
«Сердце не камень», творческое объединение «Экран», Режиссер Леонид Пчелкин
— Никакого завещания не нужно. Мне дяденька всё оставит. Я единственный наследник по мужской линии. И потому ещё, что в надежде на дяденькино наследство я всё своё состояние прожил.
— А кто тебе велел?
— Ой. Не разговаривай. Если дяденька мне ничего не оставит, меня объявят несостоятельным и... со всем последствиями.
Большой переполох устроил богатый московский купец Потап Потапыч Каркунов. Он созвал родственников, чтобы составить и огласить завещание. Племянник купца, Константин Лукич — кутила, транжира, и вообще не самый приятный тип — очень надеется, что дядя оставит миллионы ему. Но в глубине души его гложет страх. Вдруг старик решит отписать состояние своей супруге — Вере Филипповне? А на что оно ей? Из дому почти не выходит — только в церковь. Все деньги на милостыню нищим потратит! Словом, момент наступил ответственный. И для разорившегося Константина Лукича — решающий. Чтобы завладеть дядюшкиным наследством, он готов на всё. В таких обстоятельствах завязывается сюжет замечательного фильма «Сердце не камень». Одноимённую пьесу Александра Островского экранизировал в 1989 году режиссёр Леонид Пчёлкин. К сожалению, фильм, который снимался специально для телевидения, по каким-то причинам не слишком часто появлялся на экранах. И многим зрителям, вероятно, не знаком. Между тем, картина получилась великолепная. От некоторых режиссёров можно услышать мнение, что пьесу довольно сложно превратить в художественный фильм. Что, так или иначе, в нём будет чувствоваться некий театральный пафос. Однако Леониду Пчёлкину, как мне кажется, удалось этого избежать. Его экранизация получилась цельной и органичной. Это лента с увлекательным, динамичным сюжетом, которая смотрится на одном дыхании.
Любопытно, что Островский называл свою пьесу комедией. Конечно, некоторые ситуации в ней можно было бы условно назвать комическими. Но в целом «Сердце не камень» — это, безусловно, драма. Сильная, глубокая, раскрывающая перед зрителями великую силу человеческого духа и веры. Режиссёр Леонид Пчёлкин мастерски сумел воплотить непростую задачу на экране. В этом ему помогли прекрасные актёры — Елена Яковлева, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Наталья Гундарева.
Но вернёмся к сюжету картины. Как и опасался племянник, купец Потап Потапыч Каркунов решил всё оставить супруге, Вере Филипповне. С одним условием — после его кончины она никогда больше не пойдёт замуж. Вера Филипповна вышла за купца по воле матери, совсем юной девушкой, бесприданницей. Супруг был намного её старше. Теперь ей всего-то тридцать лет. Тогда как муж — уже глубокий старик. Однако он любит повеселиться. Почти каждый вечер — рестораны, цыгане, азартные игры. Но Вера Филипповна на судьбу не ропщет. Она благочестива, всей душой верит в Бога. Мужа чтит и строго хранит ему верность. Хотя свободомыслящие родственницы и намекают ей время от времени, что глупо запирать себя в четырёх стенах ради старика-самодура. Тем более что совсем рядом с Верой Филипповной живёт человек молодой и красивый. Приказчик мужа по имени Ераст. И он, кажется, действительно неравнодушен к хозяйке. Это замечает Константин Лукич. Он сулит приказчику большие деньги и уговаривает опорочить наивную Веру Филипповну в глазах дядюшки. Тогда никакого наследства Потап Потапыч ей, конечно, не оставит.
Разумеется, у героини и в мыслях не было принимать ухаживания приказчика. Тогда он прибегает к последнему средству — грозится свести счёты с жизнью и шантажом добивается, чтобы Вера Филипповна согласилась вечером прийти к нему в контору. Расчёт был прост: как только она переступит порог, там появится Константин Лукич. И доложит обо всём Потапу Потапычу. С этого момента перед нашими глазами начинает разворачиваться картина удивительного действия Божьего промысла. Именно так видит ситуацию Вера Филипповна. В одном из эпизодов она говорит об этом Ерасту, чей совместный с Константином Лукичом план вдруг пошёл совсем не по сценарию...
- Ты меня обмануть хотел. А Бог меня помиловал. Стало быть, мне жаловаться не на что. Хоть сто раз меня обмани, а людей любить я не перестану.
Драматург Островский упоминал, что такие женщины, как Вера Филипповна — чистые, всепрощающие, милосердные — являются его идеалом. Однако мне думается, что режиссёр Леонид Пчёлкин в своём фильме «Сердце не камень» не собирался превращать героиню в некий недосягаемый образ. Наоборот, её примером он показал нам, как нужно жить здесь и сейчас — исполнять свой долг, надеяться на Бога, и верить, что Он каждую минуту рядом.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











