Бывают в жизни тяжелые периоды, когда очень хочется отключиться от своих бед и проблем, как говорится, выключить мозг. Когда даже умные книжки читать тяжело, потому что от умных книжек мозг не отключается, а иногда просто внимание настолько не хочет концентрироваться, что ты читаешь — и только с третьего раза понимаешь о чем. Моя подруга в период развода целый год сидела дома и читала детективы Агаты Кристи. По много часов в день, таким образом забываясь и уходя из реальности. Пока тебя нет в этой реальности — некоторая часть боли успевает переработаться мозгом, ты возвращаешься — и как будто боли и обиды уже на один детектив меньше. Так как я не очень люблю детективы, я спасалась от своих неприятностей посредством сериалов. Я выбирала такие типовые сериалы из множества серий, где ты сидишь и с экрана на тебя льется милая, жизнерадостная, активная жизнь каких-нибудь друзей или подруг. Конечно, она, эта жизнь, не обходится без проблем, иначе не было бы как говорят — драматургии. Но суть в том, так им мило и уютно оттого, что они собираются вместе, все обсуждают, помогают друг другу — одним словом, спасаются настоящей истинной дружбой. Эти сериалы, плюс минус чувство юмора, плюс минус некоторое количество интеллекта — и конечно, если бы мы в жизни так искрометно и непрерывно шутили как в этих фильмах — про нас тоже можно было бы непрерывно снимать сериалы. Просто ходи за нами целый день и снимай, как мы существуем в прекрасных отточенных диалогах. Но при всей неправдоподобности таких вещей они почему-то здорово вынимали меня из моих печалей. И я задумалась: что в них такого замечательного, что подбрасывает немного серотонина в мой оскудевший на радости мозг? И как мы спрашивается раньше жили без этих бесконечных сборищ иностранных друзей, каждый вечер уводящих нас в свою компанию? И я поняла! Дело в том, что раньше, то есть в таком раньше, которое не знают даже мои дети, как говорят — в нашем советском прошлом — мы сами были этими друзьями, которые собирались конечно на кухне — и вели бесконечные беседы — об умном или о жизни или о смешном или обо всяком таком высоком и творческом. По телику показывали в основном скукотищу, девайсов и мобильников не существовало, и наши сборища носили исключительно кухонный характер. Видимо, поэтому я испытываю такое умиление и ностальгию, когда смотрю как мои английские или американские киногерои сидят и просто разговаривают — не на кухне разумеется, это наше, русское, место — а по кафешкам и пабам, гостиным и ресторанам. С того момента, как я осознала это, я поняла, что надо возвращаться на кухни. Да-да, сидеть и разговаривать, и друг другу давать советы, даже если они бесполезные, зато душевные, пытаться вместе решить личные и общественные проблемы друг друга, жаловаться, рассказывать, смеяться, подшучивать и конечно горевать вместе когда надо. Моему старшему сыну повезло — у него сериал «Друзья» существует в реальности, так уж сложилась его компания школьных, церковных, университетских и прочих ребят. Мне рядом с ними и посидеть приятно, они умные и остроумные, они чего-то хотят в жизни и им интересно обсуждать Бога и культуру, выходные и проблемы с девушками, работу и книги. Так я поняла, что очень, очень важно восстанавливать кухонные традиции — не обязательно на кухне. Даже в моем возрасте. Даже с моими возможностями лежать и смотреть сериалы в компьютере. И я так делаю, я работаю над собственным сериалом «Друзья». Жаль, вы не увидите его на экранах!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер