Бывают в жизни тяжелые периоды, когда очень хочется отключиться от своих бед и проблем, как говорится, выключить мозг. Когда даже умные книжки читать тяжело, потому что от умных книжек мозг не отключается, а иногда просто внимание настолько не хочет концентрироваться, что ты читаешь — и только с третьего раза понимаешь о чем. Моя подруга в период развода целый год сидела дома и читала детективы Агаты Кристи. По много часов в день, таким образом забываясь и уходя из реальности. Пока тебя нет в этой реальности — некоторая часть боли успевает переработаться мозгом, ты возвращаешься — и как будто боли и обиды уже на один детектив меньше. Так как я не очень люблю детективы, я спасалась от своих неприятностей посредством сериалов. Я выбирала такие типовые сериалы из множества серий, где ты сидишь и с экрана на тебя льется милая, жизнерадостная, активная жизнь каких-нибудь друзей или подруг. Конечно, она, эта жизнь, не обходится без проблем, иначе не было бы как говорят — драматургии. Но суть в том, так им мило и уютно оттого, что они собираются вместе, все обсуждают, помогают друг другу — одним словом, спасаются настоящей истинной дружбой. Эти сериалы, плюс минус чувство юмора, плюс минус некоторое количество интеллекта — и конечно, если бы мы в жизни так искрометно и непрерывно шутили как в этих фильмах — про нас тоже можно было бы непрерывно снимать сериалы. Просто ходи за нами целый день и снимай, как мы существуем в прекрасных отточенных диалогах. Но при всей неправдоподобности таких вещей они почему-то здорово вынимали меня из моих печалей. И я задумалась: что в них такого замечательного, что подбрасывает немного серотонина в мой оскудевший на радости мозг? И как мы спрашивается раньше жили без этих бесконечных сборищ иностранных друзей, каждый вечер уводящих нас в свою компанию? И я поняла! Дело в том, что раньше, то есть в таком раньше, которое не знают даже мои дети, как говорят — в нашем советском прошлом — мы сами были этими друзьями, которые собирались конечно на кухне — и вели бесконечные беседы — об умном или о жизни или о смешном или обо всяком таком высоком и творческом. По телику показывали в основном скукотищу, девайсов и мобильников не существовало, и наши сборища носили исключительно кухонный характер. Видимо, поэтому я испытываю такое умиление и ностальгию, когда смотрю как мои английские или американские киногерои сидят и просто разговаривают — не на кухне разумеется, это наше, русское, место — а по кафешкам и пабам, гостиным и ресторанам. С того момента, как я осознала это, я поняла, что надо возвращаться на кухни. Да-да, сидеть и разговаривать, и друг другу давать советы, даже если они бесполезные, зато душевные, пытаться вместе решить личные и общественные проблемы друг друга, жаловаться, рассказывать, смеяться, подшучивать и конечно горевать вместе когда надо. Моему старшему сыну повезло — у него сериал «Друзья» существует в реальности, так уж сложилась его компания школьных, церковных, университетских и прочих ребят. Мне рядом с ними и посидеть приятно, они умные и остроумные, они чего-то хотят в жизни и им интересно обсуждать Бога и культуру, выходные и проблемы с девушками, работу и книги. Так я поняла, что очень, очень важно восстанавливать кухонные традиции — не обязательно на кухне. Даже в моем возрасте. Даже с моими возможностями лежать и смотреть сериалы в компьютере. И я так делаю, я работаю над собственным сериалом «Друзья». Жаль, вы не увидите его на экранах!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.