«Сердце не камень» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Сердце не камень»

* Поделиться

«Сердце не камень», творческое объединение «Экран», Режиссер Леонид Пчелкин

— Никакого завещания не нужно. Мне дяденька всё оставит. Я единственный наследник по мужской линии. И потому ещё, что в надежде на дяденькино наследство я всё своё состояние прожил.

— А кто тебе велел?

— Ой. Не разговаривай. Если дяденька мне ничего не оставит, меня объявят несостоятельным и... со всем последствиями.

Большой переполох устроил богатый московский купец Потап Потапыч Каркунов. Он созвал родственников, чтобы составить и огласить завещание. Племянник купца, Константин Лукич — кутила, транжира, и вообще не самый приятный тип — очень надеется, что дядя оставит миллионы ему. Но в глубине души его гложет страх. Вдруг старик решит отписать состояние своей супруге — Вере Филипповне? А на что оно ей? Из дому почти не выходит — только в церковь. Все деньги на милостыню нищим потратит! Словом, момент наступил ответственный. И для разорившегося Константина Лукича — решающий. Чтобы завладеть дядюшкиным наследством, он готов на всё. В таких обстоятельствах завязывается сюжет замечательного фильма «Сердце не камень». Одноимённую пьесу Александра Островского экранизировал в 1989 году режиссёр Леонид Пчёлкин. К сожалению, фильм, который снимался специально для телевидения, по каким-то причинам не слишком часто появлялся на экранах. И многим зрителям, вероятно, не знаком. Между тем, картина получилась великолепная. От некоторых режиссёров можно услышать мнение, что пьесу довольно сложно превратить в художественный фильм. Что, так или иначе, в нём будет чувствоваться некий театральный пафос. Однако Леониду Пчёлкину, как мне кажется, удалось этого избежать. Его экранизация получилась цельной и органичной. Это лента с увлекательным, динамичным сюжетом, которая смотрится на одном дыхании.

Любопытно, что Островский называл свою пьесу комедией. Конечно, некоторые ситуации в ней можно было бы условно назвать комическими. Но в целом «Сердце не камень» — это, безусловно, драма. Сильная, глубокая, раскрывающая перед зрителями великую силу человеческого духа и веры. Режиссёр Леонид Пчёлкин мастерски сумел воплотить непростую задачу на экране. В этом ему помогли прекрасные актёры — Елена Яковлева, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Наталья Гундарева.

Но вернёмся к сюжету картины. Как и опасался племянник, купец Потап Потапыч Каркунов решил всё оставить супруге, Вере Филипповне. С одним условием — после его кончины она никогда больше не пойдёт замуж. Вера Филипповна вышла за купца по воле матери, совсем юной девушкой, бесприданницей. Супруг был намного её старше. Теперь ей всего-то тридцать лет. Тогда как муж — уже глубокий старик. Однако он любит повеселиться. Почти каждый вечер — рестораны, цыгане, азартные игры. Но Вера Филипповна на судьбу не ропщет. Она благочестива, всей душой верит в Бога. Мужа чтит и строго хранит ему верность. Хотя свободомыслящие родственницы и намекают ей время от времени, что глупо запирать себя в четырёх стенах ради старика-самодура. Тем более что совсем рядом с Верой Филипповной живёт человек молодой и красивый. Приказчик мужа по имени Ераст. И он, кажется, действительно неравнодушен к хозяйке. Это замечает Константин Лукич. Он сулит приказчику большие деньги и уговаривает опорочить наивную Веру Филипповну в глазах дядюшки. Тогда никакого наследства Потап Потапыч ей, конечно, не оставит.

Разумеется, у героини и в мыслях не было принимать ухаживания приказчика. Тогда он прибегает к последнему средству — грозится свести счёты с жизнью и шантажом добивается, чтобы Вера Филипповна согласилась вечером прийти к нему в контору. Расчёт был прост: как только она переступит порог, там появится Константин Лукич. И доложит обо всём Потапу Потапычу. С этого момента перед нашими глазами начинает разворачиваться картина удивительного действия Божьего промысла. Именно так видит ситуацию Вера Филипповна. В одном из эпизодов она говорит об этом Ерасту, чей совместный с Константином Лукичом план вдруг пошёл совсем не по сценарию...

- Ты меня обмануть хотел. А Бог меня помиловал. Стало быть, мне жаловаться не на что. Хоть сто раз меня обмани, а людей любить я не перестану.

Драматург Островский упоминал, что такие женщины, как Вера Филипповна — чистые, всепрощающие, милосердные — являются его идеалом. Однако мне думается, что режиссёр Леонид Пчёлкин в своём фильме «Сердце не камень» не собирался превращать героиню в некий недосягаемый образ. Наоборот, её примером он показал нам, как нужно жить здесь и сейчас — исполнять свой долг, надеяться на Бога, и верить, что Он каждую минуту рядом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем