЗы, мотивированные ребята, понимают, что они могут столкнуться, а некоторые уже сталкивались, с такими ситуациями, когда от их решения может зависеть жизнь человека. И когда они узнают какие-то конкретные исторические вещи, которые показывают, как можно помочь и как можно спасти человека, у них внутри все-таки что-то переключается. Как это происходит, удивительно. Конечно, это зависит от преподавателей, которые годами аккумулируют этот опыт и доводят его в той форме, которая позволяет воспринимать. Но очень важно, чем мы наполняем их образовательное пространство и их сознание. Потому что, как говорил Паисий Святогорец, дети это чистая магнитофонная лента, что ты на ней запишешь, хеви-метал или Византийскую музыку, тем они и будут жить. Поэтому от нас зависит, чем они будут заполнены. Конечно же, детки у нас замечательные.

Константин Мацан:

— У меня, может быть, немного философский вопрос, но мне интересно, что вы об этом думаете, как вы на это отреагируете. Я на одной конференции, не медицинской, а, скорей, богословско-исторической, слышал выступление. Докладчиком была медицинская сестра, и в дискуссии после доклада ее о чем-то спросили, и она произнесла фразу, которая меня потрясла, поразила и запомнилась. Она ежедневно работает с детишками, которые проходят лечение в Федеральной больнице в Москве, общается с родителями, делает в принципе все то, это я по рассказам знаю, что мы сегодня обсуждаем, что делают медицинские сестры и медбратья. И при этом она говорит, если спрашивают, что я могу реально дать человеку, я реально могу подать салфетку и подвинуть стул. Я потом спрашиваю, что это в вас такое смирение? Она говорит, нет, это реализм. Я даже для себя расшифровываю: я о себе много не думаю. Как вы на это реагируете, вам понятно, о чем она говорит?

Анжела Геккиева:

— Это ее сугубо личная точка зрения. Может быть, реально она действительно может подать салфетку и подвинуть стул. Но с каким выражением лица она это сделает, с каким посылом энергетическим, это зависит сугубо от человека. Я ни одного дня, например, не жалела, что я пошла преподавателем именно в медицинский колледж, и вижу наших студентов, и понимаю, что большинство идут потом в медицинские учреждения работать медицинскими сестрами. Они не могут поменяться кардинально, что сегодня они такие студенты понимающие, добрые, открытые, а завтра закрытый человек, который может нагрубить больному человеку — такой трансформации быть просто не может. Искренне абсолютно убеждена в том, что даже если подвинуть стул, все зависит от того, как именно это сделать, с каким взглядом, с каким выражением лица, с каким посылом к человеку. И эта обратная связь будет услышана пациентом и понята. Мы же всегда ощущаем пренебрежение, например, если оно идет в твою сторону. Мы все разные, и точка зрения может быть разная, и эффект от любого действия может быть разный, если мы делаем с положительной или с отрицательной энергией.

Константин Мацан:

— Алексей, а вы что думаете?

Алексей Конопатченков:

— Люди, которые попадают в больницу, находятся в таком состоянии, когда они оторваны от всего мира и чувствуют себя одиноко. Поэтому даже подать салфетку и поставить стул очень важно. Оказать уважение и любовь, это принципиально важно для человека в такой ситуации. И человек, когда почувствует это, может укрепиться, он может понять, что он не один, что ему помогают. Это касается очень многих вещей. Поэтому даже простые вещи делать с хорошим расположением важно. Кроме того можно и молиться за людей, когда ты ничем не можешь помочь уже, но хотя бы помолиться за этого человека, это тоже принципиально важно.

Константин Мацан:

— Я вам очень благодарен за эти слова, и вам, Алексей, и вам, Анжела, потому что вы говорите об одной и той же важной вещи. И я в этих словах, меня так поразивших, услышал, что когда мы говорим о работе медсестры, можем позволить себе назвать это подвигом, героизмом, служением. Мы за этими большими словами видим очень простые и понятные вещи и действия, но именно в них, в том, чтобы подать салфетку и подвинуть стул, это служение и выражается. Оно не абстрактное, не придуманное, в этих самых простых и важных действиях... Иногда самые простые вещи оказываются самыми важными, самыми необходимыми. Действительно, очень точно сказали, от того, как они сделаны, зависит очень многое, и то, что за ними стоит. Есть, о чем подумать.

Алексей Конопатченков:

— Я хотел бы еще сказать, что в нашем училище есть не только дневное отделение, где учатся детки, студенты, простите, после девятого класса.

Константин Мацан:

— Детки — очень хорошее слово.

Алексей Конопатченков:

— Но есть еще вечернее отделение, где учатся взрослые люди, у которых уже есть образование. Это принципиально важно, потому что эти взрослые люди зачастую являются волонтерами в каких-то организациях, каких-то фондах, они ухаживают за больными людьми, участвуют в каких-то социальных проектах, и для того, чтобы научиться помогать профессионально, они идут на вечернее отделение и получают среднее медицинское образование. Это взрослые мотивированные люди, с которыми даже интересней иногда, их интересней учить, чем детей, потому что у них есть собственный опыт, у них есть позиция, у них есть мотивация, зачем это нужно. Это показывает, что такое образование нужно не только выпускникам школ, но и взрослым людям, которые хотят посвятить себя служению ближнему.

Константин Мацан:

— Ну и давайте мы напомним, что получить первые навыки оказания первой помощи могут все желающие, кто придет на фестиваль «Белые крылья», о котором мы, в том числе, сегодня говорили, который пройдет 15 мая, в ближайшее воскресенье, в Марфо-Мариинской обители, с 11 до 14-00 в рамках благотворительной акции «Белый цветок». В фестивале «Белые крылья» примут участие студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, и повторюсь, проведут для всех желающих мастер-классы по оказанию первой помощи людям, оказавшимся в беде. Директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Анжела Геккиева и заместитель директора этого училища Алексей Конопатченков сегодня были с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Спасибо огромное за эту беседу. У микрофона был Константин Мацан. До свиданья.

Анжела Геккиева:

— До свиданья.

Алексей Конопатченков:

— До свиданья.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем